- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информационным технологиям в профессиональной деятельности для специальности 38. 02. 01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа по информационным технологиям в профессиональной деятельности для специальности 38. 02. 01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеснокова В.С. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины
16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-
возможности системы электронных таблиц для анализа хозяйственной деятельности и решения финансовых задач;
-
назначение систем автоматизации бухгалтерского учета и порядок работы в них;
-
основные технологии электронных коммуникаций;
уметь:
-
пользоваться программным обеспечением для решения профессиональных задач.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 120 час, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
-
обязательной аудиторной практической работы обучающегося 38 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
76
в том числе:
практические занятия
38
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников [1], [2] [3], конспектом лекций;
выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);
подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам
38
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в экономической отрасли (36 ч.)
Тема 1.1 Применение ИКТ в экономической отрасли. Классификация информационных технологий
Содержание учебного материала
2
1
Применение ИКТ в экономической отрасли
Классификация информационных технологий
Самостоятельная работа учащихся
2
Подготовка данных для презентации "Роль и место ИКТ в экономической отрасли"
Тема 1.2. Роль и место информационных систем в экономической отрасли.
Содержание учебного материала
2
Роль и место информационных систем в экономической отрасли
Использование информационных систем в экономической отрасли
Тема 1.3. Аппаратно-техническое и программное обеспечение ИКТ. Автоматизированные рабочие места (АРМ).
Содержание учебного материала
4
Аппаратно-техническое и программное обеспечение ИКТ
Автоматизированные рабочие места (АРМ)
Самостоятельная работа учащихся
2
Подготовка презентации на тему: Роль и место ИКТ в экономической отрасли.
Тема 1.4. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в экономической отрасли и бухучёте
Содержание учебного материала
4
Основное ПО и прикладное программное обеспечение.
Прикладное ПО в экономической отрасли и бухучёте.
Тема 1.5. Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство.
Содержание учебного материала
4
Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Практические работы | 10 | 2 |
Обработка документации экономической отрасли. Делопроизводство. Финансово-экономический анализ в системе электронных таблиц MS Excel 2007. Использование статистических функции в бухучёте. Подбор параметра. Финансовые функции. Финансовые функции. Поиск решения. | |||
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. Тематика самостоятельной работы: Анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса. Анализ финансовой устойчивости предприятия в системе электронных таблиц. Оформление результатов аналитической работы с использование офисных технологий. | 6 | 3 | |
Раздел 2. Информационно-правовое обеспечение деятельности бухгалтера (16 ч.) | |||
Тема 2.1. Информационно - справочные системы в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 |
|
Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. История развития российских СПС. Возможности российских СПС. | |||
Практические работы Возможности и функции СПС "Консультант Плюс" Поисковый механизм СПС "Консультант Плюс" Работа в СПС "Консультант Плюс":Раздел "Законодательство". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Работа в СПС"Консультант Плюс": Раздел "Финансовые и кадровые консультации". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Работа в СПС "Консультант Плюс": Раздел "Формы документов". Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов. Решение ситуационных задач | 10 | ||
Тематика самостоятельной работы: СПС «Гарант». Общие и специальные поля карточки поиска. Технология поиска документа по известным реквизитам. Изучение найденного документа. Составление подборки документов по правовой проблеме. Анализ правовой проблемы. Сохранение результатов работы. Связи документов с информационным массивом. Открытие специально подготовленных форм в Excel и Word. | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Электронные коммуникации (16 ч.) | |||
Тема 3.1. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия | Содержание учебного материала Характеристика локальных компьютерных сетей, основные понятия и назначение. Сетевое техническое и программное обеспечения. Определение сервера и его типы. Функции серверов различных служб и способы подключения к ним. Характеристика топологий сети. Сетевые операционные системы. | 4 |
|
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий): работа с конспектом лекции (обработка текста), подготовка ответов на контрольные вопросы | 2 |
| |
Тема 3.2. Технология поиска информации в сети Интернет | Определение глобальной сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет, понятие и назначение. Структура и принципы работы сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Работа с электронной почтой. | 4 |
|
Практические работы Работа в глобальной сети Интернет. Электронная почта в профессиональной деятельности | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа учащихся Характеристика различных браузеров сети Интернет | 4 |
| |
Раздел 4. Защита информации(20 ч.) | |||
Тема 4.1. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения | Содержание учебного материала Правовое обеспечение применения информационных технологий и защиты информации. Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. Лицензионное программное обеспечение, условно-бесплатное и бесплатное программное обеспечение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа учащихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | 2 | 3 | |
Тематика самостоятельной работы: Основные услуги Интернет. WWW-сервера. Поисковые системы Интернет. Телеконференции. IRC как услуга Интернет. Интернет-телефония. Организация приема и передачи информации в сети. Браузеры. |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.2. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа | Содержание учебного материала Понятие защиты информации и информационной безопасности. Принципы и способы защиты информации в информационных системах. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа. | 4 |
|
Практические работы Настройка и использование антивирусных программ | 2 |
| |
Тема 4.3. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности | Содержание учебного материала Информационная безопасность. Угроза информации. Защита информации. Системы защиты информации. Способы защиты информации. Антивирусная защита. Компьютерные вирусы. Признаки заражения компьютера вирусом. Типы вирусов. Антивирусные программы. | 4 |
|
Практические работы Организация защиты бухгалтерской информации на персональном компьютере | 2 |
| |
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий): работа с конспектом лекции (обработка текста) подготовка ответов на контрольные вопросы | 4 |
| |
Раздел 5. Системы автоматизации бухгалтерского учета (32ч.) | |||
Тема 5.1. Обзор программного обеспечения финансово - экономического назначения | Содержание учебного материала | 2
| 1
|
Обзор средств автоматизации учреждений. Автоматизированные системы делопроизводства. Средства автоматизации документооборота. | |||
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 5.2. Автоматизация бухгалтерского учета, технология работы в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» | Практические работы Организация первоначальной работы в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Ввод сведений об организации в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Работа с планом счетов в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Формирование аналитического учета и заполнение справочников в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Заполнение справочников «Контрагенты» и «Номенклатура» в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Ввод начальных остатков по счетам в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» | 12 | 2 |
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Оформление приказов о приеме на работу в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Расчет заработной платы и отчислений по ЕСН в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Кассовые и банковские операции в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» Анализ и оформление хозяйственных операций и формирование отчетов в бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия» |
| 2 | |
Самостоятельная работа Работа над материалом учебников [1], [2], конспектом лекций. Тематика самостоятельной работы: Классификация программного обеспечения финансово-экономического назначения «Бизнес-софт». Примеры существующих систем автоматизации. Программные продукты фирмы 1С. Эволюция программного обеспечения фирмы. Особенности учета отдельных видов хозяйственных операций в системе автоматизации. Создание многослайдовых презентаций. Применение анимации. Автоматизация презентации. Публичная демонстрация слайд-шоу. | 9
| 3 | |
Зачет | 1 |
| |
ВСЕГО: |
|
|
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
-
посадочные места студентов;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая немеловая доска;
-
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
-
Технические средства обучения:
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
принтер черно-белый лазерный;
-
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
-
блок питания;
-
источник бесперебойного питания;
-
наушники с микрофоном;
-
сканер;
-
колонки.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
правила техники безопасности и производственной санитарии;
-
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
-
Программное обеспечение:
-
Программы MsOffice;
-
программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
-
интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
-
менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
-
программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
-
калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления).
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
-
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
-
Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010. - 675 с.: ил.
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 511 с.: ил.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 394 с.: ил.
3.2.2. Дополнительная
-
Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.: ил.
-
Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию. / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. - 174 с.: ил.
-
Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. - 668 с.: ил.
-
Косарева В. Экономическая информатика.- М., «Финансы и статистика», 2005 г.
-
Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32 с.
-
Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович, 2010. - 212 с.: ил.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
-
edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал
-
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
-
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
-
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
-
allbest - "Союз образовательных сайтов"
-
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
-
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
-
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
-
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
-
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
-
edunews - "Все для поступающих"
-
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
Портал "ВСЕОБУЧ"
-
newseducation.ru - "Большая перемена"
-
vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
-
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Групповая: заслушивание рефератов.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Групповой: заслушивание рефератов.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.).
Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.
Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).
Групповой: заслушивание рефератов.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Индивидуальный: инструктаж по ТБ
Знания:
Различные подходы к определению понятия «информация».
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).
Групповой: заслушивание рефератов.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).
Групповой: заслушивание рефератов.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Назначение и функции операционных систем.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).
Групповой: заслушивание рефератов.
Индивидуальный: зачет