- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока на тему: Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Разработка урока на тему: Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколенко Т.Т. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка открытого урока по информатике на тему: «Вирусы и антивирусные программы»
Подготовила преподаватель информатики:
Соколенко Татьяна Томасовна
2014-2015 учебный год
"Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю".
(Китайская пословица)
Тема урока: "Вирусы и антивирусные программы"
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме вирусы и антивирусные программы
Задачи:
Образовательная
- Классификация вирусов и их отличительная особенность;
- Технология создания и редактирования слайдов с помощью программы Microsoft Power Point;
- Технология создания и редактирования списков с помощью текстового редактора Microsoft Word;
- Практическое использование антивирусов-фагов для поиска и лечения вирусов на гибком диске;
- Умение работать в многозадачной среде операционной системы Windows.
Развивающая
- Поиск информации в различных источниках;
- Анализ пройденных этапов разрабатываемого проекта;
- Публичное выступление с собственным проектом;
- Формулирование вопроса по теме выступления;
- Выбор и систематизация информации в презентациях одноклассников, формирование текста собственного документа;
- Анализ готового продукта на примерах работ одноклассников.
Воспитательная
- Уважительное и внимательное отношение к выступающему;
- Умение оценивать и ценить чужой труд;
- Овладение проектным методом мышления.
На уроке применяется проектная методика, цель которой самостоятельное нахождение учащимися необходимых сведений по антивирусным программам (описание интерфейса, достоинства, недостатки). Конечный продукт общей деятельности: выпуск памятки пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов. Результатом исследовательской деятельности учащихся является составление рейтинга популярности антивирусных программ у педагогов и студентов КГУ «АТК-10», практическим его приложением считается построенная по результатам анкетирования диаграмма.
Предполагаемый результат: Систематизирован материал темы "Компьютерные вирусы" посредством публичных выступлений учащихся и разработки памятки.
Отличие данного урока:
1. Подготовка к уроку осуществлялась самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации с использованием ИКТ;
2. Тема урока раскрыта в форме индивидуальных презентаций отдельных модулей;
3. В ходе системного анализа проектных работ учащихся разработан продукт "Памятка для пользователя ПК".
Ход урока
-
Организационный момент
-
Повторение пройденного материала:
Компьютерный вирус - это целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, изменяющая или уничтожающая их.
Вирьмейкер - человек, который «пишет» вирусы.
Первое неконтролируемое распространение вируса в сети произошло- 2 ноября 1988 года.
Три аксиомы компьютерного вируса:
Во-первых, вирусы не возникают сами собой - их создают нехорошие программисты-хакеры и рассылают по сети передачи данных или подкидывают на компьютеры знакомых.
Во-вторых: вирус не может сам собой появиться на Вашем компьютере - либо его подсунули на дискетах или даже на компакт-диске, либо Вы его случайно скачали из компьютерной сети, либо вирус жил у Вас в компьютере с самого начала, либо (что самое ужасное) программист-хакер живет у Вас в доме.
В третьих: компьютерные вирусы заражают только компьютер и ничего больше, поэтому не надо бояться - через клавиатуру и мышь они не передаются.
Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.
У вирусов 3 этапа действия:
1. Заражение (попадание в компьютер);
2. Размножение (вирусный код может воспроизводить себя в теле других программ) ;
3. Вирусная атака (после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска).
Классификация вредоносных программ (компьютерных вирусов):
1. по среде их обитания
2. по способу заражения
Резидентные - попадают в оперативную память компьютера и, находясь в памяти, могут проявлять свою активность вплоть до выключения или перезагрузки компьютера ;
Нерезидентные - в память не внедряются и активны только ограниченное время, связанное с выполнением определенных задач ;
3. по степени воздействия:
4. по особенностям алгоритма работы:
Простейшие - паразитические, они изменяют содержимое файлов и секторов диска и могут быть достаточно легко обнаружены и уничтожены;
Вирусы-репликаторы (черви) - распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии;
Вирусы-невидимки (стелс-вирусы) - очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска;
Вирусы-мутанты - содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов;
Квазивирусные («троянские» программы) - не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков.
Косвенные признаки заражения компьютера:
вывод на экран непредусмотренных сообщений;
подача непредусмотренных звуковых сигналов;
неожиданное открытие и закрытие лотка CD/DVD;
произвольный запуск на компьютере каких-либо программ;
частые «зависания» и сбои в работе компьютера;
медленная работа компьютера при запуске;
исчезновение или изменение файлов и папок;
частое обращение к жёсткому диску.
друзья и знакомые говорят о полученных от вас сообщениях, которые вы не отправляли;
в вашем почтовом ящике находится большое количество сообщений без обратного адреса и заголовка.
Пути проникновения вирусов на компьютер:
Глобальная сеть Internet .
Электронная почта.
Локальная сеть.
Компьютеры «Общего назначения».
Пиратское программное обеспечение.
Ремонтные службы.
Съемные накопители, на которых находятся заражённые вирусом файлы.
Жёсткий диск, на который попал вирус.
Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя.
Действия при наличии признаков заражения компьютера.
отключить компьютер от локальной сети и Интернета,
если он к ним был подключен;
если симптом заражения состоит в том, что невозможно загрузиться с жесткого диска компьютера (компьютер выдает ошибку, когда вы его включаете), попробовать загрузиться в режиме защиты от сбоев или с диска аварийной загрузки Windows;
запустить антивирусную программу.
Антивирусные программы предназначены для предотвращения заражения компьютера вирусом и ликвидации последствий заражения.
В зависимости от назначения и принципа действия различают следующие антивирусные программы:
сторожа или детекторы - предназначены для обнаружения файлов зараженных известными вирусами, или признаков указывающих на возможность заражения.
доктора - предназначены для обнаружения и устранения известных им вирусов, удаляя их из тела программы и возвращая ее в исходное состояние. Наиболее известными представителями являются Dr.Web, AidsTest, Norton Anti Virus.
ревизоры - они контролируют уязвимые и поэтому наиболее атакуемые компоненты компьютера, запоминают состояние служебных областей и файлов, а в случае обнаружения изменений сообщают пользователю.
резидентные мониторы или фильтры - постоянно находятся в памяти компьютера для обнаружения попыток выполнить несанкционированные действия. В случае обнаружения подозрительного действия выводят запрос пользователю на подтверждение операций.
вакцины - имитируют заражение файлов вирусами. Вирус будет воспринимать их зараженными, и не будет внедряться. Чаще всего используются Aidstest Лозинского, Drweb, Dr.Solomon.
Среди антивирусных программных продуктов можно отметить, прежде всего, пакеты:
Norton Antivirus (Symantec),
Vims Scan (McAfee),
Dr.Solomon AV Toolkit (S&S IntL),
AntiVirus (IBM),
InocuLAN (Computer Associates)
Лаборатория Касперского.
Как защититься от вирусов
установите на свой ПК современную антивирусную программу.
перед просмотром информации принесенной на флэш-карте (дискете) с другого компьютера проверьте носитель антивирусом;
после разархивирования архивных файлов сразу проверьте их на вирусы (не все антивирусные программы могут искать вредоносный код в архивах или могут делать это не корректно);
периодически проверяйте компьютер на вирусы (если активно пользуетесь Интернетом - запускайте раз в неделю, а то и чаще);
как можно чаще делайте резервные копии важной информации (backup);
используйте совместно с антивирусной программой файервол (firewall) если компьютер подключен к Интернету;
настройте браузер (программа просмотра Интернет страниц - IE, Opera и т.д.) для запрета запуска активного содержимого html-страниц.
-
В процессе повторения пройденного материала учащимся предоставляется задание заполнить опорные карты:
Опорная карта
Компьютерный вирус -_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Вирьмейкер - ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2 ноября 1988 года произошло__________________________________________________
Три аксиомы компьютерного вируса:
Во-первых, вирусы _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во-вторых: вирус не _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В третьих: компьютерные вирусы заражают только компьютер______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У вирусов 3 этапа действия:
1.____________________________(____________________________________________);
2._____________________________(______________________________________________________________________________________________________________________);
3.______________________________(после создания достаточного числа копий программный вирус начинает осуществлять разрушение: нарушение работы программ и ОС, удаление информации на жестком диске, самые разрушительные вирусы вызывают форматирование жесткого диска).
Некоторые вирусы могут__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антивирусные программы - ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В зависимости от назначения и принципа действия различают следующие антивирусные программы:
сторожа или детекторы -_______________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________- предназначены для обнаружения и устранения известных им вирусов, удаляя их из тела программы и возвращая ее в исходное состояние. Наиболее известными представителями являются Dr.Web, Aids Test, Norton Anti Virus.
_______________________- они контролируют уязвимые и поэтому наиболее атакуемые компоненты компьютера, запоминают состояние служебных областей и файлов, а в случае обнаружения изменений сообщают пользователю.
резидентные мониторы или фильтры - постоянно находятся в памяти компьютера для обнаружения попыток выполнить несанкционированные действия. В случае обнаружения подозрительного действия выводят запрос пользователю на подтверждение операций.
вакцины -__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди антивирусных программных продуктов можно отметить, прежде всего, пакеты:
Norton Antivirus (Symantec),
Vims Scan (McAfee),
Dr.Solomon AV Toolkit (S&S IntL),
AntiVirus (IBM),
InocuLAN (Computer Associates)
Лаборатория Касперского.
Как защититься от вирусов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Для закрепления повторяемого материала учащимся предлагается выполнить кроссворд.
1
2
3
4
5
Вопросы
-
Антивирус, чей принцип работы основан на подсчете контрольных сумм для присутствующих на диске файлов.
-
Наука, от которой пришло название "вирус".
-
Утилита для создания новых компьютерных вирусов.
-
Программа против вирусов.
-
Антивирусная программа, то же что и полифаг.
Ответы:
-
Ревизор,
-
Биология
-
Конструктор
-
Антивирус
-
Сканер.
5.Публичное выступление учащихся с мини-проектами по теме: «Самая лучшая антивирусная программа». Учащимся предлагается самостоятельно выставить оценку выступающему.
-
Подведение итогов анкетирования
-
Подведение итогов урока, выставление оценок, зачитывание примерной памятки
-
Рефлексия
Учащиеся должны ответить на вопросы:
-
Понравился ли вам урок?
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Пригодиться ли вам полученная информация?
-
У вас на партах лежат три смайлика, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после проведенного урока.
-
Домашнее задание. Составить памятку пользователю ПК «Основные меры по защите ЭВМ от заражения вирусами»