Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (Макарова Н. В.)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края




ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.








Рабочая программа по учебному предмету Информатика и ИКТ

9 класс

на 2015-2016 г


Программа составлена на основе авторской: Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 - 11 класс).: Питер, 2010. Стр.116 - 126.





Составитель: учитель Шакуля М.А.

квалификационная категория: без категории



Тюменцево 2015 г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 классов составлена на основе

  • Основной образовательной программы и учебного плана МБОУ Тюменцевская СОШ на 2013/14 учебный год;

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (от 05.03.2004 №1089;

  • Примерной программы основного общего образования) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ.

  • Н.В.Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5-11 класс: Питер, 2010.
    Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 9 классах.

Актуальность

В период перехода к информационному обществу важным достижением любого человека является его умение оперативно и качественно работать с информационными системами, применять их для всестороннего анализа получаемой информации и результатов ее обработки, к принятию обоснованных и своевременных решений на основе результатов компьютерной обработки. Таким образом, учитель должен сформировать умение работы с техническими и программными средствами информационно коммуникационного направления; определить логическую и непрерывную последовательность изучаемого материала; создать соответствующие условия обучения в данном направлении. Основная цель обучения информатике и ИКТ по авторской концепции Н.В.Макаровой преподавание направлено на обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося. Эта цель может быть достигнута только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода, который способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.

Глубокие и прочные основы информационной культуры, сформированные на уроках по дисциплине «Информатика и ИКТ», обеспечат в дальнейшем быстрейшую адаптацию учащегося в обществе после окончания школы.


Цели обучения в 9 классе:


  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи обучения в 9 классе:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Специфика:

Содержание данной программы согласовано с содержанием авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автора Макаровой Н.В. Но имеются некоторые изменения. Это связано с тем, что в 8 классе БУП на изучение курса информатики и ИКТ было отведено 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 68 часов. Во-вторых, выполнение практической части связано с использованием программного обеспечения Open Office.org

Приемы и методы:

По дидактическим целям используются методы приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Всестороннему, образному, чувственному восприятию учебного материала способствует применение соответствующего программного обеспечения и технических средств.

Практические работы обеспечивают формирование практических умений и навыков работы с техническими и программными средствами ИКТ. К ним относятся: задачи, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.

Дидактические игры позволяют моделировать изучаемый объект, явление, процесс с помощью компьютера.

Метод проблемного обучения применяется при изучении теоретического материала по изучению моделей в среде Open Office. org.

Блочно ‐ модульное обучение используется в процессе изучения технической части, истории развития компьютерной техники, интерфейса программного обеспечения, применяемого при выполнении практических работ.

Предмет Информатика и ИКТ позволяет более широкому внедрению метода программированного обучения при проверке знаний.

Формы изучения информатики и ИКТ в 8 классах:

Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Это вопросы, связанные с изучением аппаратной части компьютера и назначением отдельных ее блоков, логики их работы; программным обеспечением это операционной системы Windows, Open Office.org

Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель - формирование, отработка умений и навыков работы на компьютере с соответствующим программным обеспечением, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их учебных и профессиональных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к литературе, истории, биологии и химии, физики, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим направлениям применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную подготовку работы с офисным программным обеспечением.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые направлены на обеспечение индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Практические занятия для учащихся проходят в форме групповой работы со средствами ИКТ.

Педагогические технологии при изучении Информатики и ИКТ

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учениками познавательных задач, решая которые учащиеся активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач из математики, физики, биологии, географии, ОБЖ.

Концентрированное обучение

Создание условий близких к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки при изучении программного обеспечения различного назначения.

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности школьников при работе в компьютерном классе.

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление обучения к индивидуальным потребностям ребенка, уровню его базовой подготовки работы с средствами ИКТ.

Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей.

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию средствами ИКТ.

Вовлечение школьников в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение

Создание условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

Усвоение программного материала в соответствии с планируемыми результатами.

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности учеников при изучении теоретического материала и выполнении практических работ

Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности.

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений изучения информатики и ИКТ.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации с помощью средств ИКТ и сети Интернет

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения в процессе работы с средствами ИКТ.

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов; осмысление; рефлексия.

Целью технологии обучения являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

Виды деятельности:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных средств информационно-коммуникационных технологий (аппаратные и программное обеспечение), компьютерное моделирование;

  • формирование умений работы с техническим и программным обеспечением;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач с помощью средств ИКТ;

  • приобретение опыта работы с различными видами программного обеспечения, независимо от их назначения;

  • самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет, ее анализ и выводы.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение общения в сети Интернет. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, в том числе сети Интернет.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по Информатике и ИКТ являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: задачи, самостоятельные работы, тесты. Практические работы направлены на применение умений использования программного обеспечения в повседневной работе с компьютером. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела) или окончании выполнения практической работы. В учебно-тематическом плане приведены практические работы для проверки уровня усвоения знаний и умений учащихся в процессе изучения соответствующего программного обеспечения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий (компьютера и программного обеспечения) для формирования функциональной грамотности, социализации учеников, последующей деятельности выпускников, повышения эффективности в освоении других учебных предметов. Для усиления мотивации, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационно-коммуникационных технологий для решения практически значимых для школьников задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

1. Знать/понимать:

- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

- назначение и функции операционных систем.

2. Уметь:

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.


Категории оценок по темам:

Оценка знаний учащихся по теме: 1. Информационная картина мира (17 час.)

  1. Оценка устных ответов учащихся


  1. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой:

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия модели и их виды, знает этапы моделирования, и последовательность их выполнения; разработка поэтапной схемы моделирования для любой задачи;

- знает и может объяснить назначение графического интерфейса к программам Paint, Writer.

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- привел примеры, соответствующие понятию модели и их видам; решения геометрических задач на построение в Paint; возможности текстового процессора Writer в объеме программы.

б) продемонстрировал знания основных понятий: информация и ее виды, представление различных видов информации с помощью компьютера, кодирование информации, единицы измерения информации;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка знаний учащихся по теме: Программное обеспечение информационных технологий (40 ч.)


  1. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия программного обеспечения, его виды (системное и прикладное программное обеспечение) и назначения; понятие алгоритма его свойства, способы представления алгоритма (вербальный, текстовый, графический, табличный, алгоритмический язык, программа)
- показал знание и умение представления решения задачи в форме алгоритма и программы в Turbo Pascal; общий вид программы в Паскале и основные операторы (ввод, вывод, пусть, если…то… иначе…, цикл).

б) знает и может объяснить назначение графического интерфейса к программам Turbo Pascal, табличного процессора Calc.

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- привел примеры, соответствующие понятиям алгоритма для разных учебных предметов (математика, русский, физика, химия, биология); решения задач в форме алгоритма; возможности языка программирования Turbo Pascal в объеме программы.

- продемонстрировал знания основных понятий: информация и ее виды, представление различных видов информации с помощью компьютера, кодирование информации, единицы измерения информации;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка знаний учащихся по теме: Техническое обеспечение информационных технологий (7 час.)


  1. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-а) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном темой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя понятия: базовая структурная схема компьютера; назначение системного блока и системной (материнской) платы; характеристику системной шины; назначение портов, слотов; принцип открытой архитектуры компьютера. Основные понятия алгебры логики (высказывания, логические выражения, логические операции: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ... ,ТО..., эквивалентность).

б) знает таблицы истинности логических операций: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ... ,ТО..., эквивалентность.

- привел примеры, соответствующие понятиям системная плата, разрядность системной шины; логических высказываний и логических выражений

- продемонстрировал знания основных понятий алгебры логики на примерах решения задач, связанных с преобразованиями логических выражений, заполнение таблиц истинности и по таблицам истинности представлять логическое выражение;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

При изучении всех тем

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Организация проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств в их профессиональных версиях (Операционные системы: MS Windows, Linux; прикладные: Блокнот, Paint, Open Office.org ) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.




Изучение базового курса в основной школе ориентировано на использование учебно- методического комплекта:


  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с

  2. Информатика и ИКТ. Учебник. 10-11, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с

  3. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9./ Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 384 с.

  4. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 - 11 класс)..: Питер, 2010. Стр.116 - 117.


Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке в течение 20 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Их цель - формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Место предмета

По «Программе по информатике и ИКТ» Н.В.Макаровой на изучение предмета в 9 классе отводится 2 часа неделю, итого 68 часов за учебный год в каждом классе. По учебному плану школы на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов.

Из них: зачетные занятия - 2 часа, практические работы в количестве 40 часов. Срок реализации программы - 1 учебный год.

Содержание авторских программ Макаровой Н.В. «Программе по информатике и ИКТ» соответствует всем разделам стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана.

Распределение учебных часов по разделам программы в 9 классе

  1. Информационная картина мира (17 час.)

  2. Программное обеспечение информационных технологий (40 ч.)

  3. Техническое обеспечение информационных технологий (7 час.)

  4. Резерв времени учителя: 4 часа

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задач, через такие обобщающие понятия как: измерение информации и представление различных ее видов, информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.


Компьютерная поддержка курса

  • Электронный калькулятор Операционная система Windows

  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD

  • Архиватор WinRAR Windows-CD

  • Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus, Avast

  • Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows

  • Программа разработки презентаций Impresa из Open Office.org

  • Дистрибутив Open Office.org

  • Электронные таблицы Calc из Open Office.org

  • Система управления базами данных Base, входящая в Open Office.org

  • Текстовый редактор Writer из Open Office.org

  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows

  • Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD

  • Среда программирования Visual Basic, Turbo Pascal.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 9 класс

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Практические умения

Знания

Умения

Навыки

1.

Инструктаж по ПМБ. Место моделирования в деятельности человека

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая и разомкнута схемы управления. Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Представление сведений об объекте в виде таблицы

характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;

проблемы информационной безопасности;

правовые аспекты охраны программ и данных; основные виды классификации моделей;

основные типы информационных моделей;

основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;

умение определять основные компоненты информационной культуры человека; разработка схемы моделирования для любой задачи;

построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;

выделение объекта управления и управляющего воздействия;

умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

качественное и количественное описание изучаемого объекта;

проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;

2.

Основные этапы моделирования: постановка задачи, формализация задачи

Понятие модели, графа. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, графа.

3.

Основные этапы моделирования: разработка модели

Понятие модели, графа. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, графа.

4.

Практическая работа № 1 Компьютерный эксперимент

Место моделирования в деятельности человека. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования.

5.

Практическая работа № 2 Моделирование геометрических операции

Представление о моделировании в среде графического редактора. Моделирование геометрических фигур и операций. Анализ результатов моделирования

6.

Практическая работа № 3 Моделирование геометрических фигур с разными свойствами

7.

Практическая работа № 4 Конструирование как разновидность моделирования

8.

Практическая работа № 5 Алгоритм построения типовых совместимых деталей

9.

Практическая работа № 6 Конструирование из плоских деталей

10.

Практическая работа № 7 Разработка алгоритма построения геометрических моделей

11.

Моделирование в среде текстового редактора

12.

Практическая работа № 8 Моделирование составного документа

Моделирование составных документов.


13.

Практическая работа № 9 Создание и редактирование текстового документа

Структура модели, деловой документ, моделирование в текстовом процессоре, алгоритм построения делового документа

14.

Практическая работа № 10 Структурные модели в текстовом процессоре: классификация

15.

Основы классификации объектов

Понятие отношений между объектами. Понятие класса объектов. Назначение классификации. Классификация компьютерных документов.

16.

Виды классификации моделей

Виды классификации моделей. Инструменты моделирования как основание классификации информационных моделей.

17

Виды классификации моделей




18

Зачетное занятие №1 "Информационная картина мира"

назначение языков программирования;

алфавит языка программирования Pascal;

объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);

основные типы данных и операторы языка Паскаль;

определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;

типы систем счисления;

системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;

понятие компью­терной сети;

назначение и принципы функ­ционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;

назначение и принципы работы электронной почты;

основные протоколы передачи данных;

назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

технология поиска информации в сети Интернет;

перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;

создание структуры ЭТ и заполнение её данными;

редактирование электронной таблицы;

использование шрифтового оформления и других операций форматирования;

запись формул и использование в них встроенных функций;

создание и редактирование диаграммы; разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;

работа в браузере;

осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

создание простейших Web-страниц;


выполнение действий по инструкции, алгоритму;

составление алгоритмов;

анализ и синтез, обобщение и классификация,

сравнение информации;

использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

логичность мышления;

умение работать в коллективе;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

умение составлять таблицы, схемы, графики;

умение читать таблицу, диаграмму;

анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

составление на основе текста таблицы, графика;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; поиск информации в литературе и Интернете;

самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;

сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;

преобразование информации одного вида в другой;

представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;

передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

19.

Классификация программного обеспечения


20.

Классификация языков программирования


21.

Состав системы программирования


22.

Свойства алгоритмов


23.

Программная реализация линейных алгоритмов


24.

Данные в программах


25.

Общая характеристика прикладной среды


26.

Общая характеристика табличного процессора

Моделирование в электронных таблицах. Исследование физических моделей

27.

Практическая работа № 11 Создание и редактирование табличного документа

Типовые действия над объектами электронной таблицы

28.

Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице. Вычисление по формулам

Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его схеме.

29.

Практическая работа № 12 Использование в формулах встроенных функций

Исследование математических моделей, биологических моделей

30.

Практическая работа № 13 Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок

Исследование математических моделей, биологических моделей

31.

Логические функции

Исследование математических моделей, биологических моделей

32.

Практическая работа № 14 Использование в вычислениях логических функций

Исследование математических моделей, биологических моделей

33.

Практическая работа № 15 Выполнение расчетов в среде электронных таблиц

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

34.

Практическая работа № 16 Форматирование табличного документа

Форматирование табличного документа

35.

Практическая работа № 17 Объектный подход к диаграмме как форме представления данных табличного документа

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

36.

Практическая работа № 18 Создание и настройка диаграмм

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

37.

Практическая работа № 19 Построение графиков функций

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

38.

Практическая работа № 20 Решение линейных уравнений


39.

Представление о базе данных и ее объектах

Назначение информационных систем и баз данных (БД). Классификация БД.

40.

Знакомство с интерфейсом системы управления базой данных

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля. Выборка информации из базы данных. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

41.

Практическая работа № 21 Заполнение, редактирование и форматирование базы данных

Сортировка; ключи сортировки. Создание однотабличных БД.


42.

Практическая работа № 22 Инструменты отображения и обработки данных

Запуск СУБД, обработка данных

43.

Практическая работа № 23 Создание формы

Параметры форматирования полей, форма для БД, форматирование БД

44.

Практическая работа № 24 Сортировка и фильтрация данных

Сортировка, фильтрация, поиск данных

45.

Практическая работа № 25 Запрос как инструмент обработки данных. Отчет как инструмент вывода данных

Создание запроса, отчетная форма, инструмент вывода данных, порядок сортировки, способ подведения итогов, редактирование отчета

46.

Практическая работа № 26 Создание запросов

47.

Практическая работа № 27 Создание и редактирование отчета

48

Практическая работа № 28 «Разработка однотабличной базы данных»


49

Практическая работа № 29

Разработка однотабличной базы данных


50

Практическая работа № 30

Разработка однотабличной базы данных


51.

Практическая работа № 31 Возможности Интернета

Локальные и глобальные компьютерные сети. Каналы связи для обмена информацией. Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей. Что такое Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архи­вы.

52.

Практическая работа № 32 Среда браузера Internet Explorer

Понятие браузера, виды браузеров, среда браузера Internet Explorer, веб-страница

53.

Практическая работа № 33 Поиск информации в сети Интернет

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпью­терных источниках информации.

54.

Практическая работа № 34 Язык разметки гипертекста HTML

История создания гипертекста HTML, основы языка HTML, правила создания веб-документов в редакторе HTML

55.

Практическая работа № 35 Веб-страница с графическими объектами

Технология работы создания веб-страницы с графическими объектами

56.

Практическая работа № 36 Веб-страница с гиперссылками

Гиперссылка, технология работы создания веб-страницы с гиперссылками

57.

Практическая работа № 37 Возможности электронной почты

Электронная почта, создание, отправка, прием электронного сообщения, Outlook Express

58.

Практическая работа № 38 Возможности электронной почты

59.

Взаимодействие устройств компьютера

Компьютер как средство обработки информации. Представление об открытой архитектуре компьютера.

60.

Основные понятия алгебры логики

Основные понятия алгебры логики: мышление, суждение, умозаключение

61.

Логические операции

Логические выражения и логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность.

понятие базы данных и ее основных элементов;

технология создание и редактирования баз данных;

технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;

назначение и технология создания форм, отчетов,запросов;

создание и редактирование базы данных;

заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;

создание и редактирование формы;

осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;

реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;

реализация запросов со сложными условиями выборки

оперирование понятиями, суждениями;

установление причинно-следственных связей;

классификация информации;

умение составлять таблицы, схемы, графики;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

качественное и количественное описание изучаемого объекта;

62.

Составление таблиц истинности по логической формуле

Таблицы истинности логических функций.

63.

Некоторые законы булевой алгебры, упрощение логических выражений

Законы булевой алгебры, Таблицы истинности логических функций.

64.

Определение логических выражений по таблице истинности

Определение логического выражения по таблице истинности.

65

Логические элементы и логические схемы компьютера. Проектирование логических схем



Представление о логическом элементы и основных логических устройствах, проектирование логических схем.

66

Зачетное занятие №2


67

Практическая работа № 39

68


Практическая работа № 40

Итого по курсу

68 час.

Литература


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. - М. 2004.- 266с.

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. - М.- 2004 - 12 с.

  3. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9, / Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2008.- 416 с

  4. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9 - 11 класс./ Под ред. профессора Н.В. Макаровой, - СПб.: Питер, 2007.- 384 с.

  5. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ. (Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 - 11 класс).- СПб.: Питер, 2010 128 с.

  1. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаро­вой. - СПб.: Питер, 2007.

  2. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. / Под ред. проф. Н. В. Мака­ровой. - СШ: Питер, 2007.

  3. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для. учителей. Основы алгоритмизации и программирования. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.

  4. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных про­цессов. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.


Учебно-тематический план уроков информатики в 9 классе 2013 - 14 учебный год, разрабатывался в соответствии с:

  • ИИнформатика и ИКТ, учебник 8-9 . Под ред.Н.В.Макаровой:Питер, 2008

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9 - 11 (базовый уровень), под ред. Н.В.Макаровой: Питер, 2007

  • Н.В.Макарова Программа по информатике и ИКТ. Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5 - 11 класс: Питер, 2010 .Стр.123-126









Лист внесения дополнений и изменений в программу


23


© 2010-2022