Дополнительная общеразвивающая программа по информатике (7-12 лет)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа

город Салават Республики Башкортостан





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДД(Ю)Т

г. Салавата

_________С.Н. Свечникова

Пр. №__ от ______2015 г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный ИТ-шник»





Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

Педагог ДО: Тучкина А.В.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБУ ДО ДД(Ю)Т

г. Салавата

от «___»_________2015 г. № ____




Салават 2015

Содержание

I. Пояснительная записка

3

II. Учебно-тематический план

6

III. Содержание программы

8

IV. Условия реализации программы

14

Список литературы для педагогов, детей и родителей

15






























I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Мо и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В XXI веке умение уверенно пользоваться компьютером равносильно навыкам письма и чтения. И те, кто даже не знает, как включить компьютер и проверить электронную почту, остаются в подавляющем меньшинстве.

Замечено, что намного легче овладевать компьютерными технологиями и разнообразными новшествами нынешнему поколениям, поскольку приход компьютера в их жизнь совпал с взрослением и интеллектуальным развитием.

Современные компьютерные технологии - это целый мир со своими странами и континентами, океанами и горными вершинами. К сожалению, учащиеся проводят многие часы, или даже дни, играя в компьютерные игры. Но мало кто задумывается о том, как направить усилия учащегося на изучение компьютера с точки зрения практического применения, развития творчества, создания собственных текстов, картин, сайтов и программ.

В отличие от содержания курса школьной информатики, общеразвивающая программа позволит более детально изучить устройство и возможности компьютера, познакомиться с информационными технологиями, применяемыми в повседневной жизни и научиться основам программирования, что может помочь в дальнейшей учебе.

Целью программы является ориентирование учащихся на более продуктивное использование компьютера и информационных технологий в целом, как мощного инструмента любой деятельности.

Задачи программы:

  • обучающие:

- познакомить учащихся с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами.

- научить их основам алгоритмических языков программирования.

- сформировать и развить абстрактное и логическое мышление.

  • развивающие:

- развить память, внимание, наблюдательность.

- развить творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.

- развить логическое мышление.

  • воспитывающие задачи

- воспитать бережное отношение к технике и к имуществу учреждения.

- развить умение работать в группе, искать решение коллективно.

- выработать уверенность в работе с компьютером.

- сформировать культуру ЗОЖ.

Программой предусмотрено формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на изучение видов и принципов работы прикладного программного обеспечения, навыки работы с которым наиболее востребованы при выполнении повседневных, рабочих и творческих задач, в отличие от программы основного школьного образования, дающей фундаментальные знания информатики и принципов работы вычислительной техники.

Программа адресована подросткам с 7-12 лет.

Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет - 15 человек.

Программа рассчитана на 2 года: 1 год обучения: 144 часа в год; 2 год обучения: 144 часов в год.

Занятия групп 1го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часов в год).

Занятия групп 2го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часов в год).

Ожидаемые результаты

1 год обучения:

Знания:

  • Основы работы в операционных системах.

  • Основные элементы компьютера, периферийных устройств.

  • Основы работы в интернете.

  • Прикладные программы.

  • Графические редакторы.

Навыки:

  • Архивирование файлов.

  • Работа в сети Интернет.

  • Работа в операционных системах.

  • Работа в Microsoft Office, в прикладных программах.

2 год обучения:

Знания:

  • Изучить основы программирования.

  • Изучение анимации.

Навыки:

  • Построение алгоритмов и блок-схем.

  • Написание программ на разных языках программирования.

  • Диагностика неисправностей ПК.

Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

В конце каждого года проводится проверка знаний в форме теста по всем темам.

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения


п/п

Тема

Всего часов

В том числе:

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Функции компьютера.

3

2

1

Устройство ПК.

2

1

1

Работа с операционной системой windows.

20

10

10

Клавиатура. Учимся печатать.

4

1

3

Архиваторы

4

1

3

Мультимедийные возможности ПК.

6

1

5

Прикладные программы

14

6

8

Графические редакторы. Компьютерная графика.

12

2

10

Интернет. История.

2

1

1

Работа с почтой, облаком/диском.

10

4

6

Ресурсы Интернета

10

4

6

Поиск информации в сети.

8

2

6

Интернет. Онлайн игры.

6

2

4

Изучение пакета Microsoft Office.

30

10

20

Периферийные устройства.

8

2

6

Итоговое занятие, тестирование

4

2

2

Итого:

144

57

87


Второй год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе:

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Повторение материала, пройденного в прошлом году.

7

3

4

Файловые менеджеры.

2

1

1

Компьютерные вирусы и антивирусы.

6

4

2

2D анимация.

12

2

10

Основы логики.

14

4

10

Алгоритмы.

14

4

10

Рисование мультиков.

12

2

10

Блок-схемы.

14

4

10

История языков программирования.

2

2

0

Знакомство с различными языками программирования.

12

4

8

Программирование Qbasic, pascal.

16

6

10

Рисование во Flash.

14

3

11

Диагностика неисправностей (программных и аппаратных).

14

4

10

Итоговое занятие, тестирование

4

2

2

Итого:

144

48

96


III. Содержание изучаемого курса

Условные обозначения:

л. - лекция (педагог объясняет тему одновременно для всех учащихся);

п.р. - практическая работа (воспитанник индивидуально выполняет задание, связанное с работой на компьютере, или выполняет задание параллельно с объяснением педагога);

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие (л.), (1ч.).

Теория (1ч.): Техника безопасности, правила внутреннего распорядка.

Тема 2. Функции компьютера. (л.), (3ч.).

Теория (2ч.): Рассмотрение основных функций компьютера.

Практика (1ч.): закрепление полученных знаний.

Тема 3. Устройство ПК (л., п.р.), (2ч.).

Теория (1ч.): Изучение комплектующих ПК, принципы их работы.

Практика (1ч.): Подбор комплектующих для сборки ПК. Сборка ПК.

Тема 4. Работа с операционной системой windows. Основы. Установка, настройка (л., п.р.), (20ч.).

Теория (10ч.): Файловая система компьютера. Понятия «файл», «директория», «диск», правила формирования имен в MS DOS. Расширение имени файла: предназначение, популярные расширения, исполняемые файлы. Настройки ОС.

Практика (10ч.): Установка и удаление программ, работа с проводником, настройка операционной системы.

Тема 5. Клавиатура. Учимся печатать. (л., п.р.), (4ч.).

Теория (1ч.): Изучение назначений клавиш.

Практика (3ч.): Набор текста и редактирование.

Тема 6. Архиваторы (л., п.р.), (4ч.).

Теория (1ч.): Понятия «архив», «заархивировать», «разархивировать», «архиватор». Предназначение архиваторов. Принцип работы архиваторов. Команды архиваторов ZIP и RAR. Архиваторы WinRar, WinZip.

Практика (3ч.): Работа с архиваторами: создание архива, извлечение файлов из архива, создание многотомного и саморазархивирующегося архива. Работа в командном и пакетном режимах.

Тема 7. Мультимедийные возможности ПК (л., п.р.), (6ч.).

Теория (1ч.): В рамках этой темы будут рассмотрены такие функции компьютера, как воспроизведение звука, видео, запись звука, создание видео, просмотр изображений. Объяснение необходимости установки кодеков.

Практика (5ч.): Рассмотрение на практики мультимедийных возможностей ПК.

Тема 8. Прикладные программы (л., п.р.), (14ч.).

Теория (6ч.): Данная тема предполагает рассмотрение разных полезных программ, которые могут облегчить работу с документами и помочь в учебе.

Практика (8ч.): Работа в Nero, Adobe Photoshop, Corel Draw, Acrobat Reader, ABBYY FineReader, dropbox, Burn4Free ид.р.

Тема 9. Графические редакторы. Компьютерная графика (л., п.р.), (12ч.).

Теория (2ч.): Векторная графика, растровая графика, 3D, представление цветов в компьютере (RGB, CMYK).

Практика (10ч.): В рамках этой темы учащиеся смогут ознакомиться с программами и ресурсами Интернета для создания своих собственных изображений.

Тема 10. Интернет. История (л.), (2ч.).

Теория (1ч.): История возникновения сети Интернет, техническое устройство сети Интернет, протоколы сети, система доменных имен, доступ в Интернет.

Практика (1ч.): Закрепление полученных знаний.

Тема 11. Работа с почтой, облаком/диском (л., п.р.), (10ч.).

Теория (4ч.): Основы работать с почтовыми сервисами, о e-mail, передача файлов через Интернет, почтовые клиенты.

Практика (6ч.): Будет представлена возможность поработать с электронной почтой, почтовыми клиентами.

Тема 12. Ресурсы Интернета (л., п.р.), (10ч.).

Теория (4ч.): Тематические сайты, файлообменники, поисковые системы, интернет-магазины, почтовые сервисы, форумы, чаты, блоговый сервис, облачное хранилище данных, сервис редактирования данных, фотохостинг, видеохостинг.

Практика (6ч.): Работа с изученными на теоретических занятиях ресурсами Интернета.

Тема 13. Поиск информации в сети (л., п.р.), (8ч.).

Теория (2ч.): Принцип работы поисковой системы. Составление поисковых запросов.

Практика (6ч.): Учащимся будет предложно найти определенную информацию в сети Интернет.

Тема 14. Интернет. Онлайн игры (л., п.р.), (6ч.).

Теория (2ч.): Об онлайн-играх. Браузерные игры представляют собой категорию онлайн игр, в которых Web браузер выступает либо в роли операционной оболочки для игр, позволяя играть в игру без установки на компьютере дополнительного ПО, либо служит контейнером для дополнительной виртуальной машины, которая непосредственно выполняет код игры. Другой большой группой являются игры, использующие программы-клиенты, написанные специально для этой игры или группы сходных игр. Казуальные игры - весьма простые по структуре игры, являющиеся весьма короткими - обычно игра начинается и заканчивается в рамках одного сеанса нахождения в Интернете.

Практика (4ч.): Рассмотрение на конкретных примерах онлайн-игр.

Тема 15. Изучение пакета MicrosoftOffice (л., п.р.), (30ч.).

Теория (10ч.): Microsoft Office - офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows, AppleMac OS X и AppleiOS (на iPad). В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. MicrosoftOffice является сервером OLE объектов и его функции могут использоваться другими приложениями, а также самими приложениями MicrosoftOffice.

Практика (20ч.): Будут изучены следующие программы: Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Publisher, Access, Visio.

Тема 16. Периферийные устройства (л., п.р.), (8ч.).

Теория (2ч.): Принцип работы периферийных устройств.

Практика (6ч.): Подключение и настройка таких периферийных устройств, как принтер, сканер, колонки и наушники, игровые манипуляторы, цифровая техника, накопители и д.р.

Тема 17. Итоговое занятие, тестирование. (л.), (4ч.).

Теория (2ч.): Подведение итогов года, тестирование.

Практика (2ч.): Тестирование.

Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие (л.), (1ч.).

Теория (1ч.): Техника безопасности, правила внутреннего распорядка.

Тема 2. Повторение материала, пройденного в прошлом году (л., п.р.), (7ч.).

Теория (3ч.): Повторение материала, пройденного в прошлом году.

Практика (4ч.): Закрепление навыков работы на ПК, полученных в прошлом году.

Тема 3. Файловые менеджеры (л., п.р.), (2ч.).

Теория (1ч.): Изучение файловых менеджеров, назначение.

Практика (1ч.): Работа в Norton Commander и Farmanager: копирование, удаление, перемещение файлов и директорий; работа с группой файлов и директорий; создание директорий; командная строка в Norton Commander и Far manager: определение, помещение имени файла или директории в командную строку, вызов предыдущей и последующей командной строки.

Тема 4. Компьютерные вирусы и антивирусы (л., п.р.), (6ч.).

Теория (4ч.): Классификация вирусов, способы защиты от вирусов, популярные антивирусы, файрволы.

Практика (2ч.): Проверка компьютера на вирусы. Настройка файрвола.

Тема 5. 2D анимация. (л., п.р.), (12ч.)

Теория (2ч.): Основы 2D анимации.

Практика (10ч.): Создание анимации.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 6. Основы логики (л., п.р.), (14ч.).

Теория (4ч.): Логика как наука о правильных способах мышления; символическая логика. Семантика логических операторов.

Практика (10ч.): Доказательства логических равенств с помощью семантических таблиц, законы алгебры логики, правила преобразования логических выражений. Триггер - структурная единица (ячейка) памяти ЭВМ. Полусумматор двоичных чисел, сумматор на три входа (полный сумматор), шифратор.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 7. Алгоритмы (л., п.р.), (14ч.).

Теория (4ч.): Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. Алгоритм и его свойства.

Практика (10ч.): Запись алгоритмов. Виды алгоритмов. Элементы блок-схемы.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 8. Рисование мультиков.(л., п.р.), (12ч.).

Теория (2ч.): Основы создания мультиков.

Практика (10ч.): Создание собственных мультиков.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 9. Блок-схемы (л., п.р.), (14ч.).

Теория (4ч.): Блок-схема - распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности.

Практика (10ч.): Представление алгоритмов в виде блок-схем.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 10. История языков программирования. (л.), (2ч.)

Теория (1ч.): Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.

Языки программирования низкого уровня и языки программирования высокого уровня.

Практика (1ч.): закрепление полученных знаний.

Тема 11. Знакомство с различными языками программирования. (л.,п.р.), (12ч.).

Теория (4ч.): Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало более двух с половиной тысяч языков программирования (включая абстрактные и нестандартные языки). Каждый год их число увеличивается. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.

Практика (8ч.): Будут рассмотрены самые популярные языки программирования, их синтаксис, лексика, среды разработки. Это поможет более успешно освоить программирование в целом и применять в обыденной жизни, в последующей работе.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 12. Программирование. QBasic, Pascal.(л., п.р.), (16ч.).

Теория (6ч.): Основы программирования на языках программирования QBasic, Pascal.

Практика (10ч.): Программирование.

Тема 13. Рисование во Flash. (л., п.р.), (14ч.).

Теория (3ч.): Изучение создания анимации во Flash.

Практика (11ч.): Рисование анимации во Flash.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 14. Диагностика неисправностей (программных и аппаратных) (л., п.р.), (14ч.).

Теория (4ч.): Изучение неисправностей ПК и их устранение.

Практика (10ч.): Обслуживание компьютера, поиск и устранение аппаратных неисправностей, очистка реестра, причины программных неисправностей, медленной работы компьютера.

Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Тема 15. Итоговое занятие, тестирование. (л.), (4ч.)

Теория (2ч.): Подведение итогов года, тестирование.

Практика (2ч.): тестирование.

IV. Условия реализации программы

Материальное обеспечение программы

Комплектация компьютерного класса:

  • компьютеры, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам;

  • колонки, наушники (по необходимости);

  • принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

  • сканер (по необходимости);

  • оборудование для организации локальной вычислительной сети;

  • программное обеспечение;

  • учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

  • учебная доска.

Компьютерный класс должен быть оснащен:

  • средствами пожаротушения;

  • информационным стендом;

  • системой сигнализации;

  • кондиционерами (по необходимости);

  • медицинской аптечкой.


Методическое обеспечение программы

Для занятий имеются учебно-методические комплекты по информатике, традиционные («бумажные»), и инновационные (электронные/цифровые и «сетевые»), комплект плакатов по информатике; CD с программно-методической поддержкой.




Список литературы для педагогов


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.

  2. Приказ Министерства образования и науки № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. КузьменкоВ.Г. Visual Basic 6. Самоучитель. - 2-е изд. - М.: ООО "Бином-Пресс", 2003 г.-432 с.

  4. Лукин С.Н. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих. - М.: "Диалог-МИФИ", 2004.- 400 с.

  5. Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 448 с.

  6. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. Учебик для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 364 с.

  7. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.

  8. Хальворсон М. Microsoft VisualBasic 6.0 для профессионалов. Практ. пособ. Серия "Шаг за шагом" /Пер. с англ. - М.: СП ЭКОМ, 2005. - 720 с.

  9. Хомоненко А.Д. и др. Delphi 7 / Под общ.ред. А.Д. Хомоненко. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 1216 с.

Список литературы для детей и родителей


  1. Евсеев Г.А. Реанимация, проверка, наладка персонального компьютера. - Москва: "ДЕСС КОМ", 2002. - 288 с.

  2. Лебланк Ди-Анн. Linux для "чайников", 6-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2008. - 464 с.

  3. Мураховский, В. И. Устройство компьютера. - М.: "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2003. - 640 с. (Популярная энциклопедия).

  4. Соломенчук В.Г., Соломенчук П.В. Железо ПК 2006. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 448 с.

  5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 480 с.


© 2010-2022