- Преподавателю
- Информатика
- Дополнительная общеразвивающая программа по информатике (7-12 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа по информатике (7-12 лет)
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тучкина А.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДД(Ю)Т
г. Салавата
_________С.Н. Свечникова
Пр. №__ от ______2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный ИТ-шник»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог ДО: Тучкина А.В.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБУ ДО ДД(Ю)Т
г. Салавата
от «___»_________2015 г. № ____
Салават 2015
Содержание
-
I. Пояснительная записка
3
II. Учебно-тематический план
6
III. Содержание программы
8
IV. Условия реализации программы
14
Список литературы для педагогов, детей и родителей
15
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Мо и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В XXI веке умение уверенно пользоваться компьютером равносильно навыкам письма и чтения. И те, кто даже не знает, как включить компьютер и проверить электронную почту, остаются в подавляющем меньшинстве.
Замечено, что намного легче овладевать компьютерными технологиями и разнообразными новшествами нынешнему поколениям, поскольку приход компьютера в их жизнь совпал с взрослением и интеллектуальным развитием.
Современные компьютерные технологии - это целый мир со своими странами и континентами, океанами и горными вершинами. К сожалению, учащиеся проводят многие часы, или даже дни, играя в компьютерные игры. Но мало кто задумывается о том, как направить усилия учащегося на изучение компьютера с точки зрения практического применения, развития творчества, создания собственных текстов, картин, сайтов и программ.
В отличие от содержания курса школьной информатики, общеразвивающая программа позволит более детально изучить устройство и возможности компьютера, познакомиться с информационными технологиями, применяемыми в повседневной жизни и научиться основам программирования, что может помочь в дальнейшей учебе.
Целью программы является ориентирование учащихся на более продуктивное использование компьютера и информационных технологий в целом, как мощного инструмента любой деятельности.
Задачи программы:
-
обучающие:
- познакомить учащихся с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами.
- научить их основам алгоритмических языков программирования.
- сформировать и развить абстрактное и логическое мышление.
-
развивающие:
- развить память, внимание, наблюдательность.
- развить творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
- развить логическое мышление.
-
воспитывающие задачи
- воспитать бережное отношение к технике и к имуществу учреждения.
- развить умение работать в группе, искать решение коллективно.
- выработать уверенность в работе с компьютером.
- сформировать культуру ЗОЖ.
Программой предусмотрено формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на изучение видов и принципов работы прикладного программного обеспечения, навыки работы с которым наиболее востребованы при выполнении повседневных, рабочих и творческих задач, в отличие от программы основного школьного образования, дающей фундаментальные знания информатики и принципов работы вычислительной техники.
Программа адресована подросткам с 7-12 лет.
Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет - 15 человек.
Программа рассчитана на 2 года: 1 год обучения: 144 часа в год; 2 год обучения: 144 часов в год.
Занятия групп 1го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часов в год).
Занятия групп 2го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часов в год).
Ожидаемые результаты
1 год обучения:
Знания:
-
Основы работы в операционных системах.
-
Основные элементы компьютера, периферийных устройств.
-
Основы работы в интернете.
-
Прикладные программы.
-
Графические редакторы.
Навыки:
-
Архивирование файлов.
-
Работа в сети Интернет.
-
Работа в операционных системах.
-
Работа в Microsoft Office, в прикладных программах.
2 год обучения:
Знания:
-
Изучить основы программирования.
-
Изучение анимации.
Навыки:
-
Построение алгоритмов и блок-схем.
-
Написание программ на разных языках программирования.
-
Диагностика неисправностей ПК.
Результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
В конце каждого года проводится проверка знаний в форме теста по всем темам.
II. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
В том числе:
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
0
Функции компьютера.
3
2
1
Устройство ПК.
2
1
1
Работа с операционной системой windows.
20
10
10
Клавиатура. Учимся печатать.
4
1
3
Архиваторы
4
1
3
Мультимедийные возможности ПК.
6
1
5
Прикладные программы
14
6
8
Графические редакторы. Компьютерная графика.
12
2
10
Интернет. История.
2
1
1
Работа с почтой, облаком/диском.
10
4
6
Ресурсы Интернета
10
4
6
Поиск информации в сети.
8
2
6
Интернет. Онлайн игры.
6
2
4
Изучение пакета Microsoft Office.
30
10
20
Периферийные устройства.
8
2
6
Итоговое занятие, тестирование
4
2
2
Итого:
144
57
87
Второй год обучения
№ п/п
Тема
Всего часов
В том числе:
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
0
Повторение материала, пройденного в прошлом году.
7
3
4
Файловые менеджеры.
2
1
1
Компьютерные вирусы и антивирусы.
6
4
2
2D анимация.
12
2
10
Основы логики.
14
4
10
Алгоритмы.
14
4
10
Рисование мультиков.
12
2
10
Блок-схемы.
14
4
10
История языков программирования.
2
2
0
Знакомство с различными языками программирования.
12
4
8
Программирование Qbasic, pascal.
16
6
10
Рисование во Flash.
14
3
11
Диагностика неисправностей (программных и аппаратных).
14
4
10
Итоговое занятие, тестирование
4
2
2
Итого:
144
48
96
III. Содержание изучаемого курса
Условные обозначения:
л. - лекция (педагог объясняет тему одновременно для всех учащихся);
п.р. - практическая работа (воспитанник индивидуально выполняет задание, связанное с работой на компьютере, или выполняет задание параллельно с объяснением педагога);
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие (л.), (1ч.).
Теория (1ч.): Техника безопасности, правила внутреннего распорядка.
Тема 2. Функции компьютера. (л.), (3ч.).
Теория (2ч.): Рассмотрение основных функций компьютера.
Практика (1ч.): закрепление полученных знаний.
Тема 3. Устройство ПК (л., п.р.), (2ч.).
Теория (1ч.): Изучение комплектующих ПК, принципы их работы.
Практика (1ч.): Подбор комплектующих для сборки ПК. Сборка ПК.
Тема 4. Работа с операционной системой windows. Основы. Установка, настройка (л., п.р.), (20ч.).
Теория (10ч.): Файловая система компьютера. Понятия «файл», «директория», «диск», правила формирования имен в MS DOS. Расширение имени файла: предназначение, популярные расширения, исполняемые файлы. Настройки ОС.
Практика (10ч.): Установка и удаление программ, работа с проводником, настройка операционной системы.
Тема 5. Клавиатура. Учимся печатать. (л., п.р.), (4ч.).
Теория (1ч.): Изучение назначений клавиш.
Практика (3ч.): Набор текста и редактирование.
Тема 6. Архиваторы (л., п.р.), (4ч.).
Теория (1ч.): Понятия «архив», «заархивировать», «разархивировать», «архиватор». Предназначение архиваторов. Принцип работы архиваторов. Команды архиваторов ZIP и RAR. Архиваторы WinRar, WinZip.
Практика (3ч.): Работа с архиваторами: создание архива, извлечение файлов из архива, создание многотомного и саморазархивирующегося архива. Работа в командном и пакетном режимах.
Тема 7. Мультимедийные возможности ПК (л., п.р.), (6ч.).
Теория (1ч.): В рамках этой темы будут рассмотрены такие функции компьютера, как воспроизведение звука, видео, запись звука, создание видео, просмотр изображений. Объяснение необходимости установки кодеков.
Практика (5ч.): Рассмотрение на практики мультимедийных возможностей ПК.
Тема 8. Прикладные программы (л., п.р.), (14ч.).
Теория (6ч.): Данная тема предполагает рассмотрение разных полезных программ, которые могут облегчить работу с документами и помочь в учебе.
Практика (8ч.): Работа в Nero, Adobe Photoshop, Corel Draw, Acrobat Reader, ABBYY FineReader, dropbox, Burn4Free ид.р.
Тема 9. Графические редакторы. Компьютерная графика (л., п.р.), (12ч.).
Теория (2ч.): Векторная графика, растровая графика, 3D, представление цветов в компьютере (RGB, CMYK).
Практика (10ч.): В рамках этой темы учащиеся смогут ознакомиться с программами и ресурсами Интернета для создания своих собственных изображений.
Тема 10. Интернет. История (л.), (2ч.).
Теория (1ч.): История возникновения сети Интернет, техническое устройство сети Интернет, протоколы сети, система доменных имен, доступ в Интернет.
Практика (1ч.): Закрепление полученных знаний.
Тема 11. Работа с почтой, облаком/диском (л., п.р.), (10ч.).
Теория (4ч.): Основы работать с почтовыми сервисами, о e-mail, передача файлов через Интернет, почтовые клиенты.
Практика (6ч.): Будет представлена возможность поработать с электронной почтой, почтовыми клиентами.
Тема 12. Ресурсы Интернета (л., п.р.), (10ч.).
Теория (4ч.): Тематические сайты, файлообменники, поисковые системы, интернет-магазины, почтовые сервисы, форумы, чаты, блоговый сервис, облачное хранилище данных, сервис редактирования данных, фотохостинг, видеохостинг.
Практика (6ч.): Работа с изученными на теоретических занятиях ресурсами Интернета.
Тема 13. Поиск информации в сети (л., п.р.), (8ч.).
Теория (2ч.): Принцип работы поисковой системы. Составление поисковых запросов.
Практика (6ч.): Учащимся будет предложно найти определенную информацию в сети Интернет.
Тема 14. Интернет. Онлайн игры (л., п.р.), (6ч.).
Теория (2ч.): Об онлайн-играх. Браузерные игры представляют собой категорию онлайн игр, в которых Web браузер выступает либо в роли операционной оболочки для игр, позволяя играть в игру без установки на компьютере дополнительного ПО, либо служит контейнером для дополнительной виртуальной машины, которая непосредственно выполняет код игры. Другой большой группой являются игры, использующие программы-клиенты, написанные специально для этой игры или группы сходных игр. Казуальные игры - весьма простые по структуре игры, являющиеся весьма короткими - обычно игра начинается и заканчивается в рамках одного сеанса нахождения в Интернете.
Практика (4ч.): Рассмотрение на конкретных примерах онлайн-игр.
Тема 15. Изучение пакета MicrosoftOffice (л., п.р.), (30ч.).
Теория (10ч.): Microsoft Office - офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows, AppleMac OS X и AppleiOS (на iPad). В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. MicrosoftOffice является сервером OLE объектов и его функции могут использоваться другими приложениями, а также самими приложениями MicrosoftOffice.
Практика (20ч.): Будут изучены следующие программы: Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Publisher, Access, Visio.
Тема 16. Периферийные устройства (л., п.р.), (8ч.).
Теория (2ч.): Принцип работы периферийных устройств.
Практика (6ч.): Подключение и настройка таких периферийных устройств, как принтер, сканер, колонки и наушники, игровые манипуляторы, цифровая техника, накопители и д.р.
Тема 17. Итоговое занятие, тестирование. (л.), (4ч.).
Теория (2ч.): Подведение итогов года, тестирование.
Практика (2ч.): Тестирование.
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие (л.), (1ч.).
Теория (1ч.): Техника безопасности, правила внутреннего распорядка.
Тема 2. Повторение материала, пройденного в прошлом году (л., п.р.), (7ч.).
Теория (3ч.): Повторение материала, пройденного в прошлом году.
Практика (4ч.): Закрепление навыков работы на ПК, полученных в прошлом году.
Тема 3. Файловые менеджеры (л., п.р.), (2ч.).
Теория (1ч.): Изучение файловых менеджеров, назначение.
Практика (1ч.): Работа в Norton Commander и Farmanager: копирование, удаление, перемещение файлов и директорий; работа с группой файлов и директорий; создание директорий; командная строка в Norton Commander и Far manager: определение, помещение имени файла или директории в командную строку, вызов предыдущей и последующей командной строки.
Тема 4. Компьютерные вирусы и антивирусы (л., п.р.), (6ч.).
Теория (4ч.): Классификация вирусов, способы защиты от вирусов, популярные антивирусы, файрволы.
Практика (2ч.): Проверка компьютера на вирусы. Настройка файрвола.
Тема 5. 2D анимация. (л., п.р.), (12ч.)
Теория (2ч.): Основы 2D анимации.
Практика (10ч.): Создание анимации.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 6. Основы логики (л., п.р.), (14ч.).
Теория (4ч.): Логика как наука о правильных способах мышления; символическая логика. Семантика логических операторов.
Практика (10ч.): Доказательства логических равенств с помощью семантических таблиц, законы алгебры логики, правила преобразования логических выражений. Триггер - структурная единица (ячейка) памяти ЭВМ. Полусумматор двоичных чисел, сумматор на три входа (полный сумматор), шифратор.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 7. Алгоритмы (л., п.р.), (14ч.).
Теория (4ч.): Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. Алгоритм и его свойства.
Практика (10ч.): Запись алгоритмов. Виды алгоритмов. Элементы блок-схемы.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 8. Рисование мультиков.(л., п.р.), (12ч.).
Теория (2ч.): Основы создания мультиков.
Практика (10ч.): Создание собственных мультиков.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 9. Блок-схемы (л., п.р.), (14ч.).
Теория (4ч.): Блок-схема - распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности.
Практика (10ч.): Представление алгоритмов в виде блок-схем.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 10. История языков программирования. (л.), (2ч.)
Теория (1ч.): Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.
Языки программирования низкого уровня и языки программирования высокого уровня.
Практика (1ч.): закрепление полученных знаний.
Тема 11. Знакомство с различными языками программирования. (л.,п.р.), (12ч.).
Теория (4ч.): Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало более двух с половиной тысяч языков программирования (включая абстрактные и нестандартные языки). Каждый год их число увеличивается. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.
Практика (8ч.): Будут рассмотрены самые популярные языки программирования, их синтаксис, лексика, среды разработки. Это поможет более успешно освоить программирование в целом и применять в обыденной жизни, в последующей работе.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 12. Программирование. QBasic, Pascal.(л., п.р.), (16ч.).
Теория (6ч.): Основы программирования на языках программирования QBasic, Pascal.
Практика (10ч.): Программирование.
Тема 13. Рисование во Flash. (л., п.р.), (14ч.).
Теория (3ч.): Изучение создания анимации во Flash.
Практика (11ч.): Рисование анимации во Flash.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 14. Диагностика неисправностей (программных и аппаратных) (л., п.р.), (14ч.).
Теория (4ч.): Изучение неисправностей ПК и их устранение.
Практика (10ч.): Обслуживание компьютера, поиск и устранение аппаратных неисправностей, очистка реестра, причины программных неисправностей, медленной работы компьютера.
Формирование учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Тема 15. Итоговое занятие, тестирование. (л.), (4ч.)
Теория (2ч.): Подведение итогов года, тестирование.
Практика (2ч.): тестирование.
IV. Условия реализации программы
Материальное обеспечение программы
Комплектация компьютерного класса:
-
компьютеры, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам;
-
колонки, наушники (по необходимости);
-
принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);
-
сканер (по необходимости);
-
оборудование для организации локальной вычислительной сети;
-
программное обеспечение;
-
учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;
-
учебная доска.
Компьютерный класс должен быть оснащен:
-
средствами пожаротушения;
-
информационным стендом;
-
системой сигнализации;
-
кондиционерами (по необходимости);
-
медицинской аптечкой.
Методическое обеспечение программы
Для занятий имеются учебно-методические комплекты по информатике, традиционные («бумажные»), и инновационные (электронные/цифровые и «сетевые»), комплект плакатов по информатике; CD с программно-методической поддержкой.
Список литературы для педагогов
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
-
Приказ Министерства образования и науки № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-
КузьменкоВ.Г. Visual Basic 6. Самоучитель. - 2-е изд. - М.: ООО "Бином-Пресс", 2003 г.-432 с.
-
Лукин С.Н. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих. - М.: "Диалог-МИФИ", 2004.- 400 с.
-
Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 448 с.
-
Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. Учебик для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 364 с.
-
Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.
-
Хальворсон М. Microsoft VisualBasic 6.0 для профессионалов. Практ. пособ. Серия "Шаг за шагом" /Пер. с англ. - М.: СП ЭКОМ, 2005. - 720 с.
-
Хомоненко А.Д. и др. Delphi 7 / Под общ.ред. А.Д. Хомоненко. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 1216 с.
Список литературы для детей и родителей
-
Евсеев Г.А. Реанимация, проверка, наладка персонального компьютера. - Москва: "ДЕСС КОМ", 2002. - 288 с.
-
Лебланк Ди-Анн. Linux для "чайников", 6-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2008. - 464 с.
-
Мураховский, В. И. Устройство компьютера. - М.: "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2003. - 640 с. (Популярная энциклопедия).
-
Соломенчук В.Г., Соломенчук П.В. Железо ПК 2006. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 448 с.
-
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 480 с.