Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область, Мартыновский район,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 сл.Большая Мартыновка


«Утверждаю»

Директор МБОУ- СОШ № 1

Приказ от 27.08.2015 №__1__

___________________ Реуцкова И.В.

Подпись руководителя (ФИО)

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике, «Информатика и ИКТ»

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов в неделю 1

Количество часов в год _ 35

Учитель информатики: Корсун Максим Владимирович

(ФИО)

Настоящая рабочая программа разработано на основе:

  • положений Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • примерных общеобразовательных программ по учебному предмету. (Информатика и ИКТ. Учебная программа и по­урочное планирование для 8-9 классов / JI. JI. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. (Программы и планирование).)

  • положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл.Большая Мартыновка..


2015 -2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

Для 8 класса (базовый курс)

«Пояснительная записка»

Настоящая рабочая программа разработано на основе:

  • положений Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • примерных общеобразовательных программ по учебному предмету. (Информатика и ИКТ. Учебная программа и по­урочное планирование для 8-9 классов / JI. JI. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. (Программы и планирование).)

  • положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл.Большая Мартыновка..

Цели и задачи курса

Цели и задачи изучения основ информатики и ИКТ, как любого другого учеб­ного предмета, связываются с формированием ос­нов научного мировоззрения школьников, развити­ем их мышления, способностей, подготовкой к жиз­ни, труду, продолжению образования. В данном случае речь идет, прежде всего, о фор­мировании представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий на­уки - вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

Цели обучения в основной школе:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по ин­форматике;

  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в тек­стовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;

  • освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;

  • формирование знаний по техническому обеспечению ин­формационной технологии;

  • приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информаци­онных моделей;

  • освоение информационной технологии моделирования в сре­де графического редактора, в текстовом процессоре;

  • ознакомление с основами алгоритмизации и программиро­вания;

  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими ос­новами построения компьютера;

  • понимание необходимости соблюдения этических и право­вых норм информационной деятельности.

Предлагаемая программа предназначена для ре­ализации основной цели обучения основам информатики и вычислительной техники - практическое освоение компьютера как инстру­мента деятельности человека, базирующееся на фун­даментальной теоретической подготовке, знании ап­паратных, программных и алгоритмических средств персонального компьютера.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей1:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий2.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения3: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

«Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Региональный стандарт представлен в програм­ме полностью.

Программа рассчитана на 34 учебных часов в 8 классах

В соответствии с Уставом школы, учебным планом и годовым календарным графиком рабочая программа в 8 классе рассчитана на 35 часов.

«Общая характеристика учебного предмета»

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8-9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


«Содержание учебного предмета»

В курсе 8 классов выделяются направления:


  1. Математические основы информатики

  2. Основы алгоритмизации

  3. Глава 3. Начала программирования

Глава 1.Математические основы информатики - 11 ч.

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

  • определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

  • анализировать логическую структуру высказываний;

  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения

Глава 2.Основы алгоритмизации - 10 ч.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Глава 3. Начала программирования - 13 ч.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

    • сортировка элементов массива и пр.

« ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ и система их оценки»

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Требования к уровню содержания дисциплины

В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий совре­менной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для ис­следования объектов окружающего мира;

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера - уни­версального устройства обработки информации; о на­правлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основ­ных возможностях графического интерфейса и прави­лах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обра­ботки числовой, текстовой, графической и мультиме­дийной информации; о технологиях обработки инфор­мационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена ин­формацией, об использовании информационных ре­сурсов общества с соблюдением соответствующих пра­вовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эрго­номики и ресурсосбережения при работе со средства­ми информационных и коммуникационных техноло­гий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, ис­точников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при извес­тных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информа­ции; оценивать количественные параметры информа­ционных объектов и процессов: объем памяти, необхо­димый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логи­ческого выражения;

  • проводить компьютерные эксперименты с использова­нием готовых моделей;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного ис­полнителя с фиксированным набором команд, обраба­тывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с ис­пользованием конструкций ветвления (условные опе­раторы) и повторения (циклы), вспомогательных алго­ритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конст­рукции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполни­телями и записывать их на выбранном алгоритмичес­ком языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных за­дач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и по­вторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения не­сложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • оперировать информационными объектами, исполь­зуя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справоч­ной системой; предпринимать меры антивирусной бе­зопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить про­верку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • читать диаграммы, планы, карты и другие информа­ционные модели; создавать простейшие модели объек­тов и процессов в виде изображений, диаграмм, гра­фов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), про­грамм; переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • использовать формулы для вычислений в электрон­ных таблицах;

  • проводить обработку большого массива данных с ис­пользованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его пери­ферийным оборудованием (принтером, сканером, мо­демом, мультимедийным проектором, цифровой каме­рой, цифровым датчиком).






КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  1. Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  2. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  3. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  4. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

  1. Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  2. Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  3. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  4. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Использую такие виды контроля:

  1. Устный контроль (у/к) - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

  2. Письменный контроль (п/к) - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

  3. Лабораторный контроль (л/к)-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

  4. Машинный (программированный) контроль (м/к) - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

  5. Тестовый контроль (т/к)- может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

  6. Самоконтроль (с/к) предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Примечание

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Методическое обеспечение базового уровня


  1. Босова JI. Л., Босова А. Ю. Информатика: учеб­ник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: рабо­чая тетрадь для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Информатика. УМК для основной школы [Элек­тронный ресурс] : 5-6 классы. 7-9 классы. Методи­ческое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. - Эл. изд.-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Информатика и ИКТ. Учебная программа и по­урочное планирование для 8-9 классов / JI. JI. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. (Программы и планирование)

  5. Сайт методической поддержки (авторская мастер­ская):metodist.lbz.rU/authors/informatika/3/umk8-9.php

  6. Электронное приложение к учебнику в авторской ма­стерской Л.Л. Босовой на сайте metodist.Lbz.ru

Программное обеспечение:

  • операционная система;

  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  • браузер (в составе операционных систем или др.);

  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  • антивирусная программа;

  • программа-архиватор;

  • программа-переводчик;

  • система оптического распознавания текста;

  • программа интерактивного общения;

  • клавиатурный тренажер;

  • виртуальные компьютерные лаборатории;

  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

  • растровый и векторный графические редакторы;

  • звуковой редактор;

  • система автоматизированного проектирования;

  • система программирования;

  • геоинформационная система;

  • редактор web-страниц.

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);

  • принтер (цветной печати, формата А4);

  • мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

  • устройства для ввода визуальной информации (сканер,цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  • управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).













«Календарно-тематическое планирование»



Содержание материала


Виды конт-роля


Количество

часов


Прохождение

программы


Характеристика деятельности ученика


Минимум содержания образования

Д/З


Теория



Практика


8а, 8в, 8г





Математические основы информатики. 11

1.1. Системы счисления

4

1/1

Правила техни­ки безопасности работы в компьютер­ном классе. Общие сведения о системах счисления..

у/к

1

02.09.15

Обеспечение безопасной работы на уроках информатики.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозици­онных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных систе­мах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний .

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из де­сятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над неболь­шими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормаль­ной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения

Понятие о непозиционных и пози­ционных системах счисления. Зна­комство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счис­ления, запись в них целых десятич­ных чисел от 0 до 1024 . Перевод не­больших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную . Двоичная арифметика Логика высказываний (элементы ал­гебры логики) Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности

§1.1.1

2/2

Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.

с/к

1

09.09.15

§1.1.2-§1.1.4

3/3

Правило перевода целых десятичных чисел

в систему счисления с основанием q.

п/к

1

16.09.15

§1.1.5

4/4

Двоичная арифметика. «Компьютерные» системы счисления.

м/к

0,5

0,5

23.09.15

§1.1.6-§1.1.7

1.2. Представление чисел в компьютере

1



5/5

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

с/к

1

30.09.15

§1.2.1-§1.2.2

1.3. Элементы алгебры логики

6



6/6

Высказывание. Логические операции.

у/к

1

07.10.15

§1.3.1-§1.3.2

7/7

Построение таблиц истинности для логических выражений.

м/к

0,5

0,5

14.10.15

§1.3.3

8/8

Свойства логических операций.

у/к

1

21.10.15

§1.3.4

9/9

Решение логических задач.

п/к

1

28.10.15

§1.3.5

10/10

Логические элементы.

с/к

1

11.11.15

§1.3.6

11/11

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.

т/к

1

18.11.15

Глава 2. Основы алгоритмизации. 10

2.1. Алгоритмы и исполнители

2


Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при поша­говом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, ка­кие алгоритмические конструкции могут войти в алго­ритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной за­дачи

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исход­ных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выра­жения и вычислять их значения

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др . как примеры формальных испол­нителей . Понятие алгоритма как фор­мального описания последовательности действий исполнителя при заданных на­чальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов . Програм­ма - запись алгоритма на алгоритми­ческом языке . Непосредственное и про­граммное управление исполнителем . Линейные программы . Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой ус­ловий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины . Типы вели­чин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы . Алгоритм работы с величина­ми - план целенаправленных действий по проведению вычислений при задан­ных начальных данных с использовани­ем промежуточных результатов

12/1

Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма.

у/к

1

25.11.15

§2.1.1-§2.1.2

13/2

Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

с/к

1

02.12.15

§2.1.3-§2.1.4

2.2. Способы записи алгоритмов

2



14/3

Словесные способы записи алгоритма. Блок-схемы.

у/к

1

09.12.15

§2.2.1-§2.2.2

15/4

Алгоритмические языки.

с/к

1

16.12.15

§2.2.3

2.3. Объекты алгоритмов

2



16/5

Величины. Выражения.

у/к

1

23.12.15

§2.3.1-§2.3.2

17/6

Команда присваивания. Табличные величины.

с/к

1

13.01.16

§2.3.3-§2.3.4

2.4. Основные алгоритмические конструкции

4



18/7

Следование.

п/к

1

20.01.16

§2.4.1

19/8

Ветвление.

м/к

0,5

0,5

27.01.16

§2.4.2

20/9

Повторение.

с/к

1

03.02.16

§2.4.3

21/10

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа.

т/к

1

10.02.16


Глава 3. Начала программирования. 13

3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль.

2



Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере

Практическая деятельность

  • программировать линейные алгоритмы, предполагаю­щие вычисление арифметических, строковых и логи­ческих выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/опе­раторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла



Язык программирования . Основные пра­вила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представ­ления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл)

Решение задач по разработке и выполне­нию программ в среде программирования Паскаль

22/1

Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль.

м/к

0,5

0,5

17.02.16

§3.1.1-§3.1.2

23/2

Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания.

м/к

0,5

0,5

24.02.16

§3.1.3-§3.1.4

3.2. Организация ввода и вывода данных

2



24/3

Вывод данных. Первая программа на языке Паскаль.

м/к

0,5

0,5

02.03.16

§3.2.1-§3.2.2

25/4

Ввод данных с клавиатуры.

с/к

0,5

0,5

09.03.16

§3.2.3

3.3. Программирование линейных алгоритмов

2



26/5

Числовые типы данных. Целочисленный тип данных.

м/к

0,5

0,5

16.03.16

§3.3.1-§3.3.2

27/6

Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных.

м/к

0,5

0,5

30.03.16

§3.3.3-§3.3.4

3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

2



28/7

Условный оператор. Составной оператор.

м/к

0,5

0,5

06.04.16

§3.4.1-§3.4.2

29/8

Многообразие способов записи ветвлений.

п/к

0,5

0,5

13.04.16

§3.4.3

3.5. Программирование циклических алгоритмов

6



30/9

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

м/к

0,5

0,5

20.04.16

§3.5.1

31/10

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

м/к

0,5

0,5

27.04.16

§3.5.2

32/11

Программирование циклов с заданным числом повторений.

м/к

0,5

0,5

04.05.16

§3.5.3

33/12

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

м/к

0,5

0,5

11.05.16

§3.5.4

34/13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.

т/к

1

18.05.16

35/14

Итоговое занятие.

у/к

1

25.05.16



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР

МБОУ-СОШ №1 ______________ ______________

от __________________ 2015 года №_____ подпись (ФИО)

Председатель методического совета __________________2015 года

дата

_________________________ ____________

подпись пмс (ФИО)


1 Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).

2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

3 Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.

© 2010-2022