Статья Киберкомпетенции в профессиональной деятельности педагога

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Плечий Ольга Александровна, студентка 1 курса магистратуры,

факультета психологии и педагогики,

Российский новый университет.


КИБЕРКОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА


При всем многообразии технологий обучения:

дидактических, компьютерных, модульных и

других - реализация ведущих педагогических

функций остается за учителями.

В.А. Сластенин

Во все времена педагог был авторитетом для своих учеников. Сегодня современный педагог столкнулся с задачами, связанными не только с обучением, но и с воспитанием подрастающего поколения, способного активно включатся в современное информационное общество. Ранее учащиеся нуждались в освоение теоретических знаний и в приобретении практических навыков. Новые технологии разрушают рамки традиционного образования, и перемещают участников учебного процесса в новую среду, требующую создания новой технологии приобретения научных знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, модернизации методик преподавания и т.д.

В связи с этим педагогу, который должен понимать идеологию своих киберсоциализированных учеников, необходимо освоение и приобретение такой ключевой компетенции как киберкомпетентность.

Под киберкомпетентностью понимается обладание совокупностью знаний, умений, навыков, конкретных способов действий, личностных качеств, определенного опыта, необходимых для осуществления продуктивной и безопасной жизнедеятельности в киберпространстве. При этом каждое такое знание, умение любой навык или способ действия определяется как киберкомпетентность[4, c.255].

Таким образом, в настоящее время остается актуальной проблема развития способностей педагогов к использованию средств информатизации в профессиональной деятельности.

Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога.

Предметом исследования является киберкомпетентность как фактор, влияющий на успешность деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что использование средств информатизации будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности.

Систематизируем возможности профессиональной педагогической деятельности в контексте овладения киберкомпетентностями.

И.В. Роберт выделяет следующие возможности педагогического процесса в условиях информатизации[5]:

  • организация незамедлительной обратной связи между участниками учебно - воспитательного процесса;

  • автоматизация процессов воспитательной, информационно - поисковой деятельности педагога, а также информационно - методического обеспечения;

  • автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью.

Помимо этого Е.С. Полат добавляет организацию совместных исследовательских работ из разных школ, городов, и оказание оперативной консультативной помощи широкому кругу обучающихся.

И.Г. Захарова рассматривает возможности киберсоциализации с точки зрения стимулирования и развития творческой активности учащихся, посредством разнообразия программными средствами и методами креативности обучаемых; а также создание web - сайтов педагогов для проектирования и конструирования открытых педагогических систем.

Ввиду этого, мы решили провести экспериментальное исследование на выявление перспектив использования средств информатизации в педагогической деятельности. Экспериментальная работа проводилась в гимназии Московской области, городе Лыткарино. Педагогам была предложена анкета, включающая 6 вопросов:

  1. Какие из средств информатизации могут быть использованы в педагогической деятельности?

  2. Какие преимущества деятельности педагога может обеспечить использование средств информатизации?

  3. Какие трудности может произвести использование средств информатизации в педагогической деятельности?

  4. Какие негативные моменты могут привнести средства информатизации в деятельность педагога?

  5. Какие негативные моменты могут привнести средства информатизации в учебную деятельность ученика?

  6. Что заставляет Вас использовать средства информатизации?

По результатам анкетирования было установлено, что наиболее часто используемыми средствами информатизации является персональный компьютер, аудио, видео системы, компьютерные сети и средства связи, а также педагогические программные средства. Одним из значимых преимуществ использования киберсредств в деятельности оказалось совершенствование процесса обучения. При этом педагоги выделяют потребность в новых знаниях по использованию информационных технологий как трудность использования средств информатизации. Также отмечают, необходимость в разработке современных дидактических средств.

Что же касается психологических особенностей деятельности педагога и ученика с использованием средств информатизации мы получили следующие результаты. Со стороны педагога негативным моментов его деятельности является снижение уровня коммуникационного навыка (Рис.1). Со стороны деятельности ученика негативными моментами являются проблема межличностного общения и без инициативного отношения к учебной деятельности (Рис.2). Последний вопрос анкеты был открытого характера. Обобщив ответы можно сказать, что основным мотивом использования киберсредств является необходимость разнообразия урока, использование демонстрационного материала, требования стандартизации образования, большой поток информации. Некоторые ответы нам бы хотелось процитировать: «Это ярко, удобно, наглядно и интересно», «Главное не увлечься информационно - коммуникативными технологиями, поскольку живое общение важнее», «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Информатизация веление времени».

Рис.1. Диаграмма выявления негативных моментов с использованием средств информатизации в деятельности педагога

Рис.2. Диаграмма выявления негативных моментов с использованием средств информатизации в деятельности учащегося

Изучение динамики развития киберкомпетенций у педагогов показало, что ее структура и содержание непрерывно развиваются и совершенствуются как в историческом, так и в индивидуально-личностном плане. В индивидуальном плане киберкомпетентность формируется в результате самообразования и в процессе киберсоциализации[3].

По мнению В.А. Плешакова, процесс формирования киберкомпетенций должен быть неразрывно связан с целью и задачами обучения; быть направлен на формирование ключевых, предметных и профессиональных компетенций; способствовать развитию личности; учитывать психовозрастные и индивидуальные особенности обучаемых, т.е. быть целостным процессом, отвечающим закономерностям, принципам и требованиям педагогики ХХI века [4, c.257].

В Вольском педагогическом колледже им. Ф.И. Панферова разработана система формирования информационной компетентности педагога, которая предполагает пять этапов ее формирования:

  • освоение инструментальных возможностей информационно - компьютерных технологий;

  • освоение педагогических возможностей информационно - компьютерных технологий;

  • опытно-экспериментальная деятельность по включению информационно - компьютерных технологий в образовательный процесс;

  • внедрение информационно - компьютерных технологий в образовательную практику;

  • новая организация образования на основе использования ресурсных возможностей информационно - компьютерных технологий.

Целевым ориентиром деятельности в рамках предлагаемой системы является создание организационно-педагогических условий для формирования и совершенствования информационной компетентности педагогов в процессе профессионального образования[2].

Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что с использованием средств информатизации повышается эффективность профессиональной деятельности. Киберкомпетентность современного педагога имеет объективную и субъективную стороны[1]. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона определяется индивидуальностью педагога, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства. Освоение и активное применение киберкомпетенций является одним из факторов успешности профессиональной деятельности педагога.

Список литературы


  1. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/Сост. О.Н. Черненко - Волгоград: Учитель, 2007.-с.22.

  2. Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/534143/.

  3. Пестов С.А. Формирование информационной компетентности учителя. [Электронный ресурс] - Режим доступа: jurnal.org/articles/2008/ped15.html.

  4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. - М.:МПГУ, 2011. - 400с.

  5. Удалов С.Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: дис. д-ра пед.наук:13.00.02.- Омск, 2005.

  6. Феоктистова С. В., Хмелькова М. А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93-103.


© 2010-2022