- Преподавателю
- Информатика
- Урок информатики в рамках акции Час кода
Урок информатики в рамках акции Час кода
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Парменова И.С. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ "Коношская средняя общеобразовательная школа"
Урок информатики в рамках акции "Час кода"
10 класс
Выполнила: Парменова Ирина Сергеевна, учитель информатики
п. Коноша, 2016 год
Разработка урока информатики
в рамках акции «Час кода» (10 класс)
Оборудование: конспект урока, маршрутные листы, видеофрагменты к теме урока.
Цель: получение первоначального практического опыта в сфере программирования, развитие алгоритмического и объектного стиля мышления, формирование мотивации к получению образования в ИТ- сфере посредством организации практической деятельности.
Задачи:
-
освоить понятия «программа», «объект» в ходе создания программных кодов;
-
уметь формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
-
уметь создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
План урока:
-
Изучение новой темы
-
Просмотр видеофрагментов по теме урока.
-
Обсуждение новой темы
-
Инструктаж перед выполнением практической работы
-
Выполнение практической работы
-
Выставление оценок
-
Рефлексия
Ход урока
Приветствие обучающихся.
Проверка отсутствующих.
Наш урок проходит в рамках акции "Час кода", которая прошла в России. Давайте и мы узнаем, что это такое.
У вас на столах лежат маршрутные листы, с которыми мы и будем работать.
Оглянитесь вокруг - все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее.
Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, скопировать музыку или любимый фильм, отправить письмо-сообщение другу или родственнику в другой город.
ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.
В процессе просмотра видеофрагмента, подумайте, о чем мы с вами будем говорить сегодня.
Просмотр видеофрагмента ИТ youtube.com/watch?v=xVGogdpIzlA
Вопросы к видеофрагменту:
-
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
-
Давайте сформулируем тему и учебные задачи нашего урока.
Ответы детей.
Цель акции: получение учащимися первоначального опыта в сфере программирования.
-
ИТ - специалисты кто они? Ответы детей.
Как вы думаете, какие задачи мы ставим перед собой сегодня?
-
освоить понятия «программа», «объект» в ходе создания программных кодов;
-
уметь формально выполнять алгоритмы;
-
уметь создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
Мы будем жить в удивительное время: многие вещи, которые вы видите в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью.
Мир, который создадут ИТ-специалисты: направления, разработки, удивительные вещи.
1. эпоха "интернета вещей".
Сегодня во многом смартфоны и планшеты заменили нам компьютеры, но и они исчезнут в привычном для нас виде - все окружающие нас вещи (бытовая техника, транспорт, квартиры) станут умными ("смарт"), смогут самостоятельно следить за собой и связываться через интернет со своим хозяином. Постепенно умными станут не только вещи, но и дома, улицы, города.
Работой умных вещей будут управлять программы, запущенные удаленно на супер мощных компьютерах в центрах облачных вычислений и обработки данных, - так называемые облачные технологии.
2. развитие центров хранения и обработки данных и обеспечение их безопасности (потому что) вся наша жизнь, работа, счета в банках, приятные воспоминания будут храниться только в цифровом формате. Уже сейчас, каждый день люди создают терабайты информации: фотографии, видео, музыка, документы, 3D модели, свои игровые миры, и будут создавать еще больше. Согласитесь, гораздо спокойней жить, зная, что с вашей информацией ничего не случится.
3. искусственный интеллект и роботы, которые будут помогать нам все больше на работе и дома.
4. биоинформатика, киборги и ИТ в медицине. Совсем скоро при помощи технологий человечество сможет победить и вылечить множество болезней и недугов и бороться со старением. При помощи нано роботов можно точечно лечить и доставлять к клеткам и органам необходимые лекарства, производить сложнейшие операции. Люди с нарушениями слуха, зрения и движения смогут снова видеть и слышать, свободно передвигаться при помощи специальных устройств и экзоскелетов (супер-протезов).
5. Виртуальная реальность, голографические 4D дисплеи, 3D сканирование и печать, свободное межязыковое общение при помощи онлайн переводчиков. С помощью этих технологий вы сможете легко пообщаться (провести встречу) с человеком из другой страны, например, японцем, не зная японского языка, и видеть его голограмму в полный рост в своей комнате.
Технологии развиваются очень быстро! Наши родители, бабушки и дедушки еще 20-15 лет назад даже не могли себе представить, насколько технологии изменят нашу жизнь сегодня. Многие до сих пор сталкиваются с трудностями при общении с компьютером и Интернетом и просят нас помочь. А знаете ли вы каким будет мир в будущем, когда вы закончите школу и вуз, начнете работать и с какими технологиями предстоит столкнуться вам?
Обратимся к маршрутному листу. Прочитаем вопросы, на которые вы должны ответить после просмотра видеофрагмента.
Сядьте поудобнее.
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (Один день из жизни семьи в 2020 году) youtube.com/watch?v=aKflLhFIrw4
Обсуждение видеофрагмента.
Какие нововведения в жизни героев видеоролика вы увидели?
Чем они могут нам помочь?
Удивительно, но все эти вещи будут создаваться людьми, которые сегодня учатся в школах и вузах, т.е. вами! ИТ-технологии могут воплотить в жизнь любые фантазии, а их разработчики всегда становятся первыми обладателями всех новинок и всегда находятся в тренде. Возможно у вас уже сейчас есть невероятные идеи, которые вы сможете воплотить в жизнь, изучая программирование и информационные технологии.
Итак, мы узнали, что мир, в котором будем жить мы с вами через 5-10 лет, будет совсем другим. Новые технологии и устройства возьмут на себя всю рутинную работу, с которой они справятся гораздо лучше людей, и станут нашими помощниками во всем.
Изменятся и привычные нам профессии, а некоторые исчезнут вовсе (водители, грузчики, строители, переводчики).
Ответьте на вопросы. Как вы думаете, какие профессии могут исчезнуть вообще? И почему?
К ним на замену придут новые профессии, которым пока еще не учат в вузах:
-
биоробототехники,
-
космические дизайнеры
-
борцы со старением - возможно
В недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. При этом больше всего будут цениться мультиспециалисты - люди, которые хорошо разбираются как в технологиях так и, например, в медицине, дизайне рекламе, и маркетинге, менеджменте и гос управлении, в строительстве, образовании, но прежде всего специалисты, работающие на стыке информационных технологий и естественных наук (физика, химия, биология).
Вот только некоторые профессии, которые появятся совсем скоро:
- ИТ-медик и Клинический биоинформатик
- Биороботехник
- Цифровой лингвист
- ИТ проповедник
- Разработчик моделей больших данных (Big Data)
- Организатор интернет-сообществ и дизайнер виртуальных миров
- ИТ-генетик
- Проектировщик нейроинтерфейсов
- Специалист по гиперпротезированию
- Архитектор информационных систем
- Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и авто и морского транспорта.
Работа ИТ-специалиста позволяет создавать или поддерживать уникальные, необходимые людям вещи и удобные сервисы, которыми пользуются сотни тысяч, миллионов человек каждый день, как в повседневной жизни так и на работе (примеры: wi-fi, поисковик, социальные сети, программа Word, бронь билетов, интернет магазины, мобильные приложения)...
Люди этих профессий нужны сегодня в любой стране, компании, в любой сфере.
Почему?
(помогают справлять с любыми задачами намного быстрее, моментальный доступ к любой информации, эффективность работы)
От работы этих специалистов напрямую зависит процветание и доходы, скорость развития всех сфер жизни, эффективность работы и общения сотрудников, одним словом - конкурентоспособность (страны, города, предприятий и бизнесов, школ, семьи, человека).
Почти во всех сферах и бизнесе специалистам потребуются знания в области программирования или информационных технологий.
Факт: один сотрудник в ИТ-отрасли в год создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 млн руб.
Ответы детей на вопросы из маршрутного листа.
Что такое программирование на самом деле? (простыми словами)
Программирование - это когда ты объясняешь компьютеру (устройству), что тебе нужно, чтобы он сделал для тебя.
Программист - это тот, кто учит компьютер делать необходимые человеку вещи.
Программист должен подстраиваться под окружающие его проекты и действительность, непрерывно получая новые знания и обучая этому компьютер.
Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать? (доступно для мальчиков и девочек, практически в любом возрасте, доступно для "гуманитариев" - примеры).
Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?
Программировать может каждый! Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. Второй важный навык - умение работать в команде.
Что дает изучение программирования человеку?
Изучение программирования открывает новые возможности и инструменты для самовыражения (превращает идеи в реальность, расширяет кругозор, развивает мышление и учит нас думать)
Вот и мы с вами сегодня станем на некоторое время программистами и познакомимся с одной из программ.
Она называется KoduGame Lab*-это среда и язык визуального программирования, предназначенные для создания трехмерных игр.
Просмотр видеоролика "Коду". Главный герой игры Kodu.
youtube.com/watch?v=rGeOBzCLepk
Для работы в «Коду» необходимо скачать и установить среду на компьютеры.
Работа в «Коду» состоит из трех этапов:
-
создание мира (игрового поля/пространства/ландшафта);
-
добавление персонажей;
-
определение и создание правил поведения персонажей (написание программы).
Создание мира и добавление персонажей происходит при помощи инструментов, расположенных на панели в нижней части экрана.
Написание программы поведения объектов в среде «Коду» осуществляется на основе условных операторов «когда» (условие типа «если») и «выполнить» (присвоение действия персонажа/объекта) с помощью функции добавления и составления блоков в рабочую область и обратно. Клавишей «Escape» (Esc) запускается выполнение программы и переход в режим игры.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Маршрутный лист урока информатики «Час кода»
-
Просмотр видеоролика «Информационные технологии» и формулировка учебных задач к уроку.
-
Просмотр видеоролика "Один день из жизни семьи в 2020 году". Обсуждение видеоролика.
Вопросы к видеофрагменту:
-
Какие нововведения в жизни героев видеоролика вы увидели?
-
Чем они могут нам помочь?
-
Какие профессии могут исчезнуть вообще?
-
Вопросы по теме лекции:
-
Что такое программирование на самом деле?
-
Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать?
-
Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?
-
Просмотр видеоролика о KoduGame Lab-это среда и язык визуального программирования, предназначенные для создания трехмерных игр.
-
Домашнее задание. Скачать дистрибутив, установить на домашний компьютер. Создать свой мир, сохранить его на свой компьютер и отправить его в сообщении в Дневник.ру.
-
Техника безопасности в кабинете информатики
Запрещается:
-
трогать разъемы соединительных кабелей;
-
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
-
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
-
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
-
работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы:
-
убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
-
сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.
Во время работы:
-
плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
-
работайте на клавиатуре чистыми руками;
-
никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
-
не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
По окончании работы: закройте все приложения.
-
Практическая работа «Создание трехмерной игры». Разноуровневые задания:
1. по шаблону - оценка "3",
2. по плану - оценка "4",
3.с добавлением собственной информации - оценка "5".
Практическая работа «Создание трехмерной игры»
-
Открыть программу KoduGame Lab
-
Создать новый мир (New World).
-
Выполнить задание 1 уровня (по шаблону). Создать игру "Байкер объезжает деревья", используя готовую программу для байкера.
4. Выполнить задание 2 уровня (по плану)
Поместить на поле персонажа Kodu и объекты монеты.
Задать для Kodu действие. Когда происходит касание Kodu c монетой, заставить его стрелять в монеты.
5. Выполнить задание 3 уровня (добавление собственной информации)
Самостоятельно изменить ландшафт, добавить в свой мир объекты и задать для них действия.
6. Сохранить свой мир
-
Найти свой мир и поместить его в свою папку на рабочем столе
-
Оценка деятельности на уроке - оценить друг друга в парах.
9. Рефлексия:
-
на этом занятии я освоил …
-
сегодня я научился …
-
мне было сложно …
-
я понял, что …
-
я планирую ...