Урок на тему: «Носители информации»

Урок на тему: «Носители информации»Класс: 5Учебник: Л.Л. БосоваМесто проведения:Дата:Цель: •познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров; Задачи: 1.Образовательные: •продолжить формирование активного словарного запаса; •научить детей распознавать и называть разные виды носителей информации. 2.Развивающие: •продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся; •продолжить ра...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «Носители информации»

Класс: 5

Учебник: Л.Л. Босова

Место проведения:

Дата:

Цель:

  • познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;

Задачи:

  1. Образовательные:

    • продолжить формирование активного словарного запаса;

    • научить детей распознавать и называть разные виды носителей информации.

  2. Развивающие:

    • продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;

    • продолжить работу по формированию информационной культуры.

  3. Воспитательные:

    • продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;

    • продолжить работу по формированию навыков поведения в компьютерном классе.

  4. Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию.

Ключевые понятия: носитель информации, носитель письменной информации.

Дополнительные понятия: электронный носитель, магнитный диск, компьютер.

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с элементами исследования;

  • тип урока: комбинированный;

  • стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая.

Обеспечение урока:

  • Учебник.

  • Дидактический материал: различные носители информации, в том числе дискеты, лазерные диски и пр.

  • Письменные принадлежности.

  • Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.

  • Презентация к уроку «Носители информации».

  • Карточки с тестами.

План урока:

  1. Создание положительной мотивации с помощью игровой ситуации.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Подведение итогов.

Создание положительной мотивации с помощью игровой ситуации.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Но прежде чем мы начнем говорить о теме нашего урока предлаю ответить на вопросы теста на ваших столах:

Если ВЫ согласны с высказыванием, ставим Знак «+», если не согласен - ничего не ставим

Тест для самоконтроля

Я знаю, что:

  • Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств;

  • с помощью глаз человек получает информацию о форме предмета, цвете, объеме и расстоянии до предмета;

  • с помощью ушей человек различает форму звуковой информации: речь, звуки, пение, игру на музыкальных инструментах, громкость звуков;

  • с помощью носа человек получает информацию о запахе;

  • с помощью кожи человек получает Информацию о температуре, влажности, свойствах поверхности предмета;

  • с помощью языка человек узнаёт вкус еды;

  • Информация, которую понимает человек, бывает визуальной, звуковой, обонятельной, тактильной и вкусовой;

  • информация зависит от способа представления и может быть текстовой, графической, числовой;

  • Информацию можно воспринимать, сохранять, обрабатывать

  • Информацию можно передавать непосредственно или с помощью технических устройств.

Я понимаю, что:

  • информация для человека имеет смысл; что источниками информации могут быть люди, живая и неживая природа, технические устройства;

  • приемниками информации могут быть только люди и животные;

  • приемник информации должен понимать смысл информации;

  • компьютер может хранить и обрабатывать информацию, передавать на большие расстояния.


Я умею:

  • включать и выключать компьютер;

  • находить и запускать программы, которыми мы пользовались на уроке;

  • работать с мышью и клавиатурой;

  • закрывать программу и выбирать режимы работы программы;

  • приводить примеры разных видов информации, источников информации и приёмников.

(Проверяем наличие «+» и «-» по поднятой руке)

Человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам) требуется эти знания сохранить.

Объяснение нового материала

Эвристическая беседа

Учитель: - Сегодня мы рассмотрим, как можно сохранить информацию.

Вопрос. Какие действия можно осуществлять с информацией? (Получать, хранить, обрабатывать, передавать, обмениваться.)

Вопрос. Какие действия с информацией мы уже рассматривали? (Обработка, обмен и передача.)

Как обычно люди хранят информацию?.
В своей памяти человек может хранить информацию о событиях, о своих чувствах и эмоциях, о различных фактах и пр. Благодаря тому, что человек способен запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться, может выполнять разную работу.

Вопрос. Все ли человек запоминает и хранит в своей памяти из того, что он видит, слышит, ощущает? (Нет, конечно. Сегодня, выполняя тест, мы убедились, что далеко не все сохраняется в памяти человека. Можно ли надеяться, что все надолго запомнят слова, которые учитель и ученики произнесли на уроке?)

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

Часто требуется запомнить, т. е. сохранить информацию, например такую, как номера телефонов (свой домашний и номера телефонов учреждений, где работают родители, друзья, номер телефона скорой помощи и т. д.), свой домашний адрес, дорогу в школу, адреса друзей и родных, цены на товары и т. д. Человеку трудно все это запомнить и длительное время хранить в памяти. Существуют специальные записные книжки и справочники, где записаны все телефоны и адреса.

Таким образом, чтобы сохранить информацию ее надо на чём-то записать или напечатать, можно ввести необходимую информацию в память компьютера хранить информацию в памяти компьютера очень удобно (если есть компьютер) в любой момент можно ее просмотреть, внести изменения, дополнить и сохранить новую версию. В записной книжке это делается тоже просто: зачеркнули и написали новый номер телефона или новый адрес, вписали новое ИМЯ.

Во все времена путешественники вели дневник путешествий, в котором записывали все, что с ними происходило. Некоторые из них позже написали занимательные повести и рассказы или просто опубликовали свои дневники. Можно коротко вспомнить про Робинзона Крузо и других. Можно обсудить, зачем существует школьный дневник.

Для человека книги, рукописи, заметки в блокноте, текст в электронном виде является дополнительной памятью. Кроме того, если информацию представить на бумаге в виде письменного сообщения или в электронном виде, ее можно затем передать любому человеку.

Вопрос-задание. Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге?

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

Можно сказать, что бумага является носителем информации. То есть, если мы записали или напечатали на бумаге сообщение, то оно будет долго храниться, его можно передать другому человеку (если он умеет читать).

Здесь можно рассказать притчу о том, как к писцу пришел неграмотный старик и попросил написать письмо сыну, который жил в другом городе. Писец сказал, что он не может этого сделать, так как у него болит нога. Старик удивился, при чем здесь нога? Писец объяснил, что никто, кроме него самого не может прочитать то, что он написал и ему придется идти в другой город, чтобы прочитать письмо сыну.

Бумага - очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать.

Вопрос. Какие еще носители информации встречаются вокруг нас? (Ткань: надписи на майках, плакатах, сумках, шапочках и пр.), фотопленка, береста, камень, картон, фанера.)

Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств. Учитель демонстрирует это на примере магнитофона и комментирует свои действия. Подчеркивает, что носителем информации является магнитная пленка.

Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Закрепление изученного материала

Практическое задание


Задание 1.Определите вид носителя информации


На доске (или на слайдах высветить) виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др.

(Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением).

Задание № 2. Подчеркни лишнее и поясни.

БЕРЕСТА ПАПИРУС ЖЕЛУДЬ ПЕРГАМЕНТ

Задание № 3. Рассмотри рисунки.

Урок на тему: «Носители информации»

Урок на тему: «Носители информации»

Урок на тему: «Носители информации»

Урок на тему: «Носители информации»

Что объединяет эти предметы? Все это - но______________ информации.

Задание № 4. Отметь галочкой электронные носители

  • БУМАГА

  • ЛАЗЕРНЫЙ ДИСК

  • БЕРЕСТА

  • МАГНИТНЫЙ ДИСК

Задание № 5. Назови и запиши носители информации.

Жизненная ситуация

Носитель информации

Аня слушает магнитофонную запись песни.

Магнитная лента

Бабушка пишет внучке записку на листе бумаги.

Лена читает в книжке любимую сказку.

Павел играет в компьютерную игру «Сосчитай быстро».

Вся семья смотрит видеозапись любимого мультфильма.

На песке кто-то написал: «Скоро будет шторм на море!»

Дети рассматривают в музее мраморную скульптуру.


Задание № 6. Заполни таблицу.

Способ хранения информации

Носитель информации

Книга

Картина

Полотно

Фотография

Видео- и магнитофонная запись

Магнитный диск



Подсказка:

Фотобумага, бумага, компьютер, магнитная лента.

Физкультминутка.

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик -
Разминаться нужно.

(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!

(Вращение головой в стороны.)

Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!

(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)

Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.

(Приседания.)

Раз, два, три, чеканим шаг.

(Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
За компьютер сесть. Ура!

(Дети садятся за столы.)

Подведение итогов

Можно выделить две группы носителей информации:

  1. человек может прочитать находящуюся на носителях информацию непосредственно (бумага, картон, ткань, папирус, береста, камень и пр.);

  2. чтение и запись возможны только с помощью технических устройств (дискета, жесткий магнитный диск, компакт-диск, аудиокассета и пр.).

Итак, вы сегодня познакомились носителями информации. На носителе информация может храниться достаточно долго, ее можно просмотреть, передать, изменить.


© 2010-2022