• Преподавателю
  • Информатика
  • «Особенности профессиональной адаптации программных средств для максимальной реализации их возможностей при организации и ведении делопроизводства. »

«Особенности профессиональной адаптации программных средств для максимальной реализации их возможностей при организации и ведении делопроизводства. »

Описанный опыт позволяет: 1. Совершенствовать и осуществлять систематизацию методических приемов, используемых при научении студента адаптировать современные программные средства к применению в профессиональной сфере; 2.      Разработать системы проектов по дисциплинам, с учетом межпредметной и межпрофильной (профессиональной) направленности, обеспечивающих активизацию познавательной и творческой активности; 3.      Создать дидактическую и методическую поддержку проведения как лекционных заняти...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»










«Особенности профессиональной адаптации программных средств
для максимальной реализации их возможностей
при организации и ведении делопроизводства.»

(из опыта работы)





Захарова Елена Николаевна

преподаватель дисциплин «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»


В традиционной знаниевой новаторской системе обучения и воспитания мной применяются общеизвестные педагогические средства, но в новой ситуации, в новой комбинации и по новым правилам, обеспечивая повышения общей результативности.

Актуальность опыта состоит в том, что система проведения мной занятий выстроена не только на уровне применения специальных дисциплинарных ЗУН, но и для выполнения разработанных практических работ требуются знания дисциплин профессионального цикла, в противном случае задания не могут быть выполнены студентом на требуемом уровне. Используемые принципы парной и групповой (малые группы) работы позволяют оказывать студентам помощь не только по изучаемой дисциплине, но и «подтягивать» отстающих студентов по дисциплинам специального цикла. А активное использование метода проектов позволяет развивать творческую заинтересованность студента и обеспечивает рост его эстетического восприятия. А главным аспектом является многократное повышение уровня познавательной активности и рост качества знаний студентов.

В настоящее время все чаще наблюдается противоречие между высокой познавательной активностью обучаемых и не возможностью использования ее потенциала преподавателем при организации усвоения содержания. Переход общества к информационному типу и как следствие, востребованность изменения способов работы с информацией и программными (непрофильными) средствами специалистами, имеющими среднее специальное (профессиональное) образование.

Задачи, решаемые в опыте

  1. Совершенствование и систематизация методических приемов, используемых при научении студента адаптировать современные программные средства к применению в профессиональной сфере;

  2. Разработка системы проектов по дисциплинам, с учетом межпредметной и межпрофильной (профессиональной) направленности, обеспечивающих активизацию познавательной и творческой активности;

  3. Создать дидактическую и методическую поддержку проведения как лекционных занятий, так и практических.

Педагогические средства, используемые в опыте

  1. Лекционные и практические занятия;

  2. Обучающие пошаговые практические работы;

  3. Дидактические и методические материалы (на электронных и бумажных носителях)

  4. Презентации, видеоролики, сообщения;

  5. Система тестов и творческих заданий;

  6. Индивидуальная, парная, групповая (малые группы).

Технология опыта

В настоящее время проблема активизации интереса к изучению учебных дисциплин является одной из наиболее актуальной, в связи с тем, что постоянно и быстрыми темпами происходят значительные изменения в обществе и образовательной среде, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Образовательная среда не в состоянии вооружить молодого человека знаниями во всех областях и достижениях современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного профильного образования состоит не только в том, чтобы дать широкое профессиональное образование, но и расположить личность будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности

Ведущей формой обучения и в настоящее время считается классическое учебное занятие (урок). Занятия принято делить на стандартные и нестандартные. Причем последним в силу загруженности студентов учебным материалом уделяется минимум внимания, в результате чего преподаватель лишается одного из мощных педагогических средств воздействия на учеников.

Каким должно быть обучение студентов, чтобы у них одновременно форми­ровались знания, умения и навыки, отвечающие основным целям профессионального образования в области информатики и информационного обеспечения, потребность в новых знаниях и заинтересованность в изучении дан­ного предмета? Считаю, что решение этих задач связано с использованием методов активного обучения, потому что эффективное изучение чего-либо - это не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность студентов. Общеизвестно, что при традиционном изложении материала часть обучаемых переста­ет активно работать и следовательно обосновано возникает вопрос: «Как организовать занятие и какие применить методы, для того, чтобы студенты во время занятия не оставались безучастными, и вместе с тем, наглядно могли видеть практическую важность не только отдельных изучаемых тем, но и дисциплины в целом?»

Если на занятии работает только преподаватель, студенты остаются пассивными, т. е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит но занятии и следовательно, такое занятие не имеет никакой ценности.

Актуальность моей темы связана с активизацией познавательной активности студентов в области адаптации и использования программных средств, на первый взгляд, напрямую не связанных со спецификой выбранной студентом специальности, в профессиональной деятельности, в научении видеть возможности современных информационных технологий и умении грамотно их использовать как в профессиональной сфере, так и в социуме, как таковом.

Технология реализации моего опыта на практике требует от преподавателя не только повышать свой профессиональный уровень, как методический, так и специальный, но и систематической тесной работы с другими преподавателями-предметниками, с целью овладения элементарным уровнем знаний в области специальности по которой обучаются студенты. Конечно, реализация данного аспекта очень трудоемкая задача для преподавателя, но именно этот факт позволяет поднять авторитет преподавателя в глазах студента (преподаватель знает не только свой предмет, но еще и оперирует специальными профессиональными знаниями в области специализации), но и сподвигнуть студента на активное изучение дисциплины.

Согласно образовательного стандарта и в соответствии с общими и профессиональными компетенциями, курс изучения дисциплины «Информатика» состоит из традиционных разделов, отчасти повторяющих разделы, изучаемые студентами в 10 - 11 классах. Поэтому очень важно заинтересовать студента и раскрыть перед ним не известные ему ранее возможности используемого, отчасти ему знакомого, программного обеспечения. В решении этой проблемы приходят на помощь технологии использования межпредметных связей (на этапе когда специальность еще не изучается, или только начинает изучаться) и профильной направленности (когда специальность и ее отдельные составные уже достаточно знакомы обучающимся).

Основные моменты, используемые мной при организации занятий:

  • Объяснение материала, сразу же с демонстрацией практического применения;

  • Задания практических работ имеют узкоспециализированную направленность (для каждой специальности по одинаковой тематике занятия, имеются свои практические задания);

  • Технология выполнения работы рассматривается только на профильном или предметном уровне, что позволяет уже на старте заинтересовать и увлечь студента. Хотелось бы заметить, что уже после первых 2-х максимум 3-х занятий студенты уже сами интересуются тематикой следующего занятия, и уточняют рекомендации по учебному (профильному) материалу, который им следует повторить этому занятию. Этот факт неизменно влечет за собой не только активизацию стремлений изучить и качественно усвоить тему/работу по информатике, но и активизирует познавательный интерес в области специальных профильных дисциплин и помогает постоянному повторению и закреплению получаемых студентами знаний.

У студентов 2-го курса легче всего и качественней осуществлять межпредметные и профильные связи на примерах построения и использования метода проектов. Поэтому данная тема рассматривается мной на одном из первых этапов изучения дисциплины.

Метод проектов позволяет развивать творческую активность студента, прививать ему и развивать в дальнейшем его эстетическое восприятие не только окружающего мира, но и помощь взглянуть на свою специальность с этих точек зрения (творчество, эстетика).

Основы метода проектов и проектной технологии, используемые мной в своей работе:

Отличительные черты метода проектов

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов самостоятельная деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

  • обсуждение методов исследования;

  • обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования

Классификация проектов

  • доминирующий вид деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

  • предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект;

  • характер координации проекта: непосредственный, скрытый;

  • характер контактов: среди участников одной группы, города, региона, страны);

  • количество участников проекта (индивидуальный, микрогрупповой, групповой);

  • продолжительность проекта;

  • спектр используемых сетевых технологий.

Виды проектов

  • Выполнение уникальных проектов;

  • Обмен локальными решениями проблемы;

  • Проведение совместных наблюдений;

  • Подготовка совместных публикаций;

  • Электронные встречи;

  • Участие в игровом имитационном моделировании;

  • Социальные проекты

Проектирование - задачи преподавателя

  • Постановка целей

  • Определение задач

  • Оценка сложности

  • Планирование основных результатов

  • Определение сроков выполнения

  • Обсуждение идей реализации

  • Распределение функциональных обязанностей между участниками

Разработка проекта

  • Информационное проектирование сайта

    • Концептуальное проектирование (мнение пользователей);

    • Логическое проектирование (мнение проектировщиков);

    • Физическое проектирование (мнение разработчиков);

  • Реализация проекта

    • разработка каркасов отдельных блоков;

    • сбор данных по каждому разрабатываемому блоку (выделение ключевых слов; контекстный поиск информации; анализ информации; формулирование выводов);

    • реализация отдельных блоков проекта;

    • синтез отдельных блоков в единое целое на основе схемы навигации;

  • Получение и оформление результатов.

Педагогические результаты

  • формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;

  • получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • повышение активности и самостоятельности учащихся;

  • овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

  • осознание учеником ценностей совместного труда;

  • повышение стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

  • развитие позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;

  • формирование высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Далее приведу пример моментов на которые я обращаю внимание студентов, при рассмотрении проектной технологии.

Учебно-проектная деятельность студентов - это в настоящее время одна из самых актуальных проблем, одна из разновидностей педагогических технологий. Следует подчеркнуть, что: "Учебно-проектная деятельность это не "метод проектов", а проектная технология, которая разрабатывается как совокупность методов, "методом в методе" она быть не может". Учебный проект - самостоятельное решение обучающимися какой-либо проблемы научно-исследовательского, исторического, нравственного и.т.д. значения.

Проект - любое целенаправленное действие, результаты которого будут представлены на общественное обсуждение.

Каждый студент должен владеть проектной технологией.

Основные виды проектов.

1. По длительности:

а) краткосрочные (одно занятие - одна неделя);

б) среднесрочные (до двух месяцев);

в) долгосрочные (один год и более).

2. По числу участников:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) коллективные (весь класс, всё ГОУ, весь район и т.д.). В этом случае проект осуществляется студентами совместно с педагогами или еще каких либо представителей, способных оказать помощь .

3. По ведущим (основным) видам деятельности:

а) информационные (сбор, анализ, обработка информации го какой-либо проблеме);

б) творческие (художественное творчество);

в) практико-ориентированные (как можно сделать);

г) практические (сделать проект);

д) игровые (викторины, конкурсы и т.д.);

е) исследовательские (должны закончиться субъективно новыми знаниями для ученика).

4. По предметной направленности:

а) монопредметные;

б) межпредметные;,

в) надпредметные (внепредметные).

Проектные технологии объединяют самые разнообразные работы, например защита рефератов и исследовательские работы по различным методикам. Их характерные черты следующие. Первое - проектный метод должен включать в себя большой объём материала из разных разделов курса, т.е. быть интегрированным, реализовывать внутрипредметные связи, если иметь ввиду химию, и межпредметные связи с другими науками. Второе - на уроках с традиционными методами обучения показывается пример решения какой-либо задачи объяснением теоретических основ с помощью стандартной методики обучения по образцу и затем предлагается решать подобные задачи. Дети с первого класса привыкают, что их обучают именно так. Проектный метод предназначен для того, чтобы разрушить этот стандарт, метод делает невозможным действие по образцу, по аналогии.

Основные этапы создания проекта

1. Принятие (выбор) студентами проблемы.

2. Постановка целей и задач

То, что ставится только глобальная задача и двигаться к её решению надо не имея в наличии готовых аналогов, ставит студенте в нетрадиционные условия. Подобные задачи ранее учениками не рассматривались. Не с чем сопоставить, неоткуда взять готовый образец-аналог. Вначале, получив задачу, студенты оказываются в психологическом тупике и не знают даже, как начать работу. Это чувство знакомо и взрослым (вспомните хотя бы о своей дипломной работе!), поскольку эта работа представляет собой некую интегрированную задачу, которую надо выполнять самостоятельно. Тем не менее обучающиеся обладают мощным творческим потенциалом для решения таких задач. Раскрыть его и есть основная цель работы проектных технологий. Главное раскрепостить творческое воображение и фантазию, а это требует усилий со стороны преподавателя.

3. Создание групп.

Когда студентом достигается конкретная цель, то наблюдается скачок в понимании предмета.

4. Презентация.

Делается для того, чтобы повысить значимость работы. Презентация должна быть интересной и она может выноситься на ежегодный фестиваль.

а) компьютерные презентации;

б) видео презентация (фильм);

в) стендовая сессия;

г) театрализованное представление.

д) демонстрации;

е) научный доклад.

6. Рефлексия.

Главное правило - хвалить.

7. Празднование.

Проект можно представить себе как брошенную вперед мысль. Ученический проект - это дидактическое средство организации преподавательской деятельности, но, кроме этого, это средство для формирования определённых личностных качеств Учебное проектирование ориентировано не на интеграцию фактических знаний, а на их приобретение и приобретение новых возможностей освоить различные виды человеческой деятельности в социокультурной среде.

В проектной деятельности важен не результат, а процесс. Китайская пословица: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю- я понимаю".

И еще… При затруднении отдельных студентов в разработке какой либо тематики или оперирование, тем, что они не знают с чего начать работу (не смотря на все имеющиеся поэтапные рекомендации, мной практикуется прием выполнения работы самой, т.е. студенты формулируют тему, а я, не будучи специалистом в профильном направлении, выполняю проект. Данный подход за 4-е года не дал ни одного «прокола», а напротив, абсолютно все студенты выполняли поставленные перед ними задачи.

В качестве способов проверки знаний, я использую:

  • Тестирование с оценкой зачет/незачет и традиционными оценками;

  • Контрольные работы (при изучении теоретического материала);

  • Подготовку сообщений по заданным тематикам;

  • Текущая оценка выполнения работ (на практических занятиях);

  • Подготовка межпредметных и профильных проектов с их последующей защитой и коллективным обсуждением выставляемых баллов;

  • Выполнение учебно-исследовательских работ по тематике связывания специальности и дисциплины «Информатика»/»Информационное обеспечение профессиональной деятельности».

Научно-практические основы опыта

Проектное обучение: Вопросы становления и развития. Д.Дьюи, У.Килпатрик (американские ученые).

Рекомендации последователям опыта

  • Задания для выполнения студентами, должны ярко иллюстрировать актуальность применения получаемых навыков в дальнейшей как учебной, так и профессиональной деятельности.

  • Тема творческих работ (создание проектов) должна быть не только актуальной, но и интересной для студента.

  • Практические задания и темы работ должны быть выполнимы студентом.

  • Преподаватель должен позиционировать себя, не только руководителем, но и исследователем и соавтором.

  • Преподаватель должен постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, не только в профессиональной и социальной областях, но и в профильных направлениях (по направлению специальностей с которыми работает).

Библиографический список

Литература:

  1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие.: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. - Краснодар, 2000. - 54 с

  2. Брыкова О. В., Смирнова З. Ю., Ээльмаа Ю. В. Рекомендации по оформлению и представлению презентации. - СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного образовательного учреждения центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества и информационных технологий» - 2008 - - С. 37.

  3. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

  4. Методическое пособие - Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. СПД Резников B.C. , 2009 г. И. В. Овчинникова, Г. А. Кирмач, 354 стр.

  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. 2005 г. Серия книг «Энциклопедия образовательных технологий».

Интернет-ресурсы:

  1. festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей "Открытый урок")

  2. metod-kopilka.ru

  3. ntfmfkonf.ucoz.ru (Всероссийская научно практическая конференция)

  4. kollegi.kz (Коллеги (педагогический журнал Казахстана)

  5. openclass.ru (Открытый класс)

  6. uroki.net

  7. weboptima.ru

  8. it-n.ru (Сеть творческих учителей)

© 2010-2022