- Преподавателю
- Информатика
- Программа курса информатики (ФГОС) для 10, 11 классов Углубленный уровень
Программа курса информатики (ФГОС) для 10, 11 классов Углубленный уровень
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ушакова Ю.В. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса информатики (ФГОС) для 10, 11 классов
Углубленный уровень
Авторы: Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
Пояснительная записка
Целью обучения курсу является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом для средней школы (2012 г.). Курс рассчитан на изучение в 10 и 11 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 276 учебных часов.
Изучение курса информатики обеспечивается учебно-методическим комплексом (УМК), включающим учебник для 10 класса [1], учебник для 11 класса [2], комплект федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов из коллекции ФЦИОР [3], методическое пособие для учителей, компьютерный практикум.
Учебники обеспечивают изучение теоретического содержания курса. В каждом параграфе имеются задания для закрепления изученного материала. В конце каждой главы содержится сводка основных идей, изложенных в этой главе.
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебников. Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Содержание обучения
Тематическое планирование
10 класс
Общее число часов - 140 ч. Резерв учебного времени - 9 часов.
-
Техника безопасности. Организация рабочего места - 1ч.
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Учащиеся должны знать:
-
опасности для здоровья при работе на компьютере;
-
правила техники безопасности;
-
правила поведения в кабинете информатики.
-
Информация и информационные процессы - 5 ч.
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Структура информации. Иерархия. Деревья. Графы.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «информация», «данные», «знания»;
-
понятия «сигнал», «информационный процесс»;
-
понятие «бит»;
-
основные единицы количества информации;
-
понятия «список», «дерево», «граф».
Учащиеся должны уметь:
-
определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов;
-
переводить количество информации из одних единиц в другие;
-
структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
-
определять длину маршрута по весовой матрице графа;
-
находить кратчайший путь в графе с небольшим числом вершин.
-
Кодирование информации - 14 ч.
Двоичное кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Кодирование текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»;
-
дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах; принципы дискретизации;
-
принципы построения позиционных систем счисления;
-
принципы кодирования символов в однобайтовых кодировках и UNICODE;
-
принципы растрового и векторного кодирования графических изображений;
-
принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных.
Учащиеся должны уметь:
-
определять количество информации, используя алфавитный подход;
-
записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
-
определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.
-
Логические основы компьютеров - 10 ч.
Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение и синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»;
-
основные логические операции;
-
правила преобразования логических выражений;
-
принципы работы триггера, сумматора.
Учащиеся должны уметь:
-
вычислять значение логического выражения при известных исходных данных;
-
упрощать логические выражения;
-
синтезировать логические выражения по таблице истинности;
-
использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам;
-
использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач;
-
строить схемы на логических элементах по заданному логическому выражению.
-
Компьютерная арифметика - 4 ч.
Хранение целых и вещественных чисел в памяти компьютера и операции с ними.
Учащиеся должны знать:
-
особенности хранения целых и вещественных чисел в памяти компьютера;
-
нормализованное представление вещественных чисел;
-
битовые логические операции и их применение.
Учащиеся должны уметь:
-
строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел;
-
выполнять арифметические действия с нормализованными числами;
-
уметь выполнять битовые логические операции с двоичными данными.
-
Устройство компьютера - 8 ч.
История и перспективы развития компьютерной техники. Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития вычислительной техники и их характерные черты;
-
принципы устройства компьютеров, понятие «архитектура»;
-
принципы обмена данными с внешними устройствами.
Учащиеся должны уметь:
-
получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит;
-
использовать стандартные внешние устройства.
-
Программное обеспечение (ПО) - 13 ч.
Прикладные программы. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных.
Учащиеся должны знать:
-
классификацию современного ПО;
-
функции и состав операционных систем;
-
понятия «драйвер» и «утилита»;
-
устройство современных файловых систем;
-
состав и функции систем программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать документы с помощью текстовых процессоров;
-
использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов;
-
выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видеоинформации;
-
устанавливать программы в одной из операционных систем.
-
Компьютерные сети - 11 ч.
Топология сетей. Локальные сети. Сеть Интернет. Адреса в Интернете. Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная коммерция. Интернет и право. Нетикет.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;
-
классификацию компьютерных сетей;
-
принципы пакетного обмена данными;
-
принципы построения проводных и беспроводных сетей;
-
принципы построения и адресацию в сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять простое тестирование сетей;
-
определять IP-адрес узла по известному доменному имени;
-
использовать поисковые системы;
-
использовать электронную почту.
-
Алгоритмизация и программирования - 46 ч.
Переменные и арифметические выражения. Ветвления. Циклы. Процедуры и функции. Рекурсия. Массивы. Перебор элементов. Поиск элемента в массиве. Сортировка. Символьные строки. Преобразования «строка-число». Матрицы. Использование файлов для ввода и вывода данных.
Учащиеся должны знать:
-
основные типы данных языка программирования;
-
правила вычисления арифметических и логических выражений;
-
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
-
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
-
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
-
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
-
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
-
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
-
выполнять отладку программ.
-
Решение вычислительных задач - 12 ч.
Точность вычислений. Решение уравнений. Дискретизация. Оптимизация. Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.
Учащиеся должны знать:
-
понятие «погрешность вычислений»;
-
источники погрешностей при вычислениях на компьютере;
-
численные методы решения уравнений;
-
принципы дискретизации вычислительных задач;
-
понятия «минимум» и «максимум», «оптимальное решение»;
-
метод наименьших квадратов.
Учащиеся должны уметь:
-
оценивать погрешность полученного результата;
-
решать уравнения, используя численные методы;
-
выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации;
-
находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров;
-
обрабатывать результаты эксперимента.
-
Информационная безопасность - 7 ч.
Вредоносные программы и защита от них. Шифрование. Хэширование и пароли. Стеганография. Безопасность в Интернете.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;
-
правила составления паролей, устойчивых к взлому;
-
правила безопасного использования сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать антивирусные программы;
-
составлять надежные пароли;
-
использовать программное обеспечения для шифрования данных.
11 класс
Общее число часов: 136 ч. Резерв учебного времени: 9 часов.
-
Техника безопасности. Организация рабочего места - 1 ч.
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабине информатики.
Учащиеся должны знать:
-
опасности для здоровья при работе на компьютере;
-
правила техники безопасности;
-
правила поведения в кабинете информатики.
-
Информация и информационные процессы - 10 ч.
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача информации. Помехоустойчивые коды. Сжатие информации без потерь. Алгоритм Хаффмана. Сжатие информации с потерями. Информация и управление. Системный подход. Информационное общество.
Учащиеся должны знать:
-
алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации;
-
принципы помехоустойчивого кодирования;
-
принципы сжатия информации;
-
понятие «префиксный код», условие Фано;
-
принципы и область применимости сжатия с потерями;
-
понятия «обратная связь», «система»;
-
кибернетический подход к исследованию систем;
-
понятия «информационные технологии», «информационная культура»;
-
основные черты информационного общества.
Учащиеся должны уметь:
-
вычислять вероятность события и соответствующее количество информации;
-
оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи;
-
использовать помехоустойчивые коды.
-
Моделирование - 13 ч.
Модели и моделирование. Системный подход в моделировании. Использование графов. Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация. Математические модели в биологии. Модель «хищник-жертва». Обратная связь. Саморегуляция. Системы массового обслуживания.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»;
-
виды моделей и области их применимости;
-
понятия «диаграмма», «сетевая модель»;
-
этапы моделирования;
-
особенности компьютерных моделей;
-
понятие «саморегуляция»;
-
особенности моделирования систем массового обслуживания.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы;
-
использовать готовые модели физических явлений;
-
выполнять дискретизацию математических моделей;
-
исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ.
-
Базы данных - 18 ч.
Информационные системы. Таблицы. Иерархические и сетевые модели. Реляционные базы данных. Запросы. Формы. Отчеты. Нереляционные базы данных. Экспертные системы.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»;
-
понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»;
-
различные модели данных и их представление в табличном виде;
-
принципы построения реляционных баз данных;
-
типы связей между таблицами в реляционных базах данных;
-
основные принципы нормализации баз данных;
-
принципы построения и использования нереляционных баз данных;
-
принципы работы экспертных систем.
Учащиеся должны уметь:
-
представлять данные в табличном виде;
-
разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных;
-
выполнять простую нормализацию баз данных;
-
строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД;
-
Создание веб-сайтов - 19 ч.
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые страницы. Списки. Гиперссылки. Содержание и оформление. Стили. Рисунки на веб-страницах. Мультимедиа. Таблицы. Блочная верстка. XML и XHTML. Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»;
-
принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта;
-
основные тэги языка HTML;
-
принципы построения XML-документов;
-
понятия «динамический HTML», DOM.
Учащиеся должны уметь:
-
строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки;
-
изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов;
-
выполнять простую блочную верстку;
-
использовать Javascript для простейшего программирования веб-страниц.
-
Элементы теории алгоритмов - 6 ч.
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность вычислений. Доказательство правильности программ.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель»;
-
понятие «алгоритмически неразрешимая задача»;
-
понятие «сложность алгоритма»;
-
принципы доказательства правильности программ.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей;
-
оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов;
-
доказывать правильность простых программ.
-
Алгоритмизация и программирование - 24 ч.
Решето Эратосфена. Длинные числа. Структуры (записи). Динамические массивы. Списки. Использование модулей. Стек. Очередь. Дек. Деревья. Вычисление арифметических выражений. Графы. Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). Поиск кратчайших путей в графе. Динамическое программирование.
Учащиеся должны знать:
-
алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»;
-
понятие «длинного числа», принципы хранения и выполнения операций с «длинными» числами;
-
понятие структуры (записи), основные операции со структурами;
-
понятия «динамический массив», «список», «стек», «очередь», «дек» и операции с ними;
-
понятие «дерево» и области применения этой структуры данных;
-
понятия «граф», «узел», «ребро»;
-
простые алгоритмы на графах;
-
принцип динамического программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать решето Эратосфена;
-
программировать простые операции с «длинными» числами;
-
использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи;
-
программировать простые алгоритмы на графах;
-
программировать алгоритмы, использующие динамическое программирование.
-
Объектно-ориентированное программирование - 13 ч.
Что такое ООП? Объекты и классы. Скрытие внутреннего устройства. Иерархия классов. Программы с графическим интерфейсом. Работа в среде быстрой разработки программ. Модель и представление.
Учащиеся должны знать:
-
принципы ООП;
-
понятия «объект», «класс», «абстракция», «инкапсуляция», «наследование», «полиморфизм», «виртуальный метод»;
-
как строится иерархия классов.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять объектно-ориентированный анализ несложных задач;
-
строить иерархию объектов;
-
программировать простые задачи с использованием ООП;
-
строить программы с графическим интерфейсом в одной из RAD-сред.
-
Графика и анимация - 10 ч.
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий. Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы. Подготовка иллюстраций для веб-сайта. GIF-анимация.
Учащиеся должны знать:
-
характеристики цифровых изображений;
-
принципы сканирования и выбора режимов сканирования;
-
понятия «слой», «канал», «фильтр».
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять коррекцию фотографий (уровни, цвет, яркость, контраст);
-
работать с областями;
-
работать с многослойными изображениями;
-
использовать каналы;
-
выбирать формат для хранения различных типов изображений;
-
создавать анимированные изображения.
-
3D-моделирование и анимация - 13 ч.
Проекции. Работа с объектами. Сеточные модели. Модификаторы. Контуры. Материалы и текстуры. Рендеринг. Анимация. Язык VRML.
Учащиеся должны знать:
-
основные принципы работы с 3D-моделями.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять преобразования объектов;
-
строить и редактировать сеточные модели;
-
использовать текстуры, модификаторы, контуры;
-
выполнять рендеринг, выбирать его параметры;
-
строить простые сцены с помощью языка VRML.
Литература
-
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 10 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Поляков К.Ю., Еремин Е..А. Информатика. Учебник для 11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Коллекция ФЦИОР (fcior.edu.ru/).
10