Статья Применение метода проектов в современном профессиональном образовании

Статья представлена на научно-практическую конференцию "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном и предпрофессиональном обучении учащихся общеобразовательных организаций". Конференция проходила в МГОСГИ г. Коломна МО. Аннотация: Обсуждается проблема эффективного включения обучающихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость его применения в современном профессиональном образовании.   Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность обучающихся, инф...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. АБАШИНА

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение МО

«Аграрно-промышленный техникум»

Преподаватель информатики и ИКТ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: Обсуждается проблема эффективного включения обучающихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость его применения в современном профессиональном образовании.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность обучающихся, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование.

В наше время перемен происходит изменение образовательных стандартов, разрабатываются новые учебные программы. Сегодня нельзя учить наших детей так, как учили когда-то нас. В настоящее время предпочтение отдается высококвалифицированным и надежным рабочим, которые владеют навыками прочных знаний и умений. Эти прочные знания и навыки можно получить в системе профессионального образования. Современная экономическая ситуация требует от профессионального образования практических результатов. Его конечная цель - высокое качество подготовки и трудоустройство выпускников, максимальное приближение обучения молодых специалистов к потребностям рынка труда. Информационно - коммуникационные технологии сегодня являются неотъемлемой частью развития среднего профессионального образования. Овладение этими технологиями является важнейшей составляющей становления современного специалиста.

Одна из главных целей профессионального образования заключается в формировании информационных компетенций - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией из различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Информационные технологии в настоящее время играют огромную роль в жизни современного общества.

Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - мысль, причина; методика, способ производства) - в широком смысле - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Информационная технология - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Использование ИК - технологий в нашем образовательном учреждении идёт через активное внедрение ИКТ на уроках.

Я - преподаватель информатики. Информатика закладывает основу создания и использования информационно-коммуникационной технологии, являющейся инструментом практически любой деятельности. Одна из основных задач современного курса информатики состоит в том, чтобы обучить ребят универсальным и эффективным методам работы с информацией в различных предметных областях, в том числе при изучении любой учебной дисциплины. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличие специальных технических средств; на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом и т.д. Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы.

Достичь хороших результатов обучения можно, используя на уроках метод проектов. Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. В 2004 году компанией Intel® была запущена задача на формирование и развитие проектной деятельности учащихся и педагогов, с широким использованием офисных технологий Microsoft. Этот глобальный проект назывался "Intel®. Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft). Использование метода проектов началось и до этого и с использованием ИКТ и без ИКТ. Но с тех пор метод проектов с использованием ИКТ вошёл в учебную жизнь школы. В настоящее время метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Грамотное планирование проекта, последовательное достижение его целей и непрерывная самооценка необходима для достижения положительного результата.

План разработки проекта состоит из четырех основных этапов.

  1. Этап: Определение целей проекта.

В начале планирования проекта сразу необходимо задуматься о цели проекта. Определить, что ученики должны узнать и чему научиться к моменту окончания проекта.

  1. Этап: Разработка вопросов, составляющих процесс обучения.

Это необходимо, для того, чтобы организовать работу над проектом и помочь ученикам сконцентрироваться на ключевых моментах. Вопросы, направляющие процесс обучения состоят из одного всеобъемлющего основополагающего вопроса, одного или нескольких проблемных вопросов и нескольких учебных вопросов.

  1. Этап: Планирование оценивания.

Необходимо оценивать процесс обучения на протяжении всего проекта.

  1. Этап: Планирование деятельности.

Планировать задания надо таким образом, чтобы они затрагивали основные цели обучения, имели практическое применение и включали четкие задания или задачи, подразумевающие применение технологии.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают такими качествами и умениями 21 века, как сотрудничество, ответственность, информационная грамотность, критическое мышление и т.д. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению предмета.

Определенный опыт по методу проектов накоплен и у меня. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально - значимые проекты. Заказчиком социально - значимых проектов могу выступать администрация ОУ, социальные партнеры. Приведу пример наиболее востребованных. Это - разработка электронных образовательных ресурсов, сборников тестов, сборников интерактивных плакатов и др.

Например, в рамках конкурса интерактивных рекламных проектов «Автомеханик: вчера, сегодня, завтра» среди учреждений среднего профессионального образования юго-восточного региона Московской области были представлены проекты моих учеников. Победителями конкурса стали: за разработку буклета - Денисов Сергей; плаката - Федосов Павел; эмблемы - Стукалов Сергей; слогана - Луценко Анастасия; видеоролика - Новиков Максим. У многих получились интересные работы, которые в дальнейшем используются в профориентационной работе.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля. Тестирование - очень эффективный способ оперативного контроля знаний. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро (оценку может выставлять компьютер). Однако известно, что существует огромное количество готовых программ и систем тестирования по общеобразовательным дисциплинам, но практически отсутствуют (или появились не так давно) - по спецпредметам. Поэтому очень актуален был для нашего ОУ проект по разработке автоматизированной системы тестирования с помощью объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic, которая предназначалась для тестирования обучающихся по профессиям НПО «Автомеханик», «Сварщик».

Для того чтобы ученики воспринимали знания как действительно нужные, они должны поставить перед собой и решить значимую для них проблему, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Для этой цели подходят межпредметные проекты, где интегрируются знания из нескольких предметов. Для привития любви к профессии, трудолюбию, самообразованию, приобретению трудовых навыков, обучающиеся разрабатывают ЭОР, которые применяются на интегрированных, бинарных уроках. Обучающиеся по профессии «Парикмахер» создали цифровой ресурс «Уроки красоты», представляющий собой компьютерные презентации со вставленными видео, звуком, графической и текстовой информацией. С помощью программы «Виртуальный стилист» они моделировали возможные изменения внешности, выбирали для клиенток образ, учитывая характеристики ее внешности, а затем реализовывали задуманное на практике. Метод проектов и методика учебного проектирования универсальны и могут применяться при обучении любой специальности.

В рамках нашего ОУ проводится большое количество воспитательных мероприятий. Их цель: привлечение внимания обучающихся к истории и культуре родного края, к проблемам экологии, здоровому образу жизни, патриотическое воспитание, повышение уровня информационной культуры и др. Перечислять конкурсы можно долго, вот лишь некоторые из них: конкурсы цифровых ресурсов «Я выбираю жизнь», посвященный здоровому образу жизни, «Моя малая родина», «Моя профессия - мое будущее», в рамках которых представляются электронные ресурсы, созданные в ходе проектной деятельности учащихся по тематике конкретного мероприятия. Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Мы видим также очевидную необходимость использования метода проектов в воспитании.

Таким образом, информационные технологии, повышают познавательную активность учащихся, эффективное усвоение учебного материала, углубление уровня понимания, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Использование метода проектов способствует формированию профессионально компетентного, конкурентоспособного выпускника.

Список литературы:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2006.

  2. Калугин Н.И. и др. Профессиональная подготовка учащихся: Учебное пособие для мастера производственного обучения. - М.: Просвещение, 2000.

  3. Башмаков А.И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 304с.

  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Учеб. пособие. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  6. Семушина Л.Г. содержание и технологии обучения в ср. спец. учебных заведениях: учеб. пособие для преп. уч. ср. проф. образования. - М.: мастерство, 2001.

  7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  8. Шафрин Ю. Информационные технологии М: Лаборатория базовых знаний, 1998.

  9. Позняк И.П., Малашевич В.В. Организация и методика обучения в профессиональных училищах: [Методическое пособие для ПУ]. 4-е издание, переработанное и дополненное - Мн.: Выш.школа, 1990.

  10. Intel® "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие.- 4-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция". 2004.

  11. ru.wikipedia.org

  12. Курсы программы Intel® "Обучение для будущего" из серии «Элементы»

edugalaxy.intel.ru/?act=elements&courseid=&CODE=course



© 2010-2022