Урок информатики по теме Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России

Тема занятия: Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.Цель урока: ознакомить учащихся:· с определением информационных ресурсов;· с понятием информационный продукт;· с понятием информационная услуга и их основными видами.Задачи:· Формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.· Развивать:o ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информатика 10класс урок № 3

Тема занятия: Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.

Цель урока: ознакомить учащихся:

  • с определением информационных ресурсов;

  • с понятием информационный продукт;

  • с понятием информационная услуга и их основными видами.

Задачи:

  • Формировать умения целенаправленно искать и работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.

  • Развивать:

    • логическое мышление;

    • познавательный потенциал.

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение материала.

    1. Понятие информационного ресурса

    2. Классификация информационных ресурсов

    3. Информационные продукты и услуги

    4. Информационный рынок

  4. Закрепление полученных знаний

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание

Структура и ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учеников, проверка подготовки учащихся к уроку

  1. Актуализация знаний

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Тема нашего урока «Информационные ресурсы», запишите в тетрадях.

Ученикам предлагается ответить на вопрос «Какие вам известны ресурсы

Ответ: (Сырьевые (природные); энергетические; трудовые; финансовые; информационные)

3. Объяснение материала

Понятие информационного ресурса

На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов.

Урок информатики по теме Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.

Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в обществен­но-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информа­тизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информацион­ные ресурсы:
ИРО - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Запишите определение ИРО в тетрадь.
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства - новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.


Классификация информационных ресурсов.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;

  • форма собственности - государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

  • доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная;

  • принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

  • источник информации - официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;

  • назначение и характер использования информации - массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

  • форма представления информации - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

  • вид носителя информации - бумажный, электронный.

Рассмотреть классификацию национальных информационных ресурсов. (стр. 27)

Знание как национальное достояние в развитии страны

В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.


Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.


Прокомментируем их. (распределить по группам стр. 31-36)

Другая форма представления знаний в обществе - это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения - человеческая память.

В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

Информационные продукты и услуги

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Информационный продукт - результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.

Информационная услуга - предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

  • Поиск и подбор информации;

  • Обучение;

Рассмотреть Приложение 1. Информационные продукты и услуги библиотеки.

Запишите определения Информационный продукт и Информационная услуга в тетрадь.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке

Урок информатики по теме Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России.

Информационный рынок

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар - информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений - информационного рынка.


Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.

Рынок информационных продуктов и услуг - система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.


Поставщики - как правило, это производители информации или ее собственники

  • Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

  • Службы связи и телекоммуникации;

  • Бытовые службы;

  • Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);

  • Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги - информацию о них;

  • Биржи;

  • Частные лица (программисты) и пр.

Пользователи информации - организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

Потребители информации - частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

Информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

4. Закрепление изученных знаний

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

8. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Завести электронный почтовый ящик и прислать небольшое резюме + фото на почту

[email protected]

Приложение 1.

Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части ин­формационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

Таблица информационных услуг и продуктов библиотеки

(по М.Я.Дворкиной)

п/п

Виды услуг

(название)

Определение

Перечень услуг

1

Документные

услуги

Услуги, обеспечивающие доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио и видеокассетах, микрокартах и др.), на разных языках (путем перевода), в режиме реального времени (on-Line), в режиме отложенного времени (через электронную почту, «бронирование»), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал, МБА, экспозиции, внестационарные формы - библиотечные пункты, библиобусы, музеи на колесах и т.п.), для постоянного пользования (копирование на разные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов - ЭДД).

● Выдача документов на дом, предоставление документов к пользованию в читальном зале.

● Приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе.

● Оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель.

● Организация доступа к полнотекстовым электронным документам, размещенным в сети Интернет и доступном в режиме on-Line.

● Организация электронной доставки документов пользователям.

● Услуги по ксерокопированию, сканированию и подготовке цифровых копий документов.

● Услуги по аренде персональных компьютеров.

● Организация комфортности обслуживания.

2

Справочные услуги.

Услуги, предоставляющие доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в т.ч. и мультимедийным, гипермедийным, и отвечают (форма-справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-Line и через электронную почту.

● Организация chat-обслуживания в режиме «пользователь-библиограф».

● Организация доступа к Web -сайтам (раздел «Спроси у …») с виртуальной справочной службы.

● Выполнение запросов по электронной почте.

● Выпуск библиографических указателей, пособий, списков, дайджестов на разных носителях информации.

● Организация доступа к электронным библиотекам страны.

● Организация электронного библиотечного каталога.

● Использование справочных баз данных сети Интернет.

3

Новостные услуги.

Услуги, предлагающие сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляющие рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы в режиме реального и отложенного времени ( в формах: новости, ИРИ, ДОР и др.).

● Выпуск дайджестов, прайс-листов, библиотечных сводок.

● Организация Дней информации, Дней специалиста.

● Организация ярмарок идей, выставок новых поступлений.

● Организация всевозможных презентаций.

● Организация «кольцевой почты».

4

Учебно-консультационные (ориентирующие) услуги.

Услуги, содействующие ознакомлению пользователей с возможностями доступа к информации устно, в режиме on-Line и через электронную почту.

● Организация консультаций, семинаров, лекций, уроков, экскурсий, компьютерных курсов.

● Организация работы по программе «Формирование информационной культуры личности».

● Работа в дистанционном режиме.

● Выпуск информационных продуктов типа «Навигатор по …» или «Информационные ресурсы …».

● Организация элективных учебных курсов.

● Выпуск путевода по библиотеке (сайты).

5

Исследовательские услуги.

Услуги, которые доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере, в том числе через телекоммуникационные каналы.

● Предоставление аналитических справок, аналитических обзоров, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, например, определения рейтинга писателей, лучших произведений, читателей библиотеки и т.д., прогнозного исследования, пресс-досье и т.п.).

6

Организационно-вспомогательные услуги.

Услуги, организующие передачу информации в различных режимах и для разных групп пользователей.

● Распространение и прокат баз данных.

● Организация зон обслуживания, в т.ч. компьютерных, видеосалонов и т.д.

● Передача факса.

● Прием запросов по телефону, электронной почте.

● Запись информации на дискеты или кассеты пользователей.

● Переплетные работы.

● Тиражирование информации.

● Издательская деятельность.

7

Комплексные услуги.

● Обслуживание пользователей по договорам с предоставлением разных услуг по выбору заказчика.

10

© 2010-2022