Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6. 0. Типы данных и точность вычислений

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организационная информация:

Предмет: Информатика

Класс: 9

Автор урока: Муртазина Аида Думановна, учитель информатики

Образовательное учреждение: КГУ «Гимназия №6»

Республика Казахстан

Город Семей

Восточно - Казахстанская область

Тема: Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений.

Цель:

Учебная: научить записывать арифметические выражения на языке Visual Basic 6.0. Рассмотреть математические функции Visual Basic 6.0.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, творческого подхода к решению задачи.

Основные знания и умения:

Знать:

  1. Обозначения действий арифметики в Visual Basic

  2. Запись математических функций

  3. типы данных: целые числа и десятичные дроби

Уметь:

  1. записывать математические выражения на языке Visual Basic

  2. использовать математические функции в проекте

  3. форматировать результат

Обеспечение занятия:

1). ПК - ЭВМ - 12 шт.

2). Раздаточный материал

Литература:

Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »

С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»

Вид занятия: комбинированное - 1ч.

План занятия:

  1. Организационный момент - 2

  2. Опрос по домашнему заданию - 10

  3. Изложение новой темы - 15

  4. Практическая работа - 15

  5. Д/з - 3

Последовательность изложения темы:

Ход урока.

1. Организационный момент - 2

(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

2. Опрос по домашнему заданию - 10

Тестовая работа

1. Как сохранить новый проект?

A. Меню "File" - " Save Forml As"

B. Меню "File" - " Save Project As"

C. Кнопка "Save Project" на панели инструментов

D. Меню "Project" - "Save Project As"

2. Как отобразить окно свойств, если оно не видно в рабочей среде?

A. Меню "View" - "Toolbox"

B. Меню "View" - "Properties Window"

C. Меню "View" - "Form Layout Window"

D. Меню "View" - "Project Explorer"

3. Для чего служит окно "Properties"?

A. Для отображения свойств выбранного объекта

B. Для изменения свойств выбранного объекта

C. Для отображения списка файлов в проекте

D. Для отображения списка форм в проекте

E. Для показа макета проекта

4. Как сохранить форму в проекте?

A. Меню "File" - "Save Project As"

B. Меню "File" - "Save Forml As"

C. Кнопка "Save Project" на панели инструментов

D. Меню "Project" - "Save Forml As"

E. Меню "Project" - "Save Project 1 As"

5. Какое расширение получает файл проекта при сохранении его на диске?

A.*. frm

B *.vbp

C. .*. bmp

D. *.com

E. *.exe

F. *.doc

6. Как создать новый проект?

A. При запуске VB в окне New Project выбрать "Standard EXE

B. Меню "View" - "Project Window" - "New"

C. Меню "Project" - "Add Project"

D. Меню "File" "New Project" - выбрать "Standard EXE"

7. Как добавить в проект новую форму?

A. Меню "Project" - "Add Form" - в окне "Add Form" - выбрать значок "Form"

B. На панели инструментов выбрать кнопку "Add Form"

C. Меню "File" - "Add Form" - в окне "Add Form" - выбрать значок "Form"

D. В окне "Project" - установить курсор на любой объект - контекстное меню - "Add" - "Form"

E. Меню "Edit" - "Add Form" - в окне "Add Form" - выбрать значок "Form"

8. Какое расширение получает файл формы при сохранении его на диске?

A. *.vbp

B. *.bas

C. *.frm

D. *.ехе

E. *. doc

9.Для чего предназначено окно "Toolbox"?

A. Для отображения свойств выбранного объекта

B. Для выбора объектов и размещения их на форме

C. Для изменения свойств выбранного объекта

D. Для показа макета проекта

E. Для отображения списка файлов в проекте

10. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Image

11. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Image

12. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Image

13. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Image

14. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Image

15. Как называется указанный на рисунке объект?

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

A.TextBox (Текстовое поле)

B.Label (Метка)

C.CommandButton (Командная кнопка)

D.PictureBox (Графическое поле)

E. Timer

3. Изложение новой темы - 25

Простые арифметические вычисления лучше делать на калькуляторе, чем на компьютере, а вот сложные - наоборот. Мы сегодня на уроке научимся правильно вводить в компьютер сложные формулы.

Действия арифметики обозначаются в Visual Basic следующим образом:

ДЕЙСТВИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

СМЫСЛ

4+5

9

плюс

5-1

4

минус

5*4

20

умножение

10/5

2

Разделитель

10/3

3

Целочисленное деление (получается 3, в остатке 1)

10 Mod 3

1

остаток от целочисленного деления

3^2

9

Возведение в степень

На уроках математики мы привыкли писать ab+cd , подразумевая: a умножить на b плюс c умножить на d. В Visual Basic это выражение мы обязаны писать так: a*b+c*d. Иначе компьютер подумает, что нужно к переменной, имеющей имя ab, прибавить переменную, имеющую имя cd. Во избежание двусмысленности знак умножения положено писать всегда, в том числе и перед скобками. Например, a * (b+c).

Скобки. Ввиду того, что с клавиатуры всю информацию приходится вводить символ за символом в одну строку, ввод двухэтажных выражений, таких как

Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

очень затруднен. Поэтому для обозначения деления и выбрана косая черта. Это выражение на Visual Basic положено записывать так: (a+1)/(c+1). Если бы мы не поставили скобок, то выражение получилось бы таким a+1/b+1, а это неправильно, так

как компьютер, как и мы, всегда перед сложением и вычитанием выполняет умножение и деление, поэтому в последнем случае он бы сначала разделил 1 на с , а затем к результату прибавил a и 1.

Вопрос: когда в выражениях можно ставить скобки? Ответ: всегда, когда у вас возникают сомнения в правильной очередности действий. Лишняя пара скобок не помешает.

Пример: записать на Visual Basic выражение:Урок Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений

Его можно было бы записать так:

(1 + a) / (2+a*b).

Разберитесь в этой записи. К сожалению, в выражениях разрешается писать только круглые скобки. Квадратные и фигурные запрещены. От этого сложные выражения с большим количеством скобок на глаз воспринимаются с трудом, так как трудно для конкретной скобки увидеть ее законную пару.

Запись десятичных дробей. Путаница с точками и запятыми. Почти во всех языках программирования и уж, конечно, в Visual Basic, в десятичных дробях принято вместо запятой ставить точку. Пример: 62.8 - шестьдесят две целых восемь десятых

Математические функции. Кроме нескольких действий арифметики Visual Basic может выполнять и другие математиче-

ские действия, например, извлечение квадратного корня. На компьютере нет клавиши со значком , поэтому в Visual Basic

имеется специальная функция - Sqr. Например, корень из 36 обозначается так - Sqr(36), корень из a+b так - Sqr(a+b). Здесь

Sqr - сокращение от английского выражения Square root - квадратный корень. То, из чего нужно извлечь корень, записывается

в скобках.

Приведу неполный список математических функций Visual Basic:

ДЕЙСТВИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

СМЫСЛ

Sqr (25)

5

корень квадратный

Round (5.82716)

6

округление до целых

Round (5.82716, 3)

5.827

округление до трех знаков после точки

Abs ( -20)

20

абсолютная величина (модуль) числа

Fix (3.98)

3

целая часть числа (дробная часть отбрасывается)

Fix (-3.98)

-3

Int (3.98)

3

наибольшее целое число, не превышающее выражение в скобках

Int (-3.98)

-4

Rnd 0.73088

случайное число из диапазона (0 - 1)


Кроме этого, имеются функции Sin, Cos, Tan (что означает тангенс), Atn (что означает арктангенс), Exp, Log и др.

Примеры:

Выражение (3+3)^2 при вычислении даст 36

Выражение 1+ (2+8)^3 при вычислении даст 1001

Выражение 1+Abs(5-8) при вычислении даст 4

Выражение 2^4+Sqr(35+1) при вычислении даст 22

Выражение Sqr (8+Int(41.5)) при вычислении даст 7

Выражение 21 \ (Round (2.54+1)) при вычислении даст 5

Задание 1: Определите без компьютера, что напечатает данный фрагмент программы:

a = (4^2+5) * (30- (2^2)^2) - 20 : b=10 \ (a-5) : Debug.Print a^3 + b - 2

4.5. Типы данных и точность вычислений

Integer и Long - целые числа

Создайте проект с кнопкой и введите такую программу:

Dim a As Integer

Dim b As Integer

Private Sub Command1_Click()

a = 100

b = 1

Debug.Print a, b, a + b

End Sub

Работает она нормально. Посмотрим, насколько большие числа способна воспринимать наша программа. Заменим b=1 на b=40000. Visual Basic выдает сообщение об ошибке "Overflow", что означает "Переполнение ячейки". В чем дело?

Как вы уже знаете, в Visual Basic принято правило, что если человек объявил переменную, как Integer, то он разрешает ей принимать значения только целых чисел. Число типа Integer занимает в памяти два байта. Значит, под переменные а и b компьютер отводит в памяти ячейки по два байта каждая. Два байта - это маленький объем памяти и уместиться в него может лишь небольшое целое число, а именно - число в диапазоне от -32768 до 32767.

Для того, чтобы переменная имела право принимать значения больших целых чисел, она должна быть объявлена не как

Integer, а как Long (Длинное Целое). Под переменную типа Long компьютер отводит в памяти 4 байта и поэтому она может

принимать значения в диапазоне от -2147483648 до 2147483647.

Зачем нужен Integer, если есть Long? Ну, хотя бы для того, чтобы экономить память, она же не резиновая.

Задание 2: Население Астаны равняется а=900000 жителей. Население города Семей равняется b=30000 жителей. Вся Астана переехала в Семей. Сколько там стало жителей? Используйте переменные величины.

Single и Double - десятичные дроби

Создайте проект с кнопкой и введите такую программу:

Dim a As Single

Dim b As Single

Private Sub Command1_Click()

a = 100.78656954325 : b = 40000.1234567895 : Debug.Print a, b, a + b

End Sub

Запустите проект. Вот результат:

100,7866 40000,13 40100,91

Как видите, Visual Basic обрезал наши длинные числа до 7 значащих цифр. Сделал он это потому, что 4 байта, отведенные под ячейку памяти для переменной типа Single, не в состоянии вместить больше. Если мы хотим иметь большую точность, то объявляем наши переменные имеющими другой тип - Double - десятичная дробь двойной точности. Под переменную типа

Double компьютер отводит в памяти 8 байтов и поэтому она может быть гораздо длиннее.

Dim a As Double

Dim b As Double

Private Sub Command1_Click()

a = 100.78656954325 : b = 40000.1234567895 : Debug.Print a, b, a + b

End Sub

Запустите проект. Вот результат:

100,78656954325 40000,1234567895 40100,9100263327

Здесь максимум - 15 значащих цифр. Если вам интересно задать в программе еще более длинное значение b, например, b= 40000.12345678957453457, то у вас ничего не получится, Visual Basic обрежет его прямо в программе, зная, что с такими длинными числами работать он все равно не умеет.

Зачем нужен Single, если есть Double? Ну хотя бы для экономии памяти.

  1. Практическая работа - 15

Задача 3.

Даны размеры спичечной коробки. Вычислить площадь основания коробки, ее объем и полную площадь поверхности.

Задача вычисления площади основания, объема и полной площади поверхности спичечной коробки по известным ее размерам

Объявляем переменные величины

Dim Ширина As Double 'ширина

Dim Толщина As Double 'толщина

Dim Высота As Double 'высота

Dim S_основ As Double 'площадь основания

Dim V As Double 'объем

Dim Периметр As Double 'периметр основания

Dim S_бок As Double 'площадь боковой поверхности

Dim S_полн As Double 'полная площадь поверхности

Перед вычислениями нужно задать исходные данные решения задачи..

Выберем InputBox.

Вот следующие строки программы:

Private Sub Command1_Click()

'Ввод исходных данных

Ширина = InputBox("Введите ширину коробки")

Толщина = InputBox("Введите толщину коробки")

Высота = InputBox("Введите высоту коробки")

Теперь нужно задать компьютеру действия, которые он должен проделать с исходными данными, чтобы получить результат.

'Вычисление результатов

S_основ = Ширина * Толщина

V = S_основ * Высота

Периметр = 2 * Ширина + 2 * Толщина

S_бок = Периметр * Высота

S_полн = 2 * S_основ + S_бок

После получения результатов их нужно показать человеку. Мы будем использовать новый для нас оператор Print, который в нашем случае будет печатать результат прямо на поверхности формы (в отличие от Debug.Print, который печатает в окне Immediate):

'Отображение результатов

Print "Площадь основания ="; S_основ

Print "Объем ="; V

Print "Полная площадь поверхности ="; S_полн

End Sub

Написать с использованием переменных программы для решения следующей задачи:

Самостоятельная работа

Задание №4

Автомобиль 4 часа ехал со скоростью 60 км/час и 3 часа со скоростью 80 км/час. Вычислить среднюю скорость автомобиля (она равна суммарному пути, деленному на суммарное время). Значения переменным задать операторами присваивания, результат напечатать оператором Debug.Print с пояснениями.

  1. Д/з - 3

Поработать с конспектом

Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.


© 2010-2022