- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа кружка по программированию
Рабочая программа кружка по программированию
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева Н.В. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
Для школьников этот курс - возможность развить навыки программирования на языке Pascal. Программирование - это стержень как базового, так и профильного курсов информатики. В рамках предлагаемого курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» изучение основ программирования на языке Pascal - это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Общепедагогическая направленность занятий - гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования - необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса:
-
понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
-
овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
-
освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal.
Задачи курса:
-
познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;
-
научиться составлять и читать блок-схемы;
-
сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;
-
изучить основные конструкции языка программирования Pascal;
-
научиться работать с графическими средствами языка программирования Pascal;
-
научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Методы обучения
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у школьников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка - обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты курса
В рамках курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
-
умеют составлять алгоритмы для решения задач;
-
умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
-
владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
-
умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.
Диагностика и контроль - необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
-
алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;
-
программа должна выполнять поставленные задачи;
-
по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).
Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
-
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;
-
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
-
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;
-
итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.
Контроль знаний организуется в форме трёх контрольных работ. Итоговая оценка выставляется на основании результатов контрольных работ.
Аппаратное обеспечение:
-
IBM PC-совместимый компьютер.
-
Процессор не ниже Pentium-100.
-
Оперативная память не меньше 64 Мб.
Программное обеспечение:
-
Операционная система: Windows XP (или выше).
-
Одна из сред разработки:
Borland Pascal 7.0,
Turbo Pascal 7.0,
Free Pascal 2.0 (или выше).
Тематический план курса
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Дата
Знакомство с Pascal
2
Структура программы на языке Pascal
1
Числовые типы данных
1
Основные алгоритмические конструкции
10
Условный оператор.
1
Вложенные условные операторы.
1
Условные операторы, логические операции И, ИЛИ, НЕ
1
Оператор выбора.
1
Циклы с предусловиями
1
Циклы с постусловиями
1
Циклы с параметрами
1
Вложенные циклы
2
Решение задач
1
Структурированные типы данных
22
Одномерные массивы
2
Алгоритмы информационного поиска
2
Двумерные массивы
2
Алгоритмы сортировки
2
Строковый тип данных
2
Процедуры для работы со строковым типом данных
2
Решение задач
2
Файловый тип данных
2
Основные операции с файлами
2
Примеры работы с файлами
2
Текстовые файлы
2
Итого:
34
Содержание курса
Знакомство с Pascal
Тема 1. Структура программы на языке Pascal
Учащиеся должны знать / понимать:
-
назначение и основные команды среды разработки;
-
общую структуру программы;
-
назначение и виды оператора вывода.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться интерфейсом среды программирования Borland / Turbo Pascal или Free Pascal
-
использовать команды редактора;
-
составлять и запускать программы;
-
организовывать вывод данных.
Язык программирования Pascal и его характерные особенности. Структура программы на языке Pascal. Простейшая программа. Среды разработки. Элементы языка Pascal. Создание и исполнение программ в среде разработки. Операторы вывода Write и WriteLn.
Практическая работа: создание, сохранение, запуск простейшей программы в среде разработки.
Тема 2. Числовые типы данных
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие типа данных;
-
целые, вещественные типы данных и операции над ними;
-
понятие переменной;
-
оператор присваивания;
-
назначение и виды оператора ввода.
Учащиеся должны уметь:
-
определять тип числовых данных;
-
объявлять необходимые переменные;
-
записывать арифметические выражения.
Переменные. Типы данных в языке Pascal. Простые типы данных. Целые и вещественные типы. Значения. Оператор присваивания. Операции, допустимые с переменными и значениями целого и вещественного типа.
Практическая работа: составление вычислительных программ.
Основные алгоритмические конструкции
Тема 1. Циклы
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие и назначение цикла;
-
цикл со счётчиком;
-
циклы с условием;
-
понятие генератора случайных чисел;
-
понятие символьного типа;
-
назначение и возможности модуля CRT;
-
понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;
-
определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;
-
использовать генератор случайных чисел;
-
использовать символьные переменные и константы;
-
принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.
Цикл. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием и цикл с постусловием.
Генератор случайных чисел.
Символьный тип данных Использование возможностей модуля CRT для приёма и обработки сигналов клавиш.
Практическая работа: создание программ, использующих разные виды циклов.
Тема 2. Условный оператор. Оператор выбора
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие и назначение условного оператора;
-
назначение оператора выбора;
-
алгоритм поиска максимального/минимального элемента;
-
логические выражения;
-
способы тестирования программ.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать условный оператор, оператор выбора при составлении программ;
-
осуществлять выбор типа условного оператора/оператора выбора для оптимального решения поставленной задачи;
-
составлять сложные логические выражения;
-
использовать алгоритм поиска максимального/минимального элемента последовательности;
-
составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.
Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Оператор выбора.
Алгоритм поиска максимального / минимального элемента последовательности.
Тестирование готовой программы.
Практическая работа: создание программ, использующих алгоритмы ветвления.
Структурированные типы данных
Тема 1. Массивы
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие массива;
-
понятие двумерного массива как массива массивов;
-
способы поиска максимального/минимального элемента массива;
-
способы сортировки - сортировка выбором и пузырьковая.
Учащиеся должны уметь:
-
объявлять одномерные и двумерные массивы;
-
использовать массивы для хранения данных в программе;
-
осуществлять поиск максимального/минимального элемента в одномерном массиве;
-
производить сортировку одномерного массива одним из двух способов: сортировкой выбором или пузырьковой сортировкой.
Массив. Одномерный массив. Двумерный массив. Объявление массивов. Обработка массивов: поиск элемента по заданным признакам, заполнение массива, вывод массива на экран.
Сортировка массива. Сортировка выбором. Пузырьковая сортировка.
Практическая работа: создание и обработка массивов.
Тема 2. Строковый тип данных
Учащиеся должны знать / понимать:
-
строковый тип данных;
-
понятие строк как массива символов;
-
допустимые действия над строковыми данными.
Учащиеся должны уметь:
-
объявлять и использовать в программе величины строкового типа;
-
использовать стандартные процедуры и функции обработки строк.
Строковый тип данных. Строки как массив символов. Стандартные строковые процедуры и функции.
Практическая работа: обработка данных строкового типа.
Тема 3. Файловый тип данных
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие файлового типа;
-
отличия и область применения типизированных и текстовых файловых типов;
-
порядок работы с данными файлового типа.
Учащиеся должны уметь:
-
определить оптимальный тип файловых данных для решения конкретной задачи;
-
ассоциировать файловую переменную с файлом на диске;
-
открыть файл для чтения или записи;
-
записать/прочитать информацию из файла.
Файловый тип данных. Типизированные файлы. Текстовые файлы.
Практическая работа: создание программ, позволяющих хранить данные на диске.
Учебно-методические материалы
-
Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учеб. пособие / Л. А. Татарникова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. - Томск, 2008. - 139 с.
-
Татарникова, Л. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Методические рекомендации. - Томск, 2008. - 28 с.
-
Тимошевская Н.Е., Перышкина Е.А. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. - Томск, 2004. - 116 с.