- Преподавателю
- Информатика
- Алгоритмы, способы описания алгоритмов, основные типы алгоритмов
Алгоритмы, способы описания алгоритмов, основные типы алгоритмов
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чебокчинов И.Н. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алгоритмы, способы описания алгоритмов, основные типы алгоритмов
Цели: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.
Задачи:
-
Ознакомить со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов.
-
Научить записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.
-
Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.
-
Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «человек и информация»;
III. Актуализация знаний
-
Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «Алгоритм»? если да, то где?
-
На интерактивной доске название темы «Алгоритмы»
-
Попытайтесь дать свое определение понятия «Алгоритм».
IV. Теоретический материал урока
Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу….). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.
Пример дети:
-
Назовите последовательность действий заваривания чая;
-
Опишите последовательность действий, изображенных на интерактивной доске:
-
Приготовить суп
-
О происхождении слова "АЛГОРИТМ"
Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хозерми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хозерма"), сокращенно Ал-Хозерми.
Ал-Хозерми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хозерми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.
В латинском переводе книги Ал-Хозерми правила начинались словами "Алгоризми сказал". С течением времени люди забыли, что Алгоризми - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами.
С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.
В настоящее время слово "АЛГОРИТМ" является одним из важнейших понятий науки информатики.
Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи называется алгоритмизация.
Мы постоянно сталкиваемся с этими понятиями в различных сферах деятельности. (Задается вопрос учащимся.)
Приведите примеры, где именно мы встречаемся с алгоритмами.
-
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.
-
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
-
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения
И т.д.
Сформулируем определение алгоритма и запишем его в тетради: Однозначно понимаемая последовательность действий приводящих к решению поставленной задачи за конечное время, называется АЛГОРИТМОМ.
Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства - компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать способы описания алгоритма:
Остановимся подробнее на графическом способе описания алгоритма.
В тетради запишем основные элементы блок-схемы:
- Начало, конец
- ввод, вывод данных
- операция, действие
- ветвление по условию
В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:
-
Линейный
-
Алгоритмы с ветвлением (ветвящийся)
-
Алгоритмы с повторением (циклический)
Остановимся подробнее на каждом из типов.
1. Линейный алгоритм
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - действия выполняются друг за другом не зависимо ни от каких обстоятельств. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
Приводятся примеры учащимися (Посадка дерева, заварка чая)
Рассматривается пример на доске (словесное описание алгоритма, с помощью блок-схемы).
Определение периметра прямоугольника:
Дано: а, в - стороны прямоугольника.
Найти: Р - периметр прямоугольника.
-
Задать числовые значения а, в
-
Вычислить Р= 2* (а+в)
-
Вывести значение Р
-
Конец
2. Ветвящийся алгоритм
В зависимости от того, выполняется или нет условие в точке ветвления, происходит выбор направления перехода к следующему элементу. Такой тип алгоритма называется ВЕТВЯЩИЙСЯ (определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
Определите в следующих стихотворениях структуру «ветвления»
Составить блок-схему ветвящегося алгоритма:
-
задумайте число,
-
прибавь 8,
-
если полученное число меньше 22, то прибавь 5, иначе отнять 5.
-
Вывести полученный результат.
В тетради составляется блок-схема (самостоятельно)
Один ученик записывает маркером данные на доске, проверяя задание.
3. Циклический алгоритм
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - некоторые действия повторяются многократно, пока выполняется условие, стоящее в точке ветвления. Если условие принимает значение ложь, происходит выход из цикла. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
В тетради составить блок-схему нахождения суммы целых чисел от 1 до 5 (Самостоятельно3-5 мин.)
Сверяется результат выполнения.
Проверка качества усвоения учебного материала по теме «Алгоритмы, способы описания алгоритмов, основные типы алгоритмов» осуществляется в форме тестирования, на компьютере рассчитанной на 5 - 7 минут. (Мой тест.)
-
Алгоритм включает в себя ветвление, если…
-
От любого исполнителя не требуется…
-
Алгоритм называется линейным, если…
-
Алгоритм называется циклическим, если…
Линейный алгоритм
-
Вычисление площади прямоугольника.
-
Вычисление суммы четырех чисел.
-
Вычисление произведения трёх чисел.
-
Вычисление площади треугольника.
-
Вычисление частного двух чисел.
-
Вычисление длины окружности.
-
Вычисление площади круга.
-
Вычисление площади квадрата.
-
Вычисление площади параллелограмма.
-
Вычисление заданных двух чисел и 18.
Ветвление
-
По форме фигуры определить, какая фигура: "квадрат", "окружность".
-
Определить виды предложений.
-
Найти значение функции .
Дополнительное задание (составить блок-схемы):
-
Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору - v2 км/ч и под гору - v3 км/ч. Время движения соответственно t1, t2 и t3 ч. Какой полный путь прошел пешеход?
-
Решение квадратного уравнения.
Задается домашнее задание (на доске.)
Используемая литература:
-
Учебник «Информатика» 6 класс Л. Босова
-
Уроки информатики в 5-7 классах Л. Босова, А. Босова
-
Рабочая тетрадь 6 Л. Босова
-
Государственный стандарт общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
-
В помощь преподавателю «Информатика» тесты (базовый уровень)