- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москвичева Г.Г. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080113 «Страховое дело (по отраслям)».
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»
Разработчики:
Москвичева Г.Г., преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)
«Рассмотрена»
ПЦК «Естественнонаучных дисциплин»
Председатель ПЦК________Т.А. Новикова
Протокол № ____от «______»______2012г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №___ от «__»_____20__г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
3. условия реализации учебной дисциплины
11
-
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 «Страховое дело (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО и при повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям: 20034 агент страховой.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
-
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
-
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
-
создавать презентации;
-
применять антивирусные средства защиты информации;
-
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
-
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
-
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
-
применять методы и средства защиты банковской информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-
основные компоненты компьютерных сетей;
-
принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
-
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
-
технологию поиска информации в интернет;
-
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
-
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
-
основные понятия автоматизированной обработки информации;
-
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
81
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
теоретическое обучение
14
практические занятия
40
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач
8
Тема 1.1.
Технические средства. Базовое программное обеспечение.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Предмет и задачи предмета. Правила техники безопасности. Информация, информатизация, информационные процессы.
Аппаратная конфигурация ПК. Аппаратное обеспечение современного ПК и АРМ специалиста на его основе.
2.
Назначение и состав базового программного обеспечения. Название, отличительные свойства современных операционных систем (ОС) и сред. Сетевые ОС и их отличительные особенности. Современные операционные системы: основные возможности и отличия.
Самостоятельная работа: Составления конспекта ответов на контрольные вопросы по изученному материалу.
2
Тема 1.2.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Назначение программного обеспечения прикладного характера. Многообразие задач, для решения которых создаются пакеты прикладных программ. Название наиболее популярных пакетов прикладных программ по профилю специальности и их основные характеристики.
Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Установка, конфигурирование и модернизация прикладного программного обеспечения.
Практическая работа №1
«Установка пакета прикладных программ MS Office на компьютер».
1
Самостоятельная работа: Установка программного обеспечения на домашний компьютер и тестирование работы.
2
Раздел 2.
Программный сервис ПК.
10
Тема 2.1.
Работа с файлами. Работа с накопителями информации.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Файловая технология организации данных в современных ПК. Типы накопителей, их основные характеристики и параметры. Рекомендации по выбору накопителя на магнитном жестком диске. Сервисные программы для работы с файлами.
Практическая работа №2
«Работа с антивирусной программой. Проверка ПК на наличие вирусов. Обновление антивирусной программы».
1
Самостоятельная работа: Программные средства для борьбы с компьютерными вирусами.
1
Тема 2.2.
Подключение к локальной и глобальной сети Internet.
Содержание учебного материала:
1
1
1.
Глобальная сеть Internet. Технология подключения к сети. Компьютерные преступления. Объекты, цели и задачи защиты информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические.
Практическая работа№3 «Поиск необходимой информации в сети Интернет. Составление запросов».
1
Самостоятельная работа: Поиск информации в сети Интернет. Обработка найденной информации.
2
Тема 2.3.
Защита файлов и управление доступом к ним.
Содержание учебного материала:
1
1
1.
Необходимость защиты информации, источники угрозы целостности информации, уголовно-правовая характеристика неправомерного доступа к компьютерной информации. Разграничение доступа к информации.
Практическая работа№4 «Защита файлов».
1
Самостоятельная работа: Поиск в сети Интернет документов, регламентирующих ответственность за неправомерный доступ к закрытой информации, защита файла паролем, архивация файла с паролем.
1
Раздел 3.
Технологии обработки и преобразования информации.
12
Тема 3.1.
Классификация типов информации.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Классификация типов информации. Источники информации. Соответствие между расширением файла и типом данных, содержащихся в нем. Форматы представления данных для обмена между различными пакетами прикладных программ. Информация и формы ее представления. Связь понятия «информация» с понятиями «сигнал», «сообщение», «данные».
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений по теме «Информация и формы ее представления».
2
Тема 3.2.
Поиск информации.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Поиск информации. Программы поиска файлов. Программы для поиска текстовых документов внутри баз данных.
Практическая работа№5 «Поиск нужных файлов на накопителях ПК».
1
Самостоятельная работа: Поиск информации на дисковых носителях по заданным параметров.
2
Тема 3.3.
Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Сканеры. Сканирование текстовых и графических материалов. Распознавание сканированных текстов. Индивидуальная работа с программой распознавания и просмотра сканированного текста ABBYY Fine Reader Office.
Самостоятельная работа:
Установка на домашний компьютер программы распознавания текста, сканирование документа и работа со сканированным текстом.
4
Раздел 4.
Технология обработки и преобразования информации.
42
Тема 4.1.
Перевод текстов.
Содержание учебного материала:
1
1
1.
Компьютерный перевод текстов. Назначение программ-переводчиков текстов с различных языков. Наиболее популярные переводчики текстов. Технология перевода текстов.
Практическая работа№6 «Перевод текста и его редактирования с английского языка на русский».
1
Самостоятельная работа:
Использование программы-переводчика для перевода текста и его корректировка.
3
Тема 4.2.
Профессиональное использование MS Office.
Содержание учебного материала:
3
1
1.
MS Word: Ввод и редактирование текста. Вставка объектов. Создание и форматирование таблиц. Ссылки, сноски, колонтитулы, маркеры. Гиперссылка. Защита документа.
MS Excel: Создание и заполнение таблиц данными и формулами. Ссылки. Присвоение имен ячейкам. Построение, заполнение и редактирование диаграмм. Списки. Сортировки данных. Фильтрация. Структурирование таблиц. Сводные таблицы. Группировка. Выделение и закрепление областей.
MS Power Point: Создание презентаций. Действия и анимации. Гиперссылки.
MS Access: Создание однотабличной базы данных. Формирование запросов и отчетов.
MS Internet Explorer: поиск информации, электронная почта.
Практическая работа№7 «Создание и заполнение таблицы. Ввод формул. Относительная адресация».
2
2
Практическая работа№8 «Абсолютная адресация. Мастер функций».
2
2
Практическая работа№9 «Диаграммы и графики».
2
2
Практическая работа№10 «Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста».
2
2
Практическая работа№11 «Вставка таблицы в текстовый документ».
2
2
Практическая работа№12 «Списки. Колонтитулы».
2
2
Практическая работа№13 «Вставка объекта в документ».
2
2
Практическая работа№14 «Создание базы данных в режиме таблицы».
2
2
Практическая работа№15 «Запрос. Отчет».
2
2
Практическая работа№16 «Создание презентации. Вставка объектов. Настройка анимации».
2
2
Практическая работа№17 «Гиперссылки и управляющие кнопки в презентации».
2
2
Практическая работа№18 «Поиск информации в сети Интернет».
2
2
Практическая работа№19 «Настройка почтовой программы и основы работы».
2
2
Практическая работа№20 «Настройка программы Skype и основы работы в программе».
2
2
Самостоятельная работа:
Ввод и редактирование текста. Создание и заполнение таблиц данными и формулами. Создание однотабличной базы данных. Создание презентаций. Поиск информации, электронная почта.
6
Раздел 5.
Гипертекстовая информация.
9
Тема 5.1.
Язык гипертекстовой разметки HTML.
Содержание учебного материала:
1.
Создание html-документа. Редактирование и форматирование текста в html-документе. Вставка таблицы. Использование таблицы для оформления. Работа с рисунком. Настройка изображения. Вставка гиперссылки. Оформление гиперссылки. Рисунок как гиперссылка.
1
1
Практическая работа№21 «Создание html-документа. Работа с текстом».
2
2
Практическая работа№22 «Использование таблицы в html-документе».
2
2
Практическая работа№23 «Вставка рисунка в html-документ».
2
2
Самостоятельная работа:
Объединение html-документов в сайт. Индивидуальный проект «Моя будущая профессия».
2
ИТОГО
81
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места студентов;
-
рабочее место преподавателя;
-
компьютеры по количеству посадочных мест обучающихся;
-
сканер, принтер;
-
локальная сеть с выходом интернет;
-
офисные программы, цифровые обучающие программы, программы ведения учета и контроля, справочно-правовые системы, программы построения чертежей со свободным или лицензионным программным обеспечением.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным или свободным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Word. Excel. Интернет. Электронная почта: официальный учебный курс для получения Европейского сертификата. - М.: Триумф, 2008.
-
Безручко В.Т. Практикум по курсу "Информатика". Работа в Windows, Word, Exсel. - Издательство Финансы и статистика, 2007.
-
Днепров, А. Г. Google. Секреты эффективного поиска и дополнительные сервисы. - СПб.: Питер, 2007.
-
Задорожный С.С., Н.Н. Мартынов "Компьютерная сеть кабинета информатики на базе Альт Линукс 5 Школьный Сервер/Юниор", Издательство Бином, Москва,2010.
-
Карп Д., О'Рейлли Т., Мотт Т. WindowsXP. Справочник. / Д. Карп, Т. О'Рейлли, Т. Мотт. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
-
Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. М.: Триумф, 2011.
-
Мельников В. П. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие для вузов./ В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. П. Петраков; под ред. С. А. Клейменова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
-
Михайлов А. Электронная почта и ее защита / А. Михайлов. - М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008.
-
Пташинский, В. С. Лучшие бесплатные программы для вашего ПК.- СПб.: Питер, 2009.
-
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ : учебник. - 3-е изд., испр. БИНОМ. Лаборатория знаний-2009.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 2007.
-
Смирнов С.Н. Безопасность систем баз данных: учебное пособие / С.Н. Смирнов. - М.: ГЕЛИОС АРВ, 2007.
-
Степанов А.Н. Информатика для студентов технических специальностей. - Издательство Питер, 2009.
Дополнительная литература:
-
Большая компьютерная энциклопедия: самое полное современное издание: более 3000 компьютерных терминов./ авт. кол.: Богачкина С. А. [и др.]. - М.: Эксмо, 2007.
-
Котеров, Д.В. PHP 5 / Д.В. Котеров, А.Ф. Костарев. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
-
Собери компьютер за 30 минут, GIGABYTE, GIGABYTE TEHNOLOGY, 2009.
-
Тихонов В.А., Райх В.В. Информационная безопасность: концептуальные, правовые, организационные и технические аспекты: учеб. пособие / В.А. Тихонов, В.В. Райх. - М.: Гелиос АРВ, 2008.
-
Уилмор Б. Новое в PHOTOSHOPCS2 для профессионалов / Б. Уилмор. - СПб.: Питер, 2006.
-
Хольцшлаг, Молли. Языки HTML и CSS: для создания Web-сайтов: [учебный курс]/ М. Хольцшлаг; пер. с англ. А. Климович.- М.: Триумф, 2007.
-
Хоумер А., Улмен К. Dynamic HTML: справочник - СПб: Издательство «Питер», 2007.
-
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебник, перераб - М.: АБВ, 2008.
Интернет-ресурсы:
-
Газета "Информатика" (приложение к "Первое сентября") -inf.1september.ru/
-
Интегрированная инструментальная среда (Macromedia Director / Formula Graphics MultimediaSystemMultimediaCreator.
-
История вычислительной техники -schools.techno.ru/sch758/HIST/INDEX.HTM
-
Каталог учебных web-ресурсов по информатике -catalog.alledu.ru/predmet/info/
-
Левина Н.С. 14 задач по Excel (Zip-арх. 24 Кб) -onmcso.narod.ru/doc/excel9.zip
-
Львовский М.Б. Алгоритмы и исполнители -marklv.narod.ru/alg/
-
Львовский М.Б. Информатика в школе - marklv.narod.ru/inf/Львовский М.Б. Сайт учебных программ (информатика и физика) -marklv.narod.ru/edu/
-
Львовский М.Б. Новая версия интернет-учебника информатики -marklv.narod.ru/book/
-
Львовский М.Б. Новая версия сайта учебных программ -marklvov.chat.ru/edu/
-
Львовский М.Б. Обучающие мультимедиа программы -supertigr.boom.ru/media/
-
Николаева В.А. Программы по информатике -junior.ru/nikolaeva/
-
Николаева В.А. Тесты по информатике -junior.ru/wwwexam/
-
Операционная среда рабочих станций Windows XP Professional, MS Office XP. Операционная среда сервера Windows 2000 Server.
-
Основы информатики и информационных технологий -presfiz.narod.ru/inf/
-
Проф. Каймин В.А. Электронный Учебник Информатики -bak.boom.ru/
-
Сайт по информатике В. Самосушева (Пермь) -samosvl.chat.ru/uknc.htm
-
Соберите свой ПК (флэш-ролик) - markon.by.ru/
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты банковской информации.
Формы контроля обучения:
устный и письменный опрос; итоговый зачет;
отчет по практической работе; презентация творческой работы; защита лабораторной работы.
Знания:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
основные компоненты компьютерных сетей;
принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
Методы оценки результатов обучения:
стандартизированный тест, модульно-рейтинговая система, метод проектов.
Разработчики:
Москвичева Г.Г., - преподаватель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, Отличник образования РС (Я)
Эксперты:
________________ ________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ _______________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ _______________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)