Программы и файлы Информатика 5 класс

Цель: дать общее представление о программном обеспечении компьютера, ввести понятие файла.   Задачи: закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий; развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных      связей; развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их; развивать познавательный интерес; воспитывать коммуникативную культуру.   Оборудование урока: ·         доска; ·         компьютер; ·         проектор; ·         и...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нуриахмитова Наиля Масхутовна, учитель математики и информатики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ПРОГРАММЫ И ФАЙЛЫ»


Тема урока: «Программы и файлы»

Цель: дать общее представление о программном обеспечении компьютера, ввести понятие файла.

Задачи:

закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий;

развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их;

развивать познавательный интерес;

воспитывать коммуникативную культуру.

Оборудование урока:

  • доска;

  • компьютер;

  • проектор;

  • интерактивная доска;

  • презентация "Программы и файлы";

  • клавиатурный тренажер «Клавиатор»;

  • учебник Л.Босова "Информатика. 5 класс";

  • рабочая тетрадь Л.Босова «Информатика. 5 класс»

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с вами с основным устройством компьютера и главным устройством ввода - клавиатурой. Сегодня мы узнаем, что такое программное обеспечение компьютера и введем понятие файла (слайд 1).

2. Актуализация опорных знаний

Для активизации ранее изученного материала учащимся предлагается назвать и показать основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура (слайд 2,3);

периферийные: принтер, колонки, мышь, сканер.

Ученики выходят к доске показывают и называют устройства, нажимая на его изображение.

Учитель: устройства компьютера можно разделить на три группы в зависимости от того, какое действие с информацией они осуществляют.

Учениками предлагается вспомнить основные устройства ввода информации: клавиатура, мышь, сканер (слайд 4).

Учитель: основное устройство ввода текстовой информации - это клавиатура.

Ученикам предлагается назвать группы клавиш на компьютере и показать их на слайде (слайд 6).

Учитель: специальные клавиши и клавиши управления курсором имеют английские названия.

Ученики подходят к интерактивной доске, выбирают карточку и объясняют для чего предназначены клавиши с данными названиями (слайд 5).


3. Изучение нового материала

Учитель: Запишите в тетради тему урока: "Программы и файлы"

Учитель: Компьютер - это совокупность аппаратного и программного обеспечения. Об аппаратном обеспечении мы говорили в начале урока, а программное обеспечение - это совокупность всех программ компьютера (слайд 6).

В свою очередь программы - это наборы инструкций, необходимые для работы компьютера.

Компьютерных программ много (слайд 7), но есть программы, без которых компьютер не сможет работать. Обязательная, главная программа, которая нужна любому компьютеру, называется операционной системой, сокращенно ОС.

Операционная система - особый пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие компьютера с человеком.

Когда компьютер включают первый раз, то нужно вставить диск с ОС в дисковод, программа скопируется на жёсткий диск, и при последующем включении, загрузка компьютера будет производиться уже с него (слайд 8).

Узнать, какая операционная система установлена на вашем компьютере можно по яркой фирменной картинке.

В мире много ОС. Самые известные и популярные - системы от компании Microsoft. Какие из них вы знаете (слайд 9)?

Ученики называют ситемы Windows XP, Windows 7, Windows 2000.

Учитель: Еще две наиболее известные системы - это бесплатная Linux со множеством различных сборок, таких как Mandriva, Debian, и операционные системы от компании Apple.

На наших компьютерах используется ОС Windows XP.

Учитель: Выполнение конкретных заданий (создание рисунка, текста, прослушивание музыки, вычисление) возможно благодаря прикладным программам (или их еще называют приложениям).

Вспомните компьютерную программу для рисования, для ввода теста, для вычислений(слайд 10).

Ученики назвают Paint, Photoshop; Microsoft Office Word, Word Pad; калькулятор, Microsoft Office Word.

Учитель: Программы и данные на дисках хранятся в файлах, от англ. file- папка для бумаг, досье. Как в деловом офисе, в котором сотрудники аккуратно сортируют информацию, в компьютерных файлах размещаются однотипные, связанные между собой сведения.

Содержимым файла может быть текст, таблица, программа и т.д.

Мы не сможем хранить информацию на диске, если не создадим файл (слайд 11).

Учитель: На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Как вы думаете, что нужно знать, чтобы найти нужный файл? (слайд 12)

Имя и его расположение

Учитель: Действительно, у каждого файла есть имя.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (слайд 13).

Учитель: Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Имя файла может содержать до 255 символов, разрешается использовать символы русского алфавита, использовать пробелы и другие, ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: / \ : * ? " < > (слайд 14).

Учитель: Чтобы избежать путаницы каждый файл, расположенный на диске, имеет, как мы выяснили, свое имя, а так же место расположения. Любой файл можно расположить в папке. Для каждого из вас на жестком диске ваших компьютеров будет создана папка, в которой будут хранится файлы с вашими текстами и рисунками(слайд 15).

Над любым файлом можно выполнить определенный набор действий:

Создать.

Дать имя (чтобы можно было отличить) и тип файла, дается той программной средой, где он создается

Переименовать.

Нарисовали рисунок, дали ему имя, но через некоторое время имя вам не понравилось и вы по-другому назвали рисунок. Как вы думаете, содержание рисунка при этом изменилось?(нет) А содержание файла?(нет)

Переместить.

Повесили рисунок, пришла мама и перевесила его, то есть рисунок поменял свое место, содержание его при этом изменилось? (нет). А содержание файла? (нет)

Копировать.

Нарисовал рисунок, хочешь его подарить другу, но и себе тоже оставить. Что можно с этим рисунком сделать? (скопировать). Содержание его при этом изменится? (нет.) А содержание файла? (нет)

Сохранить

Маме очень понравился твой рисунок, она хочет его сохранить на долгую память. Содержание измнится? (нет). А содержание файла? (нет)

Удалить.

Рисунок не понравился, вы его стерли или выбросили. Что произойдет с содержанием? (освободится место на диске)

Файл записывается: имя+тип файла

Пример: school. doc

4. Закрепление материала

Учитель: Ребята, есть ли у вас вопросы?

5. Практикум на компьютере

Работа с клавиатурным тренажером.

Цель практической работы:

  • продолжить отработку приемов набора текста вслепую.

6. Итог урока.

Подведем итоги сегодняшнего урока:

1. Что вы понимаете под программным обеспечением компьютера?

2. Для чего нужна операционная система? Как называется ОС, установленная на ваших компьютерах?

3. Что называют файлом. Какие действия можно выполнять с файлами? (слайд 16)

7. Выставление оценок и домашнее задание

Уч. §2.4 (с.76-77), §3.11; РТ: №5 (стр.57) (слайд 17)

Список литературы


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.

  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. - 338 с. : ил.

  3. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова. - 5-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 87 с.: ил.



© 2010-2022