- Преподавателю
- Информатика
- Использование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизни
Использование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизни
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марков И.О. |
Дата | 21.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Марков И.О.
ЛПИ-филиал СФУ
Использование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизни
В современном обществе человек на каждом шагу сталкивается с информационно-коммуникационными технологиями. В требованиях ФГОС разного уровня образования отмечена важность формирования у школьников ИКТ-компетенций. В педагогической науке и практике выделены основные целевые ориентиры формирования навыков ИКТ: предметные (система знаний ИКТ), метапредметные (формирование УУД), прагматические (полезность для повседневной жизни). А.Л. Семенов (чл.-корр. РАН и РАО, доктор ф.-м.н., профессор), отмечал, что «в ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способность решать учебные задачи с использованием инструментов ИКТ, ее частью является общая ИКТ-компетентность школьника. Во многих случаях в школе осваиваются элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить не только в программах отдельных учебных предметов, но в том числе и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность плотно связана» [3].
Анализ педагогических исследований показал, что предметным и метапредметным аспектам формирования навыков ИКТ в общем и профессиональном образовании посвящено достаточно большое количество работ (О.Ю. Благодарова, Л.Л. Босова, А.А.Витухновская, Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, С.П.Крылова, О.В.Полтавец, А.Л. Семенов и др.). Нами не было найдено ни одного диссертационного исследования или научной статьи, посвященных формированию навыков ИКТ, полезных в повседневной жизни. Мы видим, что с одной стороны, предметные и метапредметные результаты формирования навыков ИКТ активно обсуждаются и целенаправленно формируются в школе, а с другой стороны, на прагматические аспекты формирования навыков ИКТ в образовательном процессе школы уделяется недостаточно внимания. Все вышесказанное говорит об актуальности заявленной проблемы. В этой статье мы рассмотрим сферы использования школьниками навыков ИКТ в повседневной жизни.
Для начала рассмотрим некоторые понятия, используемые в статье:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [учебно-методический комплекс, сайт «Школа России» //Режим доступа: school-russia.prosv.ru/].
В педагогической науке под навыками понимают «умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства», следовательно навыки ИКТ - это «умения, доведенные до автоматизма, позволяющие использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм».
Необходимым условием информатизации современного школьного образования, согласно основных документов в области образования, является формирование у учащихся способности, с помощью которых они смогут решать информационные задачи, используя ИКТ, иначе говоря, умения ИКТ или ИКТ-компетентность, которая обеспечивает школьникам возможность:
-
успешно обучаться на протяжении всей жизни;
-
подготовится к выбранной профессии;
-
жить и трудиться в информационном обществе.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
-
развитие системности мышления учащегося;
-
поддержка познавательной деятельности учащегося в приобретении знаний, развитии навыков и умений;
-
реализация индивидуального учебного процесса [Школа России: учебно-методический комплекс // Режим доступа: school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022]
При использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни, люди чаще всего попадают в трудную ситуацию, при выявлении каких-либо проблем с функционированием персонального компьютера. Все подобные проблемы связанны с отсутствием специальных навыков работы с ИКТ. Чаще всего персональные компьютеры используются для различных развлечений, программирования, создания текстовых документов, электронных таблиц и презентаций, созданий и редактирование мультимедиа документов. ИКТ кроме персонального компьютера включают платёжные терминалы и банкоматы, а так же смартфоны и планшетные персональные компьютеры. В связи с этим, можно выделить основные сферы использования ИКТ в повседневной жизни и возникающие при этом проблемы (табл.1).
Таблица 1
Сферы использования ИКТ и связь с образовательным процессом
Проблемы
Решение проблемы
Содержание образовательного процесса
№1 Функционирование персонального компьютера
Своевременная очистка системных плат, установка антивируса.
Данные решения школьник может получить во внеурочное время.
№2 Производительность персонального компьютера.
Своевременная очистка системных плат, замена комплектующих компьютера более производительные устройства.
Данные решения школьник может получить во внеурочное время.
№3
Использование дополнительного программного обеспечения в собственных целях.
Обладания навыками работы с дополнительными программами.
На уроках информатики учеников обучают работе с некоторыми офисными программами: (Word, Excel, Power Point, Access).
№4
Программирование, создание сайтов.
Знание данного языка программирования, его синтаксиса и основы составления алгоритма программы.
Эти навыки ученики могут приобрести на дополнительных занятиях, факультативах и консультациях.
№5
Проведения досуга, развлечения.
Не обязательно обладать какими-либо навыками.
Школа не влияет на развлечения детей.
№6
Использование платёжных терминалов и банкоматов.
Не обязательно обладать какими-либо навыками.
Всему необходимому человек может научиться самостоятельно.
№7
Использование смартфонов и планшетных ПК.
Есть ряд умений, которыми должен обладать человек.
Всему необходимому человек может научиться самостоятельно.
В таблице отражены основные проблемы, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни и можно увидеть, что только при решении проблемы использования дополнительного программного обеспечения, используются навыки ИКТ, сформированные на уроках в школе. При решении всех остальных проблем, люди используют навыки ИКТ, сформированные во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования или самостоятельно освоив необходимый навык. Все это показывает нам, что школа недостаточно использует собственный ресурс при формировании навыков ИКТ, используя прагматические мотивы, кроме того в учебных программах по информатике недостаточно использован ресурс задач прагматического характера.
Мы провели опрос у населения в возрасте от 7 до 45 лет, для определения направлений использования ИКТ в повседневной жизни. Выборка составила 157 человек. Опрос показал, что среди пользователей компьютерной техники 70% опрошенных людей часто пользуются персональными компьютерами и делают это со следующими целями: играют в компьютерные игры (30%), работают с документами (15%), обрабатывают мультимедиа файлов (10%), используют компьютер для посещения социальных сетей (30%), предпочитают на компьютере просматривать фильмы и слушать музыку (15%).
Среди опрошенных 25% часто пользуются планшетными ПК, 45% пользуются планшетными ПК редко и 30% не используют планшеты. Среди пользователей планшетных персональных компьютеров: 30% опрошенных предпочитают играть, 50% используют планшет для посещения социальных сетей, 15% просматриваю фильмы, и слушают музыку, 5% работают с документами.
Среди опрошенных 55% часто пользуются платёжными терминалами и банкоматами, 30% редко пользуются платёжными терминалами и банкоматами и 15% не используют данный вид ИКТ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в повседневной жизни небольшое количество людей использует навыки ИКТ при работе с документами (15%), а большинство людей используют ПК и планшеты для развлечения и организации досуга (более 50%), но не для работы. Практико-ориентированые программы по информатике, включение в учебный процесс задач прагматического характера позволило бы замотивировать школьников на формирование навыков ИКТ и на достижение метапредметных и предметных образовательных результатов.
Литература:
-
Благодарова О. Ю. Использование средств ИКТ на уроках / Педагогика: традиции и инновации (Челябинск, 2013) // Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/98/4510/
-
Босова Л.Л. Роль компьютерного практикума в формировании ИКТ-компетентности школьников // Режим доступа: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/praktikum_Bosova.pdf
-
Семенов А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования / конгресс конференций «Информационные технологии в Образовании» // Режим доступа: ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.