Использование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизни

Марков И.О. ЛПИ-филиал СФУИспользование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизниВ современном обществе человек на каждом шагу сталкивается с информационно-коммуникационными технологиями. В требованиях ФГОС разного уровня образования отмечена важность формирования у школьников ИКТ-компетенций. В педагогической науке и практике выделены основные целевые ориентиры формирования навыков ИКТ: предметные (система знаний ИКТ), метапредметные (формирование УУД),...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марков И.О.

ЛПИ-филиал СФУ

Использование навыков информационно-коммуникационных технологий школьниками в повседневной жизни

В современном обществе человек на каждом шагу сталкивается с информационно-коммуникационными технологиями. В требованиях ФГОС разного уровня образования отмечена важность формирования у школьников ИКТ-компетенций. В педагогической науке и практике выделены основные целевые ориентиры формирования навыков ИКТ: предметные (система знаний ИКТ), метапредметные (формирование УУД), прагматические (полезность для повседневной жизни). А.Л. Семенов (чл.-корр. РАН и РАО, доктор ф.-м.н., профессор), отмечал, что «в ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способность решать учебные задачи с использованием инструментов ИКТ, ее частью является общая ИКТ-компетентность школьника. Во многих случаях в школе осваиваются элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить не только в программах отдельных учебных предметов, но в том числе и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность плотно связана» [3].

Анализ педагогических исследований показал, что предметным и метапредметным аспектам формирования навыков ИКТ в общем и профессиональном образовании посвящено достаточно большое количество работ (О.Ю. Благодарова, Л.Л. Босова, А.А.Витухновская, Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, С.П.Крылова, О.В.Полтавец, А.Л. Семенов и др.). Нами не было найдено ни одного диссертационного исследования или научной статьи, посвященных формированию навыков ИКТ, полезных в повседневной жизни. Мы видим, что с одной стороны, предметные и метапредметные результаты формирования навыков ИКТ активно обсуждаются и целенаправленно формируются в школе, а с другой стороны, на прагматические аспекты формирования навыков ИКТ в образовательном процессе школы уделяется недостаточно внимания. Все вышесказанное говорит об актуальности заявленной проблемы. В этой статье мы рассмотрим сферы использования школьниками навыков ИКТ в повседневной жизни.

Для начала рассмотрим некоторые понятия, используемые в статье:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [учебно-методический комплекс, сайт «Школа России» //Режим доступа: school-russia.prosv.ru/].

В педагогической науке под навыками понимают «умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства», следовательно навыки ИКТ - это «умения, доведенные до автоматизма, позволяющие использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм».

Необходимым условием информатизации современного школьного образования, согласно основных документов в области образования, является формирование у учащихся способности, с помощью которых они смогут решать информационные задачи, используя ИКТ, иначе говоря, умения ИКТ или ИКТ-компетентность, которая обеспечивает школьникам возможность:

  • успешно обучаться на протяжении всей жизни;

  • подготовится к выбранной профессии;

  • жить и трудиться в информационном обществе.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  1. развитие системности мышления учащегося;

  2. поддержка познавательной деятельности учащегося в приобретении знаний, развитии навыков и умений;

  3. реализация индивидуального учебного процесса [Школа России: учебно-методический комплекс // Режим доступа: school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022]

При использовании информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни, люди чаще всего попадают в трудную ситуацию, при выявлении каких-либо проблем с функционированием персонального компьютера. Все подобные проблемы связанны с отсутствием специальных навыков работы с ИКТ. Чаще всего персональные компьютеры используются для различных развлечений, программирования, создания текстовых документов, электронных таблиц и презентаций, созданий и редактирование мультимедиа документов. ИКТ кроме персонального компьютера включают платёжные терминалы и банкоматы, а так же смартфоны и планшетные персональные компьютеры. В связи с этим, можно выделить основные сферы использования ИКТ в повседневной жизни и возникающие при этом проблемы (табл.1).

Таблица 1

Сферы использования ИКТ и связь с образовательным процессом

Проблемы

Решение проблемы

Содержание образовательного процесса

№1 Функционирование персонального компьютера

Своевременная очистка системных плат, установка антивируса.

Данные решения школьник может получить во внеурочное время.

№2 Производительность персонального компьютера.

Своевременная очистка системных плат, замена комплектующих компьютера более производительные устройства.

Данные решения школьник может получить во внеурочное время.

№3

Использование дополнительного программного обеспечения в собственных целях.

Обладания навыками работы с дополнительными программами.

На уроках информатики учеников обучают работе с некоторыми офисными программами: (Word, Excel, Power Point, Access).

№4

Программирование, создание сайтов.

Знание данного языка программирования, его синтаксиса и основы составления алгоритма программы.

Эти навыки ученики могут приобрести на дополнительных занятиях, факультативах и консультациях.

№5

Проведения досуга, развлечения.

Не обязательно обладать какими-либо навыками.

Школа не влияет на развлечения детей.

№6

Использование платёжных терминалов и банкоматов.

Не обязательно обладать какими-либо навыками.

Всему необходимому человек может научиться самостоятельно.

№7

Использование смартфонов и планшетных ПК.

Есть ряд умений, которыми должен обладать человек.

Всему необходимому человек может научиться самостоятельно.

В таблице отражены основные проблемы, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни и можно увидеть, что только при решении проблемы использования дополнительного программного обеспечения, используются навыки ИКТ, сформированные на уроках в школе. При решении всех остальных проблем, люди используют навыки ИКТ, сформированные во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования или самостоятельно освоив необходимый навык. Все это показывает нам, что школа недостаточно использует собственный ресурс при формировании навыков ИКТ, используя прагматические мотивы, кроме того в учебных программах по информатике недостаточно использован ресурс задач прагматического характера.

Мы провели опрос у населения в возрасте от 7 до 45 лет, для определения направлений использования ИКТ в повседневной жизни. Выборка составила 157 человек. Опрос показал, что среди пользователей компьютерной техники 70% опрошенных людей часто пользуются персональными компьютерами и делают это со следующими целями: играют в компьютерные игры (30%), работают с документами (15%), обрабатывают мультимедиа файлов (10%), используют компьютер для посещения социальных сетей (30%), предпочитают на компьютере просматривать фильмы и слушать музыку (15%).

Среди опрошенных 25% часто пользуются планшетными ПК, 45% пользуются планшетными ПК редко и 30% не используют планшеты. Среди пользователей планшетных персональных компьютеров: 30% опрошенных предпочитают играть, 50% используют планшет для посещения социальных сетей, 15% просматриваю фильмы, и слушают музыку, 5% работают с документами.

Среди опрошенных 55% часто пользуются платёжными терминалами и банкоматами, 30% редко пользуются платёжными терминалами и банкоматами и 15% не используют данный вид ИКТ.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в повседневной жизни небольшое количество людей использует навыки ИКТ при работе с документами (15%), а большинство людей используют ПК и планшеты для развлечения и организации досуга (более 50%), но не для работы. Практико-ориентированые программы по информатике, включение в учебный процесс задач прагматического характера позволило бы замотивировать школьников на формирование навыков ИКТ и на достижение метапредметных и предметных образовательных результатов.

Литература:

  1. Благодарова О. Ю. Использование средств ИКТ на уроках / Педагогика: традиции и инновации (Челябинск, 2013) // Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/98/4510/

  2. Босова Л.Л. Роль компьютерного практикума в формировании ИКТ-компетентности школьников // Режим доступа: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/praktikum_Bosova.pdf

  3. Семенов А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования / конгресс конференций «Информационные технологии в Образовании» // Режим доступа: ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.

© 2010-2022