- Преподавателю
- Информатика
- Лабораторная работа на тему: Создание однотабличной базы данных
Лабораторная работа на тему: Создание однотабличной базы данных
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Накупбаева И.В. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Лабораторная работа
Тема: Создание однотабличной базы данных
-
ЗАДАНИЕ 1
Создание базы данных.
-
Создайте новую базу данных.
-
Создайте таблицу базы данных.
-
Определите поля таблицы в соответствии с табл. 1.
-
Сохраните созданную таблицу.
Таблица 1. Таблица данных Преподаватели
-
Имя поля
Тип данных
Размер поля
Код преподавателя
Счетчик
Фамилия
Текстовый
15
Имя
Текстовый
15
Отчество
Текстовый
15
Дата рождения
Дата/время
Краткий
Должность
Текстовый
9
Дисциплина
Текстовый
11
Телефон
Текстовый
9
Зарплата
Денежный
Технология работы
1. Для создания новой базы данных:
-
загрузите Access, в появившемся окне выберите пункт Новая база данных;
-
в окне <<Файл новой базы данных>> задайте имя вашей базы (пункт Имя файла) и выберите папку (пункт Папка), где ваша база данных будет находиться. По умолчанию Access предлагает вам имя базы dbl, а тип файла - Базы данных Access. Имя задайте Преподаватели, а тип файла оставьте прежним, так как другие типы файлов нужны в специальных случаях;
■ щелкните по кнопке <Создать>.
2. Для создания таблицы базы данных:
-
в окне базы данных выберите вкладку Таблицы, а затем щелкните по кнопке <Создать>;
-
в окне <<Новая таблица>> выберите пункт Конструктор и щелкните по кнопке <ОК>. В результате проделанных операций открывается окно таблицы в режиме конструктора (рис. 1), в котором следует определить поля таблицы.
3. Для определения полей таблицы:
-
введите в строку столбца <<Имя поля>> имя первого поля Код преподавателя;
-
в строке столбца <<Тип данных>> щелкните по кнопке списка и выберите тип данных Счетчик. Поля вкладки Общие оставьте такими, как предлагает Access.
Рис.1. Окно таблицы в режиме конструктора - в этом режиме вводятся имена и типы полей таблицы
Примечание. Заполнение строки столбца <<Описание>> необязательно и обычно используется для внесения дополнительных сведений о поле.
Для определения всех остальных полей таблицы базы данных Преподаватели в соответствии с табл. 1 выполните действия, аналогичные указанным выше.
Внимание! Обратите внимание на вкладку Общие в нижней части экрана. Советуем изменить данные в пункте Размер поля, а остальные пункты оставить по умолчанию (их функции рассмотрим далее). Например, для текстового типа данных Access предлагает по умолчанию длину 50 символов. Но вряд ли поле <<Фамилия>> будет содержать более 15 символов, хотя лучше точно подсчитать, сколько символов в самой длинной фамилии. Не бойтесь ошибиться - в дальнейшем можно скорректировать длину поля. Для числового типа Access предлагает Длинное целое, но ваши данные могут быть либо небольшие целые числа (в диапазоне от -32768 до 32767) - тогда надо выбрать Целое, либо дробные числа - тогда надо выбрать С плавающей точкой. Для выбора необходимого параметра надо щелкнуть по полю, а затем нажать появившуюся кнопку списка и выбрать необходимые данные. В результате ваша таблица будет иметь более компактный вид, а объем базы данных уменьшится.
4. Для сохранения таблицы:
■ выберите пункт меню Файл, Сохранить;
-
в диалоговом окне <<Сохранение>> введите имя таблицы Преподаватели;
■ щелкните по кнопке <ОК>.
Примечание. В результате щелчка по кнопке <ОК> Access предложит вам задать ключевое поле (поле первичного ключа), т.е. поле, однозначно идентифицирующее каждую запись. Для однотабличной базы данных это не столь актуально, как для многотабличной, поэтому щелкните по кнопке <Нет>.
Лабораторная работа
Тема: Создание однотабличной базы данных
-
ЗАДАНИЕ 2
Заполнение базы данных.
-
Введите ограничения на данные, вводимые в поле <<Должность>>; должны вводиться только слова Профессор, Доцент или Ассистент.
-
Задайте текст сообщения об ошибке, который будет появляться на экране при вводе неправильных данных в поле <<Должность>>.
-
Задайте значение по умолчанию для поля <<Должность>> в виде слова Доцент.
-
Введите ограничения на данные в поле <Код>; эти данные не должны повторяться.
-
Заполните таблицу данными в соответствии с табл. 2 и проверьте реакцию системы на ввод неправильных данных в поле <<Должность>>.
-
Измените ширину каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных.
-
Произведите поиск в таблице преподавателя Миронова.
-
Произведите замену данных: измените заработную плату ассистенту Сергеевой с 450 р. на 470 р.
-
Произведите сортировку данных в поле <<Год рождения>> по убыванию.
-
Произведите фильтрацию данных по полям <<Должность>> и <<Дисциплина>>.
-
Просмотрите созданную таблицу, как она будет выглядеть на листе бумаги при печати.
Таблица 2.
Код
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рожд.
Должность
Дисциплина
Телефон
Зарплата
1
Истомин
Ремир
Евгеньевич
23.10.54
Доцент
Информатика
110-44-68
890 Р.
2
Миронов
Павел
Юрьевич
25.07.40
Профессор
Экономика
312-21-40
1200 Р.
3
Гришин
Евгений
Сергеевич
05.12.67
Доцент
Математика
260-23-65
760 Р.
4
Сергеева
Ольга
Ивановна
12.02.72
Ассистент
Математика
234-85-69
450 Р.
5
Емец
Татьяна
Ивановна
16.02.51
Доцент
Экономика
166-75-33
890 Р.
6
Игнатьева
Татьяна
Павловна
30.05.66
Доцент
Информатика
210-36-98
790 Р.
7
Миронов
Алексей
Николаевич
30.07.48
Доцент
Физика
166-75-33
890 Р.
Технология работы
1. Для задания условия на значение для вводимых данных:
■ войдите в режим Конструктор для проектируемой таблицы. Если вы находитесь в окне базы данных, то выберите вкладку Таблицы и щелкните по кнопке<Конструктор>. Если вы находитесь в режиме таблицы, то щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните команду Вид, Конструктор;
-
в верхней части окна щелкните по полю <<Должность>>;
-
в нижней части окна щелкните по строке параметра Условие на значение;
-
щелкните по кнопке для определения условий на значение при помощи построителя выражений;
-
в появившемся окне напишите слово Профессор, затем щелкните по кнопке (эта кнопка выполняет функцию ИЛИ), напишите Доцент, снова щелкните по этой же кнопке, напишите Ассистент и щелкните по кнопке <ОК>. Таким образом вы ввели условие, при котором в поле <<Должность>> могут вводиться только указанные значения.
-
В строке Сообщение об ошибке введите предложение "Такой должности нет, правильно введите данные".
-
В строке Значение по умолчанию введите слово "Доцент".
-
Введите ограничения на данные в поле <<Код>>. Здесь ограничения надо вводить не совсем обычным способом. Дело в том, что коды преподавателей не должны повторяться, а также должна быть обеспечена возможность их изменения (из-за последнего условия в этом поле нельзя использовать тип данных Счетчик, в котором данные не повторяются). Для выполнения второго условия пришлось задать в поле <<Код>> тип данных Числовой, а для выполнения первого условия сделайте следующее:
-
щелкните по строке параметра Индексированное поле;
Примечание. Индекс - это средство Access, ускоряющее поиск и сортировку данных в таблице. Ключевое поле (поле первичного ключа) таблицы индексируется автоматически. Не допускается создание индексов для полей типа MEMO и Гиперссылка или полей объектов OLE. Свойство Индексированное поле определяет индекс, создаваемый по одному полю. Индексированное поле может содержать как уникальные, так и повторяющиеся значения. Допускается создание произвольного количества индексов.
-
выберите в списке пункт Да (совпадения не допускаются);
-
перейдите в режим Таблица, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив команду Вид, Режим таблицы. На вопрос о сохранении таблицы щелкните по кнопке <Да>.
-
Введите данные в таблицу в соответствии с табл. 3. Попробуйте в поле <Должность> любой записи ввести слово Лаборант. Посмотрите, что получилось. На экране должно появиться сообщение: "Такой должности нет, правильно введите данные".
Введите правильное слово.
Таблица 3.
-
Имя поля
Тип данных
Размер поля
Код студента
Числовой
Целое
Фамилия
Текстовый
15
Имя
Текстовый
12
Отчество
Текстовый
15
Номер группы
Числовой
Целое
Телефон
Текстовый
9
Стипендия
Логический
Да/Нет
6. Для изменения ширины каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных:
-
щелкните в любой строке поля <<Код>>;
-
выполните команду Формат, Ширина столбца;
-
в появившемся окне щелкните по кнопке <По ширине данных>. Ширина поля изменится;
-
проделайте эту операцию с остальными полями.
7. Для поиска в таблице преподавателя Миронова:
-
переведите курсор в первую строку поля <<Фамилия>>;
-
выполните команду Правка, Найти;
■ в появившейся строке параметра Образец введите Миронов;
-
в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем записям);
■ в строке параметра Совпадение выберите из списка С любой частью поля;
■ в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять "галочка");
■ щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;
■ щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и так же выделит слово Миронов;
■ щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска.
8. Для замены заработной платы ассистенту Сергеевой с 450 р. на 470 р.:
-
переведите курсор в первую строку поля <<Зарплата>>;
-
выполните команду Правка, Заменить;
-
в появившемся окне в строке Образец введите 450 р.;
-
в строке Заменить на введите 470. Обратите внимание на остальные опции -вам надо вести поиск по всем записям данного поля;
-
щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на девятую запись - это то, что нам надо;
-
щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;
Примечание. Чтобы заменить сразу все данные, надо воспользоваться кнопкой <3аменить все>.
-
щелкните по кнопке <3акрыть>.
9. Для сортировки данных в поле <<Год рождения>> по убыванию:
-
щелкните по любой записи поля <<Год рождения>>;
-
щелкните по кнопке на панели управления или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с убыванием значений в поле <<Год рождения>>.
10. Для фильтрации данных по полям <<Должность>> и <<Дисциплина>>:
-
щелкните по записи Доцент поля <<Должность>>;
-
щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В таблице останутся только записи о преподавателях - доцентах;
-
щелкните по записи Информатика поля <<Дисциплина>>;
-
щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В таблице останутся только записи о преподавателях - доцентах кафедры информатики;
-
для отмены фильтрации щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните команду Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные.
11. Для просмотра созданной таблицы:
-
щелкните по кнопке или выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Вы увидите таблицу как бы на листе бумаги;
-
закройте окно просмотра.
Примечание. Если вы захотите изменить поля или ориентацию таблицы на листе бумаги, выполните команду Файл, Параметры страницы. В открывшемся окне можете изменять указанные параметры.
Если у вас есть принтер, то созданную страницу можете распечатать.
Лабораторная работа
Тема: Создание однотабличной базы данных
-
ЗАДАНИЕ 3
Ввод и просмотр данных посредством формы.
-
С помощью Мастера форм создайте форму Состав преподавателей (тип - форма в один столбец).
-
Найдите запись о доценте Гришине, находясь в режиме формы.
-
Измените зарплату ассистенту Сергеевой с 470 р. на 490 р.
-
Произведите сортировку данных в поле <<Фамилия>> по убыванию.
-
Произведите фильтрацию данных по полю <<Должность>>.
-
Измените название поля <<Дисциплина>> на <<Преподаваемая дисциплина>>.
-
Просмотрите форму с точки зрения того, как она будет выглядеть на листе бумаги.
Технология работы
1. Для создания формы Состав преподавателей:
-
откройте вкладку Формы в окне базы данных;
-
щелкните по кнопке <Создать>;
-
в появившемся окне выберите (подведите курсор мыши и щелкните левой кнопкой) пункт Мастер форм;
-
щелкните по значку списка в нижней части окна;
-
выберите из появившегося списка таблицу Преподаватели;
-
щелкните по кнопке <ОК>;
-
в появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля, поэтому щелкните по кнопке ;
-
щелкните по кнопке <Далее>;
-
в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;
-
в появившемся окне выберите стиль оформления. Для этого щелкните по словам, обозначающим стили, либо перемещайте выделение стрелками вверх или
вниз на клавиатуре. После выбора стиля щелкните по кнопке <Далее>; -
в появившемся окне задайте имя формы, набрав на клавиатуре параметр Состав преподавателей. Остальные параметры в окне оставьте без изменений;
-
щелкните по кнопке <Готово>. Перед вами откроется форма в один столбец. Столбец слева - это названия полей, столбец справа - данные первой записи (в нижней части окна в строке параметра Запись стоит цифра "1"). Для перемещения по записям надо щелкнуть по кнопке (в сторону записей с большими номерами) или (в сторону записей с меньшими номерами). Кнопка - это переход на первую запись, кнопка - переход на последнюю запись.
2. Для поиска преподавателя Миронова:
-
переведите курсор в первую строку поля <<Фамилия>>;
-
выполните команду Правка, Найти;
-
в появившемся окне в строке Образец введите фамилию Миронов;
-
в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем записям);
-
в строке параметра Совпадение выберите из списка параметр С любой частью поля;
-
в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять "галочка");
-
щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;
щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и также выделит слово Миронов;
-
щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска.
3. Для замены зарплаты ассистенту Сергеевой с 470 р. на 490 р.:
-
переведите курсор в первую строку поля <<Зарплата>>;
-
выполните команду Правка, Заменить;
-
в появившемся окне в строке параметра Образец введите 470 р.;
-
в строке параметра Заменить на введите 490 р. Обратите внимание на остальные опции - вам надо вести поиск по всем записям данного поля;
-
щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на девятую запись - это то, что нам надо;
-
щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;
-
щелкните по кнопке <3акрыть>.
4. Для сортировки данных в поле <<Год рождения>> по убыванию:
-
щелкните по любой записи поля <<Год рождения>>;
-
щелкните по кнопке на панели управления или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с убыванием значений в поле <<Год рождения>>.
5. Для фильтрации данных по полю <<Должность>>:
-
щелкните по записи Доцент поля <<Должность>>;
-
щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях - доцентах;
-
щелкните по записи Информатика поля <<Дисциплина>>;
-
щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях - доцентах кафедры информатики;
-
для отмены фильтра щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните команду Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные.
6. Измените название поля <<Дисциплина>> на <<Преподаваемая дисциплина>>. Для этого:
-
перейдите в режим конструктора, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив команду Вид, Конструктор;
-
щелкните правой кнопкой мыши в поле <<Дисциплина>> (на названии поля - оно слева, а строка справа с именем Дисциплина - это ячейка для данных, свойства которых мы не будем менять). В появившемся меню выберите пункт Свойства. На экране откроется окно свойств для названия поля <<Дисциплина>>;
-
щелкните по строке с именем Подпись, т.е. там, где находится слово Дисциплина;
-
сотрите слово "Дисциплина" и введите "Преподаваемая дисциплина";
-
для просмотра результата перейдите в режим формы, выполнив команду Вид, Режим формы.
7. Для просмотра созданной формы:
-
щелкните по кнопке или выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Вы увидите форму как бы на листе бумаги;
-
закройте окно просмотра.
Примечание. Не удивляйтесь полученному результату, так как на листе поместилось несколько страниц формы. Распечатывать форму не будем, потому что основное назначение подобной формы - удобный построчный просмотр данных, а не сохранение данных в виде бумажного документа.