Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности

Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности.   Традиционное понимание школьного образования, направленного только на освоение учебного материала и организацию воспитательных мероприятий, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Развитие ключевых компетенций как основная цель современной школы во многом определяет новые задачи и внеурочной деятельности. В этой связи актуализируются вопросы поиска средств и технологий воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов р... внеучебной деятельности школьников, внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью. Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по: месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность); времени проведения (урочная и внеурочная деятельность); Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием... повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; активизацию познавательной и творческой деятельности школьников средствами компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников; углубление межпредметных связей на основе использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников); усиление практикоориентированности обучения и воспитания; закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ; усиление воспитательного потенциала всех форм вне­урочной деятельности; создание индивидуализированного образовательного пространства; развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств. Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются информатизация внеучебной и внеурочной деятельности школьников возможна, если в образовательном учреждении организованы: педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников; доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ; применение средств ИКТ во всех формах внеурочной деятельности (кружки, предметные лаборатории, конкурсная и олимпиадная деятельность, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т. д.); работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие тре­бованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе образования, внеучебной и внеурочной деятельности. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников. В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной деятельности школьников, быть при...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности.

Традиционное понимание школьного образования, направленного только на освоение учебного материала и организацию воспитательных мероприятий, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Развитие ключевых компетенций как основная цель современной школы во многом определяет новые задачи и внеурочной деятельности. В этой связи актуализируются вопросы поиска средств и технологий воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов развития компетенций в коммуникативной, социально-правовой, информационной, культурно-досуговой и других сферах жизни современного человека.

Необходимость применения ИКТ во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, затрагивающие традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. Расширяется сфера внеурочной работы, изменяется роль педагогов, предъявляются более высокие требования к их профессиональной компетенции. Все это вызывает необходимость осмысления и разработки механизмов использования различных информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников в организации досуга обучающихся.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

  • внеучебной деятельности школьников,

  • внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.

Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

  • месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);

  • времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников.

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.

В свою очередь, внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Перечисленные особенности позволяют успешно организовать внеурочную деятельность школьников с применением информационных и коммуникационных технологий направленную на:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников средствами компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

  • углубление межпредметных связей на основе использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

  • усиление практикоориентированности обучения и воспитания;

  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • усиление воспитательного потенциала всех форм вне­урочной деятельности;

  • создание индивидуализированного образовательного пространства;

  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются информатизация внеучебной и внеурочной деятельности школьников возможна, если в образовательном учреждении организованы:

  • педагогическое сопровождение проектной деятельности школьников;

  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ;

  • применение средств ИКТ во всех формах внеурочной деятельности (кружки, предметные лаборатории, конкурсная и олимпиадная деятельность, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т. д.);

  • работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие тре­бованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей.

  1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.

  2. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе образования, внеучебной и внеурочной деятельности.

  3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

  4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

  5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

  6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.


Формы и методы использования информационно-коммуникационных технологий


Система электронного документооборота

Информационно-коммуникационные технологии в деятельно­сти классного руководителя

Информационно-коммуникационные технологии в деятельно­сти учителя-предметника

Виртуальные олимпиады и конкурсы

Участие в работе сетевых сообществ

Дистанционные олимпиады

Телеконференция

Творческие проекты

Информационное взаимодействие с родителями школьников

Сайт образовательного учреждения


6

© 2010-2022