Описание опыта работы учителя информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информатика - современная, динамично развивающая научная дисциплина. Как предмет информатика - это не только сложившаяся система знаний и методик преподавания, но и область исследований, незавершённая, открытая для научного поиска, для методического творчества учителя.

В течении четырёх последних лет я работаю над темой «Развитие мыслительной активности учащихся на уроках информатики».

________________________________________________________

Исследуя данную тему, я пришла к мысли, что каждый ученик - это формирующая личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить систему самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная моя задача.

На своих уроках я должна подготовить не только пассивного пользователя готовыми программными продуктами, а поднять ученика на более высокий уровень программи­рующего пользователя. Сегодня школьника интересует именно, то как это делается и почему именно так?

____________________________________________________________

Целью обучения информатики, на мой взгляд, является формирование высокого уровня информационной компетентности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Все указанные цели компьютерного обучения требуют направленных действий учителя и не достигаются автоматически при простом усвоении материала.

____________________________________________________

Информационные технологии расширяют возможности ученического и педагогического творчества. Используя свои интересные методические разработки и творческие находки моих учеников, я могу менять организацию учебного процесса, делать выбор с учётом своих профессиональных возможностей, интересов ребят.

Сочетание различных методов при освоении основ предмета с опорой на самостоятельность - эта технология, используемая мной в обучении информатики. Мало дать образование одно на всю жизнь, надо научить учиться. Как это сделать?

Можно выделить следующие этапы:

- Формирование интереса у учащихся к предмету информатика.

- Развитие мыслительной активности.

- Умения работать самостоятельно. Самообразование.

- Воспитание творчески активной личности.

Я веду информатику и занимаюсь программированием 5 год, обязательно делая акцент на истории развития вычислительной техники и языков программирования, опираясь на свой собственный опыт.

_______________________________________________________

Эмоциональный рассказ об этапах развития ЭВМ, подтвержденный конкретными примерами из жизни, с первых же уроков привлекает внимание учащихся к изуче­нию информатики. В кабинете есть исторический уголок, экспонаты которого демонстрирую во время своего рассказа - это счеты, «железный Феликс», перфоленты, перфокарты, и т. д. Знание исторической канвы помогает сформировать в сознании учеников цельное представление об изучаемой дисциплине, рассматривать ее в контексте истории развития общества.

Навыки работы с клавиатурой ученики приобретают на деловом применении: выполнение простейших программ, демонстри­рующих ввод, арифметические преобразования.

О трудолюбии и активности на таких урока говорить не приходится. Все, без ис­ключения при составлении программ, используя язык программирования, пытаются заставить компьютер сложить два числа, и после удачи не ос­танавливаются на достигнутом. Это и есть познание сущности работы компьютера, сопро­вождающийся элементом успеха. Я привыкла на первых уроках по программирова­нию слышать крики: «Ура! Программа прошла!» Учителю необходимо не терять инициативу: одним ребятам требуется помощь, а дру­гим - более сложные задания. Дети все разные, и спланировать точное количество заданий в классе трудно, поэтому у меня создана картотека с индивиду­альными заданиями, которая находится непосредственно в компьютерном классе. Все задачи по программированию классифицированы по типам и степени сложности и охватывают все те­мы школьного курса.

_________________________________________________________

На своих уроках часто использую прием, кото­рый называю "ассистент". Первый ученик, выполнивший все задания по новой теме, становит­ся моим ассистентом, к нему одноклассники обращаются за помощью. Эффект колоссальный! Боясь «упасть лицом в грязь перед своим ровесником», у ребят как будто открывается второе дыхание, работа оживает, тема становится понятной, и как следствие - выполненяется задание. Ассистентом мечтает во время урока стать каждый - это же его самоутверждение в классе, желание помочь другим, демонстрация эрудиции. Асси­стент, проговорив несколько раз тему, еще прочнее усваивает ее (работает моторная, наиболее мощная память), по - другому смотрит на труд учителя.

____________________________________________________________

Основные типы задач я решаю на уроке, используя пять этапов:

1) постановка задачи и ее математическая модель;

2) алгоритм и блок - схема;

3) программа на алгоритмическом языке;

4) выполнение программы с помощью ПК, анализ, отладка;

5) творческое задание.

Содержание, объем, уровень сложности задач варьирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Такой способ подачи материала позволяет связывать абстрактное моделиро­вание, конкретное планирование, практическое применение и творчество в одно це­лое. Я показываю важность и необходимость каждого этапа от начала до конца.

_________________________________________________________

И только овладение этой схемой позволяет учащимся перейти к самостоятельно­му решению более сложных задач. Самостоятельность следует за активностью, постепенно переходит в творческую деятельность. Активность в информатике - это не только цель, но и необходимое ус­ловие успешного обучения.

Самостоятельность - это умение открывать новое в уже известном, т.е. использо­вать возможности операторов, команд, логических структур в новых условиях.

Творческая деятельность или обобщение - результат анализа, необходимое условие развития мышления детей. Обобщение можно осуществить с помощью сравнения, составление таблиц, по­иск аналогов, систематизации учебного материала.

_________________________________________________

Например, «Команду ветвления» я ввожу так:

Задача: «У человека в жизни всегда есть выбор. Его действия зависят от того, из чего мы мо­жем выбирать. В зависимости от условия:

1. Делать действие или не делать (сокращенная форма команды ветвления).

2. Делать действие 1 или действие 2 (полная форма команды ветвления).

3. Выбрать действие из нескольких предложенных (команда выбора)».

Аналогия с жизнью проведена, можно приводить конкретные примеры для ПК, рассмотреть блок - схемы, алгоритмы, программы, заострив внимание на том, что в них общего и в чём разница.

С первых уроков приучаю старшеклассников к тому, чтобы их программа была вежливой, культурной, понятной для пользователя.

Применение графики делает процесс программирования более наглядным, ярким, эстетичным, позволяет формировать художественный вкус, развивать фантазию, творчество.

При переходе к практике удобно использовать метод открытых программ. Необходимо продемонстрировать про­грамму, как мостик от учебного алгоритмического языка к машине. Удачное творчество учащихся я демонстрирую всему классу, заношу в свою ко­пилку программ, открывая повод для самовыражения подростков.

_____________________________________________________________

Мое основное правило в работе - воспитание и обучение надо строить на сильных чертах характера личности. Как можно больше требо­вательности и уважения к человеку. Работая в классе, важно создать доброжела­тельный психологический климат, положительный настрой учеников, деловую ра­бочую обстановку, не забывать и про чувство юмора, минутки психологической релаксации, стараюсь планировать уроки яркими, живыми, веселыми, с активным участием каждого ученика.

Велика роль успеха, чтобы ученик поверил в свои силы, а не ставил на себе клеймо "троечника". При выполнении практических работ и решении задач на любую тему важно дать ученику самому взбираться по ступеням от простой "троечной" задачи к более сложным уровням. Как правило, никто не останавливается на достигнутом. Уроки пролетают незаметно, и азартные программисты недовольны звонком с урока.

___________________________________________________________

Одна из характеристик качества образования школьника - это информационная культура. Она может рассматриваться в связи с уровнем развития общества, харак­теристиками мышления личности. Это, прежде всего, этика использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей. На уроке конкретно можно говорить в стиле заповедей «Библии»:

1)«Не убий» чужую информацию случайно или умышленно. (Отсюда неприятие вирусотворчества и небрежности.)

2) «Не укради» чужую программу или данные.

3)«Не сотвори себе кумира», что означает отказ от компьютерного фанатизма, "хакерства".

4)«Не лжесвидетельствуй», т.е. не обсуждай те программы или данные, которые недостаточно хорошо знаешь (скромность).

5) «Возлюби ближнего, как самого себя»: помогай товарищам советом и приме­ром. не занимай лишнего места в общей памяти, удаляй копии и устаревшие файлы.

__________________________________________________________

Традиционный репродуктивный урок для меня - в прошлом. В настоящее время применяю другие методы и приёмы - развивающие. Кабинет информатики в нашей школе оснащён интерактивной доской SMART Board, её возможности я стараюсь применять на каждом уроке, так как во время проведения таких уроков значительно увеличивается темп, появляется возможность использовать большое количество разнообразных заданий. Широкое использование ИКТ, отход от традиционных схем учебного процесса, технологизация сделали абсолютно необходимым более глубокое и более конкретное понимание сути самого учебного процесса учащимися. Не даю ученикам готовые задания. Они добывают, «строят» их сами. Результат - они никогда не забудут «своего» собственного приобретения и поверят в свои силы

Я согласна с американским писателем К. Ханом, что главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: «любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания».



© 2010-2022