• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад «Применение технологии программированного обучения как один из способов мотивации обучающихся ОУ СПО к обучению»

Доклад «Применение технологии программированного обучения как один из способов мотивации обучающихся ОУ СПО к обучению»

Программированное обучение – это такая организация процесса обучения, когда делается упор на бóльшую самостоятельность и индивидуализацию усвоения знаний и умений обучающимся с помощью специальных обучающих программ с использованием персонального компьютера. Обычно как бывает? Учащемуся предлагается прочитать текст какого-либо параграфа учебника и воспроизвести его. При этом учебная работа учащегося почти никак не управляется педагогом. Отследить и оценить её трудно. Главной идеей программирован...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждениеДоклад «Применение технологии программированного обучения как один из способов мотивации обучающихся ОУ СПО к обучению»

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Анисимова Татьяна Владимировна, преподаватель

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОУ СПО К ОБУЧЕНИЮ


ДОКЛАД на заседании

ПЦК общеобразовательного профиля

12 ноября 2013 г.



Белово

2013
















Уважаемые коллеги! На сегодняшнем заседании ПЦК разрешите представить Вашему вниманию технологию программированного обучения. Позвольте напомнить Вам, что понимается под программированным обучением, и вместе рассмотрим, какие же особенности имеет данный вид обучения.

«Программированное обучение - метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи». (1)

Программированное обучение - это такая организация процесса обучения, когда делается упор на бóльшую самостоятельность и индивидуализацию усвоения знаний и умений обучающимся с помощью специальных обучающих программ с использованием персонального компьютера. Обычно как бывает? Учащемуся предлагается прочитать текст какого-либо параграфа учебника и воспроизвести его. При этом учебная работа учащегося почти никак не управляется педагогом. Отследить и оценить её трудно. Главной идеей программированного обучения является «управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы». (2)

Понятие «программированное обучение» пришло в педагогику из компьютерной терминологии, потому, что, так же как в компьютерных программах, процесс учения с этом случае представлен в виде определённого алгоритма. А «алгоритм» представляет собой строгую последовательность действий, т.е. программу. Используя аналогии, делаем вывод, что в условиях программированного обучения изучаемый материал дается обучающемуся в строгой логической последовательности, небольшими «порциями», каждая из которых завершается, как правило, контрольными вопросами или заданием в тестовой форме, либо предложением выполнить небольшую практическую работу.

Позвольте предложить Вашему вниманию характеристики технологии программированного обучения, предлагаемые различными источниками:

  1. «По уровню применения: общепедагогическая.

  2. По философской основе: приспосабливающаяся.

  3. По основному фактору развития: социогенная.

  4. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная+бихевиористская.

  5. По ориентации на личностные структуры: знания, умения, навыки.

  6. По характеру содержания и структуры: проникающая.

  7. По типу управления: программная.

  8. По организационным формам: индивидуальная, групповая, классно-урочная.

  9. По подходу к обучающемуся: помощь.

  10. По преобладающему методу: репродуктивная.

  11. По направлению модернизации: эффективная организация и управление.

  12. По категории обучаемых: любые.

  13. Целевые ориентации: Эффективное обучение на основе научно разработанной программы; Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка». (2)

С моей точки зрения, очень чётко и полно принципы программированного обучения изложены в трудах советского педагога В.Я. Беспалько. Он описал пять принципов технологии программированного обучения:

  1. Принцип иерархии частей учебного материала, например, от общего к частному (материал предлагается учащемуся в строгой логической последовательности, одна часть материала «вытекает» из другой, но при этом эти части являются относительно самостоятельными, логически законченными учебными единицами).

  2. Принцип обратной связи (не только передача информации от обучающей программы обучающемуся (прямая связь), но и отклик обучающегося программе в виде ответов на вопросы либо перехода к следующей «порции» материала (обратная связь). Это необходимо как для коррекции самими обучающимися результатов своей учебной деятельности, так и для лучшего контроля над этой деятельностью со стороны педагога.

  3. Принцип пошаговости процесса обучения - учебный материал разделён на отдельные, самостоятельные, но взаимосвязанные и оптимальные по величине порций информации - «шаги». Каждый шаг состоит из трёх взаимосвязанных звеньев: «порция» теоретического материала, операция обратной связи и контролирующего задания. Эти последовательные шаги и являют собой основу технологии программированного обучения.

  4. Принцип индивидуального темпа программированного обучения даёт возможность каждому учащемуся обучаться именно с той скоростью, которая позволит ему успешно изучить материал, а всем обучающимся, например, учебной группы, в целом освоить весь объем учебного материала, хоть и за разное время.

  5. Принцип использования компьютеров как для подачи учебных материалов при изучении учебной дисциплины, так и для контроля знаний обучающегося». (2)

Уважаемые коллеги! Я не буду подробно останавливать на классификации программ: их описание можно найти в различных источниках. Список источников я предлагаю Вам в качестве раздаточного материала, который Вы получите в конце моего выступления (Приложение).

Нам же с Вами интересен следующий момент. Многие из Вас, коллеги, применяют в своей преподавательской практике элементы технологии блочно-модульного обучения.

Так вот, считаю, что идеи программирования в обучении и блочно- модульного обучения перекликаются.

Блочное обучение основано на особой подаче материала учебной программы логически самостоятельными частями (блоками), каждый из которых обеспечивает возможность обучающимся выполнение учебных операций и использование полученных знаний при решении производственных ситуаций либо иных учебных задач. При этом можно выделить следующие блоки такой обучающей программы, которые предполагают гарантированное усвоение материала блока:

  • «информационный блок;

  • тестово-информационный (проверка усвоенного);

  • коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);

  • проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

  • блок проверки и коррекции». (2)

Изучение каждой следующей темы программы учебной дисциплины повторяет эту последовательность.

Модульное обучение - «такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать ее только темп работы, но и содержание учебного материала».(2)

Подводя итог моего выступления, скажу, что верна поговорка: «Новое - хорошо забытое старое». Только, в нашем случае, это «старое» является не забытым, а становится все более актуальным и очень востребованным в том плане, что в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и новые образовательные стандарты. И те, и другие диктуют нам делать больший упор на самостоятельность обучающихся в процессе учения, как в овладении и использовании компьютерной техники, так и для получения знаний. Сейчас предлагается множество различных обучающих программных продуктов, которые дают прекрасную возможность педагогу применять на уроках и для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся технологию программированного обучения. Я являюсь приверженцем программных образовательных продуктов фирмы 1C. Кстати, у них есть программы не только по информатике, но по физике, химии, биологии, экономике, математике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию. Найти и приобрести эти программы можно на сайтах фирмы 1C: obr.1c.ru/ online.1c.ru. Спасибо за внимание!

Список литературы и источников


  1. Информационно-методический центр г. Новомосковска [Электронный ресурс]: Публикация «Технология программированного обучения» / О.Ю. Захарова, учитель информатики МОУ «МУК» мкр. Сокольники. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: imc-new.com/index.php/component/content/article/34-tematika/139-l--r, 01.11.2013 г.

  2. RusEdu - Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: Публикация «Технология программированного обучения» / автор неизвестен. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: rusedu.info/Article113.html, 01.11.2013 г.







Приложение

Перечень литературы по теме

«Технология программированного обучения»


  1. Берг А.И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. - №11.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1971.

  4. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.

  5. Гальперин П.К. К теории программированного обучения. - М., 1961.

  6. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.

  7. Молибог А.Г. Программированное обучение. - М., 1967.

  8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М,: РПА, 1996.

  9. Пеннер Д.И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. 1973. - № 2.

  10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1991. - № 3.

  11. Селевко Г.К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль, 1982.

  12. Селевко Г.К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1972.

  13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. - 1989. - № 3.

  14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ, 1975.

  15. Талызииа Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., 1988.

  16. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.

  17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

© 2010-2022