Планирование 4 класс информатика

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Название программы Информатика

На сколько часов рассчитана рабочая программа 34 часов

Учебник Информатика. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль) базовый стандарт.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по информатике авторского коллектива под руководством А.В. Горячева для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования РФ, являющейся продолжением непрерывного курса информатики, который разрабатывается в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Программа рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Общая характеристика учебного процесса

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Для закрепления практических навыков работы на компьютере используется электронная поддержка из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Цели и задачи курса

Главная цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса - научить проведению анализа действительности для построения информационно - логических моделей и их изображения с помощью какого - либо системно - информационного языка.

Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения информатики в начальной школе отражают:

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Содержание программы

Распределение часов по тематическим разделам и четвертям.

4 класс (34 ч.)



Разделы

1ч.

2ч.

3 ч.

4 ч.

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Алгоритм.

9


2.

Группа объектов.

7


3.

Множества.


10

4.

Составные части объектов


8

Раздел 1. Алгоритмы (9 часов)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.


Раздел 2. Группы (классы) объектов (7 часов)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.


Раздел 3. Логические рассуждения (10 часов)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если - то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.


Раздел 4. Модели в информатике (8 часов)

Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).



Поурочное планирование к учебнику « Информатика в играх и задачах», 4 класс,

А.В.Горячев., издательство «ВАКО»


Тема урока


Тип урока


Виды учебной деятельности

Виды контр.

измерители

Планируемые

результаты

освоения материала


Универсальные учебные действия


Дата проведения

план

факт

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

«Команда «Если-то».

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Знать представление о ветвлении.

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме.

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

«Команда «Если-то иначе».

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме.

Знать: значение команды «если-то»

Познавательные:

Самостоятельный поиск информации для решения задач

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: находить решение в конфликтной ситуации

3.

Цикл в построчной записи алгоритма.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Знать представление о цикле в построчной записи алгоритма.

Уметь выполнять алгоритмы с циклами.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: доказывать правильность своего выбора и принятого решения

4.

Алгоритм с параметрами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Знать начальное представление о параметрах алгоритма.

Уметь выполнять алгоритмы с параметрами.

Познавательные:

выделять и записывать главное

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

5.

Пошаговая запись результатов

Выполнения

алгоритма.

Урок применения знаний и умений.

Урок-игра.

Уметь выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами.

Знать: как записывается алгоритм в построчной записи

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности

6.

Подготовка к контрольной работе.

Урок закрепления изученного.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа.

Уметь выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами.

Знать: значение этих алгоритмов

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

7.

Контрольная работа по теме «Алгоритм».

Контрольный.

Урок- проверка.

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

8.

Анализ контрольных работ. Повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнение заданий.

Занимательные игры.

Познавательные:

Использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

9.

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов.

Знать: табличный способ записывания свойств и признаков объектов.

Познавательные:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

10.

Схема состава объекта. Адрес составной части.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь: составлять схему состава объекта

Знать: как записывается адрес части объекта

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: вносить коррективы в свою деятельность

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)

11.

Массив объектов на схеме состава.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа.

Уметь заполнять схему состава объекта.

Знать: что такое массив объектов

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: вносить коррективы в свою деятельность

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

12.

Признаки и действия объекта и его составных частей.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Уметь записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава.

Знать: различия между признакими, действиями и составом частей объекта

Познавательные:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: строить совместную учебную деятельность с одноклассниками

13.

Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа

Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов.

Знать: различия между признакими, действиями и составом частей объекта

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

14.

Контрольная работа по теме «Объекты».

Контрольный.

Урок- проверка.

Уметь записывать признаки и действия всего объекта.

Знать: различия между признакими, действиями и составом частей объекта

Познавательные:

Перерабатывать информацию для получение необходимого результата

Регулятивные: составлять последовательность учебных действий

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

15.

Анализ контрольных работ. Повторение.

Урок применения знаний и умений.

Урок-игра.

Занимательные игры.

Уметь анализировать структуру объекта и заполнять схему состава.

Знать: различия между признакими, действиями и составом частей объекта

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

16.

«Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами.

Знать: что такое множество, пересечение множеств и подмножество

Познавательные:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

17.

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

18.

Описание отношений между объектами с помощью графов.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами.

Знать: что такое понятие граф

Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

Регулятивные: планировать пути достижения целей

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

19.

Пути в графах.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Уметь: строить и описывать пути в графах.

Знать: что такое понятие граф

Познавательные: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

Регулятивные: планировать пути достижения целей

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

20.

Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа.

Познавательные: проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

21.

Правило «Если-то».

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь записывать правила «если-то», составлять схемы таких правил.

Знать правило «Если-то»

Познавательные: воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в выполнение действий по ходу его реализации

Коммуникативные: умение работать в группе, вести диалог

22.

Схема рассуждений.

Урок применения знаний и умений.

Урок-игра.

Уметь составлять схемы рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с их помощью.

Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами.

Знать: понятие граф и что такое схема рассуждений

Познавательные: приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

23.

Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Занимательные игры.

Познавательные: участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения и отстаивать её

24.

Контрольная работа по теме «Множества».

Контрольный.

Урок- проверка.

Познавательные:

Определение причин и следствий событий

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные:

выслушивание собеседника и ведение диалога

25

Анализ контрольных работ.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнение заданий.

Заниматель-ные игры.

Познавательные:

Делать логический вывод на основе обобщения знаний

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

26

Повторение по теме.

Урок закрепления изученного.

Урок-игра.

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

27.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями.

Знать: различия между обычным и необычным составом объектов

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

28.

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

Урок ознакомления с новым материалом.

Выполнение заданий.

Уметь анализировать структуру объекта и заполнять схему состава.

Знать: различия между обычными и необычными действиями объектов

Познавательные:

самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время и уметь управлять им

Коммуникативные: умение задавать учителю вопросы по тексту контрольной работы

29.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

Урок закрепления изученного.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа.

Уметь придумывать и описывать объекты с необычными признаками.

Знать: различия между обычными и необычными признаками и действиями объектов

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

30.

Объекты, выполняющие обратные действия.

Урок закрепления изученного.

Выполнение заданий.

Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.

Знать: что такое обратный алгоритм

Познавательные: развернуто обосновывать суждения

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

31.

Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний и умений.

Выполнение заданий.

Логические

задания.

Уметь придумывать и описывать объекты с необычными признаками.

Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению

32.

Контрольная работа по теме «Объекты»

Контрольный.

Урок- проверка.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия, на основе анализа допущенных ошибок

Коммуникативные: адекватно воспринимать замечания учителя и сверстников

33.

Анализ контрольных работ.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнение заданий.

Логические

задания.

Уметь выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами.

Знать: понятия, пройденные за год

Познавательные:

Определение причин и следствий событий

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность своего действия

Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками

34.

Повторение пройденного за год.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-игра.

Уметь выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами.

Знать: понятия, пройденные за год

Познавательные:

Поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: работать в группе, не создавая конфликтов





© 2010-2022