Создание графиков и диаграмм

Методическая разработка практического занятия по теме "Создание графиков и диаграмм" для студентов первого года обучения. На данном уроке студенты изучают способы создания и изменения графиком и диаграмм. Знакомятся с понятием "линии тренда".Данное занятие рассчитано на 4 академических часа.Для проведения данного урока необходим проектор и раздаточный материал по теме занятия.Для профилактики утомления и повышения эмоционального состояния студентов проводится физкультминутка.
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка практического занятия

по теме

"Создание графиков и диаграмм"


Обучающая цель:

Студент должен знать: основные способы создания и форматирования диаграмм и графиков.

Студент должен уметь: строить графики и диаграммы.

Развивающая цель: развивать практические навыки работы с ПК.

Воспитательная цель: содействовать воспитанию необходимых для будущего специалиста качеств: внимательности, аккуратности, профессиональной ответственности.

Тип занятия: выработка и закрепление знаний.

Вид занятия: практическое занятие.

Общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

ОК 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.

ОК 16. Создавать благоприятную производственную среду в трудовом коллективе.

Междисциплинарные связи: «Иностранный язык», «Русский язык», «Гигиена и экология человека», «Математика», «Физическая культура».

Оснащение занятия:

  • технические средства: мультимедийный проектор, ноутбук

  • наглядные средства: раздаточный материал по теме занятия, слайд-презентация.

Основная литература:

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е К. Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 246 с.

Дополнительная литература:

  1. Журин, А.А. Самый современный самоучитель работы на компьютере [Текст] / А.А. Журин. - М. : ООО «Издательство АСТ»: «АКВАРИУМ БУК», 2003. - 607 с.


Структура занятия


  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач занятия

  3. Мотивация

  4. Повторение изученного материала

  5. Изложение нового материала

  6. Инструктаж к самостоятельной работе студентов

  7. Самостоятельная работа студентов

  8. Физкультминутка

  9. Изложение нового материала

  10. Инструктаж к самостоятельной работе студентов

  11. Самостоятельная работа студентов

  12. Домашнее задание

  13. Подведение итогов занятия

Ход занятия


№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

(мин)

примерное

Методы и приемы обучения

1.


Организационный момент

4

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово

  1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих:

  • «Добрый день, уважаемые студенты!

  • Кто сегодня отсутствует на занятии?»

    1. Освещение плана занятия:

  • «Тема нашего занятия «Создание графиков и диаграмм».

2.

Постановка целей и задач занятия

  • «Ваша сегодняшняя цель занятия - изучить алгоритм работы с диаграммами в программе Microsoft Excel».

2

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

3.

Мотивация

  • «На прошлых занятиях мы с вами изучали интерфейс программы и работали с формулами. Сегодня перейдем к рассмотрению возможностей использования пакета в работе медицинского персонала. Начнем изучение наиболее важной задачи - с построения диаграмм. И как всегда, для облегчения восприятия материала будем рассматривать на конкретных примерах.

  • Но для начала, проверим вашу домашнюю работу и как вы усвоили изученный материал».

4

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, сообщающее слово

4.

Повторение изученного материала

  • «На прошлом занятии вам было задано составить схему для работы с электронными таблицами. Приготовьте тетради на проверку домашней работы.

  • А сейчас, вам предстоит выполнить небольшую проверочную работу (Приложение 1). На выполнение тестового задания вам отводится 15 минут.».

20

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

5.

Изложение нового материал

  • «Что такое диаграмма?» (выслушать ответы студентов и обсудить их).

  • «Диаграмма - это графическое представление числовой информации.

Задача построения диаграмм обычно разбивается на несколько этапов.

Этап 1: Ввод данных. Прежде чем строить диаграмму, необходимо ввести данные в таблицу. Для этого исследуемые данные следует представить в виде таблицы, где столбцами является соответствующие показатели. Пусть в рассматриваемом примере первый столбец будет днями болезни, а второй - соответствующими показателями. При создании таблицы Excel информация вводится в отдельные ячейки. Совокупность ячеек, содержащих анализируемые данные, называется входным диапазоном.

Этап 2. Выбор типа диаграмм. Во вкладке Вставка нужно выбрать необходимую диаграмму.

Кратко охарактеризуем основные типы диаграмм (см презентацию).

Этап 3. Редактирование и форматирование полученных диаграмм. С помощью вкладок Конструктор, Макет и Формат - преобразуем полученную диаграмму: можем изменить тип, макет диаграммы, стиль; добавить необходимые подписи или оси и т.д.

Каждая диаграмма должна содержать: название диаграммы, название осей, подписи данных и легенду.

  • Вопросы?» (Приложение 2).

20

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

6.

Инструктаж к самостоятельной работе студентов

  • «Сейчас вам необходимо будет сперва построить диаграммы по имеющимся данным, а затем - наоборот, исходя из предложенной диаграммы - построить таблицу. Раздаточный материал находится на столах. На выполнение работы отводится 65 минут.

  • (Приложение 3).

  • Вопросы?».

5

сообщающее слово

7.

Самостоятельная работа студентов

  • Контролировать работу студентов.

  • По истечению предложенного времени выслушать и прокомментировать ответы студентов.

65

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

8.

Физкультминутка

Приложение 4

5

сообщающее слово

9.

Изложение нового материала

  • Преподаватель объясняет новый материал демонстрируя презентацию: «Одной из наиболее часто использованных возможностей Microsoft Excel является анализ имеющихся фактических данных, оценки имеющихся тенденций их изменения и получение на этой основе краткосрочного прогноза на будущее. В Ms Excel имеется целый ряд возможностей для проведения подобного анализа данных.

Чаще всего для решения таких задач используются линии тренда.

Ms Excel позволяет создавать следующие типы линий тренда:

  • Линейные (примером могут служить данные об изменении доходов).

  • Логарифмические (примером могут служить данные оценки численности населения).

  • Полиномиальные (примером могут служить результаты испытаний по пробегу автомобиля).

  • Степенной (примером могут служить результаты испытаний на ускорение).

  • Экспоненциальный (примером могут служить данные о периоде полураспада радиоактивного вещества).

Рассмотрим построение линии тренда на следующем примере. (демонстрация в программе MS Excel) Предположим, у нас есть данные об объеме продаж некоторой продукции (в млн. руб.) за несколько лет. Обратите внимание, утеряны данные за четвертый год. Необходимо сделать прогноз о продажах на текущий год.

Сперва построим точечную диаграмму по этим данным.

Щелкнув правой кнопкой мыши на графике, выберем в контекстном меню команду Добавить линию тренда… В появившемся окне на вкладке Тип - выберем Линейная, а на вкладке Параметры в поле-списке укажем прогноз вперед на одну единицу и поставим галочку в поле Показывать уравнение на диаграмме.

На нашей диаграмме появится линия тренда и уравнение для нее.

Используя это уравнение, взяв в качестве параметра Х номер текущего года, получим, что в этом году объем продаж будет составлять 18,57 млн. руб. Конечно, данный результат является весьма приближенным, потому что в реальной жизни на объем продаж влияет множество разнообразных факторов.

  • Вопросы?».

15

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

10.

Инструктаж к самостоятельной работе студентов

  • «Сейчас вам, в течение 15 минут, предстоит ответить письменно в тетради на 5 вопросов, которые показаны на слайде: 1. Что такое линия тренда? 2. Для чего она используется? 3. Как добавить линию тренда на диаграмму? 4. Как отобразить уравнение линии тренда? 5. Можно ли добавить линию тренда к круговой или кольцевой диаграмме?»

5

сообщающее слово

11.

Самостоятельная работа студентов

  • Студенты выполняют письменную работу в тетради.

  • Методом опроса, преподаватель проверяет правильность ответов.

25

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

12.

Домашнее задание

  • «Составить рекомендации по работе с графиками».

4

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, сообщающее слово

13.

Подведение итогов занятия

  • Ответить на возникшие вопросы.

  • Оценить работу группы, назвать отличившихся студентов на занятии.

  • Поблагодарить группу за хорошую работу на занятия.

6

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, заключительное слово

Приложение 1



Тестовое задание по теме Microsoft Excel

Задание: прочитайте утверждение и цифрой «1» отметьте правильное, а цифрой «0» - неправильное высказывание.

  1. Электронная таблица - это прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблиц данных.

  2. Электронная таблица предназначена для обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц.

  3. Электронная таблица представляет совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов.

  4. Строки электронной таблицы именуются пользователем произвольным образом.

  5. В общем случае столбцы электронной таблицы обозначаются буквами русского алфавита.

  6. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируется именем, произвольно задаваемым пользователем.

  7. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются в обычной математической записи.

  8. Выражение 3(А1+И1):5(2В1-3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид: 3(А1+В1)/(5(2В1-3А2)

  9. Формула записана правилами, принятыми в программе Excel: =А3*В8+12

  10. Запись формулы в электронной таблице не может включать в себя числовые выражения.

  11. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки не изменяются.

  12. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки не меняются.

  13. Диапазон - это множество допустимых значений.

  14. Активная ячейка - это ячейка в которой выполняется ввод данных.

  15. Сортировкой называют процесс поиска наименьшего и наибольшего элементов массива.

Эталоны ответов:

1 - 1

2 - 1

3 - 0

4 - 0

5 - 0

6 - 0

7 - 0

8 - 0

9 -1

10 - 0

11 - 1

12 - 0

13 - 0

14 - 1

15 - 0

Приложение 2


Создание графиков и диаграммСоздание графиков и диаграмм

Создание графиков и диаграммСоздание графиков и диаграмм

Создание графиков и диаграммСоздание графиков и диаграмм

Создание графиков и диаграммСоздание графиков и диаграмм

Приложение 3


  1. В произвольном листе набрать таблицу:


Ф.И.О.

Возраст, лет

Рост, см

Вес, г

Иванов Сергей Михайлович

Шестакова Ангелина Владимировна

Дмитриев Олег Петрович

Самойлова Маргарита Ивановна

Зодчий Артур Геннадьевич

Мраморенко Зинаида Львовна

Рудниченко Петр Алексеевич

Чернакова Валентина Александровна

Владов Владислав Владимирович

26

30

15

56

43

72

17

25

33

178

165

145

174

189

171

184

166

180

84

56

43

60

99

63

77

55

89


  • Построить столбчатую диаграмму, отражающую фамилии и возраст пациентов

  • Построить график, отражающий фамилии и рост пациентов.

  • Создать поле ST, вычисляющее среднюю температуру (от t1 до t7). Построить график температурных кривых.

  1. Постройте таблицу. Запишите в пустых ячейках соответствующие формулы для вычислений. Построите диаграммы:

  • гистограмму - для столбцов "Товар " и " Скидка ",

  • круговую - для столбцов " Товар" и "Сумма",

товар

кол-во

Цена, р.

сумма, р.

скидка 3%

сумма к оплате, р.

анальгин

7

5,00




панадол

5

12,00




корвалол

10

7,50




ревит

15

9,00





  1. Создав определенные таблицы, построить следующие диаграммы (каждую диаграмму размещать на отдельном листе, листы переименовывать):














Приложение 4


Физкультурная пауза

Цель:

  1. Профилактика утомления и застойных явлений в органах брюшной, тазовой областей, нижних конечностях.

  2. Активизация периферического кровообращения.

  3. Поддержание общей работоспособности организма.

  4. Повышение эмоционального состояния.

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. И.п. - Основная стойка (о.с. - стоя ноги вместе, руки вдоль тела). Руки вверх, кисти в «замок», потянуться на носках - вдох; вернуться в И.п. - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 2. И.п. - о.с. Повороты головы влево, вправо. Темп средний. Повторить 6 - 8 раз.

Упражнение 3. И.п. - о.с. Сильно зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, открыть на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.

Упражнение 4. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые вращения рук назад - 4 раза; вперед - 4 раза. Повторить по 2 - 3 серии.

Упражнение 5. И.п. - стоя, руки на пояс. Поднять голову вверх - глубокий вдох; опустить подбородок на грудь - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. И.п. - стоя, руки вперед. Энергичное сгибание и разгибание пальцев кистей, 10 - 12 раз.

Упражнение 7. И.п. - о.с. Потряхивание рук, 15 - 25 секунд.

Упражнение 8. И.п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево - выдох, вернуться в И. п. - вдох; то же в правую сторону. Повторить 6 - 8 раз.

Упражнение 9. И.п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вперед, прогнуться в спине - выдох; вернуться в И. п. - вдох. Повторить 5 - 6 раз.

Упражнение 10. И.п. - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Прогнуться назад, посмотреть вверх - вдох; вернуться в И. п. - выдох. Повторить 6 - 8 раз.

Упражнение 11. И.п. - о. с. Ходьба на месте, 30 секунд или И.п. - стоя, руки на пояс. Полуприседания в сочетании с дыханием (выдох при полуприседании) 8 - 10 раз.

Упражнение 12. И.п. - стоя, руки на пояс. Локти отвести назад, прогнуться - вдох; свести локти вперед - выдох. Повторить 4 - 5 раз.


© 2010-2022