• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад Содержание предмета информатика, реализуемое в рамках ФГОС основной образовательной программы основного общего образования

Доклад Содержание предмета информатика, реализуемое в рамках ФГОС основной образовательной программы основного общего образования

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

министерство образования и науки рб

кяхтинское районное управление образованием

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Усть-Киранская средняя общеобразовательная школа-интернат»


Содержание предмета информатика,

реализуемое в рамках ФГОС

основной образовательной программы

основного общего образования


Лебедева Татьяна Сергеевна

учитель математики и информатики


2013 г.

Введение.

С 2011 года начался переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. Введение ФГОС нового поколения приведет к существенному изменению всей системы образования, и ключевым моментом преобразований станет реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному.

Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.

Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе.

Апробация и внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения коснется учителей информатики и ИКТ в 2015-2016 учебном году.

Удивляет и настораживает отношение авторов стандартов к информатике. Низведение её до уровня технологии кажется крайне опасным.

Кроме того, часть разделов, которые традиционно относили к информатике, теперь перенесена в математику, что попросту означает безмашинный вариант их изучения.

В проекте ФГОС основного общего образования от 30 апреля 2010 года, в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в пункте 12 «Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» присутствует предметная область «Математики и информатики».

К такому соседству учителя давно привыкли, так как информатика и математика имеют множество точек соприкосновения. Да и в те далекие времена, когда предмет «ОИВТ» (основы информатики и вычислительной техники) только появился в школе, чаще всего его преподавали учителя математики. Да и в наше время учителей информатики готовят на математическом факультете. В предметную область «Математика и информатика» по мнению разработчиков проекта должны войти следующие предметы: «Математика», «Алгебра», «Геометрия». «Информатика» как отдельный предмет в проекте ФГОС основного общего образования не выделена, а такие темы как «Логика», «Системы счисления», «Программирование» предполагается изучать на уроках математики. Ни один учитель математики не отдаст свои часы учителю информатики, чтобы тот не на бумаге (ужасно скучно, где же декларируемые вами личностно-ориентированный и деятельностный подходы!?), а на конкретных исполнителях изучал с детьми алгоритмы. А даже если и отдаст, то это количество безмерно мало для того, чтобы дети успели создать действительно что-то стоящее их заинтересованности.

Исходя из требований, предъявляемых к результатам освоения программы, учитель математики должен научить учащихся «использовать методы и средства информатики: моделирование, формализация и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов», «использовать основные конструкции процедурного языка программирования, основные алгоритмические конструкции», а информационно коммуникационные технологии даже не упоминаются. В сложившейся ситуации не совсем понятна роль учителя информатики в среднем звене.

Педагогическая общественность категорически не согласна с тем, что в предметной области «Математика и Информатика» выделены только математические предметы и отсутствует предмет «Информатика».

По мнению профессора Макаровой Н. В., отсутствие предмета «Информатика» в проекте стандарта противоречит социальному заказу, отраженному в решениях Правительства РФ и международных документах (Приоритетные направления науки, технологий и техники и перечень критических технологий РФ, Федеральная целевая программа «Электронная Россия», президентская инициатива «Наша новая школа», Окинавская хартия глобального информационного общества, Болонский процесс); противоречит самому содержанию проекта стандарта, где информационно-коммуникационная компетентность выделена как ключевая; приведет к снижению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; приведет к отсутствию гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информационных технологий; отрицательно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые не будут иметь базовых знаний для получения профессионального образования; разрушит сформированную методическую систему обучения работе с информацией на базе современных информационных технологий; нарушит традицию преемственности между школьными стандартами предыдущих и последующих поколений.

С 5 по 18 мая 2010 года проект ФГОС общего образования прошел независимую и общественную экспертизу, в которой могли принять участие все желающие и высказать свои замечания и предложения. Проект ФГОС основного общего образования после прохождения процедуры независимой и общественной экспертизы рассмотрен на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, которое состоялось 4 июня 2010 года. По результатам рассмотрения Совет принял решение рекомендовать проект ФГОС основного общего образования к доработке. На основании замечаний и предложений, высказанных независимыми и общественными экспертами, рабочая группа по общему образованию Совета сформулировала техническое задание по доработке проекта ФГОС. В качестве одной из составляющих технического задания является доработка предметной области «Математика и информатика» в части включения в нее самостоятельного предмета «Информатика» в разделах требований к результатам освоения основной образовательной программы и требований к структуре основной образовательной программы. В настоящее время проект ФГОС основного общего образования находится на доработке.

К сожаленью на данный момент не опубликован доработанный проект и проанализировать обещанные изменения невозможно, но в общем доступе уже появились «Примерные программы по учебным предметам: информатика и ИКТ. 7-9 классы». Наличие такого печатного издания, как «Примерные программы по учебным предметам: информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.-32 с. - (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-024280-6» дает основание полагать, что предмет «Информатика и ИКТ» стараниями активной педагогической общественности «вернулся» среднее звено. В опубликованном в Интернет комментарии одного из разработчиков проекта - Дронова В.П., доктора географических наук, профессора, директора по развитию издательства «Просвещение», члена-корреспондента РАО говорится, что: «Современный вариант Фундаментального ядра содержания общего образования - проект, предназначенный для его широкого обсуждения научной и педагогической общественностью. Отсутствие в данном варианте некоторых образовательных областей (информатика, искусство) связано с большим диапазоном различных точек зрения на их роль и задачи в общеобразовательной школе. В новом варианте проекта, который сейчас готовится с учетом замечаний и пожеланий прошедшей дискуссии, описание образовательной области «Информатика» присутствует. В него будет включен раздел «Математическая теория информации и модели информатики».

В ФГОС второго поколения информатика и ИКТ изучается в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 часов. На инвариативную часть отводится 75 часов учебного времени, остальные 30 часов отводятся на реализацию авторских программ.

В примерных программах представлено два варианта тематического планирования. Первый вариант ориентирован на расширение основного содержания обучения в логике естественно-научной дисциплины. Это позволяет сформировать основные современные представления о дисциплине «Информатика», максимально раскрыть её межпредметные и метапредметные возможности. Второй вариант призван раскрыть межпредметные связи информатики, прежде всего с курсом математики, даёт возможность для интеграции информатики с математикой, интеграции ИКТ в содержание различных дисциплин (и их освоения в рамках этих дисциплин). Так же он учитывает возможность усвоения содержания информатики и ИКТ в начальной школе.

Одной из главных проблем в преподавании информатики является малое количество учебного времени, отводимое на изучении тем «Логика», «Системы счисления», «Программирование». Анализ заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ показывает, большая часть заданий ориентирована на знания именно этих тем. Недостаточное изучение проблемных тем лишает учеников возможности качественно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

В первом варианте примерного тематического планирования на тему «Алгоритмы как инструмент решения задач с помощью компьютера» отводится не менее 10 часов в 8 классе. В течение этого времени предлагается научить учащихся определять тип алгоритма, научить различным способам записи алгоритмов, составлять блок-схемы, исполнять алгоритмы, исполнять и тестировать готовые программы, работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. Причем в рамках данной темы планируется познакомить учеников с такими алгоритмическими конструкциями, как подпрограмма и рекурсия. Очевидно, что десяти часов на освоение данной теме в полном объёме не достаточно. Больше упоминаний о программировании, логике и системах счисления в этом варианте не встречается.

Во втором варианте проблемные темы встречаются чаще, но объём отводимого времени на их изучение оставляет желать лучшего. Так на изучение тем «Логические конструкции в естественном языке. Необходимость формализации логики в языках программирования» отводится 5 часов, «Исполнители» - 6 часов, «Основные конструкции современных процедурных языков программирования» - 8 часов.

В проекте ФГОС среднего (полного) общего образования от 16 ноября 2010 года в предметной области «Математика и информатика», кроме математических предметов, присутствуют предметы «Математика и информатика» (интегрированный общеобразовательный уровень), «Информатика» (базовый уровень), «Информатика» (профильный уровень).

В рамках предмета «Математика и информатика» учащихся планируется научить «использовать готовые компьютерные программы в процессе решения вычислительных задач из различных разделов курса», «использовать готовые компьютерные программы для иллюстрации решений уравнений и неравенств», «умение использовать готовые компьютерные программы для построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в пространстве, использовать программы, позволяющие проводить эксперименты и наблюдения динамически (в движении)», «умение использовать основные методы и средства информатики: моделирование, формализацию и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции», «умение безопасной работы на компьютере, в Интернете и сети школы, включая умения работать с антивирусными программами и тестировать объекты компьютера на наличие компьютерных угроз, соблюдение основных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и лицензионной политики использования программного обеспечения и базовых правил обеспечения информационной безопасности на компьютере». Анализируя изложенные выше требования к результатам освоения программы, можно заметить, что ученик, освоивший данную программу, будет уметь пользоваться готовыми программами и искать информацию в сети Интернет. Очевидно, что этих знаний не достаточно для информатики, но они отлично дополняют математику.

Предмет «Информатика» на базовом уровне в ФГОС среднего (полного) общего образования призван сформировать:

  • представление о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;

  • владение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знание основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования; отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  • представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных; понятие о базах данных и средствах доступа к ним; умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных (электронные таблицы, средства построения графиков и диаграмм, гипертекст, мультимедиа);

  • навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

По мнению авторов проекта, требования к предметным результатам освоения курса информатики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:

  • владение системой базовых знаний, показывающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  • овладение понятием сложности алгоритма; знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  • владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных (целые, вещественные, символьные, строковые, логические) и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции;

  • владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов (графы, деревья, списки и т.п.), знание их простейших свойств и алгоритмов анализа этих объектов; представление о кодировании и декодировании данных, о причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  • сформированность представлений о тенденциях развития компьютерных технологий, об операционной системе и основных функциях операционных систем, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  • сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

  • владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работу с ними;

  • владение опытом построения и использования моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами.

За общими фразами просматривается тенденция к интеграции информатики с другими предметными областями, более четкое представление об основном содержании можно будет получить после утверждения проекта и публикации примерных программ по информатике и ИКТ.

ФГОС второго поколения не обеспечивают непрерывности в изучении информатики. Изучение рассматриваемой предметной области в средней школе, стоявшее под вопросом, в общем, осталось в прежнем объёме, распределив три часа учебной нагрузки с 8-9 классов, на три года 7-9 классов. Границы предмета информатики «растворились» в различных предметных областях (естественно-научных, математических). Информатика, как отдельная наука практически потеряла себя в ФГОС нового поколения, став высокотехнологичным инструментом для освоения других предметов. В то время как сама сущность информатики - программирование, формирование алгоритмического мышление, моделирование, потеряли актуальность и присутствуют в большей части только обзорно. Остается надежда, что данные темы будут достаточно широко рассмотрены в старшей школе, что позволит компенсировать недостаточное внимание к ним в среднем звене.



© 2010-2022