Методические разработки по информатике (7 класс)

Тема «Табличное решение логических задач» 7 класс.     Цели урока: § систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; § освоим табличный способ решения логических задач; §  закрепить навыки создания таблиц; Задачи: Образовательные: § закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях; § изучить способы заполнения и построение таблиц; § сформировать навыки самостоятельной работы; § систематизация полученных знаний. Развивающие: § развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, Воспитательные: § воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков. Тип урока: комбинированный. Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа. Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Табличное решение логических задач»

7 класс.


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • освоим табличный способ решения логических задач;

  • закрепить навыки создания таблиц;

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;

  • изучить способы заполнения и построение таблиц;

  • сформировать навыки самостоятельной работы;

  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.


Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала


  1. На прошлых уроках мы говорили о табличных информационных моделях. Научились составлять и заполнять сложные таблицы.

На уроках информатики необходимо логическое рассуждение.

А что такое логика? (это наука о способах рассуждения, это мышление…)

Давайте чуточку логически поразмышляем:

Разминка:

1. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего Вы начнете?

Ответ: Надо достать лист бумаги.

2. У трех родственников есть брат Сергей, у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: да, если родственники - женщины.

3. Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь?

Ответ: На карусели.

5. Какое колесо машины не крутится при правом развороте?

Ответ: Запасное.

6. Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны на небе не было, фонарей у дороги тоже не было. Вдруг черная собака перебежала дорогу. Водитель успел затормозить. Как ему удалось увидеть собаку?

Ответ: Был ясный солнечный день!

Молодцы! Справились! Теперь, задачка по-сложнее, потребует некоторой записи.

Методические разработки по информатике (7 класс)

Методические разработки по информатике (7 класс)


  1. Как вы думаете, рябята, можно ли решать задачи с помощью таблицы? (нет, да, зачем).

  2. А удобен ли такой метод решения задач? Мы как раз попробуем!

  3. Итак, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока???

Табличное решение логических задач

Объяснение нового материала: Табличное решение логических задач. (запишем)

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин, Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника. Определить профессии каждого из друзей.

  1. Заполняют таблицу-заголовки

  2. Разбираем вместе



ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5 задач всего)

В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц и табличного способа решения логических задач.

Задача 1:

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?


скрипка

флейта

альт

кларнет

гобой

труба

Браун

0

0

1

1

0

0

Смит

0

1

0

0

1

0

Вессон

1

0

0

0

0

1

Задача 2:

Маша, Оля, Лена и Валя - замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.

Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.


Увлечение

Девочка

Маша

Оля

Лена

Валя

Музыкальный

инструмент

Рояль

1

0

0

0

Скрипка

0

0

1

0

Виолончель

0

1

0

0

Арфа

0

0

0

1

Иностранный язык

Французский

0

0

1

0

Немецкий

0

1

0

0

Английский

1

0

0

0

Итальянский

0

0

0

1





Задача 3:

В бутыле, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутыле. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. Что налито в каждый сосуд?

ёмкости

напитки

молоко

лимонад

квас

вода

Бутыль

-

+

-

-

Стакан

-

-

-

+

Кувшин

+

-

-

-

Банка

-

-

+

-

Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.

На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:

- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;

- Боря занял второе место;

- Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?

Место

Мальчики

Коля

Боря

Вова

Юра

1

0

0

1

0

2

0

1

0

0

3

1

0

0

0

4

0

0

0

1

Задача 5.

Четверо друзей - Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.

- Ну, Осипов, ты научился плавать? - спросил Витя.

- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам свою коллекцию минералов. Какие фамилии у ребят?

фамилии

имена

Ваня

Витя

Коля

Юра

Истягин

-

+

-

-

Петров

-

-

+

-

Осипов

-

-

-

+

Симонов

+

-

-

-

4) Подведение итогов, выставление оценок самими детьми, рефлексия.

Клавиатурный тренажёр (по времени).

6) Домашнее задание: Самостоятельно составить логическую задачу, её решение оформить в таблице.

Распечатать на следующих листах:

В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин, Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их друг. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и мельника. Определить профессии каждого из друзей.














































Задача 1:

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что:

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Задача 2:

Маша, Оля, Лена и Валя - замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.

Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Увлечение

Девочка





Музыкальный

инструмент

















Иностранный язык


















Задача 3:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутылке. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. Что налито в каждый сосуд?


ёмкости

напитки






















Задача 4.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивных соревнованиях.

На вопрос, какие места они заняли, они честно ответили:

- Коля не занял ни первое, ни четвёртое место;

- Боря занял второе место;

- Вова не был последним.

Какое место занял каждый мальчик?





























Задача 5.

Четверо друзей - Ваня, Витя, Коля и Юра, носят фамилии Истягин, Петров, Осипов и Симонов. Они собрались в доме у Коли. Мальчики беседовали о том, как провели лето.

- Ну, Осипов, ты научился плавать? - спросил Витя.

- О, ёще как, - ответил Осипов, - могу потягаться в плавании с тобой и Ваней.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров и достал из своего шкафа большую папку. Всем, особенно Истягину и Ване, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам свою коллекцию минералов. Какие фамилии у ребят?

фамилии

имена







Методические разработки по информатике (7 класс)

© 2010-2022