Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н. Д. , 68 часов, 10 класс

Рабочая программа к УМК Угриновича Н.Д. для 10 класса, 68 часов Составлена  на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д.,  с учетом учебника  под редакцией  Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 кл...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Место предмета в учебном плане

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 35 часов в 10 классе. В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе - 35 часов В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№36» за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов в 10 классе физико-математического профиля. Рабочая программа составлена на 70 часов в 10 классе - 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам вдвое.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться как по учебнику, так и по разработанным групповым заданиям.

Программой предусмотрено проведение: в 10 классе: количество практических работ - 26, количество контрольных тестовых работ - 3; количество зачётных практических работ -2

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

На первых уроках полугодия в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам при работе за компьютерами и по правилам поведения к кабинете информатики.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе

Информация и информационные процессы - 8 часов

Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Информационные технологии - 27 часов

Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Практические работы

1. Кодировки русских букв.

2. Создание и форматирование документа

3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

5. Кодирование графической информации.

6. Растровая графика

7. Трехмерная векторная графика

8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

9. Создание флэш - анимации

10-11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему

12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

13. Построение диаграмм различных типов

Коммуникационные технологии - 32 часа

Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web - камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

Практические работы

14. Предоставление общего доступа к диску в локальной сети

15. Создание подключения к Интернету.

16. Подключения к Интернету и определение IP-адреса

17. Настройка браузера

18. Работа с электронной почтой

19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

20. Работа с файловыми архивами

21. Геоинформационные системы в Интернете

22. Поиск в Интернете

23. Заказ в Интернет-магазине

24. Разработка сайта с использованием Web-редактора - работа над проектом

Повторение 3 часа

Учебно-тематический план

Темы

кол-во часов

1

Информация и информационные процессы

8 ч

2

Информационные технологии

27 ч

3

Коммуникационные технологии

32 ч

4

Повторение.

3

Итого:

70

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 - 11 классах ученик должен

знать/понимать

  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

  • Назначение и функции операционных систем

уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Планируемые результаты

К концу 10 класса учащиеся усвоят следующие знания:

  • основные расширения текстовых файлов;

  • различные кодировки русских букв;

  • различие растровых и векторных изображений;

  • основные возможности растровых и векторных графических редакторов;

  • назначение систем автоматизированного черчения;

  • назначение и названия основных объектов электронной таблицы;

  • различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул;

  • принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;

  • назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;

  • назначение локальной и глобальной сети;

  • принцип адресации компьютеров в Интернете (IP - адрес, доменное имя);

  • назначение протокола передачи данных;

  • назначение технологии WWW и способы доступа к Web - ресурсам сети Интернет.

научатся:

  • создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;

  • устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;

  • пользоваться онлайн - переводчиком;

  • создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;

  • вычислять информационный объём растрового изображения;

  • выполнять построение простых чертёжных объектов;

  • создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;

  • задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;

  • создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа, текст и формулы;

  • вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту дискретизации звука;

  • изменять параметры записываемого звука;

  • представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;

  • создавать простую Web - страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца;

  • связывать несколько Web - страниц, используя гиперссылки;

  • пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;

  • находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.


Перечень учебно-методических средств обучения


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.

Литература(основная и дополнительная)

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.



Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

Дата проведения

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Д/з

Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы. (8 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Информация в природе. Человек и информация.

Информация; виды информации; человек и информация

Изучение и первичное усвоение новых знаний

с. 7-8

2

Информационные процессы в технике.

Информационные процессы

ФЗУН

с. 8-9

3

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания.

Измерение информации, бит, байт

ФЗУН

с. 9-10

4

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания.

Алфавитный и вероятностный подходы к определению количества информации

ФЗУН

с. 9-10

5

Алфавитный подход к определению количества информации.

Алфавитный подход

ФЗУН

с. 10-11

6

Решение задач - алфавитный подход

Правила решения задач

СЗУН

с. 10-11

7

Решение задач на алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации.

Содержательный подход

СЗУН

8

Тестирование по теме «Информация и информационные процессы»

Контроль знаний, умений и навыков


Тема 2. Информационные технологии (27 часов)

9

Кодирование и обработка текстовой информации. П/р 1. Кодировки русских букв.

Текст, символ, слово, строка, абзац; кодирование, код, кодировочная таблица

Изучение и первич-ное усво-ение но-вых зна-ний

1.1.1

10

Создание документов в текстовых редакторах.

Документ, виды документов, структура компьютерного документа

ФЗУН

1.1.2

11

Форматирование документов П/р 2. Создание и форматирование документа.

Понятие форматирования, шрифты, абзацы

СЗУН

1.1.3

12

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. П/р 3. перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

Компьютерные словари, он-лайн словари; преимущества и недостатки компьютерных словарей

СЗУН

1.1.4,

13

Системы оптического распознавания документов. П/р 4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного документа

системы оптического распознавания бумажных текстов; сканер; параметр сканирования

СЗУН

1.1.5

14

Кодирование графической информации. П/р5. Кодирование графической информации.

Растр, растровое кодирование

СЗУН

1.2.1,

15

Растровая графика.

Растр, растровое кодирование

СЗУН

1.2.2

16

Растровая графика. П/р 6. Растровая графика

Инструменты растрового графического редактора

СЗУН

17

Векторная графика.

Векторная графика, ее достоинства и недостатки, область применения

ФЗУН

1.2.3.

18

Векторная графика. П/р 7. Трёхмерная векторная графика.

Инструменты векторного графического редактора

СЗУН

19

П/р 8 Выполнение геометрических построений

Инструменты векторного графического редактора

СЗУН

20

Представление графической информации в Visio

Редактор Visio, инструменты, особенности построения чертежей в Visio

ФЗУН

конспект

21

Электронные таблицы.

П/р 9. Подготовка таблицы к визуализации информации

Визуализация информации; особенности визуализации в электронных таблицах

СЗУН

1.5.2, отчет

22

Построение диаграмм и графиков

Виды графиков в электронных таблицах

ФЗУН

1.5.3

23

Компьютерные презентации.

Презентация, мультимедийная презентация

ФЗУН

1.4.1

24

Компьютерные презентации. П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.1)

Структура презентации, разделение информации на темы и слайды

СЗУН

1.4.1

25

Компьютерные презентации П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.2)

Дизайн презентации; основы выбора дизайна

СЗУН

1.4.2

26

Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.1)

Навигация, гиперссылки

СЗУН

1.4.2

27

Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.2)

мультимедийных средства в презентациях

СЗУН

1.5.1

28

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления, правила перевода

ФЗУН

29

П/р 12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Использование режима «инженерный» в программе Калькулятор

СЗУН

1.5.1

30

Решение задач перевода

Правила перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую

СЗУН

1.5.1

31

Электронная система Компас

Особенности программы КОМПАС, инструменты программы

ФЗУН

1.5.2

32

Черчение в КОМПАС П/р 13 Создание простейших чертежей в КОМПАС

Правила создания простейших чертежей

СЗУН

33

Анимация средствами графического редактора

Анимация, анимированное изображение

ФЗУН

1.5.3

34

П/р 14 Создание флеш-анимации

Инструменты создания анимированного изображения

СЗУН

35

Контрольная работа

Контроль знаний, умений и навыков

Тема 3. Коммуникационные технологии (32 часа)

36

Локальные компьютерные сети

Сеть, компьютерная сеть, локальная сеть, виды локальных сетей

ФЗУН

2.1

37

П/р 15 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

Общий доступ; правила определения общего доступа

СЗУН

38

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Глобальная сеть, основы сети

ФЗУН

2.2

40

П/р 16. Создание подключения к Интернету.

Принципы подключения к сети Интернет

СЗУН

41

П/р 17 Подключение к Интернету и определение IP - адреса

Понятие IP-адреса

СЗУН

42

Всемирная паутина

Глобальная сеть, сервер

ФЗУН

2.4

43

П/р 18. Настройка браузера

Браузер, отличительные особенности браузеров

СЗУН

44

Электронная почта.

Почта, электронная почта

ФЗУН

2.5

45

П/р 19. Работа с электронной почтой.

СЗУН

46

Общение в Интернете в реальном времени.

Скайп, чат, этика общения в сети

ФЗУН

2.6, рефераты «Правила общения в сети»

47

П/р 20. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Принципы общения в реальном времени в сети

СЗУН

48

Файловые архивы.

Файл, архив, файловый архив

ФЗУН

2.7

49

П/р 21 Работа с файловыми архивами.

Принципы работы с файловыми архивами

СЗУН

50

Радио, телевидение и Web - камеры в Интернете.

Радио, телевидение, работа с web-камерой

ФЗУН

2.8

51

Геоинформационные системы в Интернете.

Системы, геоинформационные системы

ФЗУН

2.9

52

П/р 22 Геоинформационные системы в Интернете.

Принципы работы с геоинформационными системами

СЗУН

53

Поиск информации в Интернете.

Информация, поиск, критерии поиска

ФЗУН

2.10

54

П/р 23 Поиск в Интернете.

Поиск информации

СЗУН

55

Электронная коммерция в Интернете.

Коммерция, правила коммерции в Интернете, интернет-магазины

ФЗУН

2.11,

56

П/р 24. Заказ в Интернет - магазине.

Принципы заказа в интернете

СЗУН

57

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Словари, энциклопедии, спецлитературы в Интернете

ФЗУН

2.12

58

Основы языка разметки гипертекста

HTML, теги,

ФЗУН

2.13

59

Основы разработки web-сайта П/р 25 Разработка структуры сайта

HTML, теги

СЗУН

2.13

60

Разработка главной страницы сайта П/р 25 Разработка структуры сайта

HTML, теги

СЗУН

2.13

61

Разработка навигации сайта

П/р 25 Разработка структуры сайта

HTML, теги , навигация,

СЗУН

2.13

62

Дизайн главной страницы П/р 26 Информационное наполнение сайта

HTML, теги, основы дизайна, размещение мультимедиаинформации в сайте

СЗУН

2.13

63

Дизайн страниц сайта П/р 26 Информационное наполнение сайта

HTML, теги

СЗУН

2.13

64

П/р 26 Информационное наполнение сайта

HTML, теги

СЗУН

2.13

65/66

Защита проекта

67

Контроль знаний, умений по теме «Коммуникационные технологии» (тестирование)

Контроль знаний, умений, навыков

Повторение (3 часа)


Принятые сокращения:

ПР - практическая работа; ОС - операционная система; ФЗУН-урок формирования знаний, умений и навыков; СЗУН - урок совершенствования знаний, умений и навыков













© 2010-2022