- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н. Д. , 68 часов, 10 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н. Д. , 68 часов, 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова Н.С. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).
Цели программы:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 35 часов в 10 классе. В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе - 35 часов В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№36» за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов в 10 классе физико-математического профиля. Рабочая программа составлена на 70 часов в 10 классе - 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам вдвое.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться как по учебнику, так и по разработанным групповым заданиям.
Программой предусмотрено проведение: в 10 классе: количество практических работ - 26, количество контрольных тестовых работ - 3; количество зачётных практических работ -2
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
На первых уроках полугодия в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам при работе за компьютерами и по правилам поведения к кабинете информатики.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе
Информация и информационные процессы - 8 часов
Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии - 27 часов
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы
1. Кодировки русских букв.
2. Создание и форматирование документа
3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
5. Кодирование графической информации.
6. Растровая графика
7. Трехмерная векторная графика
8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
9. Создание флэш - анимации
10-11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему
12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
13. Построение диаграмм различных типов
Коммуникационные технологии - 32 часа
Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web - камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Практические работы
14. Предоставление общего доступа к диску в локальной сети
15. Создание подключения к Интернету.
16. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
17. Настройка браузера
18. Работа с электронной почтой
19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
20. Работа с файловыми архивами
21. Геоинформационные системы в Интернете
22. Поиск в Интернете
23. Заказ в Интернет-магазине
24. Разработка сайта с использованием Web-редактора - работа над проектом
Повторение 3 часа
Учебно-тематический план
-
Темы
кол-во часов
1
Информация и информационные процессы
8 ч
2
Информационные технологии
27 ч
3
Коммуникационные технологии
32 ч
4
Повторение.
3
Итого:
70
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 - 11 классах ученик должен
знать/понимать
-
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
-
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
-
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
-
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
-
Назначение и функции операционных систем
уметь
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
-
Распознавать информационные процессы в различных системах.
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
-
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
-
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
-
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Планируемые результаты
К концу 10 класса учащиеся усвоят следующие знания:
-
основные расширения текстовых файлов;
-
различные кодировки русских букв;
-
различие растровых и векторных изображений;
-
основные возможности растровых и векторных графических редакторов;
-
назначение систем автоматизированного черчения;
-
назначение и названия основных объектов электронной таблицы;
-
различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул;
-
принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;
-
назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;
-
назначение локальной и глобальной сети;
-
принцип адресации компьютеров в Интернете (IP - адрес, доменное имя);
-
назначение протокола передачи данных;
-
назначение технологии WWW и способы доступа к Web - ресурсам сети Интернет.
научатся:
-
создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;
-
устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;
-
пользоваться онлайн - переводчиком;
-
создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
-
вычислять информационный объём растрового изображения;
-
выполнять построение простых чертёжных объектов;
-
создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;
-
задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;
-
создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа, текст и формулы;
-
вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту дискретизации звука;
-
изменять параметры записываемого звука;
-
представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;
-
создавать простую Web - страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца;
-
связывать несколько Web - страниц, используя гиперссылки;
-
пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;
-
находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.
Перечень учебно-методических средств обучения
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.
-
Интернет.
-
ОС Windows или Linux.
Литература(основная и дополнительная)
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
«Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича
(2 часа в неделю, 70 часов в год)
№
Дата проведения
Тема урока
Основные понятия
Тип урока
Д/з
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы. (8 часов)
1
Инструктаж по ТБ. Информация в природе. Человек и информация.
Информация; виды информации; человек и информация
Изучение и первичное усвоение новых знаний
с. 7-8
2
Информационные процессы в технике.
Информационные процессы
ФЗУН
с. 8-9
3
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания.
Измерение информации, бит, байт
ФЗУН
с. 9-10
4
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания.
Алфавитный и вероятностный подходы к определению количества информации
ФЗУН
с. 9-10
5
Алфавитный подход к определению количества информации.
Алфавитный подход
ФЗУН
с. 10-11
6
Решение задач - алфавитный подход
Правила решения задач
СЗУН
с. 10-11
7
Решение задач на алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации.
Содержательный подход
СЗУН
8
Тестирование по теме «Информация и информационные процессы»
Контроль знаний, умений и навыков
Тема 2. Информационные технологии (27 часов)
9
Кодирование и обработка текстовой информации. П/р 1. Кодировки русских букв.
Текст, символ, слово, строка, абзац; кодирование, код, кодировочная таблица
Изучение и первич-ное усво-ение но-вых зна-ний
1.1.1
10
Создание документов в текстовых редакторах.
Документ, виды документов, структура компьютерного документа
ФЗУН
1.1.2
11
Форматирование документов П/р 2. Создание и форматирование документа.
Понятие форматирования, шрифты, абзацы
СЗУН
1.1.3
12
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. П/р 3. перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
Компьютерные словари, он-лайн словари; преимущества и недостатки компьютерных словарей
СЗУН
1.1.4,
13
Системы оптического распознавания документов. П/р 4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного документа
системы оптического распознавания бумажных текстов; сканер; параметр сканирования
СЗУН
1.1.5
14
Кодирование графической информации. П/р5. Кодирование графической информации.
Растр, растровое кодирование
СЗУН
1.2.1,
15
Растровая графика.
Растр, растровое кодирование
СЗУН
1.2.2
16
Растровая графика. П/р 6. Растровая графика
Инструменты растрового графического редактора
СЗУН
17
Векторная графика.
Векторная графика, ее достоинства и недостатки, область применения
ФЗУН
1.2.3.
18
Векторная графика. П/р 7. Трёхмерная векторная графика.
Инструменты векторного графического редактора
СЗУН
19
П/р 8 Выполнение геометрических построений
Инструменты векторного графического редактора
СЗУН
20
Представление графической информации в Visio
Редактор Visio, инструменты, особенности построения чертежей в Visio
ФЗУН
конспект
21
Электронные таблицы.
П/р 9. Подготовка таблицы к визуализации информации
Визуализация информации; особенности визуализации в электронных таблицах
СЗУН
1.5.2, отчет
22
Построение диаграмм и графиков
Виды графиков в электронных таблицах
ФЗУН
1.5.3
23
Компьютерные презентации.
Презентация, мультимедийная презентация
ФЗУН
1.4.1
24
Компьютерные презентации. П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.1)
Структура презентации, разделение информации на темы и слайды
СЗУН
1.4.1
25
Компьютерные презентации П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.2)
Дизайн презентации; основы выбора дизайна
СЗУН
1.4.2
26
Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.1)
Навигация, гиперссылки
СЗУН
1.4.2
27
Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.2)
мультимедийных средства в презентациях
СЗУН
1.5.1
28
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления, правила перевода
ФЗУН
29
П/р 12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Использование режима «инженерный» в программе Калькулятор
СЗУН
1.5.1
30
Решение задач перевода
Правила перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую
СЗУН
1.5.1
31
Электронная система Компас
Особенности программы КОМПАС, инструменты программы
ФЗУН
1.5.2
32
Черчение в КОМПАС П/р 13 Создание простейших чертежей в КОМПАС
Правила создания простейших чертежей
СЗУН
33
Анимация средствами графического редактора
Анимация, анимированное изображение
ФЗУН
1.5.3
34
П/р 14 Создание флеш-анимации
Инструменты создания анимированного изображения
СЗУН
35
Контрольная работа
Контроль знаний, умений и навыков
Тема 3. Коммуникационные технологии (32 часа)
36
Локальные компьютерные сети
Сеть, компьютерная сеть, локальная сеть, виды локальных сетей
ФЗУН
2.1
37
П/р 15 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
Общий доступ; правила определения общего доступа
СЗУН
38
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Глобальная сеть, основы сети
ФЗУН
2.2
40
П/р 16. Создание подключения к Интернету.
Принципы подключения к сети Интернет
СЗУН
41
П/р 17 Подключение к Интернету и определение IP - адреса
Понятие IP-адреса
СЗУН
42
Всемирная паутина
Глобальная сеть, сервер
ФЗУН
2.4
43
П/р 18. Настройка браузера
Браузер, отличительные особенности браузеров
СЗУН
44
Электронная почта.
Почта, электронная почта
ФЗУН
2.5
45
П/р 19. Работа с электронной почтой.
СЗУН
46
Общение в Интернете в реальном времени.
Скайп, чат, этика общения в сети
ФЗУН
2.6, рефераты «Правила общения в сети»
47
П/р 20. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.
Принципы общения в реальном времени в сети
СЗУН
48
Файловые архивы.
Файл, архив, файловый архив
ФЗУН
2.7
49
П/р 21 Работа с файловыми архивами.
Принципы работы с файловыми архивами
СЗУН
50
Радио, телевидение и Web - камеры в Интернете.
Радио, телевидение, работа с web-камерой
ФЗУН
2.8
51
Геоинформационные системы в Интернете.
Системы, геоинформационные системы
ФЗУН
2.9
52
П/р 22 Геоинформационные системы в Интернете.
Принципы работы с геоинформационными системами
СЗУН
53
Поиск информации в Интернете.
Информация, поиск, критерии поиска
ФЗУН
2.10
54
П/р 23 Поиск в Интернете.
Поиск информации
СЗУН
55
Электронная коммерция в Интернете.
Коммерция, правила коммерции в Интернете, интернет-магазины
ФЗУН
2.11,
56
П/р 24. Заказ в Интернет - магазине.
Принципы заказа в интернете
СЗУН
57
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Словари, энциклопедии, спецлитературы в Интернете
ФЗУН
2.12
58
Основы языка разметки гипертекста
HTML, теги,
ФЗУН
2.13
59
Основы разработки web-сайта П/р 25 Разработка структуры сайта
HTML, теги
СЗУН
2.13
60
Разработка главной страницы сайта П/р 25 Разработка структуры сайта
HTML, теги
СЗУН
2.13
61
Разработка навигации сайта
П/р 25 Разработка структуры сайта
HTML, теги , навигация,
СЗУН
2.13
62
Дизайн главной страницы П/р 26 Информационное наполнение сайта
HTML, теги, основы дизайна, размещение мультимедиаинформации в сайте
СЗУН
2.13
63
Дизайн страниц сайта П/р 26 Информационное наполнение сайта
HTML, теги
СЗУН
2.13
64
П/р 26 Информационное наполнение сайта
HTML, теги
СЗУН
2.13
65/66
Защита проекта
67
Контроль знаний, умений по теме «Коммуникационные технологии» (тестирование)
Контроль знаний, умений, навыков
Повторение (3 часа)
Принятые сокращения:
ПР - практическая работа; ОС - операционная система; ФЗУН-урок формирования знаний, умений и навыков; СЗУН - урок совершенствования знаний, умений и навыков