КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ и ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19





ДОКЛАД



КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ

ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ

ИНФОРМАТИКИ и ИКТ.







ПОДГОТОВИЛА: преподаватель информатики

Чурилова Анна Георгиевна















город-курорт Кисловодск

2015г.

"Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового".
С.Пейперт

В настоящее время происходит переход от индустриального общества к информационному. В этом обществе открываются беспрецендентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Здесь принципиальным является вопрос об предоставлении таких образовательных услуг, которые своевременно бы готовили юное поколение к информационному будущему. При таком подходе новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач, их применение обеспечит повышение качества образования. Характерной особенностью современных образовательных информационных технологий является стремление к использованию новых технических достижений.

Понятия "компетентностный подход" и "ключевые компетентности" получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации Российского образования. В материалах "Модернизации образования" компетентностный по дход к обучению выдвигается в противоположность концепции "усвоения знаний".

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают компетентности, компетенции и метакачества.

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.

Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но и сами по себе еще не делают человека компетентным. Ядром компетентности являются деятельностные способности - совокупность способов действий.

В общем случае можно сказать, что в основу понятия "компетентный человек" взята способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Технологию конструирования компетенций, которую предложил А.В. Хуторской, можно представить следующим образом:

  • определение ключевых компетенций в каждом учебном предмете;

  • проектирование предметных образовательных компетенций;

  • проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Таким образом, меняется смысл термина "развитие" и принципиально меняется позиция учителя, направленная на формирование "развивающего пространства", где основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций.

"Самое главное в жизни - это собственный опыт".
В. Скотт

А.В. Хуторской в понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Следовательно, компетентностный подход усиливает прикладной, практический характер всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения "отдаленного эффекта" школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

В результате традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: Знания - Умения - Навыки + Опыт деятельности.

Внедрение компетентностного подхода тесно связано с рядом проблем, нуждающихся в дополнительной разработке. Рассмотрим некоторые из них:

1. Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение компетентностного подхода в российскую систему образования, в чем состоят «плюсы» и «минусы» его внедрения? Несомненным плюсом, является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать лично ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентации, будут востребованы в жизни самого ученика. В этом случае внедрение компетентностного подхода можно рассматривать и как важный инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.( Т.е необходимо устранить ряд сложных для усвоения теоретических или описательных сведений фактического характера, которые никогда не используются учеником и остаются в его голове «мертвым грузом» или быстро «выветриваются» вследствие их невостребованности).

Весьма негативной в рамках обозначенной проблемы может оказаться попытка представления содержания общего образования в виде системы компетенций, определяемых образовательными стандартами. Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций» означает, по сути, ликвидацию формировавшейся в течение длительного времени и положительно зарекомендовавшей себя отечественной системы предметного содержания образования.

Проблема, таким образом, состоит не в том, следует или нет вводить компетентностный подход, а в том, как и каким образом его реализовывать.

2.Вторая проблема связана с недостаточной разработанностью понятийного аппарата, что создает значительные трудности при определении перечня компетенций. Так, понятия «компетенция» и «компетентность» обычно рядополагаются, поэтому возникает вопрос: это одно и то же или это разные понятия? Так, в работе А.В. Баранникова, посвященной проблемам компетентностного подхода, отмечено, что содержание общего образования может быть представлено в виде системы компетенций, а оценкой знаний выпускников может служить оценка их компетентности.

Компетентность же рассматривается как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» .В других источниках зафиксировано: «Компетентность - это способность (потенциал), осуществлять сложные культуросообразные виды действия». Анализируя перечень компетенций, предложенный Советом Европы, можно сделать вывод о том, что под компетенцией целесообразно подразумевать определенную область (сферу) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным). В этом случае в перечень компетенций попадает довольно широкий круг понятий: политические, социальные, межкультурные и другие компетенции.

Итак, что же означает «быть компетентным»? На этот вопрос существует достаточно четкий ответ: «Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт». Таким образом, компетентность проявляется в определенной конкретной ситуации, что является немаловажным фактором при разработке системы оценивания компетентности индивида.

3.Третья, нуждающаяся в особом исследовании проблема, состоит в определении соотношения «академических» знаний и компетентностей. Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения: компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Вполне очевидно, что основу всякой компетентности составляют знания, которые способны применяться в различных ситуациях. Следовательно, отвечая на вопрос о том, каково соотношение знаний и компетентностей, можно сделать вывод о том, что знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях (что, впрочем, осуществлялось в школе и без внедрения компетентностного подхода).

4.Четвертая проблема связана с разработкой системы оценивания компетентности. Если компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения, то как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? Или как измерять входящие в состав компетентности жизненный опыт, интересы, ценности? По-видимому, разрабатывая систему оценивания, следует учитывать, что проверяется не компетентность как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности (то есть знания и умения). При этом следует определить круг ситуаций, в которых учащийся способен применить приобретенные знания и умения.

5.Пятая немаловажная проблема - определение иерархии и состава компетенций: в каждом конкретном учебном предмете свои варианты компетенций. На сегодняшний день существует достаточно много различных видов компетенций, выделяемых разными авторами, но наибольшие трудности возникают при определении перечня компетенций в отдельных учебных предметах. И здесь очень важно рассмотреть понятие «ключевая компетенция» (как определенная сфера или область окружающей действительности или сфера человеческой деятельности).

Под ключевыми подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны. При определении перечня ключевых компетенций для российской школы учитывают два критерия:

  • состав ключевых компетенций, предложенный Советом Европы;

  • определение компетенции как определенной сферы жизни, деятельности.

В этом случае в перечне ключевых можно выделить 4 компетенции:

  • социальную;

  • коммуникативную;

  • информационную;

  • учебно-познавательную.

Каждая из них основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных предметах .

Помимо ключевых, могут быть выделены компетенции, общие для цикла учебных предметов, например, здоровьесберегающая и природоохранная в естественнонаучном цикле предметов. В каждом учебном предмете могут быть представлены и предметные компетенции, формируемые в рамках конкретного предмета. Таким образом, представляется необходимым разработать общую иерархию и систему компетенций, включающих ключевые, общие для циклов предметов и предметные компетенции.

6. Шестая проблема, состоит в необходимости разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.

Основной целью образования становится "выращивание" личностного потенциала ученика, а компетентностный подход рассматривается как фактор повышение качества образования.

В этих условиях возрастает значимость информатики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках информатики даже в большей степени, чем на других учебных предметах, формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня.

Перед предметом информатики стоят следующие цели:

  • формирование информационной культуры учащихся на всех этапах обучения с использованием всех форм основного и дополнительного образования для обеспечения общекультурной компетентности выпускников;

  • раскрытие потенциала информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных проблем и "жизненных" задач с целью обеспечения уровня методологической компетентности выпускников;

  • формирование у обучающихся системно-информационного восприятия мира, стремления к продолжению образования, самообразованию для обеспечения в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешной профессиональной и личностной самореализации.

Основными целями рассматриваемого компетентностного подхода к обучению информатике являются индивидуализация учебной деятельности учащихся и интеллектуальное развитие личности за счет создания модели "развивающего пространства" и обогащения деятельностного опыта учащихся.

Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.

Современное состояние информатики позволяет по-новому взглянуть на методы контроля эффективности обучения. Чаще всего для этого используются словесные и письменные методы. Но в школьной информатике около 30% составляет теоретический материал, остальная часть приходится на практику. И если знания контролируются с помощью распространенных методик (преимущественно тесты или контрольные работы, которых в последнее время появилось достаточное количество), то, как проверить сформированность практических навыков работы с компьютером? Недооценивается роль практических и исследовательских методов, с помощью которых можно проверить, как учащиеся справляются с решением творческих и экспериментальных задач, выяснить глубину и прочность знаний, навыков и умений, способность применять их при выполнении учебных заданий.

Решение данной проблемы можно найти в интеграции различных методов оценки результатов, учитывающих все три аспекта обучения: развивающий аспект (активность, инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе); образовательный аспект (полнота, прочность и широта знаний, сформированность умений и навыков); воспитательный аспект (самостоятельность, ответственность и умение работать как индивидуально, так и в команде), т.е. требуется создание системы контроля, основу которой составляет ведущий метод (технология). Этот метод является доминирующим, выполняет системообразующую роль - связывает воедино все локальные приемы и методы, используемые на уроке.

При проверке знаний в качестве ведущего метода используются логико-аналитические задачи, при контроле сформированности практических навыков можно использовать проектный или исследовательский метод. Данные технологии имеют богатые дидактические возможности. Принципиальным отличием от традиционных методов обучения является их многофункциональность - кроме средства обучения можно применять для организации системы контроля: в качестве конспекта при изучении нового материала, как основа для проекта или учебной дискуссии на стадии повторения и обобщения материала. В этом состоит новизна применения этих методов.

Используемые методы позволяют осуществить проверку знаний сразу по нескольким темам и дают возможность оценить развитие общенаучных навыков и степень овладения информационной технологией.

Структура задач и проектов содержат два модуля: информационный и контрольный.

В содержании задач используются темы сложные для понимания разделов информатики ("Информация", "Алгоритм", "Информационная культура"), для раскрытия которых, в основном, применяются лекции. Информационный модуль состоит из учебного материала по конкретной теме, это, как правило, неструктурированный или слабо структурированный текст, который учащийся должен проанализировать, выделить структуру и найти ключевые слова.

В контрольный модуль входят несколько разнотипных и разноуровневых заданий, формирующих ИКТ-компетентность и расположенных в порядке познавательной сложности .

Задачи такого типа способствует развитию способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются общеучебные навыки, осуществляется проверка развития навыков самостоятельности, инициативы и творческого подхода.

Кроме того, при работе с текстом задачи формируется "компетентность понимания", которая в материалах PISA ("Программа международной оценки обучающихся") занимает значительное место. Учащимся требуется проявить умения наиболее общего интеллектуального характера:

  • уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения;

  • уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

  • уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;

  • уметь извлекать нужную информацию из текста;

  • уметь обобщать факты и делать выводы;

  • уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо и т.д

Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способностью к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.

Проектный метод используется в качестве ведущего для проверки уровня практической подготовки учащихся в овладении информационными технологиями, использовании эффективных методов и средств для создания информационного продукта. Китайская пословица "Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это - и это станет моим навсегда" как нельзя лучше характеризует данный вид деятельности.

В процессе создания информационного продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:

  • уровень исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);

  • уровень технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);

  • уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).

При реализации проекта предполагается применение нескольких программных продуктов. Информационный модуль содержит идею (которая исходит от заказчика) создания проекта, разработку основных этапов работы над проектом, контрольный модуль - задания, которые упрощают работу учащихся (планирование) на пути от решения поставленной проблемы до создания продукта.

В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. В настоящее время существуют различные подходы к классификации проектов (по доминирующей деятельности, по характеру координации проекта, по продолжительности выполнения проекта и т.д.). Наиболее оптимальным представляется применение информационных, исследовательских, межпредметных и практико-ориентированных проектов.

Система действий учителя и учащихся по разработке проекта включает в себя следующие этапы:

  • выбор темы проекта, его типа, количества участников (класс может разбиваться на группы);

  • определение круга проблем для исследования;

  • поиск и обработка материалов;

  • оформление результатов;

  • защита проекта;

  • рефлексия.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний формируются навыки социального поведения и интереса к другому человеку как источнику познания.

Самостоятельно приобретать знания позволяют возможности доступа к информационным ресурсам Интернет.

Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений конца ХХ века. Как ничто другое он стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных и многих других границ. Интернет дал начало информационной эпохе развития общества.

Идея обучения, основанного на ресурсах информационной технологии, связана с исследовательской моделью обучения. Этот тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной жизни и работы. Вообще, исследовательский тип обучения предполагает, что учитель знакомит учащихся с вопросом или проблемой, требующей разрешения. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, им разрешено задавать только общие вопросы. Учитель может не давать прямых объяснений. Ученики собирают всю информацию, касающуюся проблемы, и создают теорию или возможный ответ на вопрос. Информация анализируется и объясняется на основе данных, собранных и представленных для дискуссии. Большое значение придается процессу, но накопление знания также очень существенно. Эта модель применима к использованию на начальной, средней и старшей ступени школьного обучения.

С одной стороны, Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению. Однако учителю нужно быть осторожным: бесцельное скитание по обширным ресурсам Сети не имеет никакой образовательной ценности. Необходимо планировать, искать продуктивные способы применения Интернет. Большая часть материала, доступного через Интернет, не вызывает доверия, беспорядочно организована, не подходит для определенного урока или для детей вообще. Поэтому планирование чрезвычайно необходимо.

При составлении планов уроков с применением сети Интернет возможен следующий алгоритм, основанный на исследовательской модели преподавания:

  1. Выбор вопроса или проблемы и определение пригодность темы для обучающих стратегий с применением ресурсов Интернет. Выбор определяет цель поиска. Далее необходимо провести параллели с уже имеющимися знаниями и повторить основные термины, относящиеся к теме.

  2. Определение конкретных образовательных целей для поиска. Необходимо точно сказать учащимся, какой результат у них должен быть по окончании работы, какой процесс необходимо использовать, чтобы получить необходимую информацию, и сколько времени предусмотрено для выполнения проекта. Также следует сообщить о том, как будет оцениваться работа над проектом.

  3. Выбор подходящих Интернет-сайтов для проведения исследования. Это сэкономит время и поможет избежать несоответствующих сайтов. Учащимся желательно объяснить, почему эти сайты были выбраны в качестве достоверных источников.

  4. Объяснение учащимся правил, которые нужно соблюдать. Учащиеся должны использовать информацию, доступную на выбранных интернет-сайтах. Они могут задавать только общие вопросы, затем представить и доказать свои ответы, описать процесс поиска, который они использовали. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными.

  5. Представление проблемы в электронном виде. Необходимо показать учащимся способы сохранения найденной информации.

  6. Сбор, оценка и классификация данных. Учащиеся должны быть ориентированы на поиск информации, относящейся к теме, остальная информация должна быть отброшена.

  7. Необходимо продумать ответ на вопрос, решение проблемы. Учащиеся должны суммировать, интерпретировать, анализировать информацию, которую они зафиксировали, доказать свои выводы.

  8. Защита проекта. Ясная, подкрепленная фактами, презентация ответа на вопрос, решения проблемы.

  9. Анализ процесса поиска. Учащиеся должны обсудить процесс, который они использовали в исследовании, какие методики были эффективны, какие - нет.

  10. Оценка результата. Определение, насколько конечный результат соответствует образовательным целям, поставленным перед началом выполнения проекта.

Еще один плюс приобретения опыта работы с ресурсами Интернет в том, что учащиеся осознают, что все знание - экспериментально. Ученые постоянно совершают новые открытия, "правильное" - это то, что считается таковым в данное время. Учащиеся должны научиться критически воспринимать информацию и принимать существование различных точек зрения.

Интернет представляет информацию понятно, привлекательно, эффективно, поэтому является важным педагогическим инструментарием .

Учащиеся могут использовать сеть в качестве инструмента издательской деятельности для создания гипердокладов, с привлечением мультимедиа, со ссылками, ведущими к многочисленным подтемам, презентаций.









Заключение:

Фактором успешности применения компетентностного подхода является формирование внутренней мотивации обучения. Наиболее важным для успешной познавательной деятельности учащихся являются мотивации по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемой системы контроля и обучения. Применение перечисленных технологий позволяют создать условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и, следовательно, внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Таким образом, компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Условия достижения результатов:

  • соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;

  • создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;

  • диагностика успешности учащихся;

  • создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;

  • оперативность и объективность контроля знаний;

  • создание ситуации успеха;

  • обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;

  • взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.

















ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003.

  2. Стратегия модернизации содержания общего образования. informika.ru/text/school/strateg.

  3. Панкратова Л.П., Челпак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. - СПб., БХВ-Петербург, 2004.

  4. Н.Н. Самылкина. Современные средства оценивания результатов. М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2007.

  5. Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10-11-х классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  6. Макарова Н.В. Учебник по информатике для 10-11-х классов средней школы - СПб.: Питер, 2002.

  7. Бешенков, Ракитина Е.А.,Систематический курс: Учебники для 10-11-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  8. Кузнецов А.А, Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д., Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. 11-й класс. - М.: Дрофа, 2001.

  9. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11-й классы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход.-М.:ГУ ВШЭ,2002.

© 2010-2022