- Преподавателю
- Информатика
- Кружок для начальной школы «Инфознайка»
Кружок для начальной школы «Инфознайка»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потемина Н.А. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №443
Фрунзенского района
Принята Утверждаю
Методическим советом ОДОД Директор ГОУ СОШ №443
Протокол № ____ от _____________ ________________________
________________________
«Инфознайка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей 11-13 лет
Срок реализации 1 года
Автор-составитель: Потемина Надежда Анатольевна
учитель информатики,
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2009
Пояснительная записка
В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знанию - ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, и др.
В настоящий время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно как и писать и считать.
Программа рассчитана на 72 часа (2 час в неделю, 1 группа).
Основные задачи программы - познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа, способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации.
Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Одной из форм проектной деятельности является разработка и выполнение учебных проектов. Обучение проекту на начальном этапе обучения - первый шаг к исследовательской работе. Вот почему так важно с первых шагов дать почувствовать учащимся вкус к творчеству.
Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Цель исследовательского проекта - расширить те знания, которые учащиеся уже получили в урочное время. Учебный проект можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектов с использованием компьютерных технологий позволит сформировать у учащихся различные «компетентности». Созданные с его помощью учебно-методические материалы способствуют активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию воображения, творческих способностей. Создание школьной газеты позволяет детям познакомиться с основами издательского дела, приучает к самостоятельности, учит видеть перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, видеть проблему в ширину и глубину, развивает гибкость мышления, дети становятся более коммуникабельными. Создавая собственные презентации или публикации, учащиеся более глубоко осваивают информационные технологии; осознают, что компьютер-это не только средство для развлечений и игр, а средство для обучения, получения знаний, навыков.
Цель данной программы:
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Исходя из данных целей, работа по программе «Инфознайка» предполагает решать следующие задачи:
1. обучающая
-
познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа.
-
способствовать формированию критического и творческого мышления детей, умению увидеть , сформатировать и решить проблему.
2. развивающая
-
Развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение применять и интерпретировать (т.е. толковать) информацию.
-
Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, требующие работы воображения.
-
Учить связывать конкретные вопросы с более общими, направляя исследовательский процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.
-
Учить проводить исследования и оформлять результаты, чётко излагая свои мысли.
-
Учить обрабатывать цифровую и графическую информацию, анализировать данные и подавать новые идеи.
3. воспитывающая
Воспитывать умение работать в «команде», чувство коллективизма.
Условия реализации программы
Формы проведения занятий :
-
Комплексное учебное занятие - включающее в себя вопросы теории и практики
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
-
Фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников.
-
• индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
-
• групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
-
Количество занятий в неделю: два занятия ( 2 часа).
-
Количество детей в группах :- 12 человек .
Срок реализации образовательной программы 1 год . Общее количество часов в год 72.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончанию обучения учащиеся должны знать и уметь:
знать:
-
назначение и возможности графического редактора;
-
понятие фрагмента рисунка;
-
понятие файла;
-
точные способы построения геометрических фигур;
-
понятие пикселя и пиктограммы;
-
понятие конструирования;
-
основные объекты текстовых документов и их параметры;
-
этапы создания и редактирования текстового документа;
-
этапы форматирования текста;
-
этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
-
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
-
объекты и инструменты PowerPoint;
-
технологии настройки PowerPoint;
-
объекты, из которых состоит презентация;
-
этапы создания презентации;
-
технологию работы с каждым объектом презентации.
Уметь:
-
запускать программу и завершать работу с ней;
-
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
-
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
-
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
-
сохранять и открывать графические файлы;
-
использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
-
редактировать графический объект по пикселям;
-
создавать меню типовых элементов мозаики;
-
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
-
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
работать с конкретным текстовым редактором;
-
уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.
-
создавать слайд;
-
изменять настройки слайда;
-
создавать анимацию текста, изображения;
-
представить творческий материал в виде презентации.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе - создание проектов - как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Способы определения результативности занятий.
-
Наблюдение
-
Устный контроль
-
Практическая работа
-
Тестирование
-
Программированный контроль
-
Контрольная работа
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Количество занятий
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
1
1
2
2.
Системная среда Windows.
20
5
15
20
3.
Графические возможности компьютера в Paint
18
3
15
18
4.
Создание презентации в программе Power Point
34
6
26
34
Итого:
72
8
64
72
Содержание прогрмаамы.
Содержание курса включает следующие разделы:
-
Введение
Правила по технике безопасности . Правила нахождение в компьютерном классе .
-
Системная среда Windows - 20часов
Настройка параметров рабочего стола. Создание представления о файле и папке. Действия над папками и файлами. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными.
На теоретических занятиях:
-
изучить назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления
-
что такое папка и файл;
-
показать основные действия над папкой и файлом;
-
дать представление о приложении, документе, задаче;
-
изучить назначение и структуру графического интерфейса;
-
продемонстрировать технологию обмена данными через буфер обмена;
на практических занятиях научить:
-
изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
-
просматривать информацию о параметрах папки и файла;
-
выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
-
выполнять стандартные действия с окнами;
-
осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
-
работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;
-
создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
-
Графические возможности компьютера в Paint - 18 часов.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.
На теоретических занятиях показать:
-
возможности графического редактора Paint;
-
особенности растровой и векторной графики;
-
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
-
технологию создания и редактирования графических объектов.
На практических занятиях научить :
-
создавать и редактировать любой графический объект;
-
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
-
Создание презентации в программе Power Point - 34 часов.
Назначение программы Power Point. Основные объекты. Анимация. Переход слайдов.
На теоретических занятиях изучать:
-
назначение программы Power Point;
-
технологию работы с программой Power Point;
На практических занятиях научить:
-
создавать слайды;
-
объекты на слайдах
Методическое обеспечение программы.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как
-
клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
-
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
-
работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;
-
создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
-
назначение программы Power Point;
Методы обучения.
-
Использование литературы по данным направлениям ( см. список литературы)
-
Использование словесных методов -объяснения материала : беседа по данной тематике.
-
Использование наглядных методов - демонстрация материала : использование классной доски , презентации по данной тематике
-
Методы практической работы на компьютерах индивидуально.
Материально техническое обеспечение.
-
Для каждого ребенка свое рабочее место за компьютером
-
Учительский компьютер с использованием проектора
-
Диски с программами для данного возраста
Список литературы , используемой при составлении данной программы:
-
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
-
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.
-
Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
-
Гилярова М.Г., Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы». Изд. 2-е, переработанное./сост. М.Г. Гилярова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 112 с.
-
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
-
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
-
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.
-
Макарова Н.В., Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил.
-
Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.
-
Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.
-
Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
-
Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.-
Список литературы, рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы.
-
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
-
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.
-
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
-
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.
-
Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
-
Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.-
пьютерного обучения», Л., 2005 Г.;