Кружок для начальной школы «Инфознайка»

Программа рассчитана на 72 часа (2 час в неделю, 1 группа). Основные задачи программы – познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа, способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации.Цель данной  программы:Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собстве...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №443

Фрунзенского района




Принята Утверждаю

Методическим советом ОДОД Директор ГОУ СОШ №443

Протокол № ____ от _____________ ________________________

________________________




«Инфознайка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей 11-13 лет

Срок реализации 1 года






Автор-составитель: Потемина Надежда Анатольевна

учитель информатики,

педагог дополнительного

образования




Санкт-Петербург

2009



Пояснительная записка

В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знанию - ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, и др.

В настоящий время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно как и писать и считать.

Программа рассчитана на 72 часа (2 час в неделю, 1 группа).

Основные задачи программы - познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа, способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации.

Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Одной из форм проектной деятельности является разработка и выполнение учебных проектов. Обучение проекту на начальном этапе обучения - первый шаг к исследовательской работе. Вот почему так важно с первых шагов дать почувствовать учащимся вкус к творчеству.

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Цель исследовательского проекта - расширить те знания, которые учащиеся уже получили в урочное время. Учебный проект можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов с использованием компьютерных технологий позволит сформировать у учащихся различные «компетентности». Созданные с его помощью учебно-методические материалы способствуют активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию воображения, творческих способностей. Создание школьной газеты позволяет детям познакомиться с основами издательского дела, приучает к самостоятельности, учит видеть перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, видеть проблему в ширину и глубину, развивает гибкость мышления, дети становятся более коммуникабельными. Создавая собственные презентации или публикации, учащиеся более глубоко осваивают информационные технологии; осознают, что компьютер-это не только средство для развлечений и игр, а средство для обучения, получения знаний, навыков.

Цель данной программы:

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Исходя из данных целей, работа по программе «Инфознайка» предполагает решать следующие задачи:

1. обучающая

  • познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа.

  • способствовать формированию критического и творческого мышления детей, умению увидеть , сформатировать и решить проблему.

2. развивающая

  • Развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение применять и интерпретировать (т.е. толковать) информацию.

  • Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, требующие работы воображения.

  • Учить связывать конкретные вопросы с более общими, направляя исследовательский процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

  • Учить проводить исследования и оформлять результаты, чётко излагая свои мысли.

  • Учить обрабатывать цифровую и графическую информацию, анализировать данные и подавать новые идеи.

3. воспитывающая

Воспитывать умение работать в «команде», чувство коллективизма.


Условия реализации программы

Формы проведения занятий :

  • Комплексное учебное занятие - включающее в себя вопросы теории и практики

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • Фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников.

  • • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учи­телем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятель­но построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.


  • Количество занятий в неделю: два занятия ( 2 часа).

  • Количество детей в группах :- 12 человек .

Срок реализации образовательной программы 1 год . Общее количество часов в год 72.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончанию обучения учащиеся должны знать и уметь:

знать:


  • назначение и возможности графического редактора;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • понятие файла;

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя и пиктограммы;

  • понятие конструирования;

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;

  • этапы создания и редактирования текстового документа;

  • этапы форматирования текста;

  • этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.

  • назначение и функциональные возможности PowerPoint;

  • объекты и инструменты PowerPoint;

  • технологии настройки PowerPoint;

  • объекты, из которых состоит презентация;

  • этапы создания презентации;

  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Уметь:

  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • сохранять и открывать графические файлы;

  • использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • создавать меню типовых элементов мозаики;

  • создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • работать с конкретным текстовым редактором;

  • уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.

  • создавать слайд;

  • изменять настройки слайда;

  • создавать анимацию текста, изображения;

  • представить творческий материал в виде презентации.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе - создание проектов - как подведение итогов.

Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.


Способы определения результативности занятий.


  • Наблюдение

  • Устный контроль

  • Практическая работа

  • Тестирование

  • Программированный контроль

  • Контрольная работа

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2

2.

Системная среда Windows.

20

5

15

20

3.

Графические возможности компьютера в Paint

18

3

15

18

4.

Создание презентации в программе Power Point

34

6

26

34

Итого:

72

8

64

72
















Содержание прогрмаамы.


Содержание курса включает следующие разделы:

  1. Введение

Правила по технике безопасности . Правила нахождение в компьютерном классе .

  1. Системная среда Windows - 20часов

Настройка параметров рабочего стола. Создание представления о файле и папке. Действия над папками и файлами. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными.

На теоретических занятиях:

  • изучить назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления

  • что такое папка и файл;

  • показать основные действия над папкой и файлом;

  • дать представление о приложении, документе, задаче;

  • изучить назначение и структуру графического интерфейса;

  • продемонстрировать технологию обмена данными через буфер обмена;

на практических занятиях научить:

  • изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;

  • выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

  • выполнять стандартные действия с окнами;

  • осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;

  • работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;

  • создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

  1. Графические возможности компьютера в Paint - 18 часов.

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.

На теоретических занятиях показать:

  • возможности графического редактора Paint;

  • особенности растровой и векторной графики;

  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;

  • технологию создания и редактирования графических объектов.

На практических занятиях научить :

  • создавать и редактировать любой графический объект;

  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

  1. Создание презентации в программе Power Point - 34 часов.

Назначение программы Power Point. Основные объекты. Анимация. Переход слайдов.

На теоретических занятиях изучать:

  • назначение программы Power Point;

  • технологию работы с программой Power Point;

На практических занятиях научить:

  • создавать слайды;

  • объекты на слайдах







Методическое обеспечение программы.


Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как

  • клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;

  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

  • работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;

  • создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

  • назначение программы Power Point;

Методы обучения.

  • Использование литературы по данным направлениям ( см. список литературы)

  • Использование словесных методов -объяснения материала : беседа по данной тематике.

  • Использование наглядных методов - демонстрация материала : использование классной доски , презентации по данной тематике

  • Методы практической работы на компьютерах индивидуально.

Материально техническое обеспечение.


  1. Для каждого ребенка свое рабочее место за компьютером

  2. Учительский компьютер с использованием проектора

  3. Диски с программами для данного возраста









Список литературы , используемой при составлении данной программы:

  1. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.

  2. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.

  3. Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.

  4. Гилярова М.Г., Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы». Изд. 2-е, переработанное./сост. М.Г. Гилярова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 112 с.

  5. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  6. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  7. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.

  8. Макарова Н.В., Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил.

  9. Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.

  10. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.

  11. Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.

  12. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.

  13. Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.-

Список литературы, рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы.


  1. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.

  2. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.

  3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.

  5. Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.

  6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.

  7. Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.-

пьютерного обучения», Л., 2005 Г.;


© 2010-2022