Рабочая программа Информатика 8-9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Общеобразовательный эколого-биологический лицей»

Утверждаю

Директор МБОУ ОЭБЛ _________________ С. Н. Ушаков

«____»__________________20__г.

Рассмотрено

на заседании МО учителей математики, физики и информатики.

Протокол №____ от _______

Руководитель МО ______________



Рабочая программа учебного предмета


«Информатика и ИКТ»


для классов II ступени обучения (8-9 класс)


базовый уровень

Составитель: учитель информатики

Санкович Дарья Сергеевна


г. Архангельск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики и ИКТ, которые определены стандартом.

Рабочая программа создана в соответствии с примерной программой основного общего образования для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ, программы для общеобразовательных учреждений: Информатика и ИКТ. 2 - 11классы: методическое пособие / составитель М.Н Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.: ил. - (Программы и планирование); учебников: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-178 с.: ил; Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-295 с.: ил.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы на 102 часов и рассчитана на 2 года обучения, 1 учебный час в неделю в 8 классе (в год 34 часа) и 2 учебных часа в неделю в 9 классе (в год 68 часов).

Цели изучения информатики и ИКТ на ступени основного общего образования в 8-9 классах:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи программы:

  • формировать основные общеучебные умения информационно-логического характера; построение логических цепочек рассуждений;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования, передачи информации;

  • организовать деятельность, направленную на овладение навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для продуктивного взаимодействия и сотрудничества: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной форме, умение выступать перед аудиторией, представлять свои результаты с использованием ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Место учебного курса в учебном плане

На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводится 1 учебный час в неделю, в 9 классе 2 учебных часа в неделю, в течение года обучения, всего 102 урока.

Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.

Класс

Предмет

Количество часов

8

Информатика и ИКТ

34

9

Информатика и ИКТ

68

Всего

102

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Информатика и ИКТ» для 8-9 классов

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи; предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Информация и информационные процессы

Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код. Двоичное кодирование информации в компьютере. Кодирование информации в различных знаковых системах. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода. Оперативная и долговременная память. Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Состав Интернета. Адресация в Интернете, Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии. Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях. Разработка Web-сайтов. Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах.

Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 9 класса

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования в растровых графических редакторах. Инструменты рисования в векторных графических редакторах Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Система оптического распознавания документов.

Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тематическое планирование и виды деятельности учащихся

Содержание материала

Количество часов

Количество часов контрольных работ

Количество часов практических работ в соответствии с программой

Примерная программа

Рабочая программа

Примерная программа

Рабочая программа

Примерная программа

Рабочая программа

8 класс

1

Информация и информационные процессы

6

6

1

1

2

2

2

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

11

11

1

1

5

5

3

Коммуникационные технологии

17

17

1

1

9

9


Итого в 8 классе:

34

34

3

3

16

16

9 класс

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

14

14

1

1

7

7

2

Кодирование и обработка текстовой информации

15

15

1

1

7

7

3

Кодирование и обработка числовой информации

9

9

1

1

5

5

4

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

17

17

1

1

10

10

5

Моделирование и формализация

11

11

1

1

3

3

6

Информатизация общества

2

2

1

1

0

0


Итого в 9 классе:

68

68

6

6

32

32

Итого по 8-9 классах:

102

102

9

9

48

48


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов

8 класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;

  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения; создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

9 класс

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета

«Информатика и ИКТ» для 8-9 классов

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 178 с.: ил.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.: ил.

  3. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 394 с.:ил.

  4. Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 8 - 9 классов

  5. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  6. metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - сайт Н.Д. Угринович

  7. Компьютер (10 для учеников, 1 для учителя)

  8. Проектор, экран

  9. Звуковые колонки, наушники

  10. Сканер

  11. Копир

  12. Принтер

  13. Локальная вычислительная сеть

  14. Операционная система Windows XP

  15. Антивирусная программа Microsoft Security Essentials

  16. Интегрированное офисное приложение Microsoft Office 2003, 2007

  17. Мультимедиа проигрыватель

  18. Система программирования Visual Basic

Критерии оценивания

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и ИКТ в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%

хорошо

66-79%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.












Тематическое планирование учебного предмета «Информатика и ИКТ 8» на 2015-2016 учебный год

34 часов (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

В том числе на:

Элементы содержания

Дата проведения

Рег. Комп.

Практические работы

К/р, срезы

План

Факт

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация в природе обществе и технике.

1

Информация в неживой природе, живой природе, способы восприятия информации, сообщения, знания, СМИ, системы управления техническими устройствами, роботы.

2.09

4.09

2.09

4.09

2

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

Знаки, знаковые системы, код, длина кода, перекодирование

7.09

9.09

11.09

7.09

9.09

11.09

3

Количество информации.

1

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

14.09

16.09

18.09

14.09

16.09

18.09

4

Количество информации.

1

П/р № 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

Определение количества информации

21.09 23.09

25.09

21.09 23.09

25.09

5

Количество информации.

1

П/р № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

Алфавитный подход к определению количества информации

28.09

30.09

2.10

28.09

30.09

2.10

6

Контрольная работа №1.

1

К/р №1

5.10

7.10

9.10

5.10

7.10

9.10

7

Программная обработка данных на компьютере.

1

Данные, программы, функциональная схема компьютера.

12.10

14.10

16.10

12.10

14.10

16.10

8

Устройство компьютера.

1

Процессор, системная плата, клавиатура, клавиши, мышь, монитор, принтер.

19.10

21.10

23.10

19.10

21.10

23.10

9

Файлы и файловая система

1

Файл, имя файла, форматирование дисков

26.10

28.10

30.10

26.10

28.10

30.10

10

Файлы и файловая система

1

П/р № 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

П/р № 4. Форматирование дискеты.

Файловая система: одноуровневая и многоуровневая, имена дисков, путь к файлу, операции над файлами.

9.11

11.11

13.11

9.11

11.11

13.11

11

Программное обеспечение компьютера.

1

П/р № 5. Определение разрешающей способности мыши.

Операционная система, драйверы, дистрибутивы, приложения.

16.11

18.11

20.11

16.11

18.11

20.11

12

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

1

П/р № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

Диалоговые окна, окна папок и приложений, контекстное меню.

23.11

25.11

27.11

23.11

25.11

27.11

13

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

1

Информационное пространство, значки и ярлыки на рабочем столе, панель задач.

30.11

2.12

4.12

30.11

2.12

4.12

14

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

Вирусы, антивирусные программы.

7.12

9.12

11.12

7.12

9.12

11.12

15

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

П/р № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Работа антивирусных программ, проверка и лечение.

14.12

16.12

18.12

14.12

16.12

18.12

16

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

Правовая охрана информации: электронная подпись, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы, защита информации.

21.12

23.12

25.12

21.12

23.12

25.12

17

Контрольная работа №2.

1

К/р

№ 2.

28.12

30.12

28.12

30.12

18

Передача информации

1

Канал обмена информацией, отправитель, получатель.

19

Локальные компьютерные сети.

1


Сетевые ресурсы, одноранговые сети, обеспечение.

20

Локальные компьютерные сети.

1

П/р № 8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

Предоставление доступа к ресурсам компьютера с помощью локальной сети.

21

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1

Состав Интернет, подключение.

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1

П/р № 9. Подключение к Интернету.

Подключение, адресация, доменная система имен, маршрутизация данных.

23

Информационные ресурсы интернета.

1

Всемирная паутина, технология, Web-страница, браузеры, e-mail.

24

Информационные ресурсы интернета.

1

П/р № 10. «География» Интернета.

Информация о маршруте.

25

Поиск информации в Интернете

1

Поиск по ключевым словам, поиск в иерархических системах каталогов, поиск файлов.

26

Информационные ресурсы интернета.

1

П/р № 11. Путешествие во Всемирной паутине.

Настройка браузера, просмотр Web-страниц.

27

Информационные ресурсы интернета.

1

П/р № 12. Работа с электронной Web-почтой.

Регистрация почтового ящика, создание и отправка сообщений.

28

Информационные ресурсы интернета.

1

П/р № 13. Загрузка файлов из Интернета.

Загрузка файлов из Интернета на локальный компьютер.

29

Поиск информации в Интернете

1

П/р № 14. Поиск информации в Интернете.

Поиск документов и файлов с использованием различных поисковых систем.

30

Электронная коммерция в Интернете.

1

Хостинг, реклама, доски объявлений, интернет-аукционы, интернет-магазины, цифровые деньги.

31

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

1

Web-страницы, Web-сайты, структура web-страницы, формирование текста, вставка изображений, гиперссылки, списки, интерактивные формы.

32

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

1

П/р № 15. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Создать Web-страницу с использованием языка разметки текста HTML в текстовом редакторе Блокнот.

33

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

1

П/р № 16. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Создать Web-страницу с использованием языка разметки текста HTML в текстовом редакторе Блокнот.

34

Контрольная работа № 3.

1

К/р

№ 3.

Итог 34 часа







Календатно-тематическое планирование учебного предмета «Информатика и ИКТ 9» на 2015-2016 учебный год

34 часов (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

В том числе на:

Элементы содержания

Дата проведения

Рег. Комп.

Практические работы

К/р, срезы

План

Факт

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Кодирование графической информации.

1

Пространственная дискретизация, пиксель, разрешающая способность, глубина цвета, палитры цветов.

2.09

3.09

2.09

3.09

2

Кодирование графической информации.

1

П/р №1. Кодирование графической информации.

Графические режимы экрана монитора, палитры, установка цветов.

3.09

5.09

3.09

5.09

3

Растровая и векторная графика.

1

Растровые изображения, редакторы, форматы файлов, векторная графика.

9.09

10.09

9.09

10.09

4

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

1

Область рисования, технология рисования, линия, кривая, прямоугольник, палитра цветов.

10.09

12.09

10.09

12.09

5

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

1

П/р №2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

Получение цифровых растровых изображений, графические эффекты.

16.09

17.09

16.09

17.09

6

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

1

П/р №3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Изучить возможности векторных редакторов.

17.09

19.09

17.09

19.09

7

Растровая и векторная анимация.

1

Анимация, анимация в презентациях, Gif-анимация, flash-анимация.

23.09

24.09

23.09

24.09

8

Растровая и векторная анимация.

1

П/р №4. Анимация.

Анимация в презентациях, Gif-анимация, flash-анимация.

24.09

26.09

24.09

26.09

9

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

Звуковая информация, дискретизация звука, громкость, тон, частота, глубина кодирования, качество, редакторы.

30.09

1.10

30.09

1.10

10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

П/р №5. Кодирование и обработка звуковой информации.

Оцифровка звука, редакция записи, сохранение звуковых файлов.

1.10

3.10

1.10

3.10

11

Цифровое фото и видео.

1

Цифровая фотография, видео, потоковое видео, ключевые кадры.

7.10

8.10

7.10

8.10

12

Цифровое фото и видео.

1

П/р №6. Захват цифрового фото и создание слайд шоу.

Захват снимков с цифровых фотокамер и создание слайд-шоу.

8.10

10.10

8.10

10.10

13

Цифровое фото и видео.

1

П/р №7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Захват и редактирование цифровых видеозаписей.

14.10

15.10

14.10

15.10

14

Контрольная работа № 1.

1

К/р

№ 1.

15.10

17.10

15.10

17.10

15

Кодирование текстовой информации.

1

Двоичное кодирование, различные кодировки знаков.

21.10

22.10

21.10

22.10

16

Кодирование текстовой информации.

1

П/р №8. Кодирование текстовой информации.

Определение числовых кодов символов, перекодировка.

22.10

24.10

22.10

24.10

17

Создание документов в текстовых редакторах.

1

Текстовые редакторы, ориентация, формат, колонтитулы, номера страниц.

28.10

29.10

28.10

29.10

18

Ввод и редактирование документа.

1

Ввод текста, вставка изображений, формул, копирование, перемещение и удаление, поиск и замена.

29.10

31.10

29.10

31.10

19

Ввод и редактирование документа.

1

П/р №9. Вставка в документ формул.

Вставка в документ физических и математических формул.

11.11

12.11

11.11

12.11

20

Сохранение и печать документов.

1

Сохранение, печать.

12.11

14.11

12.11

14.11

21

Форматирование документа.

1

Шрифт, размер, цвет.

18.11

19.11

18.11

19.11

22

Форматирование документа.

1

П/р №10. Форматирование символов и абзацев.

П/р №11. Создание и форматирование списков.

Параметры форматирования, группы списков.

19.11

21.11

19.11

21.11

23

Таблицы.

1

Строки, столбцы, ячейки, создание, изменение, границы, заливка.

25.11

26.11

25.11

26.11

24

1

П/р №12. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.

Вставка таблиц, данных, настройка таблиц.

26.11

28.11

26.11

28.11

25

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

1

Компьютерные словари, системы компьютерного перевода.

2.12

3.12

2.12

3.12

26

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

1

П/р №13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

Использование компьютерных словарей.

3.12

5.12

3.12

5.12

27

Системы оптического распознавания документов.

1

Системы оптического распознавания документов и форм.

9.12

10.12

9.12

10.12

28

Системы оптического распознавания документов.

1

П/р №14. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа.

Сканирование «бумажного» документа и преобразование в компьютерный.

10.12

12.12

10.12

12.12

29

Контрольная работа № 2.

1

К/р

№ 2.

16.12

17.12

16.12

17.12

30

Кодирование числовой информации.

1

Системы счисления: позиционные и непозиционные, основание системы, разряд, арифметические операции.

17.12

19.12

17.12

19.12

31

Кодирование числовой информации.

1

П/р №15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Перевод из одной системы счисления в другую.

23.12

24.12

23.12

24.12

32

Электронные таблицы.

1

Основные параметры, лист, диапазон ячеек, основные типы и форматы данных.

24.12

26.12

24.12

26.12

33

Электронные таблицы.

1

П/р №16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

П/р №17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах, Использование в формулах, создание таблиц значений функций.

34

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

1

Типы диаграмм, диапазон исходных данных,оформление.

35

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

1

П/р №18. Построение диаграмм различных типов.

Построение линейчатых и круговых диаграмм и диаграмм типа график.

36

Базы данных в электронных таблицах.

1

Базы данных, табличная форма, форма, записи, поля, СУБД.

37

Базы данных в электронных таблицах.

1

П/р №19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Сортировка данных: в 1 столбце, по нескольким столбцам, поиск данных.

38

Контрольная работа № 3.

1

К/р

№3

39

Алгоритм и его формальное исполнение.

1

Свойства алгоритма, формальное исполнение, блок-схема, выполнение компьютером.

40

Алгоритм и его формальное исполнение.

1

П/р №20. Знакомство с системами объектно - ориентированного программирования.

Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

41

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно - ориентированного и процедурного программирования.

1

Линейный алгоритм, алгоритмические структуры: «ветвление», «выбор», «цикл».

42

Переменные: тип, имя, значение.

1

Переменные, иена, типы, значения.

43

Арифметические, строковые и логические выражения.

1

Арифметические, строковые, логические выражения.

44

Функции в языках объектно - ориентированного и алгоритмического программирования.

1

Математические, строковые, ввода/вывода данных, даты и времени.

45

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

Проект, графический интерфейс проекта, объекты, свойства объектов, методы объектов, события.

46

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №21. Проект «Переменные».

Использование переменных различных типов.

47

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №22. Проект «Калькулятор».

Вычисления с помощью четырех арифметических действий и математических функций.

48

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №23. Проект «Строковый калькулятор».

Применение строковых функций.

49

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №24. Проект «Даты и время».

Применение оператора цикла с предусловием.

50

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №25. Проект «Сравнение кодов символов».

Применение оператора ветвления.

51

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №26. Проект «Отметка».

Применение оператора выбора.

52

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №27. Проект «Коды символов».

Применение оператора цикла со счетчиком.

53

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №28. Проект «Слово-перевёртыш».

Применение оператора цикла с предусловием.

54

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

1

П/р №29. Проект «Графический редактор».

Применение графических методов.

55

Контрольная работа № 4.

1

К/р № 4

56

Окружающий мир как иерархическая система.

1

Микро-, макро- и мегамир, системы, элементы, целостность, свойства системы.

57

Моделирование, формализация, визуализация.

1

Моделирование, модель, материальные и информационные модели, описание, формализация, визуализация.

58

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

Описательная информационная, формализованная, компьютерная модели, эксперимент, анализ результатов.

59

Построение и исследование физических моделей.

1

Содержательная постановка задачи, описание модели, формальная модель, компьютерная модель.

60

Приближённое решение уравнений.

1

Решение уравнений, построение графика.

61

Приближённое решение уравнений.

1

П/р №30. Проект «Графическое решение уравнений».

Создание компьютерной модели решения уравнений на языке visual Basic.

62

Экспертные системы распознавания химических веществ.

1

Экспертные системы, формальная модель, компьютерная модель.

63

Экспертные системы распознавания химических веществ.

1

П/р №31. Проект «Распознавание удобрений».

Создание компьютерной модели экспертных систем на языке visual Basic.

64

Информационные модели управления объектами.

1

Системы управления без обратной связи, с обратной связью.

65

Информационные модели управления объектами.

1

П/р №32. Проект «Модели систем управления».

Создание компьютерной модели систем управления на языке visual Basic.

66

Контрольная работа № 5.

1

К/р № 5

67

Информационное общество и культура. Перспективы развития ИКТ.

1

Доиндустриальное, индустриальное, информационное, производство, компьютерные сети, информационная культура, развитие (5 этапов).

68

Контрольная работа № 6.

1

К/р № 6.

Итог 68 часов


© 2010-2022