- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Информатика 8-9 класс
Рабочая программа Информатика 8-9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Санкович Д.С. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Общеобразовательный эколого-биологический лицей»
Утверждаю
Директор МБОУ ОЭБЛ _________________ С. Н. Ушаков
«____»__________________20__г.
Рассмотрено
на заседании МО учителей математики, физики и информатики.
Протокол №____ от _______
Руководитель МО ______________
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
для классов II ступени обучения (8-9 класс)
базовый уровень
Составитель: учитель информатики
Санкович Дарья Сергеевна
г. Архангельск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики и ИКТ, которые определены стандартом.
Рабочая программа создана в соответствии с примерной программой основного общего образования для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ, программы для общеобразовательных учреждений: Информатика и ИКТ. 2 - 11классы: методическое пособие / составитель М.Н Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.: ил. - (Программы и планирование); учебников: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-178 с.: ил; Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-295 с.: ил.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы на 102 часов и рассчитана на 2 года обучения, 1 учебный час в неделю в 8 классе (в год 34 часа) и 2 учебных часа в неделю в 9 классе (в год 68 часов).
Цели изучения информатики и ИКТ на ступени основного общего образования в 8-9 классах:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
-
формировать основные общеучебные умения информационно-логического характера; построение логических цепочек рассуждений;
-
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
-
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
-
расширить использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования, передачи информации;
-
организовать деятельность, направленную на овладение навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
создать условия для продуктивного взаимодействия и сотрудничества: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной форме, умение выступать перед аудиторией, представлять свои результаты с использованием ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводится 1 учебный час в неделю, в 9 классе 2 учебных часа в неделю, в течение года обучения, всего 102 урока.
Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.
Класс
Предмет
Количество часов
8
Информатика и ИКТ
34
9
Информатика и ИКТ
68
Всего
102
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика и ИКТ» для 8-9 классов
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи; предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Информация и информационные процессы
Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код. Двоичное кодирование информации в компьютере. Кодирование информации в различных знаковых системах. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода. Оперативная и долговременная память. Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Состав Интернета. Адресация в Интернете, Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии. Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Информационная безопасность. Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях. Разработка Web-сайтов. Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах. Гиперссылки на Web-страницах.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 9 класса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования в растровых графических редакторах. Инструменты рисования в векторных графических редакторах Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Система оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тематическое планирование и виды деятельности учащихся
№
Содержание материала
Количество часов
Количество часов контрольных работ
Количество часов практических работ в соответствии с программой
Примерная программа
Рабочая программа
Примерная программа
Рабочая программа
Примерная программа
Рабочая программа
8 класс
1
Информация и информационные процессы
6
6
1
1
2
2
2
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
11
11
1
1
5
5
3
Коммуникационные технологии
17
17
1
1
9
9
Итого в 8 классе:
34
34
3
3
16
16
9 класс
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
14
14
1
1
7
7
2
Кодирование и обработка текстовой информации
15
15
1
1
7
7
3
Кодирование и обработка числовой информации
9
9
1
1
5
5
4
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
17
17
1
1
10
10
5
Моделирование и формализация
11
11
1
1
3
3
6
Информатизация общества
2
2
1
1
0
0
Итого в 9 классе:
68
68
6
6
32
32
Итого по 8-9 классах:
102
102
9
9
48
48
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов
8 класс
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», ее основные виды;
-
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера;
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения; создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать презентации на основе шаблонов;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
9 класс
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды;
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера;
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета
«Информатика и ИКТ» для 8-9 классов
-
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 178 с.: ил.
-
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.: ил.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 394 с.:ил.
-
Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование для 8 - 9 классов
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
-
metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - сайт Н.Д. Угринович
-
Компьютер (10 для учеников, 1 для учителя)
-
Проектор, экран
-
Звуковые колонки, наушники
-
Сканер
-
Копир
-
Принтер
-
Локальная вычислительная сеть
-
Операционная система Windows XP
-
Антивирусная программа Microsoft Security Essentials
-
Интегрированное офисное приложение Microsoft Office 2003, 2007
-
Мультимедиа проигрыватель
-
Система программирования Visual Basic
Критерии оценивания
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и ИКТ в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%
хорошо
66-79%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Тематическое планирование учебного предмета «Информатика и ИКТ 8» на 2015-2016 учебный год
34 часов (1 час в неделю)
№ п/п
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
В том числе на:
Элементы содержания
Дата проведения
Рег. Комп.
Практические работы
К/р, срезы
План
Факт
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация в природе обществе и технике.
1
Информация в неживой природе, живой природе, способы восприятия информации, сообщения, знания, СМИ, системы управления техническими устройствами, роботы.
2.09
4.09
2.09
4.09
2
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
1
Знаки, знаковые системы, код, длина кода, перекодирование
7.09
9.09
11.09
7.09
9.09
11.09
3
Количество информации.
1
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
14.09
16.09
18.09
14.09
16.09
18.09
4
Количество информации.
1
П/р № 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Определение количества информации
21.09 23.09
25.09
21.09 23.09
25.09
5
Количество информации.
1
П/р № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.
Алфавитный подход к определению количества информации
28.09
30.09
2.10
28.09
30.09
2.10
6
Контрольная работа №1.
1
К/р №1
5.10
7.10
9.10
5.10
7.10
9.10
7
Программная обработка данных на компьютере.
1
Данные, программы, функциональная схема компьютера.
12.10
14.10
16.10
12.10
14.10
16.10
8
Устройство компьютера.
1
Процессор, системная плата, клавиатура, клавиши, мышь, монитор, принтер.
19.10
21.10
23.10
19.10
21.10
23.10
9
Файлы и файловая система
1
Файл, имя файла, форматирование дисков
26.10
28.10
30.10
26.10
28.10
30.10
10
Файлы и файловая система
1
П/р № 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
П/р № 4. Форматирование дискеты.
Файловая система: одноуровневая и многоуровневая, имена дисков, путь к файлу, операции над файлами.
9.11
11.11
13.11
9.11
11.11
13.11
11
Программное обеспечение компьютера.
1
П/р № 5. Определение разрешающей способности мыши.
Операционная система, драйверы, дистрибутивы, приложения.
16.11
18.11
20.11
16.11
18.11
20.11
12
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
1
П/р № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
Диалоговые окна, окна папок и приложений, контекстное меню.
23.11
25.11
27.11
23.11
25.11
27.11
13
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
1
Информационное пространство, значки и ярлыки на рабочем столе, панель задач.
30.11
2.12
4.12
30.11
2.12
4.12
14
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
Вирусы, антивирусные программы.
7.12
9.12
11.12
7.12
9.12
11.12
15
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
1
П/р № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
Работа антивирусных программ, проверка и лечение.
14.12
16.12
18.12
14.12
16.12
18.12
16
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
1
Правовая охрана информации: электронная подпись, лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы, защита информации.
21.12
23.12
25.12
21.12
23.12
25.12
17
Контрольная работа №2.
1
К/р
№ 2.
28.12
30.12
28.12
30.12
18
Передача информации
1
Канал обмена информацией, отправитель, получатель.
19
Локальные компьютерные сети.
1
Сетевые ресурсы, одноранговые сети, обеспечение.
20
Локальные компьютерные сети.
1
П/р № 8. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.
Предоставление доступа к ресурсам компьютера с помощью локальной сети.
21
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
1
Состав Интернет, подключение.
22
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
1
П/р № 9. Подключение к Интернету.
Подключение, адресация, доменная система имен, маршрутизация данных.
23
Информационные ресурсы интернета.
1
Всемирная паутина, технология, Web-страница, браузеры, e-mail.
24
Информационные ресурсы интернета.
1
П/р № 10. «География» Интернета.
Информация о маршруте.
25
Поиск информации в Интернете
1
Поиск по ключевым словам, поиск в иерархических системах каталогов, поиск файлов.
26
Информационные ресурсы интернета.
1
П/р № 11. Путешествие во Всемирной паутине.
Настройка браузера, просмотр Web-страниц.
27
Информационные ресурсы интернета.
1
П/р № 12. Работа с электронной Web-почтой.
Регистрация почтового ящика, создание и отправка сообщений.
28
Информационные ресурсы интернета.
1
П/р № 13. Загрузка файлов из Интернета.
Загрузка файлов из Интернета на локальный компьютер.
29
Поиск информации в Интернете
1
П/р № 14. Поиск информации в Интернете.
Поиск документов и файлов с использованием различных поисковых систем.
30
Электронная коммерция в Интернете.
1
Хостинг, реклама, доски объявлений, интернет-аукционы, интернет-магазины, цифровые деньги.
31
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
1
Web-страницы, Web-сайты, структура web-страницы, формирование текста, вставка изображений, гиперссылки, списки, интерактивные формы.
32
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
1
П/р № 15. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
Создать Web-страницу с использованием языка разметки текста HTML в текстовом редакторе Блокнот.
33
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
1
П/р № 16. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
Создать Web-страницу с использованием языка разметки текста HTML в текстовом редакторе Блокнот.
34
Контрольная работа № 3.
1
К/р
№ 3.
Итог 34 часа
Календатно-тематическое планирование учебного предмета «Информатика и ИКТ 9» на 2015-2016 учебный год
34 часов (1 час в неделю)
№ п/п
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
В том числе на:
Элементы содержания
Дата проведения
Рег. Комп.
Практические работы
К/р, срезы
План
Факт
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Кодирование графической информации.
1
Пространственная дискретизация, пиксель, разрешающая способность, глубина цвета, палитры цветов.
2.09
3.09
2.09
3.09
2
Кодирование графической информации.
1
П/р №1. Кодирование графической информации.
Графические режимы экрана монитора, палитры, установка цветов.
3.09
5.09
3.09
5.09
3
Растровая и векторная графика.
1
Растровые изображения, редакторы, форматы файлов, векторная графика.
9.09
10.09
9.09
10.09
4
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
1
Область рисования, технология рисования, линия, кривая, прямоугольник, палитра цветов.
10.09
12.09
10.09
12.09
5
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
1
П/р №2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Получение цифровых растровых изображений, графические эффекты.
16.09
17.09
16.09
17.09
6
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
1
П/р №3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Изучить возможности векторных редакторов.
17.09
19.09
17.09
19.09
7
Растровая и векторная анимация.
1
Анимация, анимация в презентациях, Gif-анимация, flash-анимация.
23.09
24.09
23.09
24.09
8
Растровая и векторная анимация.
1
П/р №4. Анимация.
Анимация в презентациях, Gif-анимация, flash-анимация.
24.09
26.09
24.09
26.09
9
Кодирование и обработка звуковой информации.
1
Звуковая информация, дискретизация звука, громкость, тон, частота, глубина кодирования, качество, редакторы.
30.09
1.10
30.09
1.10
10
Кодирование и обработка звуковой информации.
1
П/р №5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Оцифровка звука, редакция записи, сохранение звуковых файлов.
1.10
3.10
1.10
3.10
11
Цифровое фото и видео.
1
Цифровая фотография, видео, потоковое видео, ключевые кадры.
7.10
8.10
7.10
8.10
12
Цифровое фото и видео.
1
П/р №6. Захват цифрового фото и создание слайд шоу.
Захват снимков с цифровых фотокамер и создание слайд-шоу.
8.10
10.10
8.10
10.10
13
Цифровое фото и видео.
1
П/р №7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Захват и редактирование цифровых видеозаписей.
14.10
15.10
14.10
15.10
14
Контрольная работа № 1.
1
К/р
№ 1.
15.10
17.10
15.10
17.10
15
Кодирование текстовой информации.
1
Двоичное кодирование, различные кодировки знаков.
21.10
22.10
21.10
22.10
16
Кодирование текстовой информации.
1
П/р №8. Кодирование текстовой информации.
Определение числовых кодов символов, перекодировка.
22.10
24.10
22.10
24.10
17
Создание документов в текстовых редакторах.
1
Текстовые редакторы, ориентация, формат, колонтитулы, номера страниц.
28.10
29.10
28.10
29.10
18
Ввод и редактирование документа.
1
Ввод текста, вставка изображений, формул, копирование, перемещение и удаление, поиск и замена.
29.10
31.10
29.10
31.10
19
Ввод и редактирование документа.
1
П/р №9. Вставка в документ формул.
Вставка в документ физических и математических формул.
11.11
12.11
11.11
12.11
20
Сохранение и печать документов.
1
Сохранение, печать.
12.11
14.11
12.11
14.11
21
Форматирование документа.
1
Шрифт, размер, цвет.
18.11
19.11
18.11
19.11
22
Форматирование документа.
1
П/р №10. Форматирование символов и абзацев.
П/р №11. Создание и форматирование списков.
Параметры форматирования, группы списков.
19.11
21.11
19.11
21.11
23
Таблицы.
1
Строки, столбцы, ячейки, создание, изменение, границы, заливка.
25.11
26.11
25.11
26.11
24
1
П/р №12. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.
Вставка таблиц, данных, настройка таблиц.
26.11
28.11
26.11
28.11
25
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
1
Компьютерные словари, системы компьютерного перевода.
2.12
3.12
2.12
3.12
26
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
1
П/р №13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Использование компьютерных словарей.
3.12
5.12
3.12
5.12
27
Системы оптического распознавания документов.
1
Системы оптического распознавания документов и форм.
9.12
10.12
9.12
10.12
28
Системы оптического распознавания документов.
1
П/р №14. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа.
Сканирование «бумажного» документа и преобразование в компьютерный.
10.12
12.12
10.12
12.12
29
Контрольная работа № 2.
1
К/р
№ 2.
16.12
17.12
16.12
17.12
30
Кодирование числовой информации.
1
Системы счисления: позиционные и непозиционные, основание системы, разряд, арифметические операции.
17.12
19.12
17.12
19.12
31
Кодирование числовой информации.
1
П/р №15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Перевод из одной системы счисления в другую.
23.12
24.12
23.12
24.12
32
Электронные таблицы.
1
Основные параметры, лист, диапазон ячеек, основные типы и форматы данных.
24.12
26.12
24.12
26.12
33
Электронные таблицы.
1
П/р №16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
П/р №17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах, Использование в формулах, создание таблиц значений функций.
34
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
1
Типы диаграмм, диапазон исходных данных,оформление.
35
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
1
П/р №18. Построение диаграмм различных типов.
Построение линейчатых и круговых диаграмм и диаграмм типа график.
36
Базы данных в электронных таблицах.
1
Базы данных, табличная форма, форма, записи, поля, СУБД.
37
Базы данных в электронных таблицах.
1
П/р №19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Сортировка данных: в 1 столбце, по нескольким столбцам, поиск данных.
38
Контрольная работа № 3.
1
К/р
№3
39
Алгоритм и его формальное исполнение.
1
Свойства алгоритма, формальное исполнение, блок-схема, выполнение компьютером.
40
Алгоритм и его формальное исполнение.
1
П/р №20. Знакомство с системами объектно - ориентированного программирования.
Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
41
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно - ориентированного и процедурного программирования.
1
Линейный алгоритм, алгоритмические структуры: «ветвление», «выбор», «цикл».
42
Переменные: тип, имя, значение.
1
Переменные, иена, типы, значения.
43
Арифметические, строковые и логические выражения.
1
Арифметические, строковые, логические выражения.
44
Функции в языках объектно - ориентированного и алгоритмического программирования.
1
Математические, строковые, ввода/вывода данных, даты и времени.
45
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
Проект, графический интерфейс проекта, объекты, свойства объектов, методы объектов, события.
46
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №21. Проект «Переменные».
Использование переменных различных типов.
47
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №22. Проект «Калькулятор».
Вычисления с помощью четырех арифметических действий и математических функций.
48
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №23. Проект «Строковый калькулятор».
Применение строковых функций.
49
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №24. Проект «Даты и время».
Применение оператора цикла с предусловием.
50
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №25. Проект «Сравнение кодов символов».
Применение оператора ветвления.
51
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №26. Проект «Отметка».
Применение оператора выбора.
52
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №27. Проект «Коды символов».
Применение оператора цикла со счетчиком.
53
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №28. Проект «Слово-перевёртыш».
Применение оператора цикла с предусловием.
54
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
1
П/р №29. Проект «Графический редактор».
Применение графических методов.
55
Контрольная работа № 4.
1
К/р № 4
56
Окружающий мир как иерархическая система.
1
Микро-, макро- и мегамир, системы, элементы, целостность, свойства системы.
57
Моделирование, формализация, визуализация.
1
Моделирование, модель, материальные и информационные модели, описание, формализация, визуализация.
58
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
Описательная информационная, формализованная, компьютерная модели, эксперимент, анализ результатов.
59
Построение и исследование физических моделей.
1
Содержательная постановка задачи, описание модели, формальная модель, компьютерная модель.
60
Приближённое решение уравнений.
1
Решение уравнений, построение графика.
61
Приближённое решение уравнений.
1
П/р №30. Проект «Графическое решение уравнений».
Создание компьютерной модели решения уравнений на языке visual Basic.
62
Экспертные системы распознавания химических веществ.
1
Экспертные системы, формальная модель, компьютерная модель.
63
Экспертные системы распознавания химических веществ.
1
П/р №31. Проект «Распознавание удобрений».
Создание компьютерной модели экспертных систем на языке visual Basic.
64
Информационные модели управления объектами.
1
Системы управления без обратной связи, с обратной связью.
65
Информационные модели управления объектами.
1
П/р №32. Проект «Модели систем управления».
Создание компьютерной модели систем управления на языке visual Basic.
66
Контрольная работа № 5.
1
К/р № 5
67
Информационное общество и культура. Перспективы развития ИКТ.
1
Доиндустриальное, индустриальное, информационное, производство, компьютерные сети, информационная культура, развитие (5 этапов).
68
Контрольная работа № 6.
1
К/р № 6.
Итог 68 часов