- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 4 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аметова Л.Д. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
-
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
-
Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
-
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Изучение информатики в 4 классе направленно на решение следующих задач:
-
Формировать общее представление школьников об информационной картине мира, в частности приобретения учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
-
Научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
-
Получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
-
Научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
-
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
-
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
-
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
-
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
-
Понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
-
Получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
-
Освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
-
Научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
-
Научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
-
Получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
-
Научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
-
Получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика в настоящее время - это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В процессе изучения информатики в начальной школе школьники целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на уроке информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.
Понятие «информация» раскрывается на основе анализа примеров и уровне представлений о использовании информации при обучении, получении знаний. Параллельно даются примеры основных информационных процессов: сбора, хранения, переработки, передачи, кодирования.
Основное внимание в начальной школе отводится деятельности по представлению и кодированию информации. Результатом такой деятельности являются информационные модели (тексты, рисунки, диаграммы).
Обсуждение вопросов управления информационными процессами выводит на традиционные для начальной школы темы «Алгоритм» и «Исполнитель».
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
-
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
-
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
-
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
-
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
-
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
-
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
-
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
-
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
-
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
-
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
-
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Повторение
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектам. Компьютер как система.
Суждение, умозаключение, понятие
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Мир моделей
Модель объекта. Текстовые и графические модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
В состав УМК для четвертого класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для четвертого класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
Компьютерный практикум рекомендуется проводить во время уроков - работа на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума - научить учащихся начальной школы:
-
представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
-
выполнять элементарные преобразования информации - из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;
• работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;
-
производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;
-
осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;
-
использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;
-
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
-
находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;
-
управлять экранными объектами с помощью мыши;
-
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Место предмета в учебном плане
В соответствии ООП НООО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики изучается со 2 по 4 класс по одному часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часов. В четвертом классе на изучение информатики отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недели).
Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение информатики в четвертом классе необходимо не только для базового курса в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе. Этот предмет формирует у учащихся основы ИКТ - компетентности, многое компоненты которых входят в структуру УУД. Это задает основные ценностные ориентиры содержания данного предмета. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжение образования на более высоких ступенях (в том числе обучение информатики в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании предмета:
-
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
-
основы информационной грамотности, в части овладения способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
-
основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применение компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
-
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связанны с овладением системы информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Результаты обучения
Личностные результаты:
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
развитие мотивов учебной деятельности;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
-
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
-
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
-
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Содержание учебного предмета
Содержание четвёртого класса - это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и в процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Повторение (7 часов).
Человек в мире информации
Действия с данными.
Объект и его свойства.
Отношения между объектами.
Компьютер
Суждение, умозаключение, понятие (9 часов)
Понятие.
Деление и обобщение понятий.
Отношения между понятиями.
Совместимые и несовместимые понятия.
Понятия «истина» и «ложь».
Суждение.
Умозаключение.
Мир моделей. (8 часов)
Модель объекта.
Модель отношений между понятиями.
Алгоритм.
Исполнитель алгоритма.
Компьютерная программа.
Управление. (8 часов)
Управление собой и другими людьми.
Управление неживыми объектами.
Схема управления.
Управляющее воздействие
Повторение (2 часа)
Резерв (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся
Повторение
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Установление причинно-следственных связей
-Извлечение необходимой информации
-Структурирование знаний
-Анализ объектов
-Обобщение
-Построение логических цепочек, рассуждений
Суждение, умозаключение, понятие
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Анализ описательных примеров
-Установление причинно-следственных связей
-Поиск и выделение необходимой информации
-Способность к волевому усилию
-Обобщение информации
-Применение методов информационного поиска
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Выдвижение гипотез и их обоснование
-Определение основной и второстепенной информации
-Смыслообразование
Мир моделей
-Моделирование
-Структурирование знаний
-Классифицировать понятия
-Построение логических цепочек рассуждений
-Установление причинно-следственных связей
-Рефлексия действий
-Умение работать с текстом
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Анализ и обобщение информации
Управление
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Составление и анализ текста
-Знаково-символьные действия
-Смыслообразование
-Планирование
-Обобщение информации
-Представление информации в различных формах
-Извлечение необходимой информации
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Контрольные работы
1
Повторение
7
6
1
2
Суждение, умозаключение, понятие
9
8
1
3
Мир моделей
8
7
1
4
Управление
8
7
1
5
Повторение
2
1
1
6
Резервный урок
1
-
-
Всего
35
29
5
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
1
Тема 1: «Повторение» Всего часов 7
Дата
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к результатам (предметным и метапредметным*)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Д.З.*
Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма
1.1
1 неделя
Техника безопасности при работе на компьютере. Человек в мире информации.
1
Информация Сообщение Виды информации
определять органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). приводить примеры различных видов информации
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Установление причинно-следственных связей.
текущий
беседа
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 1 «Техника безопасности», презентация
П.1 с. 8-16 Р.т. № 2,4 с.4-5
1.2
2 неделя
Действия с данными комбинированный
1
Получение, представление хранение, передача, обработка информации
Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать). выделять смысл действий с информацией.
Установление причинно-следственных связей; осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Извлечение необходимой информации.
текущий
беседа
Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 3 «Представление и преобразование информации», презентация
П. 2 с. 16-25 Р.т. № 1,2,3 с. 8-9
1.3
3 неделя
Объект и его свойства комбинированный
1
Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Называть объекты реальной действительности, его свойства.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 3 с. 26-33 Р.т.№ 3,7,9,10 с. 15- 19
1.4
4 неделя
Отношения между объектами комбинированный
1
Виды отношений
Приводить примеры отношений между объектами.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 4 с. 34-39 Р.Т. № 2,5,8 с. 23,24, 26
1.5
5 неделя
Компьютер как система комбинированный
1
Устройства компьютера, данные, тестовый редактор, графический редактор.
Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 5 с. 40-45 Р.Т. № 1,5,8,9 с. 29, 31-32
1.6
6 неделя
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1
Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Обобщить и систематизировать материал по теме.
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
С. 46 Р.т. № 6-10 с. 37-38
1.7
7 неделя
Контрольная работа № 1 урок контроля и проверки знаний и умений
1
Контрольная работа
Презентация, ЭОР
Тема 2: «Суждение, умозаключение, понятие» Всего часов 9
2.1
8 неделя
Мир понятий изучение нового материала
1
Определение понятия Содержание понятия Термин Значение термина
Иметь представление: о мире понятий; отражении объектов окружающего мира в сознании человека
Приводить пример термина
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 6 с. 48-58 Р.т. № 1,3,5,8, 11 с. 41-44
2.2
9 неделя
Деление понятий комбинированный
1
Деление понятия
Обозначать правило записи и произношения понятий
Приводить примеры деления и обобщения понятий
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 7 с. 57-63 Р.т. № 2,4,5,6,7 с. 46,47, 48
2.3
10 неделя
Обобщение понятий комбинированный
1
Обобщение понятий Отношения между понятиями «род-вид» и «вид-род»
Обозночать: преимущества наглядного способа представления информации; назначение диаграммы Эйлера-Венна
Уметь: приводить примеры симметричных и несимметричных отношений
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 8 с. 64-68 Р.т. № 4,7,8,9 с. 54-57
2.4
11 неделя
Отношения между понятиями комбинированный
1
Виды отношений между понятиями
Отношение равнозначности, пересечения, подчинения, противоречия
Уметь: приводить примеры совместимых и несовместимых отношений между понятиями
Знать: виды отношений между понятиями
Понимать: принцип построения диаграмм Эйлера-Венна
Смысла образование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 9 с. 69-78 Р.т. № 4,5,6,7,9 с. 63-65
2.5
12 неделя
Понятие «истина» и «ложь» комбинированный
1
Истина, ложь
Понимать: суть понятий «истина» и «ложь»
Уметь: приводить примеры истинных и ложных высказываний
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 10 с. 79-83 Р.т. № 1,4,6,7 с. 70-71, 72-73
2.6
13 неделя
Суждение комбинированный
1
Простое и сложное
Истинное и ложное суждение
Понимать: что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные
Уметь: приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного)
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 11 с. 84-90 Р.т. № 2,4,6,7 с. 75-77
2.7
14 неделя
Умозаключение комбинированный
1
Посылка Заключение и умозаключение
Понять: что такое посылки; на основании чего делается умозаключения
Уметь: приводить пример умозаключения; приводить пример посылок и делать на их основе заключение
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 12 с. 91-95 Р.т. № 2,4,6 с. 80,82,84
2.8
15 неделя
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
текущий
беседа
Графический редактор.
Презентация, ЭОР
С. 96-97 Р.т. № 1,2,3,6 с. 87-88, 90
2.9
16 неделя
Контрольная работа
урок контроля и проверки знаний и умений
1
Суждение, понятие, умозаключение
Анализ и обобщение информации; Контроль
Контрольная работа
Презентация, ЭОР
Тема 3: «Мир моделей» Всего часов 8
3.1
17 неделя
Модель объекта изучение нового материала
1
Материальные и информационные модели; Виртуальная модель; Цели моделирования
Понимать: понятие модели
Иметь представление: о целях создания модели
Знать: виды моделей объектов; свойства объектов в модели
Уметь: приводить примеры моделей объектов
Моделирование; Структурирование знаний; Классификация понятий; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 13 с. 5-14 Р.т. № 1,2,4,5 с. 3-5
3.2
18 неделя
Текстовая и графическая модель комбинированный
1
Текстовая и графическая модель
Понимать: круги Эйлера-Венна - графическая модель, суждение - текстовая модель
Уметь: составлять графические и текстовые модели
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР, Мир информатики 4 год обучения
П. 14 с. 15-20 Р.т.№ 2,3,4,5,111,6,8,9,10 с. 9-12,14
3.3
19 неделя
Алгоритм как модель действий комбинированный
1
Алгоритм компьютерная программа
Понимать: что такое алгоритм
Уметь: составлять алгоритмы
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 15 с.21-29 Р.т. № 2,4,5 с. 18,20
3.4
20 неделя
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов комбинированный
1
Текстовые, графические и линейные алгоритмы, алгоритм с ветвлением
Знать: виды алгоритмов; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением
Уметь: записывать алгоритм разными способами
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
П. 16 с. 30-36 Р.т. № 1,5,6 с. 25,29-30
3.5
21 неделя
Исполнитель алгоритма комбинированный
1
Система команд исполнителя.
Понимать: исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; отличие человека-исполнителя от исполнителя-компьютера
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 17 с. 37-42 Р.т. № 1,5 с. 33,36
3.6
22 неделя
Компьютер как исполнитель
урок обобщения и систематизации
1
Человек и компьютер исполнители алгоритма
Понимать: назначение компьютерной программы; отличие человека-исполнителя от исполнителя-робота
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 18 с.43-49 Р.т. № 3,5 с. 39-40
3.7
23 неделя
Повторение, работа со словарем
урок контроля и проверки знаний и умений
1
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
С. 50-51 Р.т. 5,6,7,8 с. 45-47
3.8
24 неделя
Контрольная работа
1
Анализ и обобщение информации; Контроль
Контрольная работа
беседа
Презентация, ЭОР
Тема 4: «Управление» Всего часов 10
4.1
25 неделя
Кто чем и зачем управляет изучение нового материала
1
Цели управления; Основы управления Основа, выбор. Мировоззрение
Понимать: управление; цели управления; связь управления с выбором
Уметь: приводить примеры выбора
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 19 с. 52-59 Р.т. № 1,2,3 с. 50-52
4.2
26 неделя
Управляющий объект и объект управления комбинированный
1
Управление машинами и устройствами
Знать: цели управления собой; цели управления людьми
Уметь: приводить примеры управления собой и людьми
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 20 с. 61-67 Р.т.№ 1,3 с. 59-60
4.3
27 неделя
Цель управления комбинированный
1
Управление собой, Управление другими людьми
Знать: суть управления неживыми объектами (самокат, велосипед, автомобиль, самолет, компьютер)
Уметь: приводить примеры управления человека чем-либо
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 21 с. 68-75 Р.т. № 1,3,5 с. 66-69
4.4
28 неделя
Управляющее воздействие комбинированный
1
Управляющий объект, управляющее воздействие, управляемый объект
Понимать: принципы управления без обратной связи, с обратной связью
Уметь: приводить примеры управления собой, управления без обратной связи, управления с обратной связью; выделять объект управления и управляющий объект
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 22 с. 76-85 Р.т. № 4,5 с. 76
4.5
29 неделям
Средство управления комбинированный
1
Блок выбора, блок схема
Понимать: что управляет работой компьютера
Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 23 с. 86-93 Р.т. № 5,6 с. 82-83
4.6
30 неделя
Результат управления комбинированный
1
схема управления, результат управления
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 24 с. 94-109 Р.т. № 5,6,8 с. 90-92
4.7
31 неделя
Современные средства коммуникации
комбинированный
1
Интернет
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 25 с. 110-117 Р.т. № 5,6,7 с. 99-101
4.8
32 неделя
Подготовка к итоговой контрольной работе
комбинированный
1
Алгоритм, исполнитель, управляющий объект, управляемый объект, схема управления
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
текущий
беседа
П. 19-25 Р.т. № 7,8,9 с.107-108
4.9
33 неделя
Итоговая контрольная работа
комбинированный
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы
Контрольная работа
Презентация, ЭОР, карточки
4.10
34 неделя
Годовое повторение по всем разделам.
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
4.11
35 неделя
Резервный урок
1
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать
-
что данные - это закодированная информация;
-
что тексты и изображения - это информационные объекты;
-
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
-
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
-
правили работы с компьютером и технику безопасности;
Уметь
-
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
-
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
-
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
-
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебная литература
-
Учебник «Информатика» 4 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Учебно-методическая литература для учителя
-
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
-
Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
-
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru)
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(school-collection.edu.ru)
-
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(metodist.lbz.ru)
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( metodist.lbz.ru)
-
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru/ )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)
ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 4 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( metodist.lbz.ru/ authors/informatika/4/ )
-
.Технические средства обучения.
Аппаратные средства
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Google Chrome, Internet Explorer.
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
-
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов