- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику Н. Д. Угринович
Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику Н. Д. Угринович
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова Н.П. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вышковская средняя общеобразовательная школа
-
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
/Сатанина Г.П./
«___»______20___г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________/Трищенкова Л.А./
ФИО
«__»_________20___г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________ /Мацишин И.И../
ФИО
«___»______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по информатике
в 9 классе
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Рабочую программу разработала:
учитель информатики
Данилова Наталья Петровна
2015 - 2016 учебный год
1. Пояснительная записка.
Реализация данной рабочей программы осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
3. приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
4. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 3.03. 2011, регистрационный номер 19993);
5. Примерной программы по информатике основного общего образования.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год;
7. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
8. Авторского тематического планирования учебного материала Н.Д. Угринович.
9. Учебного плана МБОУ Вышковской СОШ на 2015-2016 уч.год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
- освоение ключевых компетенций.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов; в неделю - 2 часа.
Количество практических работ: 36.
Количество контрольных работ: 6.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные
Формы текущего контроля ЗУН (ов):
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практические и самостоятельные работы;
-
тестирование.
Формы итогового контроля ЗУН(ов):
-
контрольная работа;
-
зачет.
2. Учебный план
№ п/п
Наименование разделов
По программе
Всего часов
В том числе
практиче-ские работы
Контроль-ные работы
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
12
14
8
1
Кодирование и обработка текстовой информации .
14
11
7
1
Кодирование и обработка числовой информации.
6
9
5
1
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
19
20
12
1
Моделирование и формализация.
8
8
4
1
Информатизация общества.
4
3
-
-
Резерв времени. Повторение.
Итоговая контрольная работа.
5
-
1
Итого:
70
36
6
Основное содержание (105 час)
Представление информации (6 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
-
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
-
Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
-
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
-
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Кодирование и обработка текстовой информации (11 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
-
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
-
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
-
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
-
Вставка в документ формул.
-
Создание и форматирование списков.
-
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
-
Создание гипертекстового документа.
-
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
-
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
-
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
-
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
-
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
-
Сканирование графических изображений.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
-
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
-
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
-
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
-
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
-
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Кодирование числовой информации (9 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
-
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
-
Создание и обработка таблиц.
-
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
-
Построение диаграмм и графиков.
Основы алгоритмизации (20 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
-
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
-
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
-
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
-
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
-
Построение генеалогического дерева семьи.
-
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
-
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Информационные технологии в обществе (3 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
-
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
-
Защита информации от компьютерных вирусов.
-
Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Резерв свободного учебного времени (3 час)
Практикум
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
-
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
-
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
-
Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
-
Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
4. Календарно-тематическое планирование
9 класс, Н.Д. Угринович
№
п/п
Дата урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
урока
Виды
контроля
Планируемая результативность
(знать/уметь)
Оборудование
Д/з
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 14 часов
1/1
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
Урок изучения нового материала
Пространственная дискретизация. Разрешающая способность. Глубина цвета. Растровые изображения на экране монитора.
Фронтальный опрос.
Знать: Устройство, назначение и правила использования основных видов огнетушителей, используемых для тушения электрооборудования.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация.
Программы:
MS PowerPoint.
2/2
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Урок изучения нового материала
Растровая графика. Графический редактор.
Фронтальная, парная, индивидуальная
Знать виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.) Уметь различать технические средства компьютерной графики.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы:
MS PowerPoint MS Word, графические редакторы Paint, Gimp.
3/3
Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».
Урок -практикум
Форматы графических файлов.
Проверка выполнения работы.
Иметь представление о кодировании графической информации.
Уметь устанавливать цвет в палитре RGB в графическом редакторе.
Программы:
редакторы Paint, Gimp.
4/4
Растровая и векторная графика.
Комбинированный урок
Растровая графика. Векторная графика. Графический редактор.
Групповая, индивидуальная
Знать виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.) уметь различать технические средства компьютерной графики.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы:
MS PowerPoint MS Word, графические редакторы Paint, Gimp, CorelDRAW.
5/5
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Комбинированный урок
Растровый и векторный графические редакторы. Набор инструментов.
Фронтальный опрос. Индивидуальное тестирование
Программы:
MS Word, графические редакторы Paint, Gimp, CorelDRAW.
6/6
Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Урок -практикум
Растровый графический редактор. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Проверка выполнения работы.
Программы:
графические редакторы Paint, Gimp.
7/7
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Комбинированный урок
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Индивидуальная работа. Проверка выполнения работы.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы:
MS PowerPoint MS Word, графические редакторы Paint, Gimp, CorelDRAW.
8/8
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.
Комбинированный урок
Форматы графических файлов.
Фронтальный опрос.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы:
MS PowerPoint MS Word, графические редакторы Paint, Gimp, CorelDRAW.
9/9
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».
Комбинированный урок
Анимация. GIF -анимация. Анимация. Flash-анимация.
Фронтальный опрос. Проверка выполнения работы.
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы:
MS PowerPoint, Gimp.
Тест «Графический редактор»
10/10
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации».
Комбинированный урок
Звуковая информация. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.
Фронтальная, индивидуальная
Иметь представление о кодировании звуковой информации.
Уметь записывать звуковые файлы различным качеством звучания.
ПК, мультимедийный проектор, колонки, наушники.
Презентация, звуковые файлы.
Программы: звуковой редактор
Audacity.
11/11
Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу».
Урок применения знаний и умений
Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео.
Фронтальная, парная
ПК, мультимедийный проектор, колонки, наушники.
Презентация, звуковые и фото файлы. Программы:
Windows Movie Maker.
12/12
Практическая работа №1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Урок -практикум
Захват и редактирование цифрового видео.
Индивидуальная, парная
Звуковые и видео файлы.
Программы:
Windows Movie Maker.
13/13
Решение задач по теме «Кодирование графической информации»
Урок применения знаний и умений
Задачи на нахождение видеопамяти, определение разрешающей способности экрана, кодировку цвета изображения, кодирование векторного изоб-ния
Фронтальная, парная, индивидуальная
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Программы: MS PowerPoint MS Word.
Разд. материал: карточки с задачами
14/14
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»
Контроль знаний и умений
Индивидуальная
Раздаточный материал: карточки с тестом и задачами по теме.
Кодирование и обработка текстовой информации - 11 ч
15/1
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».
Комбинированный
Кодирование и декодирование текстовой информации, различные кодировки знаков
Фронтальная, парная
ПК, мультимедийный проектор.
Презентация. Раздаточный материал:
таблицы кодировок;
карточки с заданиями.
16/2
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.
Комбинированный
Способы создания документов, параметры страницы, печать документов
Фронтальная, индивидуальная
ПК, мультимедийный проектор, презентация,
карточки-задания
17/3
Ввод и редактирование документа.
Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».
Урок изучения нового материала
Правописание, вставка формул, копирование, перемещение и удаление фрагментов
Фронтальная, парная
Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул;
Уметь набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, использую редактор формул.
ПК, мультимедийный проектор.
18/4
Форматирование документа, символов, абзацев. Практ. работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».
Систематизация знаний
Параметры форматирования символов и абзацев
Фронтальная, индивидуальная
Уметь задавать размеры полей, нумерацию страницы, колоктитулы, ориентацию страницы.
Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца.
ПК, мультимедийный проектор, презентация Программы: MS PowerPoint MS Word.
Раздаточный материал: карточки с задачами
19/5
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».
Комбинированный
Список, маркированный, нумерованный, шаблон, стиль
Фронтальная, парная, индивидуальная
Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенных списках)
Знать виды списков.
Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерированные списки; вида таблицы.
ПК, мультимедийный проектор, презентация
Программы:
MS PowerPoint MS Word.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
20/6
Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Комбинированный
Построение и форматирование таблиц
Фронтальная, парная, индивидуальная
Уметь включать таблицы в ТД; размещать в ячейках таблицы данные; модернизировать параметры таблицы (вставлять , удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину, высоту; объединять и разбивать ячейки), использовать границы и заливку для оформления внешнего
ПК, мультимедийный проектор, презентация
Программы:
MS PowerPoint, MS Word.
Раздаточный материал: карточки с заданиями и для ответов
21/7
Таблицы. Вставка диаграмм и графиков. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Комбинированный
Построение и форматирование таблиц
Фронтальная, парная, индивидуальная
Уметь включать в ТД графичеких объектов; размещать их; создавать и редакторовать, используя возможности встроенного графического редактора.
ПК, мультимедийный проектор, презентация
Программы:
MS PowerPoint, MS Word.
Раздаточный материал: карточки с заданиями и для ответов
22/8
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Урок изучения нового материала
Компьютерные словари, системы компьютерного перевода текстов. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы переводов текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документов.
Парная, индивидуальная
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.
Знать приёмы создания ТД с использованием вспомагательных программ - словарей и подготовка к печати.
Уметь переводить текст с использованием машинного перевода.
ПК.
Программы:
MS Word, словари Promt.
Раздаточный материал: карточки с заданиями
23/9
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Комбинированный
Системы оптического распознавания символов и форм
Фронтальная, парная, индивидуальная
Знать приёмы создания текста с использованием переферийного оборудования (сканера) и программных средств распознания изображения.
Уметь с помощью сканера получить изображение, провести распознание текста.
Уметь сохранить документ, вывести на печать.
ПК.
Программы:
MS Word, ABBYY FineReader.
Раздаточный материал: карточки с заданиями
24/10
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета
Контроль знаний и умений
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных нецифровых носителей. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат, ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста.
Проверка выполнения работы
Уметь оформлять текст в виде отчёта о работе, доклада, реферата, используя возможности текстового процессора.
ПК.
Программы:
MS Word, ABBYY FineReader.
25/11
Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
Контроль знаний и умений
Индивидуальная
ПК.
Программы:
MS Word.
Карточки с заданиями
Кодирование и обработка числовой информации - 9 ч
26/1
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Урок изучения нового материала
Позиционные и непозиционные системы счисления, свернутая и развернутая формы записи числа
Парная, индивидуальная
Знать способы представления числовой информации в различных СС
Знать особенности позитивных и непозитивных СС.
Уметь переводить чисела из одной системы счисления в другую и выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
ПК, мультимедийный проектор, презентация
Программы:
MS PowerPoint, MS Word, Калькулятор. Карточки-задания
27/2
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Урок изучения нового материала
Арифметические операции в позиционных системах счисления: сложение, вычитание, умножение, деление. Двоичное кодирование чисел.
Фронтальная, парная, индивидуальная
Уметь переводить числа из одной СС в другую
Выполнять арифмет. Вычисления в различных СС
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания
28/3
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
Комбинированный
Электронные таблицы, столбцы, строки, ячейки, рабочие листы, книги, диапазон ячеек, редактирование листов
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Знать: -что такое электронная таблица и табличный процессор;
-основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
уметь: -открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания/
Программы: МS Word, MS Excel
29/4
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Урок изучения нового материала
Числа, текст, формулы, относительные ссылки, абсолютные ссылки, смешанные ссылки
Фронтальная, парная
Знать основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания.
Программы: МS Word, MS Excel
30/5
Встроенные функции.
Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Урок изучения нового материала
Встроенные функции, суммирование, степенная функция, квадратный корень
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Уметь создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания.
Программы: МS Word, MS Excel
31/6
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».
Комбинированный
Типы диаграмм, диапазон данных, оформление диаграммы
Фронтальная, парная, индивидуальная
Знать графические возможности табличного процессора.
Уметь строить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания.
Программы: МS Word, MS Excel
32/7
Базы данных в электронных таблицах.
Комбинированный
Табличная форма представления баз данных, представление записей базы данных с помощью формы, СУБД
Групповая, индивидуальная
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания.
Программы: МS Word, MS Excel
33/8
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Урок изучения нового материала
Сортировка данных и записей в электронных таблицах, поиск данных в электронных таблицах
Парная, индивидуальная
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки-задания.
Программы: МS Word, MS Excel
34/9
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
Контроль знаний и умений
Индивидуальная
Уметь при решении задач на обработку числовой информации использовать возможности табличного процессора.
Карточки-задания
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 20 ч
35/1
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов.
36/2
Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.
Комбинированный урок
Блок-схемы алгоритмов. Языки программирования.
37/3
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Комбинированный урок
Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
38/4
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Тип переменной. Имя переменной. Присваивание переменным значений.
39/5
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
Комбинированный урок
Проект. Графический интерфейс проекта. Объекты. Событие. Обработчик события.
40/6
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Комбинированный урок
Проект. Графический интерфейс проекта. Объекты. Событие. Обработчик события.
41/7
Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
Урок -практикум
Проект. Графический интерфейс проекта. Объекты. Событие. Обработчик события.
42/8
Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».
Урок -практикум
Переменные различных типов.
43/9
Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор».
Урок -практикум
Арифметические выражения.
44/10
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».
Урок -практикум
Строковые выражения. Логические выражения.
45/11
Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».
Урок -практикум
Оператор цикла с предусловием.
46/12
Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».
Урок -практикум
Оператор ветвления.
47/13
Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».
Урок -практикум
Оператор выбора.
48/14
Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».
Урок -практикум
Оператор цикла с счетчиком.
49/15
Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».
Урок -практикум
Оператор цикла с предусловием.
50/16
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Урок применения знаний и умений
Область рисования. Графические методы.
51/17
Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».
Урок -практикум
Графические методы в объектно-ориентированном программировании.
52/18
Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».
Урок -практикум
Область рисования. Графические методы. Системы координат.
53/19
Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».
Урок -практикум
Создание анимации на языке программирования.
54/20
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Контроль знаний и умений
Тест «Алгоритмизация и объектноориенти
рованное программмирование»
Моделирование и формализация -8 ч
55/1
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Микро-, макро- и мегамир. Системы и элементы. Целостность системы. Свойства системы. Моделирование. Модель.
56/2
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей.
57/3
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Комбинированный урок
Описательная инф. модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов.
58/4
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»
Урок применения знаний и умений
Содержательная постановка физической задачи. Качественная описательная модель.
59/5
Приближенное решение уравнений.
Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»
Урок применения знаний и умений
Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели в электронных таблицах.
60/6
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»
Комбинированный урок
Экспертные системы.
61/7
Информационные модели управления объектами. Практическая работа №5.4. Проект «Модели систем управления»
Комбинированный урок
Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью.
62/8
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
Контроль знаний и умений
Информатизация общества (3 ч)
63/1
Информационное общество
Урок ознакомл. с нов. материалом
Информационное общество. Образовательные информационные ресурсы
64/2
Информационная культура
Урок ознакомл. с нов. материалом
Информационная культура. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
65/3
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Урок ознакомл. с нов. материалом
Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы развития ИКТ.
Повторение 5 ч.
66/1
Повторение. Обработка числовой информации
67/2
Повторение. Обработка графической информации.
68/3
Повторение. Обработка текстовой информации.
69/4
Итоговая контрольная работа.
Контроль знаний и умений
70/5
Анализ контрольной работы. Игра «Сто к одному»
5. Планируемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Контроль уровня обучения (пакет контрольно- измерительных материалов)
Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, зачет, тестирование, доклады, работа по карточкам.
6. Список литературы
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методический комплект:
-
Угринович Н.Д. Информатика-9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
-
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
-
Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
-
Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.
-
1september.ru
-
metodkopilka.ru
-
uchportal.ru
Программное обеспечение:
-
Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
-
Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
-
Операционная система - Windows XP, Linux.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор WеЬ-страниц.