Рабочая программа по информатике 8-9 кл

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г., примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009), методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Угриновича Н.Д. (Угри...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



Рассмотрена

на заседании ШМО

протокол № 1

«28» августа 2014 г.

Л.А. Волощук___________

Согласована

с заместителем директора

по УВР

Третьякова Н.А.___________

Утверждена

приказом № 103 от 01сентября 2014 г.


М.П.



Рабочая программа для 8-9 классов основной школы

по информатике и ИКТ







Составитель: М. В. Патрина

учитель информатики и ИКТ

МАОУ СОШ № 4













Тобольск, 2014

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г., примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009), методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает изучение информатики и ИКТ в объёме 1 часа в неделю в течение учебного года. На изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 34 часа, в том числе на проведение практических работ - 15 часов, на проведение контрольных работ - 3 часа. На изучение курса информатики и ИКТ в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год из федерального компонента.

Цели программы:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика и информационные технологии - предмет, необходимый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.

Основные содержательные линии:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Программой предполагается проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практикумы могут быть комплексными, в частности, выполнение одного проекта может включать себя выполнение одним учащимся нескольких практикумов, а также участие нескольких учащихся. Практикумы, где это возможно, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

К результатам обучения по данному предмету относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.

Место в учебном плане

Информатика изучается в 8-9 классах основной школы. Рекомендуется изучение информатики в 8-9 классах основной школы с общим количеством часов - 105. В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно выстраивание непрерывного курса информатики в 8-9 классах с общим количеством часов - 175.



II. Основное содержание учебного предмета

8 класс


Глава 1. Информация и информационные процессы 9 часов

1.1. Информация в природе, обществе и технике

1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе

1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.2. Знаковые системы

1.2.3. Кодирование информации

1.3. Количество информации

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1.3.2. Определение количества информации

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 11 часов

2.1. Программная обработка данных на компьютере

2.2. Устройство компьютера

2.2.1. Процессор и системная плата

2.2.2. Устройства ввода информации

2.2.3. Устройства вывода информации

2.2.4. Оперативная память

2.2.5. Долговременная память

2.3. Файлы и файловая система

2.3.1. Файл

2.3.2. Файловая система

2.3.3. Работа с файлами и дисками

2.4. Программное обеспечение компьютера

2.4.1. Операционная система

2.4.2. Прикладное программное обеспечение

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации

2.8.1. Правовая охрана информации

2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

2.8.3. Защита информации

Глава 3. Коммуникационные технологии 14 часов

3.1. Передача информации

3.2. Локальные компьютерные сети

3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.3.1. Состав Интернета

3.3.2. Адресация в Интернете

3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

3.4. Информационные ресурсы Интернета

3.4.1. Всемирная паутина

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

3.4.4. Общение в Интернете

3.4.5. Мобильный Интернет

3.4.6. Звук и видео в Интернете

3.5. Поиск информации в Интернете

3.6. Электронная коммерция в Интернете

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.7.1. Web-страницы и Web-сайты

3.7.2. Структура Web-страницы

3.7.3. Форматирование текста на Web-странице

3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы

3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах

3.7.6. Списки на Web-страницах

3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах

9 класс


Глава 1.Представление информации. Основы построения компьютера 8 часов

  1. Техника безопасности. Информация и данные. Двоичное кодирование информации

  2. Творческое задание по технике безопасности

  3. Двоичный алфавит. Двоичная система счисления

  4. Практическая работа по решению задач на перевод чисел в позиционных системах счисления

  5. Арифметические основы построения компьютера

  6. Практическая работа по решению задач на перевод чисел в позиционных системах счисления

  7. Логические основы построения компьютера

  8. Контрольная работа №1

Глава 2. Работа с базами данных 12 часов

2.1. Базы данных и системы управления базами данных

2.2. Знакомство с СУБД. Обучающая программа по работе с СУБД

2.3. Создание баз данных

2.4. Практическая работа на создание баз данных

2.5. Сортировка в базах данных

2.6. Практическая работа на сортировку данных

2.7. Поиск информации в базах данных

2.8. Практическая работа на поиск данных

2.9. Работа с базами данных в электронных таблицах

2.10. Выполнение индивидуального практического задания

2.11. Выполнение индивидуального практического задания

2.12. Контрольная работа №2

Глава 3.Коммуникационные технологии 20 часов

3.1. Передача информации. Компьютерные сети

3.2. Обучающая программа по работе с браузерами, обучение

3.3. Локальные компьютерные сети

3.4. Обучающая программа по работе с браузерами, обучение

3.5. Глобальные компьютерные сети. Интернет

3.6. Обучающая программа по работе с браузерами, контрольное тестирование

3.7. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина

3.8. Практическая работа с информационными ресурсами Интернета

3.9. Электронная почта. Общение в Интернете

3.10. Практическое задание на работу с электронной почтой

3.11. Поиск информации в Интернете

3.12. Практическое задание по поиску информации в Интернете

3.13. Основы языка HTML

3.14. Создание Web-страниц с помощью языка HTML

3.15. Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах

3.16. Создание Web-страниц с помощью редактора

3.17. Гиперссылки на Web-страницах

3.18. Создание индивидуального Web-сайта

3.19. Создание индивидуального Web-сайта

3.20. Защита индивидуальных проектов

Глава 4. Формализация и моделирование 6 часов

4.1. Модель, виды моделей. Моделирование как метод познания

4.2. Геометрическое моделирование

4.3. Этапы решения задач с помощью компьютера

4.4. Моделирование процессов

4.5. Характеристика основных этапов решения задач

4.6. Моделирование процессов

Глава 5. Алгоритмизация и основы программирования 18 часов

5.1. Алгоритмы, виды алгоритмов, способы записи

5.2. Среда программирования Pascal

5.3. Величины и их характеристики. Типы данных в Pascal

5.4. Составление простейших алгоритмов

5.5. Структура программы. Форматы операторов ввода и вывода данных

5.6. Алгоритмизация линейных процессов. Составление программ

5.7. Арифметические выражения. Математические функции

5.8. Решение задач. Составление программ

5.9. Алгоритм ветвления. Формат оператора условия

5.10. Алгоритмизация разветвляющихся процессов. Составление программ

5.11. Понятие цикла. Формат операторов цикла

5.12. Алгоритмизация циклических процессов. Составление программ

5.13. Работа со строковыми величинами

5.14. Решение задач. Составление программ

5.15. Работа с логическими величинами

5.16. Решение задач. Составление программ

5.17. Решение задач. Составление программ

5.18. Контрольная работа №3

Глава 6.Повторение 4 часа

6.1.Повторение

6.2. Повторение

6.3. Повторение

6.4. Итоговая контрольная работа


III. Требования к уровню подготовки оканчивающих среднюю школу

Учащийся должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


IV. Тематическое планирование (Приложение 1)

V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

· принтер (черно/белой печати, формата А4);

· проектор или телевизор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

· экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

· устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

· акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

· оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

· операционная система;

· файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

· почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

· браузер (в составе операционных систем или др.);

· мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

· антивирусная программа;

· программа-архиватор;

· программа-переводчик;

· система оптического распознавания текста;

· программа интерактивного общения;

· клавиатурный тренажер;

· виртуальные компьютерные лаборатории;

· интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;

· звуковой редактор;

· система автоматизированного проектирования;

· система программирования;

· система управления базами данных;

· геоинформационная система;

· редактор Web-страниц.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должны включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены в виде настенных полиграфических изданий и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.:БИНОМ, 2009.г

  4. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 298 с.: ил.

  5. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 5-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 205 с.: ил

  6. Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  7. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - М.:БИНОМ. лаборатория знаний, 2005. - 303 с.:ил.

  8. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс. « и А.Г. Гейна, А. и. Сенокосова., Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М. В. Кошелев. -2-е изд.,стереотип. - М.: Издательство «»Экзамен», 2009. - 222, с.( Серия «Учебно-методический комплект»)

  9. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе»;

  10. Практикум по информационным технологиям/ Н. Д.Угринович , Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с.:ил.

  11. Преподавание курса «информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. - 3-е изд.. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 182 с: ил..

  12. Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 8-9 классы. М.: ВАКО, 2006. - 400 с

  13. Шелепаева А. Х Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие : 8-9 классы - М.:ВАКО, 2005. -2888 с.

Календарно-тематический план по информатике для 8 «б» класса по Ф ГОС 2004г

Количество часов за год:

всего 34 часа

в неделю 1час

Плановых контрольных работ 3, самостоятельных работ 15

Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Н. Д. Угринович-6-е изд., испр. - М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.- 178 с.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания/

Предметные и метапредметные

Вид контроля

Д/з

Дата

план

факт

Информация и информационные процессы, 9ч



1

Информация. Информатика

0,5

Ознакомительный

Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Беседа

§ 1.1.1

4.09


Техника безопасности

0,5

Актуализация знаний

Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Зачет, подпись в журнале по ТБ

2

Информация в живой и в неживой природе

0,5

Объяснение нового материала.

Информационные процессы, свойства информации

Знать информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

Опрос

§ 1.1.2, 1.1.3

10.09


Правила набора текста

0,5

Практическая работа.

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац.

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку

Практическая работа

3

Информационные процессы в технике

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах

Опрос

§ 1.1.4, Стр. 126.

17.09


Правила набора текста«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

0,5

Практическая работа № 1.2

Применять правила набора текста

Практическая работа

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

Беседа

§ 1.2

24.09


Работа с фрагментами текста

0,5

Практическая работа

Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение

Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

Практическая работа

5

Знаковые системы

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Опрос

§ 1.2.2

1.10


Работа с фрагментами текста

0,5

Проверочная практическая работа

Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента.

Практическая работа

6

Кодирование информации

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Кодирование, длина кода, код

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода

§ 1.2.3

8.10


Работа с фрагментами текста

0,5

Практическая работа

Применять навыки копирование фрагмента при наборе длинных текстов

Практическая работа

7

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации

0,5

Объяснение нового материала. Решение задач

Количество информации,

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие

Опрос. Решение задач

§ 1.3.1

15.10


«Перевод единиц измерения количества информации»

0,5

Практическая работа № 1.1.

Практическая работа

8

Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

Повторение. Объяснение нового материала Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Алфавит. Мощность алфавита

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита.

Решение задач

§ 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7 (письменно§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10)

22.10


9

Контрольная работа № 1 «Количество информации»

1

тестирование

тест

12.11


Компьютер как универсальное устройство обработки информации, 11ч



10

Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

1

Объяснение нового материала

Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Опрос

§ 2.1, § 2.2,


19.11


11

Процессор и системная плата

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъмы.

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

тест

§ 2.2.1

§ 3.5.3

26.11


0,5

Практическая работа

Прайс-лист на процессоры и на системные платы

Определение характеристик процессора по прайс-листу.

Практическая работа

12

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

0,5

Повторение. Изучение нового материала

Устройства ввода Устройства вывода,, растр, пиксель, разрешающая способность

Понимать назначение устройств ввода, вывода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода информации

Опрос

§ 2.2.2, оформить таблицу§ 2.2.3, оформить схему

3.12


Установка разрешающей способности монитора. Определение разрешающей способности мыши.

0,5

Практическая работа № 2

Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения.

13

Внутренняя память компьютера Долговременная память

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

Опрос



§ 2.2.4
§ 2.2.5

Стр. 133



10.12


«Форматирование дискеты».

0,5

Практическая работа № 2.2

Компьютерный практикум

14

Файловая система

0,5

Объяснение нового материала

Файл, имя файла, расширение, Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (Одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

Опрос

§ 2.3.2
№ 2.8

17.12


Поиск файлов

0,5

Практическая работа

Поиск файлов и папок

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов.

15

Работа с файлами и дисками.

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска

Опрос

§ 2.3.3,

24.12


Работа с файлами с использованием файлового менеджера

0,5

Практическая работа № 2.1

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

Компьютерный практи-кум

Стр. 130

16

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

0,5

Объяснение нового материала

Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

Опрос

§ 2.4

Стр. 58-62

14.01


Правовая охрана программ и данных.

0,5

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Понимать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения

Опрос

§ 2.8.1, 2.8.2

Стр. 72-75




17

Графический интерфейс операционных систем и приложений

0,5

Объяснение нового материала. Практическая работа

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы

Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

Опрос

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

21.01


Установка даты и времени

0,5

Практическая работа 2.4

Компьютерный практикум.

Стр. 137

18

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.

0,5

Объяснение нового материала

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики - защиты от вирусов

Опрос

§ 2.7

Стр. 69-72

§ 2.8.3

Стр.76-78

28.01

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

0,5

Практическая работа № 2.5

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации

Демонстрация

Стр. 140

20

Контрольная работа № 2.

«Устройство компьютера»

1

Урок контроля


тест

§ 2.8.

Стр. 72-78

4.02


Коммуникационные технологии, 13 ч



21

Передача информации. Локальные компьютерные сети

0,5

Объяснение нового материала.

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети

Называть основную характеристику канала передачи информации - пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие

Решение задач

§ 3.1.

Стр. 80-81

11.02


Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

0,5

Практическая работа № 3.1

Совместное использование оборудования

Практическая работа

§ 3.2

Стр. 81-84

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных

1

Объяснение нового материала

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Протокол передачи данных, маршрутизация

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных

Региональная сеть, корпоративная сеть.

§ 3.3

Стр. 84-94

18.02

Подключение к Интернету.

«География» Интернета

Практическая работа № 3.2 Практическая работа № 3.3

Практическая работа

Стр. 144

Стр. 149

23

Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине».

Работа с электронной Web-почтой

1

Практическая работа № 3.4.

Практическая работа № 3.5

Адрес электронной почты

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет

§ 3.4

Стр. 94-100

Стр. 151

Стр. 155

25.02


24

Файловые архивы

0,5

Объяснение нового материала

Файловые архивы

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет

Опрос

§ 3.4

Стр. 100-102

4.03


Загрузка файлов из Интернета

0,5

Практическая работа № 3.6

Стр. 158

25

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

1

Объяснение нового материала

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет

Опрос

§ 3.4

Стр. 102-106

11.03


26

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете

0,5

Повторение. Объяснение нового материала

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет

§ 3.5

Стр. 107-110

18.03


Поиск информации в Интернете

0,5

Практическая работа № 3.7

Стр. 161

27

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы

1

Объяснение нового материала

Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка

Понимать назначение технологии WWW и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет

HTML, публикация Web-сайта

§ 3.7

Стр. 113 -117

8.04


28

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах

1

Обсуждение практической работы, объяснение нового материала

Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес

Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок

Практическая работа

§ 3.7.4, 3.7.5

Стр. 117-119

15.04


29

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах

1

Повторение. Объяснение нового материала

Бегущая строка

Использование интерактивных форм на Web-страницах

Опрос

§ 3.7.6, 3.7.7

Стр. 119-123

22.04


30-31

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

2

Практическая работа № 3.8

Разработка собственного сайта

Зачет. Практическая работа

Стр. 165, подготовиться к к/р


29.04

6.05


33

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

1

Урок контроля

тест

13.05


34

Повторение

1


20.05


Календарно-тематический план по информатике для 9 класса по ФГОС 2004г

Сокращения: УИНМ - урок изучения нового материала; УФНЗУН - урок формирования новых ЗУН; УОСЗУН - урок обобщения и систематизации ЗУН; УПЗ - урок проверки знаний; УПЗУН- урок применения знаний, умений, навыков

п/п

Дата

План/факт

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

Наглядные пособия

Программное обеспечение

Интернет-ресурсы

Домашнее задание

Тема: Представление информации. Основы построения компьютера

1



Техника безопасности. Информация и данные. Двоичное кодирование информации

УИНМ

Правила техники безопасности. Понятие информации. Двоичное представление информации

Презентация «Информация. Кодирование информации»

Правила перевода из одной системы счисления в другую

2



Творческое задание по технике безопасности

УПЗУН

Правила техники безопасности

Графические редакторы

Создать блок-схему «Правила поведения в компьютерном классе»

3



Двоичный алфавит. Двоичная система счисления

УИНМ

Понятие двоичного алфавита. Представление чисел в двоичной системе счисления

Презентация «Позиционные системы счисления»

Доработать презентацию

4



Практическая работа по решению задач на перевод чисел в позиционных системах счисления

УФНЗУН

Алгоритмы перевода чисел в позиционных системах счисления

Тестовые программы «Перевод в позиционных системах счисления»

Осуществить перевод чисел в позиционных системах счисления

5



Арифметические основы построения компьютера

УИНМ

Действия в двоичной системе счисления

Презентация «Действия в двоичной системе счисления»

Подготовить доклад

6



Практическая работа по решению задач на перевод чисел в позиционных системах счисления

УПЗУН

Алгоритмы перевода чисел в позиционных системах счисления

Тестовые программы «Перевод в позиционных системах счисления»

Выполнить вычисления в двоичной системе счисления

7



Логические основы построения компьютера

УИНМ

Понятие высказывания. Основные логические операции

Презентация «Основы логики»

Подготовиться к контрольной работе

8



Контрольная работа №1

УПЗ


Тема: Работа с базами данных

9



Базы данных и системы управления базами данных

УИНМ

Понятие базы данных. Виды БД Структурные элементы табличных БД. Типы данных

Презентация «Базы данных»

Выучить определения

10



Знакомство с СУБД. Обучающая программа по работе с СУБД

УФНЗУН

Особенности создания БД. Этапы создания БД

Обучающая программа «Изучаем Acsess»

Разработать модель БД

11



Создание баз данных

УИНМ

Этапы создания БД

Презентация «Создание баз данных»

Усложнить модель БД

12



Практическая работа над созданием базы данных

УФНЗУН

Этапы создания БД

Доработать БД

13



Сортировка в базах данных

УИНМ

Понятие сортировки данных. Организация сортировки данных в БД

Презентация «Сортировка в базах данных»

Разработать модель сортировки в БД

14



Практическая работа на сортировку данных

УФНЗУН

Способы сортировки данных в БД

Программы MS Acsess и OO Base

Доработать БД

15



Поиск информации в базах данных

УИНМ

Организация поиска в БД. Создание запросов

Презентация «Поиск в базах данных»

Разработать модель поиска в БД

16



Практическая работа на поиск данных

УФНЗУН

Создание запросов

Программы MS Acsess и OO Base


17



Работа с базами данных в электронных таблицах

УФНЗУН

Создание баз данных в электронных таблицах. Фильтрация данных. Сортировка данных

Программы MSExcel и OOCalc

Разработать модель БД

18



Выполнение индивидуального практического задания

УПЗУН

Создание и обработка БД

Программы MS Acsess и OO Base


19



Выполнение индивидуального практического задания

УПЗУН

Создание и обработка БД

Программы MS Acsess и OO Base

Подготовка к контрольной работе

20



Контрольная работа №2

УПЗ


Тема: Коммуникационные технологии

21



Передача информации. Компьютерные сети

УИНМ

Понятие компьютерных сетей. Виды КС. Аппаратные средства передачи информации

Презентация «Компьютерные сети»

Выучить определения

22



Обучающая программа по работе с браузерами

УФНЗУН

Способы работы с браузерами

Обучающая программа «Фобус»


23



Локальные компьютерные сети

УИНМ

Понятие локальной сети. Назначение ЛС, необходимое оборудование для ЛС

Презентация «Локальные компьютерные сети»

Подготовить доклад

24



Обучающая программа по работе с браузерами

УФНЗУН

Особенности работы с браузерами

Обучающая программа «Фобус»


25



Глобальные компьютерные сети. Интернет

УИНМ

Понятие глобальной сети. Особенности сети Интернет

Презентация «Глобальные компьютерные сети»

Выучить службы Интернета

26



Обучающая программа по работе с браузерами, контрольное тестирование

УПЗУН

Особенности работы с браузерами

Обучающая программа «Фобус»


27



Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина

УИНМ

Структура Интеренета. Назначение и возможности Всемирной паутины

Браузеры, поисковые системы Яндекс, Google, Mail

Подготовить доклад

28



Практическая работа с информационными ресурсами Интернета

УФНЗУН

Назначение и возможности Всемирной паутины

Браузеры, поисковые системы Яндекс, Google, Mail


29



Электронная почта. Общение в Интернете

УИНМ

Назначение и возможности электронной почты

Презентация «Электронная почта Общение в Интеренете»


30



Практическое задание по работе с электронной почтой

УФНЗУН

Назначение и возможности электронной почты

Почтовые серверы Яндекс, Google, Mail


31



Поиск информации в Интернете

УИНМ

Способы поиска информации в интернете

Презентация «Поиск информации в интернете»

Выучить правила создания запросов

32



Практическое задание на поиск информации в Интернете

УПЗУН

Способы поиска информации в интернете

Браузеры, поисковые системы Яндекс, Google, Mail


33



Основы языка HTML

УИНМ

Структура программы на языке HTML. Понятие тэга и атрибута

Презентация «Тэги языка HTML»

Выучить определения

34



Создание Web-страниц с помощью языка HTML

УФНЗУН

Тэги оформления структуры программы

Программа Блокнот

Выучить основные тэги

35



Форматирование текста и размещение графики на Web-страницах

УИНМ

Тэги атрибуты для форматирования текста на Web-страницах

Программы Блокнот и FrontPage

Выучить тэги форматирования текста и размещения графики

36



Создание Web-страниц с помощью редактора

УФНЗУН

Тэги а трибуты для форматирование текста на Web-страницах

Программа FrontPage

Разработать модель сайта по определенной теме

37



Гиперссылки на Web-страницах

УИНМ

Тэги а трибуты для создания гиперссылок на Web-страницах

Программы Блокнот и FrontPage

Выучить тэги размещения гиперссылок

38



Создание индивидуального Web-сайта

УПЗУН

Тэги а трибуты для создания Web-страниц

Программы Блокнот и FrontPage

Разработка сайта

39



Создание индивидуального Web-сайта

УПЗУН

Тэги а трибуты для создания Web-страниц

Программы Блокнот и FrontPage

Разработка сайта

40



Защита индивидуальных проектов

УПЗ

Тэги а трибуты для создания Web-страниц

Программы Блокнот и FrontPage


Тема: Формализация и моделирование

41



Модель, виды моделей. Моделирование как метод познания

УИНМ

Понятие модели, классификация моделей. Понятие моделирования. Примеры моделирования

Презентация «Модели. Виды моделей»

Выучить определения

42



Геометрическое моделирование

УФНЗУН

Использование компьютера для геометрического моделирования

Графические редакторы

Подготовить доклад

43



Этапы решения задач с помощью компьютера

УИНМ

Особенности моделирования процессов с помощью компьютера

Презентация «Этапы исследования моделей»

Выучить этапы решения задач

44



Моделирование процессов

УФНЗУН

Особенности моделирования процессов с помощью компьютера

Программы пакета MS Office

Разработать модель физического процесса

45



Характеристика основных этапов решения задач

УИНМ

Характеристика этапов решения задач на компьютере

Презентация «Этапы исследования моделей»

Подготовить доклад или презентацию

46



Моделирование процессов

УПЗУН

Особенности моделирования процессов с помощью компьютера

Программы пакета MSOffice, графические редакторы


Тема: Алгоритмизация и основы программирования (18 часов)

47



Алгоритмы, виды алгоритмов, способы записи

УИНМ

Понятие алгоритма. Классификация алгоритмов. Способы записи алгоритмов

Презентация «Алгоритмы»

Выучить определения

48



Среда программирования Pascal

УИНМ

Особенности создания программ в среде программирования Pascal.

Среда программирования FreePascal


49



Величины и их характеристики. Типы данных в Pascal

УИНМ

Понятие величины. Характеристики величин. Типизация данных в Pascal.

Презентация «Характеристики величин»

Решить задачу на характеристики величин

50



Составление простейших алгоритмов

УФНЗУН

Структура алгоритма. Алгоритмизация процессов

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

51



Структура программы. Форматы операторов ввода и вывода данных

УИНМ

Необходимые элементы программы. Запись операторов ввода и вывода данных.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

52



Алгоритмизация линейных процессов. Составление программ.

УФНЗУН

Составление линейных программ. Использование операторов ввода и вывода информации

Среда программирования FreePascal

Составить программу на использование команд ввода-вывода

53



Арифметические выражения. Математические функции

УИНМ

Запись арифметических выражений по правилам языка Pascal.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

54



Решение задач. Составление программ

УФНЗУН

Составление линейных программ. Правила записи операторов ввода и вывода информации, арифметических выражений

Среда программирования FreePascal

Составить программу на использование правил записи арифметических выражений

55



Алгоритм ветвления. Формат оператора условия

УИНМ

Понятие разветвляющегося алгоритма. Правила записи операторов ветвления

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

56



Алгоритмизация разветвляющихся процессов. Составление программ

УФНЗУН

Составление программ с использование операторов ветвления

Среда программирования FreePascal

Составить программу на использование оператора ветвления

57



Понятие цикла. Формат операторов цикла

УИНМ

Понятие циклического алгоритма. Правила записи операторов цикла

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

58



Алгоритмизация циклических процессов. Составление программ

УФНЗУН

Составление программ с использование операторов цикла

Среда программирования FreePascal

Составить программу на использование оператора цикла

59



Работа со строковыми величинами

УИНМ

Особенности обработки строковых величин.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

60



Решение задач. Составление программ

УФНЗУН

Составление программ на обработку строковых величин.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

61



Работа с логическими величинами

УИНМ

Особенности обработки логических величин.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

62



Решение задач. Составление программ

УПЗУН

Составление программ на обработку строковых величин.

Среда программирования FreePascal

Решение простейших задач

63



Решение задач. Составление программ

УПЗУН

Составление программ с использованием различных операторов

Среда программирования FreePascal

Подготовка к контрольной работе

64



Контрольная работа №3

УПЗ


Тема: Повторение

65



Повторение

УОСЗУН

Информация, действия с информацией

Демоверсия ГИА по информатике

Составление модели изученного раздела

66



Повторение

УОСЗУН

Обработка информации с помощью компьютера

Демоверсия ГИА по информатике

Составление модели изученного раздела

67



Повторение

УОСЗУН

Моделирование и алгоритмизация

Демоверсия ГИА по информатике

Подготовка к контрольной работе

68



Итоговая контрольная работа

УПЗ


9


© 2010-2022