Рабочая программа по информатике 2-4 класс Рудченко

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ №1897 17.12.2010г).

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  • Образовательной программы МБОУ СОШ № 3 г.Усолье-Сибирского

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 3 г.Усолье-Сибирского на 2014-2015 учебный год

  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика: Рабочая программа: 2-4 классы, 2011г.

  • На основе рабочей программы учителя Никоновой Светланы Игоревны, учителя информатики МБОУ СОШ №77, nsi15.jimdo.com/

  • Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 2 класс» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2012 год.

  • Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 3, часть 1» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2012 год.

  • Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 3-4 часть 2» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, издание-2; Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2013 год.

  • Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 4» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, 2-е издание; Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2013 год.

  • Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 3» учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.Л. Семёнова, 3-е издание; Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2014 год.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.


Общая характеристика курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Место курса в учебном плане

Информатика в курсе для 2 - 4 классов изучается по одному часу в неделю.

При изучении информатики во 2 - 4 классах и в 3 - 4 классах можно выделить на курс от одного до двух часов в неделю (как показано в вариантах примерного планирования).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • умения использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни;

  • умения анализировать объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование);

  • умения выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков;

  • умения описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.


Содержание курса


По содержанию материал курса делится на 4 части:

• 1 часть - «Информатика 1» посвящена знакомству с правилами игры (допустимыми действиями и основными объектами курса) и первому знакомству с цепочками и мешками;

• 2 часть - «Информатика 2» в основном посвящена изучению цепочек, мешков, таблиц и приложению этих объектов к решению практических и прикладных задач;

• 3 часть - «Информатика 3» в основном посвящена изучению деревьев и программированию простейшего исполнителя.

• 4 часть - «Информатика 4» посвящена математическим играм, применению деревьев к решению различных задач и обобщению всего изученного материала.

Возможно различное распределение часов по темам с учётом вариативности изучения курса. Оно может быть увеличено в рамках общего числа часов отведённых на курс каждого года обучения. Знаком * помечены те вопросы и темы, которые рассматриваются только при компьютерном варианте изучения курса.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов

в направлении личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

в метапредметном направлении:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;

  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

в предметном направлении:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

  1. владение базовым понятийным аппаратом:

    • знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

    • знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

    • знакомство с одномерной и двумерной таблицей;

    • формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

    • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

    • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

    • знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;

    • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры,

выигрышная стратегия;

  1. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

  • проведение полного перебора объектов;

  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;

  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

  • построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;

  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;

  • запись аудиовизуальной информации об объекте;

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

  • заполнение учебной базы данных;

  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).

Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).

Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

Правила игры

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения. Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка - использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

Учебно-тематический план

2 класс

Название раздела, темы

Количество часов

1

Области

1

2

Цепочка

6

3

Мешок

5

4

Язык

7

5

Основы логики высказываний

6

6

Основы теории алгоритмов

2

7

Математическое представление информации

2

8

Решение практических задач

5


Итого:

34


3 класс

Название раздела, темы

Количество часов

1

Цепочка.

4

2

Мешок.

5

3

Язык.

1

4

Робик, бусины.

7

5

Дерево.

8

6

Выравнивание.

2

7

Проекты.

5

8

Контрольные работы.

2

Итого

34

4 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Игры

8

2

Исполнитель Робик

3

3

Дерево вычисления

2

4

Деревья

7

5

Выигрышные стратегии

9

6

Язык

2

7

Проекты

3

Итого:

34



Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Оценка практических работ

Оценка «5»

· выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

· проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

· соблюдает правила техники безопасности;

· в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

· правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

• в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

• работа проводилась неправильно.

· если ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

  • если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

• допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

  • если ученик совсем не выполнил работу.




Учебно-тематическое планирование для курса 2-4 классы

2 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Результаты освоения

Вид контроля

дата

предметные

личностные

метапредметные


план

факт

1

Истинные и ложные утверждения

1

Знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр

Выделять, достраивать, строить цепочку соответствующую набору утверждений и их значений истинности

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


Рабочая тетрадь

01.09-04.09


2

Определяем истинность утверждений.

1

знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением;

знакомство с выражением, равенством, уравнением;

знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.);


-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;

- понимание роли информатики в жизни человека

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение работать с информацией, представленной в виде рисунка

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

-анализ информации;

-выполнение заданий с использованием рисунков;

уметь строить логическую цепь рассуждений;

-умение выполнять действия по заданному алгоритму

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения.

- умение слушать и быть внимательным

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- понимание причин успеха в учёбе.

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

- выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Рабочая тетрадь, опрос

07.-11.09


3

Считаем области.

1

Выделять на картинке области. Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания.


Рабочая тетрадь

14.-18.09


4

Проект «Снаружи и внутри»

1

знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение:

выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные;

выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим;переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели;переход от модели или текста задачи к ее символической модели;

Рабочая тетрадь

21.09-25.09


5

Слово.

1

Работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма


Рабочая тетрадь

28.09-02.9


6

Имена.

1

Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений

Рабочая тетрадь

08.-16.10


7

Все разные.

1

построение на клетчатой бумаге основных плоских фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников, ломаных;

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;


Рабочая тетрадь

19.-23.10


8

Отсчитываем бусины от конца цепочки

1

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;


Рабочая тетрадь

26.-30.10


9

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;


-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;

- понимание роли информатики в жизни человека

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- кодировать информацию в знаково-символической форме.

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения.

Рабочая тетрадь

02.-06.11


10

Проект «Разделяй и властвуй»

1

Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам.

Использовать по двум признакам трафареты для классификации


-развитие мотивов учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- кодировать информацию в знаково-символической форме.

- готовность слушать и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей ее достижения;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

Рабочая тетрадь

9.-13.11


11

Русская алфавитная цепочка.

1

Работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- понимание причин успеха в учёбе.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-умение работать с информацией, представленной в виде рисунка

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Рабочая тетрадь

16.-20.11


12

Раньше - позже.

1

Знакомится с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятие раньше/позже, в том силе, избегая ситуаций бессмысленностей утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов

Рабочая тетрадь

27.11-04.12


13

Раньше - позже.

1

Знакомится с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятие раньше/позже, в том силе, избегая ситуаций бессмысленностей утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;

- понимание роли информатики в жизни человека

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-умение работать с информацией, представленной в виде рисунка

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- кодировать информацию в знаково-символической форме.

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения.

Рабочая тетрадь

07.12-11-12


14

Словарь.

Подготовка к контрольной работе

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

Рабочая тетрадь

14.12-18.12


15

Контрольная работа 1.

1

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-умение работать с информацией, представленной в виде рисунка

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

-анализ информации;

-выполнение задания с использованием рисунков;

-самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности

- умение слушать и быть внимательным

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Контрольная работа

21.12-25.12


16

Анализ контрольных работ.

1

формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;


28.12-30.12


17

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим;

переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели;

переход от модели или текста задачи к ее символической модели;


- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- понимание причин успеха в учёбе.

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

- выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Рабочая тетрадь

11.1-15.01


18

Проект «Буквы и знаки в русском тексте».

1

построение на клетчатой бумаге основных плоских фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников, ломаных;

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;


Рабочая тетрадь

18.01-22.01


19

Мощность мешка.

Сложение мешков

1

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;


Рабочая тетрадь

25.01-29.01


20

Вместимость. Переливание.

1

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

Рабочая тетрадь

01.02-05.02


21

Мешок бусин цепочки.

1

знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр;


-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;

- понимание роли информатики в жизни человека

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- кодировать информацию в знаково-символической форме.

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- понимание причин успеха в учёбе.

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

- выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;


Рабочая тетрадь

08.02-12.02


22

Мешок бусин цепочки.

1

знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением;

знакомство с выражением, равенством, уравнением;

знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.);


Рабочая тетрадь

15.02-19.02


23

Латинский алфавит.

1

знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.);

знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

знакомство с одномерной и двумерной таблицей;


Рабочая тетрадь

22.09-26.02


24

Проект «Римские цифры».

1

формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;


Рабочая тетрадь

29.02-02.03


25

Разбиение мешка на части.

1

знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение:

выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные;


Рабочая тетрадь

09.03-11.03


26

Разбиение мешка на части.

1

выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим;

переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели;

переход от модели или текста задачи к ее символической модели;


Рабочая тетрадь

14.03-18-03


27

После и перед. Отсчитываем бусины от других бусин цепочки.

1

Рабочая тетрадь

21.03-25-03

28

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;


Рабочая тетрадь

28.03-01.04


29

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;


Рабочая тетрадь

04.04-08.04


30

Круговая цепочка. Календарь.

1

знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр;


Рабочая тетрадь

11-04-22.04


31

Проект «Календарь»

1

знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением;

знакомство с выражением, равенством, уравнением;

знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.);


Рабочая тетрадь

11.04-22.04


32

Подготовка к контрольной работе.

1

знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.);

знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

знакомство с одномерной и двумерной таблицей;


Рабочая тетрадь

25.04-29.04


33

Контрольная работа 2.

1

знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение:

выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные;


Контрольная работа

16.05-20.05


34

Анализ контрольной работы.

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;


Рабочая тетрадь

23.05-30.05








Учебно-тематическое планирование для курса 2-4 классы

3 класс

-

Наименование раздела. Тема урока

Кол-во часов

Результаты освоение

Вид котроля

дата

предметные

Метапредметные, личностные


план

факт

1

Цепочка цепочек.

1

Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения, использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение слушать и быть внимательным.

Умения работать с предложенной информацией.

Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Рабочая тетрадь

01.09-04.09

2

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с предложенной информацией. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Рабочая тетрадь

07.-11.09

3

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

Рабочая тетрадь

14.-18.09

4

Проект «Лексикографический порядок»

1

Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.

Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми. Использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

Рабочая тетрадь

21.09-25.09

5

Дерево. Следующие вершины листья.

1

Рабочая тетрадь

28.09-02.9

6

Контрольный урок.

1

08.-16.10

7-8

Дерево Предыдущие вершины.

2

Рабочая тетрадь

19.-30.10

9

Уровень вершины дерева.

Решение обязательных задач.

1

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Рабочая тетрадь

02.-06.11

10

Робик. Команды для Робика.

1

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с предложенной информацией. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Рабочая тетрадь

9.-13.11

11-12

Программа для Робика.

2

Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Рабочая тетрадь

16.-04.12

13-15

Перед каждой бусиной.

3

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Рабочая тетрадь

07,12-25.12

16

Контрольный урок.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/предыдущий», «раньше/позже».

Изготавливать телесную модель цепочки бусин - картонные бусины и нить (ось цепочки).

Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию.

Строить и достраивать числовую линейку.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).

Развитие мотивов учебной деятельности.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Рабочая тетрадь

28.12-30.12

17

Склеивание цепочек.

1

Развитие мотивов учебной деятельности.

Выполнение задания с использованием рисунков.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь свою;

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Развитие учебной мотивации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Рабочая тетрадь

11.1-15.01

18

«Склеивание цепочки цепочек».

1

Рабочая тетрадь

18.01-22.01

19

Решение задач.

1

Рабочая тетрадь

25.01-29.01

20

Путь дерева.

1

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах

Рабочая тетрадь

01.02-05.02

21-22

Все пути дерева.

2

Анализ информации, выполнение заданий с использованием рисунков.

Умение слушать и быть внимательными. Умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.

Развитие учебной мотивации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Рабочая тетрадь

08.02-19.02

23

Контрольный урок.

1

Рабочая тетрадь

22.09-26.02

24

Деревья потомков. Проект «Фамильное дерево»

1

Анализ информации, выполнение заданий с использованием рисунков.

Умение слушать и быть внимательным.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.

Развитие учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной среде.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Рабочая тетрадь

29.02-02.03

25-26

Робик. Конструкция повторения

2

Рабочая тетрадь

09.03-18.03

27

Склеивание мешков цепочек

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.

Рабочая тетрадь

21.03-25-03

28-29

Склеивание мешков цепочек. Решение обязательных задач.

2

Рабочая тетрадь

28,03-08.04

30

Таблица для склеивания мешков

1

Анализ информации, выполнение заданий с использованием рисунков.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Анализ информации.

Умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Умение слушать и быть внимательным.

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.

Развитие учебной мотивации.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности.

Рабочая тетрадь

11-04-22.04

31

Контрольная работа №4

1

11.04-22.04

32-34

Выравнивание решение дополнительных трудных задач.

3

Рабочая тетрадь

25.04-29.05


Итого

34



Учебно-тематическое планирование для курса 2-4 классы

4 класс

Номер урока


Название темы

Кол-во

часов

Результаты освоения

Вид контроля

Дата

предметные

Метапредметные, личностные

план

факт

1

Игра. Круговой турнир.

1

Уметь: работать в группах, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог, давать формальное описание правил игры, строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки - строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

01.09-04.09

2

Игра крестики-нолики.

1

07.09-11.09


3-5

Правила игры. Цепочка позиций.



3

14.09-03.10


6-7

Игра камешки.


2

08.10-18.10

8

Контрольный урок.

1

19.10.-24.10


9-10

Игра ползунок.


2

26,10-06.11

11-12

Игра сим.


2

16.11-27.11

13

Выигрышная стратегия.

Выигрышные и проигрышные позиции.


1

Уметь: оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

понимать причины успеха/неуспеха.

Знать: алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.

30.11-04.12


14

Контрольный урок.


1

07.12-11.12


15-16

Дерево игры.


2

14.12-28.12

17-18

Исследуем позиции на дереве игры.



2

11.01-29.01

19-21

Решение задач

3

01.02-20.02


22-23

Дерево вычислений.


2

Уметь: строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева - строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева - строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

24.02-04.03

24

Контрольная работа №3

1

14.03-19.03



25-26

Робик. Цепочка выполнения программы.



2

21.03-02.04


27-28

Дерево выполнения программ.



2

04-15,04

29-30

Дерево всех вариантов

2

18.04-30.04

31

Лингвистические задачи

1

Уметь: анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава; строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева; шифровать и расшифровывать сообщения.

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

02.05-06.05

32

Контрольный урок.

1

10.05-13.05

33

Шифрование.

1

16.05-21.05

34

Решение задач.

1

23.05-31.05


ИТОГО:

34




Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Браузер.

Перечень учебно-методического обеспечения

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса - компьютерного или бескомпьютерного. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником;

  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.

  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

При выборе компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше должны выполняться следующие требования:

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.

  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.

  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.

  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером под управлением ОС Linux, Windows, Мac ОS Х.

  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или OpenOffice, LibreOffice и др), с растровой графикой (например, Paint или Color Paint), с презентациями (например, PowerPoint или LibreOffice Impress).

  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (без засечек) (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).

  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.

  • В учебном классе по возможности должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.

  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

Список литературы


  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ №1897 17.12.2010г).

  2. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального звена общего образования.

  3. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

  4. Рабочая программа: 1-4 классы Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика:, 2011г.

  5. Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 2 класс» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2012 год.

  6. Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 3, часть 1» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2012 год.

  7. Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова «Информатика 3-4 часть 2» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Л. Семёнова, Москва «Просвещение» Институт новых технологий. 2012 год.

  8. Компьютерная составляющая: scholl.informatica.ru

  9. int-edu.ru/

  10. Методическая-копилка/рабочие-программы: nsi15.jimdo.com/

  11. school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26993 Школа России УМК



© 2010-2022