Рабочая учебная программа по информатике 5 класс

Рабочая учебная программа составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г. Данная авторская рабочая программа выбрана для реализации, так как программа может использоваться как обучающимися, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, п...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г.

Данная авторская рабочая программа выбрана для реализации, так как программа может использоваться как обучающимися, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для обучающихся.

Программа рассчитана 35 часов в год (1 час в неделю).

В соответствии с целью образовательного учреждения определены цели рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ в 5 классе»

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задача современной школы - обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научит каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случаев полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий школьников 5-6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В 5-6 классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания, обучающихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 10-20 минут).

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • тест;

  • творческая работа;

Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.


  1. Модуль «Теоретическая информатика» - 12 часов

Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык.

Темы для изучения:

  • Информатика и информация.

  • Многообразие форм представления информации.

  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

  • Кодирование информации.

  • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.

  1. Модуль «Средства информатизации» - 11 часов

Основные понятия: компьютер, процессор, носители информации, устройства ввода информации, устройства, вывода информации, файл, меню, окно, операционная система.

Темы для изучения:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.

  • Виды памяти в компьютере.

  • Информационные носители.

  • Файл, основные операции с файлами.

  • Программное обеспечение компьютера.

  • Назначение операционной системы.

  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

  1. Модуль «Информационные технологии» 12 - часов

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ

Темы для изучения:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции.

  • Графический редактор: назначение и основные функции.

  • Калькулятор и его возможности.

  • Мультимедийные технологии.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;

  • - виды информации и ее свойства;

  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);

  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;

  • - историю развития вычислительной техники;

  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;

  • - операционную Windows 95;

  • - операционную оболочку;

  • - приводить примеры информационных носителей;

  • - представление о способах кодирования информации;

  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • - запуск программы из меню Пуск;

  • - назначение основных элементов окна графического редактора;

  • - приемы создания и редактирования изображения;

  • - основные элементы текста;

  • - приемы редактирования и форматирования текста;

  • - проверку орфографии;

  • - технологию вставки различных объектов;

  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • - классифицировать информацию по видам;

  • - раскрывать свойства информации на примерах;

  • - представлять принципы кодирования информации;

  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;

  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • - соблюдать правила ТБ;

  • - различать устройства ввода и вывода;

  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;

  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;

  • - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);

  • - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;

  • - выделять элементы текста;

  • - проверять орфографию в документе;

  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;

  • - создавать простейшие анимации.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания обучающихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от обучающихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав обучающегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний обучающихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания обучаемого на сложных понятиях, явлениях, процессе.













Календарно-тематический план

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество



Контрольных

работ

лабораторных, практических работ

демонстрация

Автор учебника, год издания

Информатика

5

35

1

4

14


«Информатика и ИКТ» Босова Л. Л. , 2012.



Календарно-тематическое планирование

5 класс ( 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Компьютерный практикум

Дата



По плану

По факту

Теоретическая информатика - 12 часов

1

Введение.
Информация


01.09-05.09


2

Введение.
Информация

Работа с клавиатурным тренажером

08.09-12.09


3

Введение.
Действия с информацией

Работа 1. Знакомство с клавиатурой

15.09- 19.09


4

Хранение информации

Работа с клавиатурным тренажером

22.09-26.09


5

Носители информации

Работа с клавиатурным тренажером

29.09-03.10


6

Передача информации

Работа 2. Освоение мыши

06.10-10.10


7

Контрольная работа по теме:» Информация»

В мире кодов

Работа 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы

13.10-17.10


8

В мире кодов

Работа 4. Управление компьютером с помощью меню

20.10-24.10


9

В мире кодов

Работа 4. Управление компьютером с помощью меню

27.10-31.10


10

Способы кодирования информации

Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

10.11-14.11


11

Метод координат


17.11-21.11


12

Метод координат. Контрольная работа по теме» Кодирование информации»

Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор

24.11-28.11


Средства информатизации - 11 часов

13

Текстовая информация

Работа 6. Ввод текста

01.12-05.12


14

Текстовая информация

Работа 6. Ввод текста

08.12-12.12


15

Текстовая информация

Работа 7. Редактирование текста

15.12-19.12


16

Текстовая информация

Работа 7. Редактирование текста

22.12-26.12


17

Текстовая информация

Работа 8. Форматирование текста

12.01-16.01


18

Текстовая информация

Работа 8. Форматирование текста

19.01-23.01


19

Наглядные формы представления информации

Работа 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора

26.01-30.01


20

Наглядные формы представления информации

Работа 10. «Знакомимся с инструментами графического редактора»

02.02-06.02


21

Обработка информации

Работа 11.»Начинаем рисовать»

09.02-13.02


22

Изменение формы представления информации.

Работа 11. Пригласительный билет

16.02-20.02


23

Систематизация информации. Поиск информации

Работа 11. Пригласительный билет

23.02-27.02


Информационные технологии - 12 часов

24

Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации

Работа 12. Создание комбинированных документов

02.03-06.03


25

Получение новой информации.

Работа 13. Работа с фрагментами рисунка

09.03-13.03


26

Преобразование информации по заданным правилам


16.03-20.03


27

Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений

Работа 14. Анимация

01.04-03.04


28

Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений

Работа 14. Анимация

06.04-10.04


29

Получение новой информации. Разработка плана действий и его запись

Работа 14. Анимация

13.04-17.04


30

Контрольная работа по теме: Получение новой информации.

Работа 14. Анимация

20.04-24.04


31

Повторение главы I «Информация вокруг нас»

Работа 14. Анимация

27.04-01.05


32

Повторение главы I «Информация вокруг нас»


04.05-08.05


33

Итоговая контрольная работа


11.05-15.05


34

Резерв учебного времени


18.05-22.05


35

Резерв учебного времени


25.05-29.05























Список литературы

Учебники и методические пособия:

  1. Босова Л. Л. Информатика 5 класс - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.

  2. Авторская программа Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г.

  3. Увлекательная информатика 5-11 классы, Н.А.Владимирова - Волгоград,2013г.

  4. Информатика 5 -7 классы «Материалы к урокам» С.В.Сидорова - Волгоград,2010г.

  5. Азы информатики. Работаем с информацией. 5 класс А. Дуванов - Санкт - Петербург «БХВ- Петербург», 2004г.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютеры, ноутбук

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем

  5. Устройства вывода звуковой

  6. Сканер.

  7. Локальная вычислительная сеть.

VI. Программные средства.(CD-диски)

  1. Операционная система Windows ХР,7, Linux

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0, DrWeb

  3. Программа-архиватор WinRar, WinZip

  4. Клавиатурный тренажер

  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003,2010

  6. Программа NetOpShool

9


© 2010-2022