- Преподавателю
- Информатика
- РПД по дисциплине Свободное ПО
РПД по дисциплине Свободное ПО
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Джабагова С.С. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чеченский государственный педагогический институт»
___________ Физико-математический ___________
(факультет)
________ Информационных технологий и прикладной информатики___________
(кафедра)
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_____________ ___С-Э.С-М. Юшаев_____
«2»сентября 2014г.
рабочая программа
ДИСЦИПЛИНЫ «СВОБОДНОЕ ПО ЭВМ»___
нАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 44.03.05- Педагогическое образование ___
_Профиль «Математика» и «Информатика»
(наименование профиля, магистерской программы, специализации)
Квалификация (степень) выпускника
_______________академический_бакалавр____________
Грозный 2014
Разработчики РПД:
Ассистент Джабагова С.С.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
________________________________ _________________ ___________________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
Рецензирование РПД:
Отсутствует
Одобрена на заседании кафедры ______________________________________________ (протокол заседания № _1__от «_2_»_09__ 2014 г.).
Рецензент
_д.п.н., поофессор,ДГПУ _________ _________________ ___Сурхаев М.А,______
(должность, место работы, ученое
звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
«___»________20____г.
Согласовано с работодателями:
__МБОУ «Гимназия№2» г.Грозного____________ __________ Я.А.Даудова
(наименование предприятия, организации, (подпись) (И.О.Фамилия)
должность)
__МБОУ СОШ№2 с. Горагорск_____________ __________ __Бадиев С.М,______
(наименование предприятия, организации, (подпись) (И.О.Фамилия)
должность)
«___»________20 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины - обучение студентов основным компьютерным технологиям, необходимым для решения задач в среде открытых систем и свободного программного обеспечения.
По завершению освоения данной дисциплины студент должен обладать:
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
-способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);
- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
-готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
Задачами дисциплины являются:
- получение студентами базовых теоретических знаний и практических навыков их применения при работе с системным программным обеспечением;
- развитие интеллекта студентов, способности к логическому и аналитическому мышлению, способности выделять, обобщать и делать выводы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к дисциплине по выбору основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Математика и информатика» направления 44.03.01 «Педагогическое образование».
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Информатика», «Программное обеспечение ЭВМ».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-
состав и характеристики основных программных продуктов, относящихся к классам свободного программного обеспечения;
-
основные принципы организации пакетов прикладных программ, структуру и функции программных продуктов, способы управления процессами и ресурсами;
-
правовые основы использования свободного программного обеспечения;
-
критерии и методы оценки качества, надежности и эффективности свободного программного обеспечения;
-
базовые концепции функционирования CASE-систем
уметь:
-
осуществлять запуск и выполнять основные операции в программах, входящих в состав свободного программного обеспечения;
-
выполнять оформление математических текстов в программной среде текстовых процессоров; работать с прилодениями офисного пакета фирмы OpenOffice.org;
-
выполнять решение математических задач в специализированных программных средствах.
владеть:
-
теоретическими и практическими основами создания, функционирования и использования свободного программного обеспечения;
-
практическими навыками оценки качества и надежности СПО;
-
практическими навыками работы со специализированным математическим программным обеспечением
-
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Всего
часов/зач.ед.
семестры
8 семестр
Аудиторные занятия:
30/0,8.з.е.
30/0,8.з.е.
В том числе:
Лекции
15/0,4з.е.
15/0,4з.е.
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
15/0,4з.е.
15/0,4з.е.
Курсовой проект / курсовая работа
Расчетно-графические работы (РГР)
Самостоятельная работа
42/1,1 з.е.
42/1,1 з.е.
В том числе:
Реферат
20/0,5з.е.
20/0,5з.е.
Доклад
22/0,6з.е.
22/0,6з.е.
Коллоквиум
Вид отчетности (зачет, экзамен)
30/0,8.з.е.
30/0,8.з.е.
Общая трудоемкость дисциплины
ВСЕГО в часах
72ч
ВСЕГО в зач. единицах
2з.е.
-
Содержание разделов дисциплины
5.1.
№ п/п
Наименование дидактической единицы (раздел)
Содержание разделов
1
2
3
1
Операционная система типа LINUX
Общая характеристика операционных систем LINUX. Особенности архитектуры семейства ОС LINUX. Основные понятия системы LINUX. Функционирование системы LINUX. Файловая система. Структура файловой системы. Защита файлов. Основы работы в ОС LINUX. Доступ к системе LINUX. Файлы и каталоги. Работа с текстовыми файлами. Программы и процессы. Интерпретатор командного языка. Операционная система LINUX.
2
Системы обработки текстов
Системы обработки текстов. Элементы издательского дела. Текстовые процессоры. Издательские системы (Writer), применение программ в профессиональной деятельности. Текстовые документы: виды и отличия. Текстовые редакторы: виды, назначение, возможности. Таблицы символов. Шрифты, стили. Графика в текстовых документах. Таблицы. Макросы.
3
Табличные процессоры. Принципы организации
Табличные процессоры. Назначение. Основные возможности. Табличный процессор Calc. Содержимое ячеек. Построение и оформление таблицы. Использование формул. Решение прикладных задач с помощью Calc.
Использование формул, ссылок, создание графиков, диаграмм. Поиск в таблицах. Применение Calc для решения прикладных задач.
4
Базы данных и системы управления базами данных.
Базы данных и системы управления базами данных (СУБД). Основные функции СУБД.
СУБД Base. Создание таблиц. Поиск и сортировка информации. Возможности создания базы данных.
5
Графические редакторы
Системы машинной графики. Растровая, векторная и фрактальная графика. Деловая, инженерная и научная графика.
Графические редакторы. Принципы обработки изображений. Использование графики в профессиональной деятельности учителя.
6
Мультимедиа. Электронные презентации.
Знакомство с основными способами привлечения внимания аудитории. Функциональные возможности и особенности компьютерных презентаций. Технология разработки презентаций в Impress. Создание и художественное оформление слайдов. Переходы между слайдами. Вставка графики, схем, диаграмм. Эффекты анимации. Использование компьютерных презентаций в профессиональной деятельности учителя.
Принципы компьютерной обработки аудио- и видеозаписей
7
Педагогическое программное обеспечение
Виды и назначение педагогического программного обеспечения.
Обучающие программы по различным предметам в школе. Методы использования компьютерных программ на уроках в школе.
Контролирующие программы по различным предметам в школе.
Игровые компьютерные программы.
Возможности использования ресурсов сети Интернет для профессиональной деятельности.
8
Безопасность операционных систем.
Сохранность и защита программных систем. Интерфейсы и основные стандарты в области системного программного обеспечения.
Защита файлов. Средства анализа защищенности систем. Средства защиты информации в сети.
Средства защиты сетевых операционных систем.
-
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№ п/п
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Информатика
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
Программное обеспечение ЭВМ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Программирование
+
+
+
4
Архитектура ЭВМ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Информационные системы и технологии
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лекции
№ п/п
№ раздела дисциплины
Наименование лекции
Трудоемкость (час. /зач. ед.)
1.
1
Что такое свободное ПО?
2/0.05з.е.
2.
2
Фонд свободного программного обеспечения
2/0.05з.е.
3.
3
Проект Linux
2/0.05з.е.
4
4
Linux. Шаг за шагом...
2/0.05з.е.
5
5
Прочие проекты FOSS. Операционные системы
2/0.05з.е.
6
6
Прочие проекты FOSS. Системное программное обеспечение
2/0.05з.е.
7
7
Прочие проекты FOSS. Прикладное программное обеспечение
2/0.05з.е.
8
8
Тенденции и перспективы свободного и открытого ПО
1/0.03з.е.
итого
15/0,4з.е.
7. Практические работы
№ п/п
№ раздела дисциплины
Наименование раздела
дисциплины
Трудоемкость (час. /зач. ед.)
1
1
Тема 1. Знакомство с текстовым редактором OpenOffice.org Writer
1/0.03з.е.
2
2
Тема 2. Редактирование текста в редакторе Writer
1/0.03з.е.
3
3
Тема 3. Основы работы в OpenOffice.org Writer
1/0.03з.е.
4
4
Тема 4. Операции панели Форматирование
1/0.03з.е.
5
5
Тема 5. Работа с таблицами
1/0.03з.е.
6
6
Тема 6. Работа с колонтитулами. Вставка формул
1/0.03з.е.
7
7
Тема 7. Работа с табличным процессором OpenOffice.org Сalс
1/0.03з.е.
8
8
Тема 8. Редактирование информации в OpenOffice.org Сalс
1/0.03з.е.
9
9
Тема 9. Работа с функциями OpenOffice.org Сalс
1/0.03з.е.
10
10
Тема 10. Построение диаграмм в OpenOffice.org Сalс
1/0.03з.е.
11
11
Тема 11. Самостоятельная работа в Calc
1/0.03з.е.
12
12
Тема 12. Система управления базами данных OpenOffice.org Base
1/0.03з.е.
13
13
Тема 13. Обработка данных OpenOffice.org Base
1/0.03з.е.
14
14
Тема 14. Создание запросов в OpenOffice.org Base
1/0.03з.е.
15
15
Тема 15. Разработка форм и отчетов в OpenOffice.org Base
1/0.03з.е.
Итого
15/0,4з.е
8. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
№
п/п
Тематика самостоятельных работ
Трудоемкость
(час/з.е )
1
Операционная система типа LINUX
5,25/0,15з.е.
2
ОФИСНЫЙ ПАКЕТ OPENOFFICE.ORG
5,25/0,15з.е.
3
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТОВ
(OPENOFFICE.ORG WRITER)
5,25/0,15з.е.
4
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ТАБЛИЦ (OPENOFFICE.ORG CALC)
5,25/0,15з.е.
5
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ МАТЕРИАЛОВ (OPENOFFICE.ORG IMPRESS)
5,25/0,15з.е.
6
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (OPENOFFICE.ORG
BASE)
5,25/0,15з.е.
7
ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОФИСНЫМ ПАКЕТОМ OPENOFFICE.ORG
5,25/0,15з.е.
8
Педагогическое программное обеспечение
5,25/0,15з.е.
итого
42/1з.е.
9. Фонды оценочных средств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
(ЧГПИ)
ВОПРОСЫ ДЛЯ
текущих и итоговой аттестаций
по дисциплине «Свободное ПО ЭВМ»
(наименование дисциплины)
Тесты к 1-й текущей аттестации:
-
Перечислите стандартные компоненты рабочего окна Writer.
-
Какой командой производится вызов списка всех панелей инструментов?
-
Как устанавливаются поля и размер текстовой части страницы?
-
Как производится изменение размеров отображения документа?
-
Какие операции могут производиться при работе с текстом?
-
Как выделить в тексте блок с помощью мыши?
-
Как удалить выделенный участок текста?
-
Как отменить последнее действие?
-
Как снять выделение текста?
-
Как выделить в тексте блок с помощью клавиатуры?
-
Как скопировать фрагмент?
-
Как перенести фрагмент?
-
Как сохранить текст под новым именем?
-
Как в Writer вставить готовый рисунок?
-
Как в редакторе Writer создать рисунок из автофигур?
-
Как выполняется установка параметров страницы?
-
Как выполняется установка параметров печати текста и вывод на принтер?
-
Перечислите приемы редактирования текста.
-
Как установить маркированный или нумерованный список?
-
Как установить поля?
-
Как выбрать режим распечатки текста?
-
Как просмотреть текст перед печатью?
-
Как объединить строки?
-
Как установить шрифт для набора текста?
-
Какими способами можно строить таблицы?
-
Как можно разбить или объединить ячейки?
-
Как добавить в таблицу новую строку?
-
Как добавить новый столбец?
-
Как удалять строки и столбцы?
-
Как очистить таблицу (ячейку) от информации?
-
Как удалить таблицу?
-
Как вставить в документ колонтитулы? Для чего используются колонтитулы?
-
Как в документ вставить номера страниц, текущую дату и время?
-
Как в документ вставить фоновый рисунок? Какие еще возможности по оформлению документа дает Галерея?
-
Как вызвать редактор формул?
-
Как вставить в документ математическую формулу?
-
Как создать электронную таблицу - документ Calc?
-
Какие данные можно внести в активную ячейку?
-
Как формируется адрес ячейки электронной таблицы?
-
Как изменить ширину столбца электронной таблицы?
Тесты к 2-й текущей аттестации:
-
Как производится копирование информации в электронной таблице?
-
Что означает формула =product(b3:d3)?
-
Для чего используется Мастер функций?
-
Что такое диапазон (блок) ячеек?
-
Как защитить электронную таблицу от изменений?
-
Как снять защиту с листа электронной таблицы?
-
Как выполняется пошаговое перемещение активной клетки (АК)
-
Как скопировать число 5 из клетки D8 в блок клеток D8:F13?
-
Как вычислить произведение А5 и A6?
-
Как возвести число в какую либо степень?
-
Какая формула используется для извлечения квадратного корня?
-
Как внести в ячейку ЭТ число Пи? случайное число? системную дату?
-
По каким данным можно создать диаграмму?
-
Как начать построение диаграммы?
-
Какие виды диаграмм можно создавать в Calc?
-
Как редактировать диаграммы?
-
Как растянуть диаграмму?
-
Как переместить диаграмму?
-
Как построить круговую диаграмму с помощью Мастера диаграмм?
-
Как в ячейке написать текст в две строки?
-
Как выполнить выравнивание по горизонтали и вертикали в ячейках электронной таблицы?
-
Как настроить формат подписей данных в диаграмме?
-
Что такое запись в базе данных?
-
Что такое поле в базе данных?
-
Какие типы данных могут храниться в поле базы данных?
-
Какое расширение имени файла в OpenOffice.org Base?
-
Как произвести сортировку базы данных по алфавиту?
-
Как изменить структуру таблицы (базы данных)?
-
Как осуществить поиск записи по какому-либо признаку?
-
Как произвести поиск данных с помощью фильтра?
-
Для чего предназначены запросы?
-
Как создать простой запрос?
-
Для чего предназначены запросы с условиями?
-
Какие условия могут устанавливаться в запросах?
-
Как осуществить поиск записи по какому-либо признаку?
-
Как произвести поиск данных с помощью фильтра?
-
Для чего предназначены формы?
-
Для чего предназначены отчеты?
-
Как создать отчет?
-
Как задать внешний вид отчета?
Вопросы к экзамену
-
Перечислите стандартные компоненты рабочего окна Writer.
-
Какой командой производится вызов списка всех панелей инструментов?
-
Как устанавливаются поля и размер текстовой части страницы?
-
Как производится изменение размеров отображения документа?
-
Какие операции могут производиться при работе с текстом?
-
Как выделить в тексте блок с помощью мыши?
-
Как удалить выделенный участок текста?
-
Как отменить последнее действие?
-
Как снять выделение текста?
-
Как выделить в тексте блок с помощью клавиатуры?
-
Как скопировать фрагмент?
-
Как перенести фрагмент?
-
Как сохранить текст под новым именем?
-
Как в Writer вставить готовый рисунок?
-
Как в редакторе Writer создать рисунок из автофигур?
-
Как выполняется установка параметров страницы?
-
Как выполняется установка параметров печати текста и вывод на принтер?
-
Перечислите приемы редактирования текста.
-
Как установить маркированный или нумерованный список?
-
Как установить поля?
-
Как выбрать режим распечатки текста?
-
Как просмотреть текст перед печатью?
-
Как объединить строки?
-
Как установить шрифт для набора текста?
-
Какими способами можно строить таблицы?
-
Как можно разбить или объединить ячейки?
-
Как добавить в таблицу новую строку?
-
Как добавить новый столбец?
-
Как удалять строки и столбцы?
-
Как очистить таблицу (ячейку) от информации?
-
Как удалить таблицу?
-
Как вставить в документ колонтитулы? Для чего используются колонтитулы?
-
Как в документ вставить номера страниц, текущую дату и время?
-
Как в документ вставить фоновый рисунок? Какие еще возможности по оформлению документа дает Галерея?
-
Как вызвать редактор формул?
-
Как вставить в документ математическую формулу?
-
Как создать электронную таблицу - документ Calc?
-
Какие данные можно внести в активную ячейку?
-
Как формируется адрес ячейки электронной таблицы?
-
Как изменить ширину столбца электронной таблицы?
-
Как производится копирование информации в электронной таблице?
-
Что означает формула =product(b3:d3)?
-
Для чего используется Мастер функций?
-
Что такое диапазон (блок) ячеек?
-
Как защитить электронную таблицу от изменений?
-
Как снять защиту с листа электронной таблицы?
-
Как выполняется пошаговое перемещение активной клетки (АК)
-
Как скопировать число 5 из клетки D8 в блок клеток D8:F13?
-
Как вычислить произведение А5 и A6?
-
Как возвести число в какую либо степень?
-
Какая формула используется для извлечения квадратного корня?
-
Как внести в ячейку ЭТ число Пи? случайное число? системную дату?
-
По каким данным можно создать диаграмму?
-
Как начать построение диаграммы?
-
Какие виды диаграмм можно создавать в Calc?
-
Как редактировать диаграммы?
-
Как растянуть диаграмму?
-
Как переместить диаграмму?
-
Как построить круговую диаграмму с помощью Мастера диаграмм?
-
Как в ячейке написать текст в две строки?
-
Как выполнить выравнивание по горизонтали и вертикали в ячейках электронной таблицы?
-
Как настроить формат подписей данных в диаграмме?
-
Что такое запись в базе данных?
-
Что такое поле в базе данных?
-
Какие типы данных могут храниться в поле базы данных?
-
Какое расширение имени файла в OpenOffice.org Base?
-
Как произвести сортировку базы данных по алфавиту?
-
Как изменить структуру таблицы (базы данных)?
-
Как осуществить поиск записи по какому-либо признаку?
-
Как произвести поиск данных с помощью фильтра?
-
Для чего предназначены запросы?
-
Как создать простой запрос?
-
Для чего предназначены запросы с условиями?
-
Какие условия могут устанавливаться в запросах?
-
Как осуществить поиск записи по какому-либо признаку?
-
Как произвести поиск данных с помощью фильтра?
-
Для чего предназначены формы?
-
Для чего предназначены отчеты?
-
Как создать отчет?
-
Как задать внешний вид отчета?
Критерии оценки:
ВОПРОСЫ ДЛЯ 8
текущих и итоговой аттестаций 8
10. Распределение нагрузки дисциплины по видам работ
Наименование вида работ
Номер недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1 Аудиторные занятия:
- Лекции, номер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- Лабораторные занятия, номер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3 Формы рубежной аттестации
I аттестация - тест
КР
II аттестация - тест
КР
4 Самостоятельная работа:
- конспект
2
3
6
8
- Реферат
4
7
- Эссе
1
5
9
5 Форма итогового контроля - экзамен
экзамен
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Основная литература:
11.2. Дополнительная литература
11.3. Интернет-ресурсы
1. intuit.ru/department/network/baslocnet/
2. intuit.ru/department/network/internetprot/
3. intuit.ru/department/network/algoprotnet/
4. knigofund.ru
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
При изучении дисциплины «Свободное ПО ЭВМ» рекомендуется использовать:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- компьютерную технику (операционные системы MS Windows, Linux, виртуальную машину).
13. Лист регистрации изменений в РПД
№ изменения
Элемент РПД
Основание для внесения изменений
Подпись
Расшифровка
подписи
Дата введения изменений
заменённый
новый
аннулированный
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
12