Статья Развитие логического мышления на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие логического мышления на уроках информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь, мне кажется, необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Известно всем, для того, чтобы способность к мышлению развивалась, мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. В процессе их решения мыслительные способности улучшаются. Действительно, мышление учащегося проявляется в умении анализировать и синтезировать, сравнивать и находить закономерности, классифицировать, обобщать, рассуждать, конкретизировать…, т.е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

Для решения данной проблемы необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.

Необходимо:

  • научить школьников решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом;

  • создать ситуацию успеха, помочь обрести ребенку уверенность в его силах;

  • развить поисковую активность и сообразительность ребенка.

  • развивать умение проведения анализа действительности для построения информационно-логической модели;

  • вырабатывать умение устанавливать логическую (причинно-следственную) связь между отдельными понятиями;

  • совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся;

  • использование в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.

Процесс мышления динамичен и поддаётся тренировке, так же как и память. А использование на уроках упражнений на внимательность и тренировку памяти создаёт платформу для успешного обучения. Несколько примеров на тренировку внимания:

Предлагается за 1 секунду запомнить числа, затем сложить и сообщить сумму, но после сообщения результата ставится вопрос: «На каких фигурах были расположены числа?».

Предлагается в течении нескольких секунд запомнить геометрические фигуры, затем ответить на вопросы учителя: «Сколько фигур? Какого цвета ромб? Сколько фигур красного цвета?».

Предлагается в течении нескольких секунд запоминать расположение кругов на экране, затем располагать круги на столах, с обязательной проверкой после выполнения задания. В последующем можно уменьшать время запоминания расположения кругов.

Учащимся в течении некоторого времени демонстрируется таблица с различными предметами. Затем проводится опрос в виде вопросов типа: «Какой предмет располагается за данным? Какой предмет находится ниже (выше) заданного?»

Аналогичны примеры на нахождение последовательности предметов среди многих в таблице. Обоснованы и задания на нахождение закономерности чисел, букв, графических изображений, так как «в основе научного мышления лежит процесс нахождения причинно-следственных связей», ассоциации (по смежности, внешнему признаку и контрасту), задачи на обобщение.

Особую группу составляют задачи на нестандартное мышление. Например: «Два человека подошли к реке, у пустынного берега которой стояла лодка. Но на ней мог поместиться только один человек. Однако оба они переправились через реку и продолжили путь». Решением данной задачи является часто не замеченное, но возможное условие, что подойти они могли к разным берегам реки.

«.Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один - молоко, в другой - кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку смеси кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?»

Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден...

Примером задач на развитие пространственного мышления являются задания на построение предметов из линий, перекладывание палочек, добавление недостающих да получения заданного изображения.

«Построить из 6 линий 4 равносторонних треугольника со сторонами, равными длине линии».

Сколько квадратов содержит эта фигура? Сколько минимум палочек нужно убрать, чтобы получившаяся фигура не содержала ни одного квадрата?Статья Развитие логического мышления на уроках информатики

Статья Развитие логического мышления на уроках информатики

Фигура содержит 9 квадратов. Уберите четыре палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата (черные палочки перекладывать нельзя).

Решение тестовых задач даёт возможность обучающимся познакомиться и вникнуть в тип логических задач. Скорость решения задач можно увеличить соответствующей тренировкой. Можно использовать как задания «закрытые» с выбором одного правильного решения из нескольких, так и «открытые», где учащиеся должны сами найти правильный ответ. Статья Развитие логического мышления на уроках информатики

Прочитай текст сказки. Определи строчку, в которой картинки расставлены так, как происходят события в сказке.

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали они гнезда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. Вот как все в природе связано между собой! Теперь понял это старик и пошел скорее к сове прощение просить.

© 2010-2022