Урок «По страницам изученного материала»

Я предлагаю, Вам, уважаемые коллеги, урок обобщения и практического применения знаний по информатике для 9 класса «По страницам изученного материала»  Паскаль. Изучение языка программирования – важная составляющая курса информатики. Именно этот раздел вызывает затруднения у большинства учащихся и именно поэтому, достаточно актуален вопрос поиска новых форм и приемов обучения. Межпредметные связи: информатика – математика. План урока: 1.      Организационный момент. 2.      Роль программирования. 3.      Разминка «Алфавит». 4.      Своя игра. 5.      Практическая работа «Функция». 6.      Анкета. 7.      Итог урока. Для активизации деятельности провожу разминку «Алфавит».  Называю первую букву слова и зачитываю определение данного понятия, а ребята должны догадаться о каком понятии идет речь.При проведении «Своя игра» использую презентацию, состоящую из трех этапов. В практической части  учащиеся обращаются к одному из фундаментальных понятий математики – функции. Каждому из ребят предстоит составить программу для вычисления значения функции, график которой изображен на рисунке. В заключении подводим итог и выставляем оценки.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «По страницам изученного материала»


Паскаль



Нет ничего более деликатного и мимолетнего, чем начало, которое во многом определяет дальнейшее развитие знаний.

В. Кузнецов

Тип урока:

Урок получения новых знаний.

Цели урока:

образовательная:

  • Обобщить изученный в 9классе материал по теме;

  • Совершенствовать навыки составления разветвляющихся алгоритмов и программ на Паскале.

  • Формировать умение применять полученные знания к решению практических задач.

развивающая:

  • Развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать;

  • Развивать познавательную активность, творческие способности;

воспитывающая:

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету;

  • Воспитывать у учащихся самостоятельность и навыки групповой работы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Компьютеры, мультимедиа, презентация «Своя игра», распечатка графиков функций.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Разминка «Алфавит».

  3. Команда ветвления.

  4. Своя игра.

  5. Вычисление значения функции.

  6. Практическая работа «Функция».

  7. Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок мы начнем необычно, с задания. Внимание на экран.

Слайд 1.

Задание. Отгадайте фразу, обойдя поле ходом шахматного коня.


Д


П


О


О

Б

О


Р

Ж

О

А


Л


В

Т


А

Ь

- Добро Пожаловать в удивительный мир - мир программирования, на урок «Разветвляющие алгоритмы». Мы еще в самом начале пути. Но нет ничего более деликатного и мимолетнего, чем начало, которое во многом определяет дальнейшее развитие знаний.

Безусловно, на этом пути незаметно вкрадываются ошибки, причиняющие не мало хлопот. Но не стоит бояться, расстраиваться, сетовать на судьбу, немного внимания, знания материала - и у вас все получится.

Поэтому сегодня на уроке мы, прежде всего, остановимся на неудачных и не верных шагах в построении программ и на таком практически важном навыке, как умение читать и анализировать программы.

Слайд 2.

Блез Паскаль - известный математик, физик и философ, который известен,

в частности, тем, что создал первую в истории счётную механическую машину. И в честь которого назван язык программирования Паскаль

Никлаус Вирт. Великий ученый современности, профессор Высшей Политехнической школы ETH из Цюриха, создатель языков программирования Паскаль, Модула и Оберон.

Повторение и обобщение изученного материала.

I этап работы - Разминка. (Алфавит)


  1. Алгоритм - точное указание исполнителю последовательности действий для решения поставленной задачи.

  2. Блок-схема - графическое представление данных.

  3. Ветвление - команда, в которой та или иная серия команд выполняется после проверки условия.

  4. Горячие - определенное сочетание клавиш, необходимое для увеличения удобства и ускорения работы с компьютером.

  5. Дельфи - визуальная версия языка Паскаль.

  6. Евклид - алгоритм нахождения НОД называют алгоритмом…

  7. Заголовок - название, раскрывающее смысловое описание алгоритма.

  8. Идентификатор - имя, применяемое для обозначения программы, постоянной, переменных, функций и других объектов.

  9. Константа - постоянная величина, значение которой не меняется во время выполнения программы.

  10. Линейный - алгоритм, в котором все команды выполняются один раз и последовательно друг за другом.

  11. Меню - изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь может выбрать необходимый.

  12. Оператор - простейшее предложение языка программирования, которое может выполнить одно определенное законченное действие.

  13. Программа - запись алгоритма в виде последовательности инструкций, которая будет понята компьютером.

  14. Редактирование - изменение содержимого данных.

  15. Свойства - понятность, дискретность, результативность, массовость - это

  16. Тип - описание принимаемых значений величин.

  17. Умножение - один из знаков арифметических операций.

  18. Функция - зависимость переменной y от x, при которой каждому значению переменной x соответствует единственное значение переменной y.

  19. Число - грамматическая категория, указывающая на количество предметов.

  20. Шаг - каждое действие алгоритмического процесса.

  21. Экспоненциальная - форма представления записи числа

  22. Языки - Фортран, Алгол, Кобол, Бейсик, Си, Пролог, Ада, Паскаль и другие.

II этап работы - Команда ветвления.

Разветвляющие алгоритмы.

Раздаточный материал. Представление команды на алгоритмическом языке, в виде блок схемы, на языке Паскаль. Примеры. Составные условия.

Команда, в которой та или иная серия команд выполняется после проверки некоторого условия, называется командой ветвления.

Виды разветвляющего алгоритма.

Полная форма. Сокращенная форма.

Алгоритмический язык

Е

Если условие

то серия команд

всеУрок «По страницам изученного материала»сли условие

то серия команд 1

иначе серия команд 2

все


Блок схема - графическое представление данных


нет

даУрок «По страницам изученного материала»

нет

даУрок «По страницам изученного материала»

Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»

Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»

серия 1

серия 2

серия 1

Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»

Для организации программы с ветвлением в Паскале используется

условный оператор, который имеет вид (полная форма):

If условие then оператор1 else оператор2,

где условие - логическое выражение,

оператор1 - любой оператор Паскаля, кроме условного; этот оператор выполняется, когда условие истинно;

оператор2 - любой оператор Паскаля, включая и условный; этот оператор выполняется, когда условие ложно.

Например, If a>b then max:=a else max:=b;

Используется и сокращенная форма записи условного оператора:

Например, If a>=0 then a:=sqrt(a);

В условном операторе после then или после else можно помещать и не по одному оператору. В этом случае их необходимо объединить в составной оператор.

Составной оператор имеет вид:

beqin оператор1; оператор2;…; операторN end;

Например, If xthen beqin z:=x; x:=y; y:=z end;

Например, If x>y then beqin l:=2*x*y; m:= (x+y)/2 end; else beqin m:=2*x*y; l:= (x+y)/2; end;

Обратите внимание, что условие может быть и составным. Здесь может использоваться конъюнкция (связывается при помощи and), дизъюнкция (связывается при помощи or). В Паскале следует каждое из связываемых условий заключать в скобки.

Например, If (d1=0) or (d2=0) then writeln ('есть') else writeln ('нет');

Работа по блок схеме.( Устно)

  1. ДУрок «По страницам изученного материала»ана блок-схема алгоритма:

При входных данных в ответе получим:

Вариант

A

X

I

5

4

20; 9; 4; 5.

II

-5

-4

20; 9; -9; -1.

III

20

20

40; 400; 0;



III этап работы: «Своя игра»

Темы:

  1. Характеристика констант и переменных.

  2. Структура программы на Паскале.

  3. Ветвление (Работа в парах).

Прежде чем перейти к практической части урока вспомним основные этапы решения задач на компьютере.

Слайд. Упорядочите этапы решения задач.

- На каком этапе решения задачи происходит выявление логических и синтаксических ошибок? (При отладке)

Сегодня мы обратимся к одному из фундаментальных понятий математики - функции.

IV. Объяснение. Составить программу вычисления значения функции.

Но вначале на этапе анализа условия задачи необходимо определить функции и область определения функций на каждом из 3х участков графика.

Составьте программу вычисления значения функции, график которой изображен на рисунке

и исполните ее для значений аргумента 1) x = -3; 2) x = -1; 3) x = 5


Урок «По страницам изученного материала»

Урок «По страницам изученного материала»






Напоминаю, как по графику записать функции, и вместе с учащимися составляем программу, используя сокращенную форму команды ветвления.

V Практическая работа

Каждому из вас предстоит составить программу для вычисления значения функции, график которой изображен на рисунке.

Показать мне функцию для проверки и затем только преступить к написанию программы на компьютере.

Практическая работа.

Индивидуальная работа. Вариант 1 - 11

Составьте программу вычисления значения функции, график которой изображен на рисунке

Урок «По страницам изученного материала»

Урок «По страницам изученного материала»


Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»



Урок «По страницам изученного материала»Урок «По страницам изученного материала»


Наберите программу в среде редактора Pascal и исполните ее для заданных значений аргумента 1) x = -3; 2) x = 2; 3) x = 5

Показать выполненную работу преподавателю.

Итог урока.

Пусть сегодня мы не сделали крупное научное открытие, но помните, что в решении любой задачи присутствует крупица открытия.

Домашнее задание. Команда ветвления (теория). Составить программу решения квадратного уравнения. Составить программу нахождения наибольшего из трех чисел, используя составные условия.


© 2010-2022