Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики», Сквалецкая Т.Ю.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда"

Древняя восточная мудрость

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» и национальной инициативе «Наша новая школа» общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности.

Компетентностный подход в образовании можно определить как стратегическое направление развития всех компонентов системы обучения, имеющее практико-ориентированную направленность обучения с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей как универсальных способов учебной и социальной деятельности.

В понятии компетентности заложена новая идеология содержания образования, которая делает акцент на результат обучения, на способности человека действовать адекватно в различных ситуациях. Каждая ключевая компетентность - это комплекс умений и знаний, относящийся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек.

Установлено, что знания, умения, полученные в школе, оказываются невостребованными в жизни. В русле компетентностного подхода предполагается максимально разгрузить допредметное ядро содержания образования от знаний «про запас», переориентировать содержание на востребованные в жизни практико-ориентированные умения и универсальные виды деятельности.

Школа должна ориентироваться на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, формировать и развивать ключевые компетентности обучающихся.

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик.

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Виды УУД:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми ( планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебной действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

- из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

- из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепция как результат саоопределения;

- из ситуативно- познавательного и внеситуативно- познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

  • является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

  • не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

  • отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

  • возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

  • «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. В данной работе рассматривается применение учебно-методического комплекта авторов Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. для 3 и 4 класса на уроках информатики и ИКТ как способ формирования и развития универсальных учебных действий. Методический аппарат учебника-тетради, электронного учебника «Информатика и ИКТ» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования

  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения

  • широкую мотивационную основу учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рассмотрим УУД, которые формируются в рамках предмета «Информатика и ИКТ»

Личностные УУД

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

  2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

  3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

  4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

  6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

  8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

  3. отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  4. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

  5. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

  6. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Например, в 4 классе коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы успешно использую следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

- диалоги;

- работа в группах;

- игровые методики;

- информационные минутки;

- эвристический подход.

Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик - ученик", "ученик - учитель".

Известно, что успешность формирования любых знаний зависит, прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

через усвоение учащимися общественного смысла учения;

через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету. В 3,4 классах при делении учеников на группы для работы на компьютере учитываю пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый"' превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный" и т.п.

Развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре (учащиеся 3-4 классов работают за компьютером в парах, а иногда и по три человека. Умение договариваться позволяет учащимся создавать следующие работы:

Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Выполненные домашние индивидуальные работы выглядят следующим образом:

Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Хисамутдинова Юлия

Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Некоторые упражнения в рабочих тетрадях тоже рассчитаны на работу в парах, что дает возможность увеличить в несколько раз эффективность использования урочного времени: например, 4 класс, рабочая тетрадь №1, урок к параграфу 6, задание №11; рабочая тетрадь №2, урок к параграфу 16, задание №7

Обучение становится интересным, мотивированным, включающим ученика в коллективную работу, но при этом создавая условия для проявления собственных интеллектуальных и творческих способностей.

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

В методическом комплексе предусмотрена возможность проведения уроков - конкурсов, уроков - игр, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Примеры таких уроков:

- Игра «Информация и мы» (3 класс)

- «Повторение изученного материала. Игра «Действия с информацией» (3 класс)

- Игра - конкурс «Наш компьютер - верный друг» (4 класс)

- Игра «Найди клад» (4 класс)

Учащимся предлагаются задания в форме кроссвордов, связанных с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями.

Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

В соответствии с ФГОС на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса нашего образовательного учреждения будут сформированы коммуникативные универсальные учебные, в свете которых ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

© 2010-2022