Рабочая программа по информатике 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ

  2. Базовый уровень от 2004 г.

  3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

  4. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы. Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

II. Тематическое планирование занятий

по информатике и ИКТ в 10 классе


Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика


1. Введение. Структура информатики.

1

1


    2. Информация. Представление информации (§§1-2)

    3

    2

    1 (задания из раздела 1)

      Измерение информации (§§3-4)

      3

      2

      1 (№2.1)

        Введение в теорию систем (§§5-6)

        2

        1

        1 (задания из раздела 1)

          Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

          3

          2

          1 (задания из раздела 1)

            Обработка информации (§§9-10)

            3

            2

            1 (№2.2)

              Поиск данных (§§11)

              1

              1


                Защита информации (§§12)

                2

                1

                1 (№2.3)

                  Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

                  4

                  2

                  2 (№2.4, №2.5)

                    Алгоритм - модель деятельности (§§16)

                    2

                    1

                    1 (№2.6)

                      Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

                      4

                      2

                      2 (№2.7, №2.8)

                        Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

                        5

                        2

                        3 (№2.9, №2.10, №2.11)

                          Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

                          2

                          1

                          1 (№2.12)









                          Календарно-тематический план 10 класс (1 час в неделю)


                          урока


                          Тема урока

                          Домашнее задание

                          Сроки

                          План

                          Факт

                          Модуль №1. Информация и информационные процессы (9ч.)

                          1

                          Информация и ее свойства. Обмен информацией.

                          Введение, §1,2

                          2

                          Подходы к определению количества информации

                          §3, 4

                          3

                          Измерение информации. Кодирование информации.

                          §2, 3, 4

                          4

                          Языки и способы кодирования информации

                          §2, 3, 4

                          5

                          Информационные процессы: хранение и передача

                          §5, 6

                          6

                          Поиск информации.

                          §10, 11

                          7

                          Информационные процессы: обработка, защита, представление информации. Поиск информации.

                          §7, 8, 9, 12

                          8

                          Информационные процессы в различных системах.

                          Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20мин.)

                          §1-12

                          9

                          Защита информации. Информационные процессы

                          § 5-15


                          Модуль №2. Информационные модели. (13ч)

                          10

                          Информационное моделирование как метод познания

                          §13

                          11

                          Модели и их построение

                          §14

                          12

                          Моделирование и формализация.

                          §13, 14

                          13

                          Моделирование как процесс

                          §15, 36

                          14

                          Компьютерное моделирование

                          §15, 37

                          15

                          Исследование моделей: физических.

                          §15, 38

                          16

                          Структурирование данных. Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности.

                          §16, 39

                          17

                          Примеры моделирования процессов

                          §36-39

                          18

                          Исследование моделей: геоинформационные модели.

                          §36-39

                          19

                          Модель процесса управления

                          §36-39

                          20

                          Системы управления

                          §36-39

                          21

                          Информационные основы управления.

                          §36-39

                          22

                          Использование информационных моделей в деятельности человека. Контрольная работа по теме: «Информационные модели» (20 мин.)

                          §13-16, 36-39


                          Модуль №3 Информационные системы (5ч)

                          23

                          Базы данных и системы управления базами данных

                          §31

                          24

                          Информационные системы. СУБД: структура табличной базы данных.

                          §31

                          25

                          Реляционные базы данных

                          §31

                          26

                          Многотабличные базы данных.

                          Контрольная работа по теме: «Информационные системы»

                          §32,33

                          27

                          Информационные системы. СУБД: запросы.

                          §34,35


                          Модуль №4 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5ч)

                          28

                          Архитектура ПК

                          §17

                          29

                          Операционные системы и оболочки. Личное информационное пространство пользователя ПК

                          §18

                          30

                          Компьютер и программное обеспечение: стандартные и служебные приложения.

                          §17,18

                          31

                          Компьютер и программное обеспечение: тестирование ПК настройка BIOS.

                          §17,18

                          32

                          Компьютер и программное обеспечение.

                          §17,18

                          33-34

                          Резерв учебного времени


                          IV. Требования к усвоению учебного материала

                          Содержание учебного курса

                          10 класс

                          Тема 1. Введение. Структура информатики.

                          Учащиеся должны знать:

                          - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

                          - из каких частей состоит предметная область информатики

                          Тема 2. Информация. Представление информации

                          Учащиеся должны знать:

                          - три философские концепции информации

                          - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

                          - что такое язык представления информации; какие бывают языки

                          - понятия «кодирование» и «декодирование» информации

                          - понятия «шифрование», «дешифрование».

                          Тема 3. Измерение информации.

                          Учащиеся должны знать:

                          - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

                          - определение бита с алфавитнойт.з.

                          - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

                          - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

                          - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

                          - определение бита с позиции содержания сообщения

                          Учащиеся должны уметь:

                          - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

                          - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

                          - выполнять пересчет количества информации в разные единицы

                          Тема 4. Введение в теорию систем

                          Учащиеся должны знать:

                          - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

                          - основные свойства систем: целесообразность, целостность

                          - что такое «системный подход» в науке и практике

                          - чем отличаются естественные и искусственные системы

                          - какие типы связей действуют в системах

                          - роль информационных процессов в системах

                          - состав и структуру систем управления

                          Учащиеся должны уметь:

                          - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

                          - анализировать состав и структуру систем

                          - различать связи материальные и информационные.

                          Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

                          Учащиеся должны знать:

                          - историю развития носителей информации

                          - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

                          - модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

                          - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

                          - понятие «шум» и способы защиты от шума

                          Учащиеся должны уметь:

                          - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

                          - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

                          Тема 6. Обработка информации

                          Учащиеся должны знать:

                          - основные типы задач обработки информации

                          - понятие исполнителя обработки информации

                          - понятие алгоритма обработки информации

                          - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

                          - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

                          - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

                          Учащиеся должны уметь:

                          - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

                          Тема 7. Поиск данных

                          Учащиеся должны знать:

                          - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

                          - что такое «структура данных»; какие бывают структуры

                          - алгоритм последовательного поиска

                          - алгоритм поиска половинным делением

                          - что такое блочный поиск

                          - как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

                          Учащиеся должны уметь:

                          - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

                          - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

                          Тема 8. Защита информации

                          Учащиеся должны знать:

                          какая информация требует защиты

                          виды угроз для числовой информации

                          физические способы защиты информации

                          программные средства защиты информации

                          что такое криптография

                          что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

                          Учащиеся должны уметь:

                          - применять меры защиты личной информации на ПК

                          - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

                          Тема 9. Информационные модели и структуры данных

                          Учащиеся должны знать:

                          - определение модели

                          - что такое информационная модель

                          - этапы информационного моделирования на компьютере

                          - что такое граф, дерево, сеть

                          - структура таблицы; основные типы табличных моделей

                          - что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

                          Учащиеся должны уметь:

                          - ориентироваться в граф-моделях

                          - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

                          - строить табличные модели по вербальному описанию системы

                          Тема 10. Алгоритм - модель деятельности

                          Учащиеся должны знать:

                          - понятие алгоритмической модели

                          - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

                          - что такое трассировка алгоритма

                          Учащиеся должны уметь:

                          - строить алгоритмы управления учебными исполнителями

                          - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

                          Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

                          Учащиеся должны знать:

                          - архитектуру персонального компьютера

                          - что такое контроллер внешнего устройства ПК

                          - назначение шины

                          - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

                          - основные виды памяти ПК

                          - что такое системная плата, порты ввода-вывода

                          - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

                          - что такое программное обеспечение ПК

                          - структура ПО ПК

                          - прикладные программы и их назначение

                          - системное ПО; функции операционной системы

                          - что такое системы программирования

                          Учащиеся должны уметь:

                          - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

                          - соединять устройства ПК

                          - производить основные настройки БИОС

                          - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

                          Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

                          Учащиеся должны знать:

                          - основные принципы представления данных в памяти компьютера

                          - представление целых чисел

                          - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

                          - принципы представления вещественных чисел

                          - представление текста

                          - представление изображения; цветовые модели

                          - в чем различие растровой и векторной графики

                          - дискретное (цифровое) представление звука

                          Учащиеся должны уметь:

                          -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

                          - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

                          Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

                          Учащиеся должны знать:

                          - идею распараллеливания вычислений

                          - что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

                          - назначение и топологии локальных сетей

                          - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

                          - основные функции сетевой операционной системы

                          - историю возникновения и развития глобальных сетей

                          - что такое Интернет

                          - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

                          - способы организации связи в Интернете

                          - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

                          Оборудование, приборы, программные средства

                          • Компьютер,

                          • Проектор,

                          • Принтер,

                          • Устройства вывода звуковой информации,

                          • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь и др.),

                          • Операционная система WindowsXP, AltLinux,

                          • Текстовый редактор,

                          • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.),

                          • Антивирусная программа,

                          • Программа-архиватор,

                          • Браузер (входит в состав операционных систем или др.),

                          • Имитатор машины Поста.

                          V. Состав учебно-методического комплекта

                          по информатике и ИКТ для X класса

                          I. Основная литература

                          1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

                          2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

                          3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

                          4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

                          II. Дополнительная литература

                          1. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.

                          2. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

                          3. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. - М.: Эксмо, 2008.

                          4. Информатика.9-11 клас: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. - Волгоград: Учитель, 2008.

                          5. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

                          6. ЦОРы сети Интернет: metod-kopilka.ru, school-collection.edu.ru/catalog/, uchitel.moy.su/, openclass.ru/, it-n.ru/, pedsovet.su/, uchportal.ru/, zavuch.info/, window.edu.ru/, festival.1september.ru/, klyaksa.net и др.

                          III. Технические средства обучения.

                          1. Компьютер

                          2. Принтер

                          3. Модем

                          4. Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

                          5. Сканер.

                          6. Локальная сеть.

                          IV. Программные средства.

                          1. Операционная система Windows ХР.

                          2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

                          3. Программа-архиватор WinRar.

                          4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.

                          5. Программа-переводчик.

                          6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

                          7. Мультимедиа проигрыватель.

                          8. Система программирования TurboPascal.

                          9. Система тестирования ADSoft Tester.


                          © 2010-2022