- Преподавателю
- Информатика
- Проект Алгоритмы в сказках и пословицах
Проект Алгоритмы в сказках и пословицах
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cауляк Л.П. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Гимназия №1 Искитимского района», р.п. Линево
Фестиваль - конкурс ученических проектов
ПРОЕКТ
«Алгоритмы в сказках и пословицах»
Выполнили:
Спиркин Алексей, ученик 4А класса
Иванцова Вероника, ученица 4А класса
Проверили:
Сауляк Лидия Петровна,
учитель (информатики)
высшей квалификационной категории,
Шубина Ирина Викторовна,
учитель (информатики)
1 квалификационной категории
Искитимский район
2012
Оглавление
Введение 4
Алгоритм, его свойства и классификация 5
1.1. Как возникло понятие «алгоритм» 5
1.2. Свойства алгоритма 5
1.3. Классификация алгоритмов 6
2.Примеры алгоритмических конструкций в сказках и пословицах 7
2.1. Линейные алгоритмы 7
2.2. Алгоритм с ветвлением. 8
2.3. Циклический алгоритм 10
Заключение 11
Литература 12
В сказки двери отвори,
Алгоритмы в них найди.
Введение
На уроках информатики мы познакомились с понятием «алгоритм» и выяснили, что алгоритмы встречаются в повседневной жизни в инструкциях, рецептах, при решении математических задач. Мы решили выяснить, а встречаются ли алгоритмы в литературных произведениях.
Цель проекта - проанализировать русские народные сказки и пословицы и выяснить присутствуют ли в них алгоритмы.
Задачи:
-
Изучить понятие «алгоритм», свойства алгоритма, классификацию алгоритмов.
-
Выяснить присутствуют ли в сказках и пословицах алгоритмы.
-
Составить текстовое и графическое (блок-схема) описание алгоритмов к сказкам и пословицам.
-
Составить сборник сказок и пословиц, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.
Алгоритм, его свойства и классификация
1.1. Как возникло понятие «алгоритм»
Чтобы решить математическую задачу, приготовить суп, управлять машиной, надо знать, что для этого следует делать, как делать и в каком порядке, иными словами, надо знать и правильно исполнять алгоритм. Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени великого ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.
(Аль-Хорезми [имя] + Аритмос [число] → алгоритм)
Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления компьютера. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни. Мы встречаемся с ними каждый день, часто даже не задумываясь, что исполняем алгоритм.
1.2. Свойства алгоритма
Под алгоритмом понимается понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий, направленные на достижение указанной цели.
Свойства алгоритма:
-
Массовость, алгоритм должен быть предназначен для решения целого класса задач, а не одной конкретной задачи.
-
Дискретность - разбиение алгоритма на элементарные (простые) действия.
-
Конечность - иметь конечное число команд-инструкций, то есть заранее известное и четко определенное.
-
Понятность - быть понятным исполнителю, чтобы он мог понять и исполнить всю последовательность команд.
-
Результативность, то есть, исполняя алгоритм, исполнитель получит заранее ожидаемый результат.
Исполнение последовательности шагов-команд всегда приведет к желаемому результату, если эта последовательность обладает всеми свойствами алгоритма.
За последние два-три тысячелетия люди накопили много разных алгоритмов. Это бесценное богатство человечества. Например, известны алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Известны алгоритмы определения площади геометрических фигур. Специалисты знают разные алгоритмы: как правильно собрать шкаф, как починить кран, как найти площадь круга, как построить теплый дом с непромокаемой крышей, как построить корабль или самолет. Например, чтобы построить дом, надо иметь нужные чертежи, оборудование и строительные материалы, но главное - необходимые инструкции, то есть алгоритм действий.
1.3. Классификация алгоритмов
По способу записи различают алгоритмы
-
словесные,
-
табличные,
-
графические
-
записанные на алгоритмическом языке (программы).
Для словесного представления алгоритма используется естественный язык, примером словесного алгоритма могут быть любые инструкции, рецепты, правила.
С табличным способом представления алгоритма мы сталкиваемся в расчетных книжках при плате за квартиру, в бухгалтерских ведомостях, в таблицах инженерных расчетов.
Графический способ представления алгоритма - это блок-схема, этот способ является наиболее наглядным, для человека.
Программа - изложение алгоритма специально для ЭВМ в понятных ей символах, словах и командах, записана на языке программирования.
По последовательности исполнения действий различают алгоритмы линейные, циклические и с ветвлением.
Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.
Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: «Да» и «Нет».
Циклический алгоритм содержит повторение одной или нескольких команд с заданным количеством повторов или в зависимости от некоторого условия.
-
Примеры алгоритмических конструкций в сказках и пословицах
Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека.
-
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.
-
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
-
Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней.
-
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.
-
Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила.
Далее мы рассмотрим примеры алгоритмов в русских народных сказках, пословицах и песнях.
2.1. Линейные алгоритмы
Русская народная сказка «Курочка ряба»
Словесное описание
Блок-схема
Начало
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое, золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут.
Курочка кудахчет.
Конец
2.2. Алгоритм с ветвлением.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Эпизод с печкой.
Словесное описание
Блок-схема
Полная форма ветвления
Начало
Девочка просит печку помочь.
Если съешь моего пирожка,
то помогу,
иначе не помогу
Конец
Пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Сокращенная форма ветвления
Начало
если любишь кататься,
то люби и саночки возить
Конец
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Сложная форма ветвления
2.3. Циклический алгоритм
Русская народная сказка «Колобок»
Словесное описание
Блок-схема
Начало
Убежал колобок от деда и бабки.
НЦ
катится колобок по дорожке, а навстречу ему зверь.
Если зверь лиса,
то колобок поет песенку,
иначе колобок поет песенку два раза
лиса съедает колобка
КЦ
Конец
Пословица «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»
Заключение
Работая над данным проектом, мы выяснили, что сюжет русских народных сказок содержит разные структуры алгоритмов, что по многим пословицам можно построить соответствующую блок-схему. Мы расширили свои знания по теме «Алгоритмы», познакомились с еще одним видом алгоритмов - циклическим, научились стоить блок-схемы. Составили сборник сказок и пословиц, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.
Литература
-
Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010г.
-
Книга для чтения в детском саду от 2 до 5 лет/ Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: «Планета детства», 1999г.
-
Сказки, пословицы, загадки. - М.: Детская литература, 1989г.
-
Русские народные сказки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990г.
Приложение
Русская народная сказка «Репка»