Информация в памяти компьютера. Система счисления

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике в 6 классе

Тема: «Информация в памяти компьютера. Система счисления»

Цель урока. Создание условий для формирования у учащихся УУД.

Личностных:

- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметных:

- умение находить понятия, создавать обобщения и делать выводы;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- развитие ИКТ- компетенции.

Предметных:

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: устройство компьютера;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

- развитие умений использования компьютерных устройств.

Задачи урока:

Обучающие:

- знать назначение информационных носителей;

- уметь классифицировать носители информации;

- дать понятие системам счисления.

Развивающие:

- развивать мышление, внимание, познавательный интерес, коммуникативную культуру, учебно-познавательную компетенцию;

Воспитательные:

- формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия:

ПМК к учебнику «Азы информатики» А.А.Дуванова

Используемая методическая литература:

Л.Л.Босова Информатика, 6 класс

Используемое оборудование:

- компьютерный класс, с установленным ПМК

- проектор

Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления.

Задачи урока:

- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере,
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, , дисциплинированности.
- развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.

Оборудование: доска, проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения объяснительно-иллюстративный.

Основные понятия: носитель информации, память ПК,кодирование, декодирование, система счисления, позиционные, непозиционные.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (3 мин)
III. Изучение нового материала (22 мин)

IV. Физкультминутка (1мин)
V. Закрепление изученного материала. (12 мин)

VI. Рефлексия (3 мин)
VII. Постановка Д/з (1 мин)
VIII. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Выполняют тест «Устройства компьютера»
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр - 0 и 1.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit - двоичный знак).
III. Изучение нового материала.

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса:

Кодирование - преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Декодирование - преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.
С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде проследовательность нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

0 - отсутствие электрического сигнала;

1 - наличие электрического сигнала.
Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования - длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

Вам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое может находится только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено. Конечно же, это хорошо знакомый всем выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. В результате после ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. И в основу представления чисел в компьютере была положена именно двоичная система счисления.
Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.
Рассмотрим основные способы двоичного кодирования информации в компьютере.
Представление чисел.

Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.

Система счисления - совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

Все системы счисления делятся на две большие группы: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ.
Позиционные - количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Непозиционные - количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).

Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.

MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998

Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!

В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления.

В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.
Информация в памяти компьютера. Система счисления
Двоичное кодирование текстовой информации
Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).

Для кодирования одного символа требуется один байт информации.
Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28=256)

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).
Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) - Американский стандартный код для информационного обмена.

Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.

В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).
В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.

Таблица стандартной части ASCII

Информация в памяти компьютера. Система счисления


Таблица расширенного кода ASCII

Информация в памяти компьютера. Система счисления

Обратите внимание!

Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух случаях - при вводе-выводе и когда они встречаются в тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код.

Возьмем число 57.

При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это - 00110101 00110111.

При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим - 00111001.
Кодирование графической информации

Информация в памяти компьютера. Система счисления

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами - как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая - либо 1, либо 0).

Для четырех цветного - 2 бита.

Для 8 цветов необходимо - 3 бита.

Для 16 цветов - 4 бита.

Для 256 цветов - 8 бит (1 байт).
Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB.

Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.

4 294 967 296 цветов (True Color) - 32 бита (4 байта).
Кодирование векторных изображений.

Информация в памяти компьютера. Система счисления

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды.

Вопросы и задания для закрепления:

· Закодируйте с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер класса.
· В чем достоинство и недостаток кодирования, применяемого в компьютерах?
· Чем отличаются растровые и векторные изображения?
· В чем суть кодирования графической информации?
· На листе в клеточку нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.
· Запись количества предметов в разных системах счисления. см. презентацию к уроку.

IV. Физкультминутка


V. Закрепление изученного материала
На этом занятии мы поработаем с программами «Internet Explorer» и «Калькулятор».
Запустите программу Internet Explorer - это программа для просмотра web-страниц, По-умолчанию загрузится страница с классного сервера (адрес которого server). Теперь давайте попробуем изменить кодировку для отображения web-страницы и посмотрим что будет. Для изменения кодировки выберете команду «Вид→Кодировка→(какая-то кодировка)». Вы заметили как важно использовать правильную кодировку для отображения web-страниц.
Чтобы включить автовыбор кодировки:В меню Вид Internet Explorer выберите пункт Кодировка, а затем убедитесь, что установлена галочка Автовыбор. Если галочка отсутствует, установите ее.
Если функция автовыбора не может правильно распознать языковую кодировку, можно установить нужную кодировку вручную.
Теперь запустите программу Калькулятор. Данная программа предназначена для выполнения тех же действий, что и обычный калькулятор. Она выполняет основные арифметические действия, такие, как сложение и вычитание, а также функции инженерного калькулятора, например нахождение логарифмов и факториалов.

Чтобы преобразовать число в другую систему счисления:

1. В меню Вид выберите команду Инженерный.

2. Введите число для преобразования.

3. Выберите систему счисления, в которую его требуется преобразовать.

4. Выберите необходимую разрядность результата.

Теперь используя эту программу преобразуйте числа из одной системы счисления в другую.

310=?2
1010=?2
22610=?2
100012 = ?8
248=?16
FF16==?2= ?8 = ?10

VI. Рефлексия . Вопросы к обучающимся:

  1. Что Вы нового для себя узнали сегодня на уроке?

  2. Чему Вы научились?

  3. Какие задания оказались для Вас легче (тяжелее)?

  4. С каким чувством Вы заканчиваете урок?

  5. Интересно ли Вам было сегодня на уроке? (что Вас утомило, взбодрило)

На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация.

Так же мы научились устанавливать кодировку в программе Internet Explorer для корректного отображения web-страниц, а с помощью программы Калькулятор преобразовывать числа из одной системы счисления в другую.


VII. Постановка Д/з.

Знать, что такое информация, способы кодирования информации, системы счисления. Составить таблицу для преобразования чисел из десятичную в троичную и четверичную системы счисления (от 010 до25).

VIII. Подведение итогов урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.


9


© 2010-2022