- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа для 6 класса по учебнику Босовой Л. Л
Рабочая программа для 6 класса по учебнику Босовой Л. Л
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Л.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
имени Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от ___ сентября 2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 42
______________ Дзагурова Ф.О.
Приказ №
от ___ сентября 2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
для учащихся в 6 классах
Учитель:Алексеева Л.В.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования, а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цели и задачи курса.
Цели:
-
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
-
изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи, в соответствии с ФГОС:
Данная учебная программа направлена на достижение следующих задач:
-
Овладение учащимися умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, различать виды информационных процессов, определять информационный объем текста, переводить количество информации из одних единиц в другие;
-
Изучение учащимися основных компонентов компьютера, научить комплектовать основные и периферийные устройства ПК ;
-
Овладение учащимися навыками обработки текстовой информации, сохранять, загружать и выводить текст на печать, уметь настраивать параметры печати;
-
Изучение учащимися технологии обработки графической информации, познакомить с графическим редактором Paint: научить запускать и завершать работу в графическом редакторе, загружать и сохранять рисунки (различать и знать особенности растровой и векторной графики, понимать сущность различных форматов графических файлов), создавать изображения и производить над ними различные операции (создавать, копировать, вставлять, сохранять);
-
Формирование у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний; проверка адекватности модели объекту и цели моделирования;
-
Формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
Создание условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Учебный план МБОУ СОШ№42 на 2015 - 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для 6 класса - 34 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю, 4 контрольных работ.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, практические работы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, работа по карточке, итоговая работа.
В ходе реализации программы Информатика и ИКТ 6 применяются современные педагогические технологии.
Технологии развивающего обучения- нацелена на развитие творческих способностей учащихся.
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Эта технология включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д.
Здоровьесберегающие технологии - Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, рациональная организация труда учителя и учеников, создание комфортного психологического климата. соблюдение СанПиН и правил охраны труда, чередование различных видов деятельности на уроке. Данная программа учитывает гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в школе. Приобщение детей к компьютеру начинается с обучения правилам безопасного пользования. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках в программе учитываются физические пятиминутки для глаз и общего расслабления мышц.
Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимися.
В преподавании информатики в 6 классе должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.
Объяснительно-иллюстративный метод ( иллюстрация, демонстрация наглядных пособий (комплект плакатов по информатике для основной школы), презентаций используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. При работе с текстовой ,графической, учащимся дается образец упражнений и за ним следует самостоятельная работа учащихся.
Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
Проблемный метод (проблемные вопросы, ситуации) используется при работе с графической информацией в 6 классе.
Практические методы - устные и письменные упражнения, практические и лабораторные работы за ПК.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
знать/понимать
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
-
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
иметь представление о назначении и области применения моделей;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
-
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
-
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
-
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
-
создавать с помощью Мастера диаграммы.
уметь
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
-
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
-
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
-
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
-
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
-
определять назначение файла по его расширению;
-
выполнять основные операции с файлами;
-
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
-
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты -
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
-
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений.
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
понимание смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение», информативно или нет некоторое сообщение;
-
представление об алгоритмах, приводить примеры;
-
представление об исполнителях и системе команд исполнителя;
-
умение пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
-
выполнение основные операции с файлами, назначение файла;
-
умение применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
-
умение применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях - «информация», и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления.
Содержание рабочей программы
№
Название раздела
Количество часов
Формы контроля
Техника безопасности и санитарные нормы
1
Объекты и системы. Компьютерные объекты.
Файлы и файловая система
3
Компьютерная графика
5
Контрольная работа №1
Текстовая информация и компьютер
7
Контрольная работа №2
Информационное моделирование
10
Контрольная работа №3
Алгоритм. Типы алгоритмов
9
Контрольная работа №4
итого
35
Содержание образовательной программы
Техника безопастности-1ч.
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном кабинете. Правила техники безопасности: общие, перед началом работы на персональном компьютере, во время работы, по окончанию работы. Гигиена. Эргономика. Технические условия эксплуатации компьютерной техники.
Информатика как наука. Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией. Информационно-компьютерные технологии - важная составляющая жизни современного общества.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- умение включения и выключения компьютера.
-
- знание техники безопасности работы за компьютером, соблюдение ТБ.
-
- знание правил поведения в компьютерном классе и их соблюдение.
Раздел 1. Объекты и системы.
Тема 1. Компьютерные объекты - 1 ч.
Основные понятия об объектах окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния. Выявляние отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Основные объекты операционной системы, файловой системы.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
знать основные компоненты компьютера;
-
знать файловую структуру компьютера;
Тема 2. Файловая система - 2ч
Данные и программы. Файлы и файловая система, имя файла, логические диски, файловая структура диска , путь к файлу, полное имя файла, таблица размещения файлов на диске.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
знать что такое файлы и файловая система;
-
знать что такое полное имя файла
-
знать что такое файловая полное имя файла структура диска
-
знать что такое таблица размещения файлов на диске
-
уметь графически изображать файловую структуру;
-
уметь указывать правильный путь к файлу.
Практическая работа: планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом,, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Раздел 2. Компьютерная графика - 5 часов.
Тема 1.Области применения компьютерной графики -1ч.
История компьютерной графики. Научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика. Компьютерная анимация.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать История компьютерной графики;
-
- знать Области применения компьютерной графики
-
- уметь различать такие понятия как научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика.
-
- знать что такое Компьютерная анимация
Тема 2. Растровая и векторная графика - 1 ч.
Растровая и векторная графика. Два принципа представления изображения, растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать два принципа представления изображения
-
- уметь различать векторную и растровую графики.
Практическое задание «Создание изображения в векторном графическом редакторе».
Тема 3. Работа с графическим редактором растрового типа - 2 ч
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения. Интерфейс графических редакторов.
Возможности графического редактора.
Среда графического редактора.
Режимы работы графического редактора
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать Возможности графического редактора
-
- знать Режимы работы графического редактора
-
- знать как кодируется изображение
-
- уметь работать в среде графического редактора
-
- уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора .
-
- уметь использовать примитивы и шаблоны, геометрические преобразования.
Практическая работа «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов, геометрических преобразований» Создание изображения в растровом графическом редакторе
Итоговое тестирование по теме «Системы и объекты. Компьютерная графика»- 1 ч .
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер - 7 часов.
Тема 1. Тексты как форма представление информации - 1 ч
Компьютерный документ. Кодирование текстовой информации.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать что такое преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным,
-
- знать как представляются тексты в памяти компьютера;
-
- знать что такое гипертекст
-
- уметь кодировать текстовую информацию по таблице кодов.
Тема 2. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. - 4 ч
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текста.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать что такое текстовый редактор и текстовый процессор;
-
- знать что такое структурные единицы текста;
-
- знать что такое среда текстового редактора;
-
- уметь редактировать текст;
-
- уметь форматировать текст ;
-
- уметь работать с фрагментами текста, с окнами, осуществлять поиск и замену фрагмента;
-
- уметь делать автоматическую проверку правописания; осуществлять файловые операции, печатать документ.
Практическая работа « Набор и редактирование текста»
Практическая работа « Форматирование текста»
Практическая работа « Работа с фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа «Работа с таблицами»
Тема 3. Дополнительные возможности текстовых процессоров - 1 ч
Работа со списками. Включение таблиц в текстовый документ.
Включение в текстовый документ графических объектов и формул. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
-
- знать что такое стили и шаблоны;
-
- уметь работать со списками;
-
- уметь включать таблицы в текстовый документ;
-
- уметь включать в текстовый документ графически объекты и формулы.
Практическая работа «вставка в документ формул. Создание и форматирование списков»
Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Учащиеся должны знать:
-
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
-
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать словесные модели (описания);
-
создавать многоуровневые списки;
-
создавать табличные модели;
-
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
-
создавать диаграммы и графики;
-
создавать схемы, графы, деревья;
-
создавать графические модели.
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»- 1 ч .
Раздел 4. Информационное моделирование - 10 часов
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.Компьютерный практикум состоит из восьми работ: «Создаем словесные модели», «Многоуровневые списки», «Создаем табличные модели», «Создаем вычислительные таблицы», «Знакомимся с электронными таблицами», «Создаем диаграммы и графики», «Схемы, графы и деревья», «Графические модели».
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично-организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование»- 1 ч .
Раздел 5. Алгоритм. Типы алгоритмов- 9ч.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Исполнители алгоритмов (Робот, ПлюсМинус) и их система команд.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.
Учащиеся должны знать:
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Итоговое тестирование по теме «Алгоритмы» - 1 ч.
Литература и средства обучения
Литература
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса. - metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.
Календарно-тематическое планирование