Роль учителя в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей

Данное выступление Лебедевой О.В. было представлено на Пленарном заседании Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2011 году по ЦФО. В выступлении автор делится опытом своей работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. Говоря о роли учителя, автор подчеркивает, что  самое важное в работе педагога  предметов духовно -нравственной направленности -  влюбить детей в православие. И это, конечно же, достигается не рамками одного часа в неделю: нужны экск...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лебедева Ольга Васильевна, доцент КГУ им. Н.А. Некрасова,

Учитель предметов духовно-нравственного цикла

МБОУ города Костромы «Лицей №17

(выступление на Пленарном заседании Образовательных чтений в рамках Всроссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2011. Кострома)


РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Уважаемое Высокое собрание!

Слово Учительство Д.С. Лихачев писал с большой буквы. «Подлинное Учительство свято». Какой же он, Учитель с большой буквы?

Прежде всего, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог (чтобы быть интересным для своих учеников) и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть для своих воспитанников примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Именно перед учителями стоит задача нравственного просвещения учащихся, привития им культурного иммунитета, обеспечения духовно-нравственной безопасности. Дети еще не определили свой путь, поэтому, прежде всего, необходимо беречь их души и стараться оградить от дурного влияния общества.

К сожалению, у современной молодежи размыто понятие греха, грех для многих становится модным. За период рыночного реформирования по западному образцу стали нормой считать наглость, ложь, жёсткость, отсутствие понятий стыда, совести и души. Как писал Ф. М. Достоевский, что если у человека не будет понятия греха, то ему будет позволено всё.

Какова же задача педагогов в решении этой проблемы?

Прежде всего, надо говорить с детьми и молодежью о том, почему то или иное безнравственное действие человека мы называем грехом.

Соглашусь с мнением нашего Патриарха о том, что «к сожалению, грех сегодня романтизирован, он завернут в очень привлекательную упаковку, к нему тянутся руки, особенно молодых людей, наподобие того, как к детским игрушкам тянутся руки детей. Хочется взять эту обертку, развернуть, насладиться ее содержанием». При этом патриарх Кирилл считает необходимым, чтобы люди видели «не красивую обертку, прячущую под собой звериный оскал греха, а последствия греха» [47].

Действительно, если не дать ребенку понятия о грехе, это все равно, что пустить дитя по краю пропасти с закрытыми глазами. Мы не вправе откладывать до совершеннолетия духовно-нравственное воспитание детей. Поздно его уже будет начинать, когда характер и личность подростка уже сформированы. По этому поводу Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в свое время говорил о том, что неправы те родители, которые заявляют, что выбор веры ребенок сделает сам, когда вырастет. «Ведь мы не ждем, когда юноше исполнится, скажем, 16 лет, для того чтобы научить его родному языку, родной культуре. Так почему мы должны лишать наших детей представлений и знаний о своей родной православной вере?» [17, с. 110].

Не пора ли пересмотреть идеологию современной жизни нашего общества и понять, что если духовно-нравственное мировоззрение не будет заложено в качестве базового принципа общества и внедрено в образовательный и воспитательный процессы, в СМИ, Россия не возродится?!

Конечно, многое зависит от общегосударственной ситуации, которую сейчас, мягко говоря, нормальной назвать нельзя. Но если мы будем дожидаться «лучших времен», то своим бездействием усугубим создавшееся положение. Каждому из нас, а педагогам особенно, следует делать все возможное для преодоления бездуховности среди подрастающего поколения и делать это надо немедленно, не оправдываясь на трудности и проблемы. В качестве же государственной идеологии должна быть положена духовно-нравственная, патриотическая идеология, основанная на синтезе науки и религии, на духовно-нравственном воспитании личности, на культурно-историческом и национальном наследии России.

«В религиозном духе воспитываются с детства, - писал Д. С. Лихачев. Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих<…> Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести» [21, с. 224-225].

Конечно, об этом надо, прежде всего, говорить с родителями наших детей. Я имею 30-летний опыт работы в школе. Многократные выступления на родительских собраниях в лицее №17, где я работаю, привели к тому, что 100% родителей выбрали для своих детей предмет «Основы православной культуры».

Считаю, что учителям надо не только выступать на собраниях перед родителями, но и приглашать на уроки по ОПК. Такой опыт в своей практике я уже имею. Может быть, поэтому родители для своих детей не светскую этику выбирают, а 100% православие

В программе есть урок по теме «Храм». Этот урок я провожу на материале Свято-Тихоновского прихода, расположенного в нашем микрорайоне. Сделала очень хорошие фотографии для презентации к уроку, для интерактивной игры. Большую помощь оказывал при этом настоятель храма, отец Петр. При проведении урока столкнулась с тем, что большинство четвероклассников, живущих рядом с храмом (из окон квартир видны купола), не знают его названия, а многие вообще там никогда не были.

И какое счастье для меня как учителя были рассказы детей на следующем уроке о том, что они с родителями ходили в этот храм: это дети повели родителей в храм, ребятам захотелось увидеть все то, о чем они узнали из интерактивной игры и показать эти знания своим родителям.

Здесь, говоря о роли учителя, хотелось бы подчеркнуть, на мой взгляд, самое важное - надо влюбить детей в православие. И это, конечно же, достигается не рамками одного часа в неделю: нужны экскурсии, творческие объединения детей во внеурочное время.

Убеждена, что вера - это духовное состояние человека, требующее глубокого размышления во времени; это как плод, который должен созреть сам, и всякие вмешательства извне лишь только пагубны. Учителя создают благоприятную почву для всходов, а родители - главные сеятели. Конечно, каждый педагог (тем более православный) мечтал бы, чтобы ребенок глубоко прочувствовал, пропустил через себя христианские заповеди, заветы предков, но торопливость в этом деле, напористость вызовут обратную реакцию. Не надо забывать, что за детьми стоят родители, которые в своих семьях вопросам религиозного воспитания не уделяют, порой, никакого внимания, или находятся лишь в начале пути осмысления этой проблемы.

Не будем наивными, полагая, что раз дети хорошо отвечают, скажем, на уроке Основ православной культуры (ОПК), то значит, они хорошо усвоили нравственные категории и в будущем будут поступать в жизни только по совести. Духовность - не общественная категория, она личностна. Приведу пример из собственной практики. На одном из открытых уроков ОПК всех присутствующих буквально восхитили ответы одного мальчика: он выше всех поднимал руку, эмоционально рассказывал о случаях из своей жизни, раскрывающих примеры милосердия и миролюбия. «Какой хороший мальчик», говорили многие присутствующие на уроке. Урок проходил 21 мая, а через неделю я стала у детей собирать учебники по ОПК. Прежде чем сложить учебник в общую стопку, перелистываю, просматриваю, в каком он состоянии. Взяла учебник этого ученика. На странице материала урока по теме «Заповеди Христовы» тщательно ручкой зачеркнуты все «не»: не кради, не завидуй и т. д. Вот вам и хороший мальчик! Встает вопрос: сколько нужно времени, чтобы те нравственные уроки, которые получает ребенок от взрослых, были приняты всем сердцем, стали его нравственным убеждением?

В этой связи, вспоминается точка зрения на данную проблему культурологов Сергея Васильевича Аверинцева и Алексея Федоровича Лосева. С. В. Аверинцев: «Вера живет в самой глубине сердца, оттуда излучаясь на все остальное. Именно поэтому я недоверчиво отношусь к попыткам чересчур полагаться на то, что весь наш народ словно бы с такого-то числа объявлен православным. Куда-то подевался вопрос, еще вчера казавшийся острым: какие найти слова, чтобы вот им молодежи - говорить о Боге?».

Алексей Федорович Лосев (монашеское имя Алексея Лосева - Андроник) на деле воплотил завет глубоко почитаемого им последнего оптинского старца Нектария "терпение и пождание". В этом и заключался "естественный путь" русского философа Лосева. Хотелось бы, чтобы и наш учительский путь был естественным. Нам тоже нужно (как никому другому) «терпение и пождание».

И в заключение, позвольте от костромского учительства поблагодарить наших гостей-единомышленников за тот обмен опытом, который мы вчера получили на секциях. От лица победителей и лауреатов позвольте поблагодарить Оргкомитет конкурса, Конкурсную комиссию за то внимание, которое было уделено нашим работам, нашему скромному учительскому служению!

© 2010-2022