Методическое пособие по системам с числения

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1. Тема урока: «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

Цели урока:

Образовательная - сформировать у уч-ся понятие систем счисления, алфавита СС и основания СС. Познакомить уч-ся со способом перевода их 10-й СС в любую другую по представлению.

Развивающая - развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике.

Воспитательная - повысить уровень информационной культуры учащихся.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала

Способ представления чисел с помощью цифровых знаков называют системой счисления(СС). Различают позиционную (2-ая, 8-ая и др) и непозиционную (римская) системы счисления.

Для записи чисел в конкретной СС используется некоторый конечный алфавит, состоящий из цифр а12,…,аn

Позиционная СС отличается от непозиционной тем, что значение любой цифры, составляющей её алфавит, определяется позицией, которую эта цифра занимает в записи числа.

Пример: в числе 123 цифра 3 - это число единиц, цифра 2- число десятков, а цифра 1 -число сотен

Количество различных цифр в алфавите СС называется основанием этой СС

Рассмотрим различные СС:

  • десятичная система счисления:

Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Основание: 10

Представление произвольного числа:

N10=am*10m+am-1*10m-1+…+a1*101+a0*100+a-1*10-1+…

Пример: 456,0910=4*102+5*101+6*100+0*10-1+9*10-2

  • двоичная система счисления:

Алфавит(аi): 0,1

Основание: 2

Представление произвольного числа:

N10=am*2m+am-1*2m-1+…+a1*21+a0*20+a-1*2-1+…

Пример: 10100,112=1*24+0*23+1*22+0*21+0*20+0*2-1+1*2-2=16+4+0,5+0,25=20,75



  • восьмеричная система счисления:

Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7

Основание: 8

Представление произвольного числа:

N10=am*8m+am-1*8m-1+…+a1*81+a0*80+a-1*8-1+…

Пример: 67,138=6*81+7*80+1*8-1+3*8-2=48+7+0,125+0,046875=55,17187510

  • шестнадцатеричная система счисления:

Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A(10),B(11),C(12),D(13),E(14),F(15)

Основание: 16

Представление произвольного числа:

N10=am*16m+am-1*16m-1+…+a1*161+a0*160+a-1*16-1+…

Пример: 2BA,F16=2*162+11*161+10*160+15*16-1=512+176+10+0,9375=698,937510

: Перевести в 10-ую СС следующие целые числа: 110012, 2548, 2BE16

  1. Закрепление



  • Упражнение

Перевести в 10-ую СС следующие целые числа: 101012, 4628, 1FA16,101102, 2648,16816,10011012 (Ответы: 2110, 30610,50610, 2210, 18010, 36010, 7710)



  1. Итог урока

  • Что называют системой счисления?

  • Какая система счисления называется позиционной? Непозиционной? Приведите примеры.

  • Что называется основанием СС?

  • Назовите основания десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной СС?

  1. Домашнее задание

1) выучить конспект

2)Упражнение

Урок 2. Тема урока: «ПЕРЕВОД ЦЕЛОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»

Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом перевода целых положительных чисел из 10-й СС в любую другую с помощью последовательного деления. Закрепить тему решением упражнений.

Ход урока



  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Что называют системой счисления?

  • Какая система счисления называется позиционной? Непозиционной? Приведите примеры.

  • Что называется основанием СС?

  • Назовите основания десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной СС?



  1. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с универсальным правилом перевода целого положительного числа из 10-й СС в любую другую. Запишем это правило:

Правило 1.

Перевод целого положительного числа из 10-й СС в любую другую осуществляется его последовательным делением на основание новой СС до тех пор, пока не получится частное, меньшее основания новой СС. Последовательными числами числа в новой СС будут частное и остатки от деления, начиная с последнего.

Пример: 48510 = 1111001012=7458=1Е516

485:2=242(остаток 1) 485:8=60(остаток 5) 485:16=30(остаток 5)

242:2=121(остаток 0) 60:8=7(остаток 4) 30:16=1(остаток 14)

121:2=60(остаток 1)

60:2=30(остаток 0)

30:2=15(остаток 0)

15:2=7(остаток 1)

7:2=3(остаток 1)

3:2=1(остаток 1)

  1. Закрепление

  • Упражнение: Перевести десятичные числа 128, 36, 305, 186, 395, 126,257 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.

  1. Итог урока

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 2-ую?

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 8-ую?

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 16-ую?

  1. Домашнее задание

  1. Выучить правило 1.

  2. Упражнение: Перевести десятичные числа 388, 121, 343 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.

Урок 3. Тема урока: «ПЕРЕВОД ЦЕЛОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»

Цель урока: Закрепление темы и проверка её усвоения



Ход урока



  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 2-ую?

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 8-ую?

  • Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 16-ую?

  1. Закрепление

  • Упражнение: Перевести десятичные числа 145, 347, 268 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.

  1. Самостоятельная работа

Перевести десятичные числа последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС:

В-1: 128, 305, 36

В-2: 186, 395, 126

В-3: 257, 411, 281

В-4: 206, 124,116

Ответы: В-1: 12810=100000002=2008=8016

30510=1001100012=4618=13116

3610=1001002=448=2416

В-2: 18610=101110102=2728=ВА16

39510=1100010112=6138=18В16

12610=11111102=1768=7Е16

В-3: 25710=1000000012=4018=10116

41110=1100110112=6338=19В16

28110=1000110012=4318=11916

В-4: 20610=110011102=3168=СЕ16

12410=11111002=1748=7С16

11610=11101002=1648=7416

Урок 4. Тема урока: «ПЕРЕВОД ПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»

Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом перевода правильной дроби из 10-й СС в любую другую. Закрепить тему решением упражнений.

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с правилом перевода правильной дроби из 10-й СС в любую другую. Запишем это правило:

Правило 2:

Перевод правильной дроби из одной СС в другую осуществляется её последовательным умножением на основание новой СС; при этом умножаются только дробные части. Дробь в новой СС записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.

Пример: Число 0,687510 последовательно перевести в 2-ую, 8-ую и 16-ую СС

0,6875 0,6875 0,6875

2 8 16

-------- -------- ---------

0,3750 5,5000 11,0000

2 8

-------- --------

0,7500 4,0000

2

--------

1,5000

2

--------

1,0000

Ответ: 0,687510=0,10112=0,548=0,В16

Процесс перевода дробей из одной СС в другую не всегда конечен.

Пример: Перевести десятичную дробь 0,23 в двоичную с точностью до третьего знака после запятой.

0,23

2

------

0,46

2

------

0,92

2

------

1,84 Ответ: 0,2310=0,0012 с точностью до 2-3



  1. Закрепление

  • Упражнение: Перевести десятичные числа 0,125, 0,365, 0,305, 0,185, 0,395, последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.

  1. Итог урока

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 2-ую?

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 8-ую?

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 16-ую?

  1. Домашнее задание

  1. Выучить правило 2.

Упражнение: Перевести десятичные числа 0,388, 0,121, 0,343 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой.

Урок 5. Тема урока: «ПЕРЕВОД ПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»

Цель урока: Закрепление темы и проверка её усвоения



Ход урока



  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 2-ую?

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 8-ую?

  • Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 16-ую?

  1. Закрепление

Упражнение: Перевести десятичные числа 0,33, 56,7 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой.



  1. Самостоятельная работа

Перевести десятичные числа последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой:

В-1: 0,375; 23,48; 112,19

В-2: 47,5; 12,94; 91,81

В-3: 12,645; 13,48; 41,55

Ответы для проверки:

В-1: 0,27510=0,0112=0,38=0,616

23,4810 =10111,0112=27,3658=17,7АЕ16

112,1910=1110000,0012=160,1418=70,30А16

В-2: 47,510=101111,12=57,48=2F,816

12,9410=1100,1112=14,7418=C,F0A16

91,8110=1011011,1102=133,6368=5B,CF516

B-3: 12,64510=1100,1012=14,5128=C,7AE16

13,4810=1101,0112=15,3658=D,7AE16

41,5510=101001,1002=51,4318=29,8CC16

Урок 6. Тема урока: «ЗАПИСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ДЕСЯТИЧНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ В ДВОИЧНОМ ВИДЕ»

Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом представления отрицательных целых чисел в двоичном виде . Закрепить тему решением упражнений.

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с правилом перевода отрицательных десятичных целых чисел в двоичную СС.

Правило 3: Для представления отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде надо:

  • Взять модуль числа и представить его в двоичном виде;

  • Проинвертировать его, то есть заменить 0 на 1, 1 на 0;

  • К результату инвертирования прибавить 1.

Два последних действия можно заменить таким: заменять все нули на 1 и 1 на 0 до последней единицы и всех, стоящих после неё нулей.

Пример: Перевести десятичное число -14 в 2-ую СС

1410=11102(000011102инвертирование111100102)

Ответ: -1410=111100102 ( при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1, указывает, что число отрицательное)

  1. Закрепление

Упражнение: Перевести десятичные числа -12. -23. -15. -32 в 2-ую СС.

  1. Итог урока

  • Как представить отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде?

  • Что значит проинвертировать число?

  • На что указывает при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1?



  1. Домашнее задание

1)Выучить правило 3.

2) Упражнение: Перевести десятичные числа -16, -26, -21 в 2-ую СС.

Урок 7. Тема урока: «ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ СС В ДРУГУЮ С ПОМОЩЬЮ ТРИАД И ТЕТРАД»

Цель урока: Познакомить уч-ся с методом триад и тетрад для перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел из одной СС в другую.

  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Как представить отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде?

  • Что значит проинвертировать число?

  • На что указывает при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1?



  1. Изучение нового материала

Так как основания 8-1 и 16-й СС являются степенями двойки, то перевод чисел из этих СС в 2-ую и наоборот прост и основан на методах триад и тетерад. Число делится на триады ( тетрады) вправо и влево от десятичной точки. Если крайние триады ( тетрады) оказались неполными, они дополняются нулями.

Алфавит

Триады

Тетрады

0

000

0000

1

001

0001

2

010

0010

3

011

0011

4

100

0100

5

101

0101

6

110

0110

7

111

0111

8

1000

9

1001

А(10)

1010

В(11)

1011

С(12)

1100

D(13)

1101

E(14)

1110

F(15)

1111

Примеры:

  1. 40118=100.000.001.0012 (точки отделяют триады)

  2. В7,А16=1011.0111,1012 (последняя тетрада неполная)

  3. 10110,12=010.110,1002=26,48

  4. 1110,12=0001.1110,10002=1Е,816



  1. Закрепление

Упражнение: Выполнить перевод, используя тетрады и триады:

101,012=?8; 1010001012=?16; 1110110,12=?8; 40118=?2; СВ7,916=?2



  1. Итог урока

  • Как перевести с помощью триад из двоичной СС в восьмеричную?

  • Как перевести с помощью триад из восьмеричной СС в двоичную ?

  • Как перевести с помощью тетрад из двоичной СС в шестнадцатеричную?

  • Как перевести с помощью тетрад из шестнадцатеричной СС в двоичную?

  1. Домашнее задание

  2. Выполнить перевод, используя тетрады и триады:

1101,12=?8=?16; 3 45,78=?2=?16; ВС,516=?2=?8

Урок 8. Тема урока: «ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ СС В ДРУГУЮ С ПОМОЩЬЮ ТРИАД И ТЕТРАД»

Ход урока



Цель урока: Закрепить тему и провести контроль знаний



  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Как перевести с помощью триад из двоичной СС в восьмеричную?

  • Как перевести с помощью триад из восьмеричной СС в двоичную ?

  • Как перевести с помощью тетрад из двоичной СС в шестнадцатеричную?

  • Как перевести с помощью тетрад из шестнадцатеричной СС в двоичную?

  1. Решение упражнений

Выполнить перевод, используя тетрады и триады:

1011,10012=?8=?16; 652,58=?2=?16; 6СА,7216=?2=?8



  1. Самостоятельная работа

Выполнить перевод, используя тетрады и триады:

В-1

1001,012=?8=?16;

СВ7,916=?2=?8

В-2

1010001012=?8=?16;

40118=?2=?16;

В-3

1110110,12=?8=?16;

DE7,816=?2=?8

Ответы для самопроверки:

В-1: 1001,012=11,28=9,416;

СВ7,916=110010110111,10012=6267,448

В-2: 1010001012=5058=14516;

40118=1000000010012=80916;

В-3: 1110110,12=166,48=76,816;

DE7,816=110111100111,12=6747,48

Урок 9. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ДВОИЧНОЙ СС»

Цель урока: Познакомить уч-ся с правилами сложения, вычитания и умножения в двоичной СС.

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Мы выполняем арифметические действия в 10-й СС, используя таблицы сложения и умножения. Существуют такие таблицы и в других СС.

Сложение: 0+0=0

0+1=1

1+0=1

1+1=10

Пример: 101012 =2110

+ 10112 =1110

------------------

1000002 = 3210

Вычитание: 0-0=0

1-0=0

1-1=0

10-1=0

Пример: 1100012 = 4910

- 1112 = 710

------------------

1010102 = 4210

Умножение: 0*0=0

0*1=0

1*0=0

1*1=1

Пример: 101012 =2110

* 10112 =1110

------------------

10101 21

10101 21

10101

----------------------

111001112 =23110



  1. Закрепление

Упражнение: Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:

  1. 11112 и 10112

  2. 10012 и 112

  3. 10112 и 112

  1. Итог урока

  • Что означает единица с точкой при вычитании? (- 0)

  • Что означает ноль с точкой при вычитании? (- 1)

  1. Домашнее задание

Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС: 101112 и 1112

Урок 10. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ДВОИЧНОЙ СС»

Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 2-й СС

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения

Уч-ся отвечают на вопросы:

  • Что означает единица с точкой при вычитании? (- 0)

  • Что означает ноль с точкой при вычитании? (- 1)

  1. Решение упражнений

Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:

  1. 10112 и 112

  2. 101112 и 1102



  1. Самостоятельная работа

Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:

В-1

111111112 и 11112

В-2

1101102 и 10012

В-3

1110002 и 1112

В-4

100100102 и 100102

Ответы для самопроверки:

В-1: 111111112 + 11112 =1000011102

111111112 - 11112 = 111100002

111111112 * 11112 =1010111100012

В-2: 1101102 + 10012 = 1111112

1101102 - 10012 = 101012

1101102 * 10012 = 1111001102

В-3: 1110002 + 1112 = 1111112

1110002 - 1112 = 1100012

1110002 * 1112 = 1100010002

В-4: 100100102 + 100102 = 101001002

100100102 - 100102 = 100000002

100100102 * 100102 = 101001000102

Урок 11. Тема урока: «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ»

Цель урока: Проверка усвоения изученного материала

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Решение задач

Выполнить деление чисел:

  1. 111111112 :11112 = 100012

  2. 1101102 :10012 = 1102

  3. 1110002 :1112 = 10002

  4. 100100102 :100102 = 100012

  1. Самостоятельная работа

Вычислить: а) произведение и частное 2-х чисел. Сделать проверку в 10-й СС; б) только частное:

В-1:

а) 111102 и 10102

б) 111111112 и 11112

В-2:

а) 1101102 и 10012

б) 100100002 и 11002

В-3:

а) 1110002 и 1112

б) 100100102 и 100102

Ответы для контроля:

В-1: а) 111102 * 10102 = 1001011002(30*10=300)

111102 : 10102 = 112 (30:10=3)

б) 111111112 : 11112 = 100012 (255:15=17)

В-2: а) 1101102 * 10012 =1111001102 (54*9=486)

1101102 : 10012 = 1102 (54:9=6)

б) 100100002 : 11002 = 11002 (144:12=12)

В-3: а) 1110002 * 1112 = 110001000 (56*7=392)

1110002 : 1112 =10002 (56:7=8)

б) 100100102 : 100102 =100012 (306:18=17)

Урок 12. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВОСЬМЕРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 8-й СС

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Познакомимся с таблицами сложения и умножения

Сложение:

0

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

10

2

3

4

5

6

7

10

11

3

4

5

6

7

10

11

12

4

5

6

7

10

11

12

13

5

6

7

10

11

12

13

14

6

7

10

11

12

13

14

15

7

10

11

12

13

14

15

16



Пример: X=77038, Y= 4568. Вычислить X+Y и X-Y

77038=403510 77038=403510

+4568=30210 -4568=30210

---------------- -----------------

103618=433710 72258=373310

Умножение:

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

2

2

4

6

10

12

14

16

3

3

6

11

14

17

22

25

4

4

10

14

20

24

30

34

5

5

12

17

24

31

36

43

6

6

14

22

30

36

44

52

7

7

16

25

34

43

52

61

Пример: X=77038, Y= 4568. Вычислить X*Y

77038=403510

*4568=30210

----------------

57222

47317

37414

--------------------

45140128=121857010

  1. Закрепление

Упражнение: Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если

  1. X=7518, Y= 278

  2. X=233618, Y= 5748

  3. X=3578, Y= 618

  4. X=77038, Y= 4568

Ответы для контроля:

  1. X+Y=10008 X-Y=7228 X*Y=257578

  2. X+Y=241558 X-Y=225658 X*Y=164456748

  3. X+Y=4408 X-Y=2768 X*Y=266778

  4. X+Y=103618 X-Y=72258 X*Y=4514018

Урок 13. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВОСЬМЕРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 8-й СС и проверить усвоение изученного материала

Ход урока

  1. Решение упражнений

Упражнение: Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если

  1. X=438, Y= 568

  2. X=1278, Y= 348

  1. Самостоятельная работа

Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если

В-1

X=70638, Y= 3458

В-2

X=67058, Y= 4278

В-3

X=71068, Y= 7348

Ответы для контроля:

В-1: X+Y=74308 X-Y=65168 X*Y=31316378

В-2: X+Y=73348 X-Y=62568 X*Y=36006638

В-3: X+Y=100428 X-Y=61528 X*Y=65050508

Урок 14. Тема урока: « СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Познакомить уч-ся с таблицей сложения 16-ричных чисел и закрепить тему решением упражнений

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с таблицей сложения 16-х чисел.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

10

2

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

10

11

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

10

11

12

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

10

11

12

13

5

6

7

8

89

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

6

7

8

9

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

7

8

9

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

8

9

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

9

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

1E

Сложение:

Пример: Дано: Х= FA1216, Y= 91316. Вычислить X+Y , X-Y

FA1216=15*163+3*162+1*161+2*160=6401810

+ 91316=9*162+1*161+3*160=6401810

-----------

1032516=1*163+3*162+2*161+5*160=66341

FA1216=6401810

-91316=6401810

-----------------------------

F0FF16=15*162+15*161+15*160=6169510

  1. Закрепление

Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел

  1. B1516+1A316=CB816

  2. B1516-1A316=97216

  3. A5C916+70D16=ACD616

  4. A5C916-70D16=9EBC16

  1. Домашнее задание

Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел

АВ3416 и 67С16

Урок 15. Тема урока: « СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Закрепление темы и проверка усвоения изученного материала

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Выполнить у доски домашний пример

  1. Решение упражнений

Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел

  1. 56СВ16 и АВ316

  2. СА9816 и 46516

  1. Самостоятельная работа

Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел и сделать проверку:

В-1: А9В716 и С0Е16

В-2: А5С916 и 70D16

В-3: 7АС816 и А0D16

Ответы для контроля:

В-1: А9В716 =4344710 А9В716

+ С0Е16 =308610 -С0Е16

---------------- ----------

В5С516 =4653310 9DA916

В-2: А5С916=4244110 А5С916

+70D16 = 180510 -70D16

-------------------------------- ---------------

ACD616 =4424610 9EBC16 = 4063610

В-3: 7АС816 =3143210 7АС816 +А0D16 = 257310 -А0D16 ----------------------------- --------------------------

84D516 =3400510 70BB16 =2885910

Урок 16. Тема урока: « УМНОЖЕНИЕ В ШЕСТНАДЦАТИРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Познакомить уч-ся с таблицей умножения16-ричных чисел и закрепить тему решением упражнений

Ход урока

  1. Анализ самостоятельной работы

Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с таблицей умножения 16-х чисел.

Умножение:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

C

D

E

F

2

2

4

6

8

A

C

E

10

12

14

16

18

1A

1C

1E

3

3

6

9

C

F

12

15

18

1B

1E

21

24

27

2A

2D

4

4

8

C

10

14

18

1C

20

24

28

2C

30

34

38

3C

5

5

A

F

14

19

1E

23

28

2D

32

37

3C

41

46

4B

6

6

C

12

18

1E

24

2A

30

36

3C

42

48

4E

54

5A

7

7

E

15

1C

23

2A

31

38

3F

46

4D

54

5B

62

69

8

8

10

18

20

28

30

38

40

48

50

58

60

68

70

78

9

9

12

1B

24

2D

36

3F

48

51

5A

63

6C

75

7E

87

A

A

14

1E

28

32

3C

46

50

5A

64

6E

78

82

8C

96

16

21

2C

37

42

4D

58

63

6E

79

84

8F

9A

A5

C

C

18

24

30

3C

48

54

60

6C

78

84

90

9C

A8

B4

D

D

1A

27

34

41

4E

5B

68

75

82

8F

9C

A9

B6

C3

E

E

1C

2A

38

46

54

62

70

7E

8C

9A

A8

B6

C4

D2

F

F

1E

2D

3C

4B

5A

69

78

87

96

A5

B4

C3

D2

E1

Пример: FA1216 =6401810 * 91316 =232310 ---------------------------- 2EE36 FA12 8CAA2 ------------------------ 8DD315616 =8*166+13*165+13*164+3*163+1*162+5*161+6*160=14871381410

  1. Закрепление

Выполнить умножение 16-х чисел:

  1. В1516*1А316= 12235F16

  2. FA1216*91316

  3. A5C916*70D16

  1. Домашнее задание

Выполнить умножение 16-х чисел:

  1. В2516*2С316

  2. FВ4216*96516

  3. AС2516*20В16

Урок 17. Тема урока: « УМНОЖЕНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»

Цель урока: Закрепить тему решением упражнений и проверить усвоение изученного материала

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Выполнить у доски домашний пример

  1. Решение упражнений

Выполнить умножение 16-х чисел

  1. АВ816 и 3С616

  2. 23А16 и 65В16

  1. Самостоятельная работа

Выполнить умножение 16-х чисел и сделать проверку:

В-1: А9В716 и С0Е16

В-2: А5С916 и 70D16

В-3: 7АС816 и А0D16

Ответы для контроля:

В-1: А9В716 =4344710 * С0Е16 =308610 -------------------------------- 94802 7F494 ------------------------------------- 7FDDC0216 =13407744210

В-2: А5С916 =4244110 *70D16 = 180510 ----------------------------------- 861В35 4887F ---------------------------- 490EA3516 =7660600510

В-3: 7АС816 =3143210 *А0D16 = 257310 -------------------- 63С28 4СВD0 ------------------------------ 4D20C2816 = 8087453610

© 2010-2022