- Преподавателю
- Информатика
- Методическое пособие по системам с числения
Методическое пособие по системам с числения
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соломатина С.Н. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 1. Тема урока: «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
Цели урока:
Образовательная - сформировать у уч-ся понятие систем счисления, алфавита СС и основания СС. Познакомить уч-ся со способом перевода их 10-й СС в любую другую по представлению.
Развивающая - развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике.
Воспитательная - повысить уровень информационной культуры учащихся.
Ход урока:
-
Изучение нового материала
Способ представления чисел с помощью цифровых знаков называют системой счисления(СС). Различают позиционную (2-ая, 8-ая и др) и непозиционную (римская) системы счисления.
Для записи чисел в конкретной СС используется некоторый конечный алфавит, состоящий из цифр а1,а2,…,аn
Позиционная СС отличается от непозиционной тем, что значение любой цифры, составляющей её алфавит, определяется позицией, которую эта цифра занимает в записи числа.
Пример: в числе 123 цифра 3 - это число единиц, цифра 2- число десятков, а цифра 1 -число сотен
Количество различных цифр в алфавите СС называется основанием этой СС
Рассмотрим различные СС:
-
десятичная система счисления:
Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
Основание: 10
Представление произвольного числа:
N10=am*10m+am-1*10m-1+…+a1*101+a0*100+a-1*10-1+…
Пример: 456,0910=4*102+5*101+6*100+0*10-1+9*10-2
-
двоичная система счисления:
Алфавит(аi): 0,1
Основание: 2
Представление произвольного числа:
N10=am*2m+am-1*2m-1+…+a1*21+a0*20+a-1*2-1+…
Пример: 10100,112=1*24+0*23+1*22+0*21+0*20+0*2-1+1*2-2=16+4+0,5+0,25=20,75
-
восьмеричная система счисления:
Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7
Основание: 8
Представление произвольного числа:
N10=am*8m+am-1*8m-1+…+a1*81+a0*80+a-1*8-1+…
Пример: 67,138=6*81+7*80+1*8-1+3*8-2=48+7+0,125+0,046875=55,17187510
-
шестнадцатеричная система счисления:
Алфавит(аi): 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A(10),B(11),C(12),D(13),E(14),F(15)
Основание: 16
Представление произвольного числа:
N10=am*16m+am-1*16m-1+…+a1*161+a0*160+a-1*16-1+…
Пример: 2BA,F16=2*162+11*161+10*160+15*16-1=512+176+10+0,9375=698,937510
: Перевести в 10-ую СС следующие целые числа: 110012, 2548, 2BE16
-
Закрепление
-
Упражнение
Перевести в 10-ую СС следующие целые числа: 101012, 4628, 1FA16,101102, 2648,16816,10011012 (Ответы: 2110, 30610,50610, 2210, 18010, 36010, 7710)
-
Итог урока
-
Что называют системой счисления?
-
Какая система счисления называется позиционной? Непозиционной? Приведите примеры.
-
Что называется основанием СС?
-
Назовите основания десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной СС?
-
Домашнее задание
1) выучить конспект
2)Упражнение
Урок 2. Тема урока: «ПЕРЕВОД ЦЕЛОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»
Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом перевода целых положительных чисел из 10-й СС в любую другую с помощью последовательного деления. Закрепить тему решением упражнений.
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Что называют системой счисления?
-
Какая система счисления называется позиционной? Непозиционной? Приведите примеры.
-
Что называется основанием СС?
-
Назовите основания десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной СС?
-
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с универсальным правилом перевода целого положительного числа из 10-й СС в любую другую. Запишем это правило:
Правило 1.
Перевод целого положительного числа из 10-й СС в любую другую осуществляется его последовательным делением на основание новой СС до тех пор, пока не получится частное, меньшее основания новой СС. Последовательными числами числа в новой СС будут частное и остатки от деления, начиная с последнего.
Пример: 48510 = 1111001012=7458=1Е516
485:2=242(остаток 1) 485:8=60(остаток 5) 485:16=30(остаток 5)
242:2=121(остаток 0) 60:8=7(остаток 4) 30:16=1(остаток 14)
121:2=60(остаток 1)
60:2=30(остаток 0)
30:2=15(остаток 0)
15:2=7(остаток 1)
7:2=3(остаток 1)
3:2=1(остаток 1)
-
Закрепление
-
Упражнение: Перевести десятичные числа 128, 36, 305, 186, 395, 126,257 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.
-
Итог урока
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 2-ую?
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 8-ую?
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 16-ую?
-
Домашнее задание
-
Выучить правило 1.
-
Упражнение: Перевести десятичные числа 388, 121, 343 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.
Урок 3. Тема урока: «ПЕРЕВОД ЦЕЛОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»
Цель урока: Закрепление темы и проверка её усвоения
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 2-ую?
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 8-ую?
-
Как осуществляется перевод целого положительного числа из 10-й СС в 16-ую?
-
Закрепление
-
Упражнение: Перевести десятичные числа 145, 347, 268 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.
-
Самостоятельная работа
Перевести десятичные числа последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС:
В-1: 128, 305, 36
В-2: 186, 395, 126
В-3: 257, 411, 281
В-4: 206, 124,116
Ответы: В-1: 12810=100000002=2008=8016
30510=1001100012=4618=13116
3610=1001002=448=2416
В-2: 18610=101110102=2728=ВА16
39510=1100010112=6138=18В16
12610=11111102=1768=7Е16
В-3: 25710=1000000012=4018=10116
41110=1100110112=6338=19В16
28110=1000110012=4318=11916
В-4: 20610=110011102=3168=СЕ16
12410=11111002=1748=7С16
11610=11101002=1648=7416
Урок 4. Тема урока: «ПЕРЕВОД ПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»
Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом перевода правильной дроби из 10-й СС в любую другую. Закрепить тему решением упражнений.
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с правилом перевода правильной дроби из 10-й СС в любую другую. Запишем это правило:
Правило 2:
Перевод правильной дроби из одной СС в другую осуществляется её последовательным умножением на основание новой СС; при этом умножаются только дробные части. Дробь в новой СС записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.
Пример: Число 0,687510 последовательно перевести в 2-ую, 8-ую и 16-ую СС
0,6875 0,6875 0,6875
2 8 16
-------- -------- ---------
0,3750 5,5000 11,0000
2 8
-------- --------
0,7500 4,0000
2
--------
1,5000
2
--------
1,0000
Ответ: 0,687510=0,10112=0,548=0,В16
Процесс перевода дробей из одной СС в другую не всегда конечен.
Пример: Перевести десятичную дробь 0,23 в двоичную с точностью до третьего знака после запятой.
0,23
2
------
0,46
2
------
0,92
2
------
1,84 Ответ: 0,2310=0,0012 с точностью до 2-3
-
Закрепление
-
Упражнение: Перевести десятичные числа 0,125, 0,365, 0,305, 0,185, 0,395, последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС.
-
Итог урока
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 2-ую?
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 8-ую?
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 16-ую?
-
Домашнее задание
-
Выучить правило 2.
Упражнение: Перевести десятичные числа 0,388, 0,121, 0,343 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой.
Урок 5. Тема урока: «ПЕРЕВОД ПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ИЗ 10-Й СС В ЛЮБУЮ ДРУГУЮ»
Цель урока: Закрепление темы и проверка её усвоения
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 2-ую?
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 8-ую?
-
Как осуществляется перевод правильной дроби из 10-й СС в 16-ую?
-
Закрепление
Упражнение: Перевести десятичные числа 0,33, 56,7 последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой.
-
Самостоятельная работа
Перевести десятичные числа последовательно в 2-ую, 8-ую, 16-ую СС с точностью до третьего знака после запятой:
В-1: 0,375; 23,48; 112,19
В-2: 47,5; 12,94; 91,81
В-3: 12,645; 13,48; 41,55
Ответы для проверки:
В-1: 0,27510=0,0112=0,38=0,616
23,4810 =10111,0112=27,3658=17,7АЕ16
112,1910=1110000,0012=160,1418=70,30А16
В-2: 47,510=101111,12=57,48=2F,816
12,9410=1100,1112=14,7418=C,F0A16
91,8110=1011011,1102=133,6368=5B,CF516
B-3: 12,64510=1100,1012=14,5128=C,7AE16
13,4810=1101,0112=15,3658=D,7AE16
41,5510=101001,1002=51,4318=29,8CC16
Урок 6. Тема урока: «ЗАПИСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ДЕСЯТИЧНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ В ДВОИЧНОМ ВИДЕ»
Цель урока: Познакомить уч-ся с правилом представления отрицательных целых чисел в двоичном виде . Закрепить тему решением упражнений.
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с правилом перевода отрицательных десятичных целых чисел в двоичную СС.
Правило 3: Для представления отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде надо:
-
Взять модуль числа и представить его в двоичном виде;
-
Проинвертировать его, то есть заменить 0 на 1, 1 на 0;
-
К результату инвертирования прибавить 1.
Два последних действия можно заменить таким: заменять все нули на 1 и 1 на 0 до последней единицы и всех, стоящих после неё нулей.
Пример: Перевести десятичное число -14 в 2-ую СС
1410=11102(000011102инвертирование111100102)
Ответ: -1410=111100102 ( при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1, указывает, что число отрицательное)
-
Закрепление
Упражнение: Перевести десятичные числа -12. -23. -15. -32 в 2-ую СС.
-
Итог урока
-
Как представить отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде?
-
Что значит проинвертировать число?
-
На что указывает при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1?
-
Домашнее задание
1)Выучить правило 3.
2) Упражнение: Перевести десятичные числа -16, -26, -21 в 2-ую СС.
Урок 7. Тема урока: «ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ СС В ДРУГУЮ С ПОМОЩЬЮ ТРИАД И ТЕТРАД»
Цель урока: Познакомить уч-ся с методом триад и тетрад для перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел из одной СС в другую.
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Как представить отрицательных десятичных целых чисел в двоичном виде?
-
Что значит проинвертировать число?
-
На что указывает при разрядной сетке в 8 бит старший бит, равный 1?
-
Изучение нового материала
Так как основания 8-1 и 16-й СС являются степенями двойки, то перевод чисел из этих СС в 2-ую и наоборот прост и основан на методах триад и тетерад. Число делится на триады ( тетрады) вправо и влево от десятичной точки. Если крайние триады ( тетрады) оказались неполными, они дополняются нулями.
-
Алфавит
Триады
Тетрады
0
000
0000
1
001
0001
2
010
0010
3
011
0011
4
100
0100
5
101
0101
6
110
0110
7
111
0111
8
1000
9
1001
А(10)
1010
В(11)
1011
С(12)
1100
D(13)
1101
E(14)
1110
F(15)
1111
Примеры:
-
40118=100.000.001.0012 (точки отделяют триады)
-
В7,А16=1011.0111,1012 (последняя тетрада неполная)
-
10110,12=010.110,1002=26,48
-
1110,12=0001.1110,10002=1Е,816
-
Закрепление
Упражнение: Выполнить перевод, используя тетрады и триады:
101,012=?8; 1010001012=?16; 1110110,12=?8; 40118=?2; СВ7,916=?2
-
Итог урока
-
Как перевести с помощью триад из двоичной СС в восьмеричную?
-
Как перевести с помощью триад из восьмеричной СС в двоичную ?
-
Как перевести с помощью тетрад из двоичной СС в шестнадцатеричную?
-
Как перевести с помощью тетрад из шестнадцатеричной СС в двоичную?
-
Домашнее задание
-
Выполнить перевод, используя тетрады и триады:
1101,12=?8=?16; 3 45,78=?2=?16; ВС,516=?2=?8
Урок 8. Тема урока: «ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ СС В ДРУГУЮ С ПОМОЩЬЮ ТРИАД И ТЕТРАД»
Ход урока
Цель урока: Закрепить тему и провести контроль знаний
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Как перевести с помощью триад из двоичной СС в восьмеричную?
-
Как перевести с помощью триад из восьмеричной СС в двоичную ?
-
Как перевести с помощью тетрад из двоичной СС в шестнадцатеричную?
-
Как перевести с помощью тетрад из шестнадцатеричной СС в двоичную?
-
Решение упражнений
Выполнить перевод, используя тетрады и триады:
1011,10012=?8=?16; 652,58=?2=?16; 6СА,7216=?2=?8
-
Самостоятельная работа
Выполнить перевод, используя тетрады и триады:
В-1
1001,012=?8=?16;
СВ7,916=?2=?8
В-2
1010001012=?8=?16;
40118=?2=?16;
В-3
1110110,12=?8=?16;
DE7,816=?2=?8
Ответы для самопроверки:
В-1: 1001,012=11,28=9,416;
СВ7,916=110010110111,10012=6267,448
В-2: 1010001012=5058=14516;
40118=1000000010012=80916;
В-3: 1110110,12=166,48=76,816;
DE7,816=110111100111,12=6747,48
Урок 9. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ДВОИЧНОЙ СС»
Цель урока: Познакомить уч-ся с правилами сложения, вычитания и умножения в двоичной СС.
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Мы выполняем арифметические действия в 10-й СС, используя таблицы сложения и умножения. Существуют такие таблицы и в других СС.
Сложение: 0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=10
Пример: 101012 =2110
+ 10112 =1110
------------------
1000002 = 3210
Вычитание: 0-0=0
1-0=0
1-1=0
10-1=0
Пример: 1100012 = 4910
- 1112 = 710
------------------
1010102 = 4210
Умножение: 0*0=0
0*1=0
1*0=0
1*1=1
Пример: 101012 =2110
* 10112 =1110
------------------
10101 21
10101 21
10101
----------------------
111001112 =23110
-
Закрепление
Упражнение: Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:
-
11112 и 10112
-
10012 и 112
-
10112 и 112
-
Итог урока
-
Что означает единица с точкой при вычитании? (- 0)
-
Что означает ноль с точкой при вычитании? (- 1)
-
Домашнее задание
Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС: 101112 и 1112
Урок 10. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ДВОИЧНОЙ СС»
Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 2-й СС
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик к доске для выполнения домашнего упражнения
Уч-ся отвечают на вопросы:
-
Что означает единица с точкой при вычитании? (- 0)
-
Что означает ноль с точкой при вычитании? (- 1)
-
Решение упражнений
Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:
-
10112 и 112
-
101112 и 1102
-
Самостоятельная работа
Выполнить сложение, вычитание и умножение следующих двоичных чисел с последующей проверкой в десятичной СС:
В-1
111111112 и 11112
В-2
1101102 и 10012
В-3
1110002 и 1112
В-4
100100102 и 100102
Ответы для самопроверки:
В-1: 111111112 + 11112 =1000011102
111111112 - 11112 = 111100002
111111112 * 11112 =1010111100012
В-2: 1101102 + 10012 = 1111112
1101102 - 10012 = 101012
1101102 * 10012 = 1111001102
В-3: 1110002 + 1112 = 1111112
1110002 - 1112 = 1100012
1110002 * 1112 = 1100010002
В-4: 100100102 + 100102 = 101001002
100100102 - 100102 = 100000002
100100102 * 100102 = 101001000102
Урок 11. Тема урока: «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ»
Цель урока: Проверка усвоения изученного материала
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Решение задач
Выполнить деление чисел:
-
111111112 :11112 = 100012
-
1101102 :10012 = 1102
-
1110002 :1112 = 10002
-
100100102 :100102 = 100012
-
Самостоятельная работа
Вычислить: а) произведение и частное 2-х чисел. Сделать проверку в 10-й СС; б) только частное:
В-1:
а) 111102 и 10102
б) 111111112 и 11112
В-2:
а) 1101102 и 10012
б) 100100002 и 11002
В-3:
а) 1110002 и 1112
б) 100100102 и 100102
Ответы для контроля:
В-1: а) 111102 * 10102 = 1001011002(30*10=300)
111102 : 10102 = 112 (30:10=3)
б) 111111112 : 11112 = 100012 (255:15=17)
В-2: а) 1101102 * 10012 =1111001102 (54*9=486)
1101102 : 10012 = 1102 (54:9=6)
б) 100100002 : 11002 = 11002 (144:12=12)
В-3: а) 1110002 * 1112 = 110001000 (56*7=392)
1110002 : 1112 =10002 (56:7=8)
б) 100100102 : 100102 =100012 (306:18=17)
Урок 12. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВОСЬМЕРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 8-й СС
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Познакомимся с таблицами сложения и умножения
Сложение:
0
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
10
2
3
4
5
6
7
10
11
3
4
5
6
7
10
11
12
4
5
6
7
10
11
12
13
5
6
7
10
11
12
13
14
6
7
10
11
12
13
14
15
7
10
11
12
13
14
15
16
Пример: X=77038, Y= 4568. Вычислить X+Y и X-Y
77038=403510 77038=403510
+4568=30210 -4568=30210
---------------- -----------------
103618=433710 72258=373310
Умножение:
0
1
2
3
4
5
6
7
1
1
2
3
4
5
6
7
2
2
4
6
10
12
14
16
3
3
6
11
14
17
22
25
4
4
10
14
20
24
30
34
5
5
12
17
24
31
36
43
6
6
14
22
30
36
44
52
7
7
16
25
34
43
52
61
Пример: X=77038, Y= 4568. Вычислить X*Y
77038=403510
*4568=30210
----------------
57222
47317
37414
--------------------
45140128=121857010
-
Закрепление
Упражнение: Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если
-
X=7518, Y= 278
-
X=233618, Y= 5748
-
X=3578, Y= 618
-
X=77038, Y= 4568
Ответы для контроля:
-
X+Y=10008 X-Y=7228 X*Y=257578
-
X+Y=241558 X-Y=225658 X*Y=164456748
-
X+Y=4408 X-Y=2768 X*Y=266778
-
X+Y=103618 X-Y=72258 X*Y=4514018
Урок 13. Тема урока: « АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВОСЬМЕРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Закрепить правила сложения, вычитания и умножения в 8-й СС и проверить усвоение изученного материала
Ход урока
-
Решение упражнений
Упражнение: Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если
-
X=438, Y= 568
-
X=1278, Y= 348
-
Самостоятельная работа
Вычислить X+Y , X-Y и X*Y, если
В-1
X=70638, Y= 3458
В-2
X=67058, Y= 4278
В-3
X=71068, Y= 7348
Ответы для контроля:
В-1: X+Y=74308 X-Y=65168 X*Y=31316378
В-2: X+Y=73348 X-Y=62568 X*Y=36006638
В-3: X+Y=100428 X-Y=61528 X*Y=65050508
Урок 14. Тема урока: « СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Познакомить уч-ся с таблицей сложения 16-ричных чисел и закрепить тему решением упражнений
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с таблицей сложения 16-х чисел.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
10
2
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
10
11
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
10
11
12
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
10
11
12
13
5
6
7
8
89
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
6
7
8
9
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
7
8
9
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
8
9
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
9
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1A
C
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1A
1B
D
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1A
1B
1C
E
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1A
1B
1C
1D
F
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1A
1B
1C
1D
1E
Сложение:
Пример: Дано: Х= FA1216, Y= 91316. Вычислить X+Y , X-Y
FA1216=15*163+3*162+1*161+2*160=6401810
+ 91316=9*162+1*161+3*160=6401810
-----------
1032516=1*163+3*162+2*161+5*160=66341
FA1216=6401810
-91316=6401810
-----------------------------
F0FF16=15*162+15*161+15*160=6169510
-
Закрепление
Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел
-
B1516+1A316=CB816
-
B1516-1A316=97216
-
A5C916+70D16=ACD616
-
A5C916-70D16=9EBC16
-
Домашнее задание
Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел
АВ3416 и 67С16
Урок 15. Тема урока: « СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Закрепление темы и проверка усвоения изученного материала
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Выполнить у доски домашний пример
-
Решение упражнений
Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел
-
56СВ16 и АВ316
-
СА9816 и 46516
-
Самостоятельная работа
Выполнить сложение и вычитание 16-х чисел и сделать проверку:
В-1: А9В716 и С0Е16
В-2: А5С916 и 70D16
В-3: 7АС816 и А0D16
Ответы для контроля:
В-1: А9В716 =4344710 А9В716
+ С0Е16 =308610 -С0Е16
---------------- ----------
В5С516 =4653310 9DA916
В-2: А5С916=4244110 А5С916
+70D16 = 180510 -70D16
-------------------------------- ---------------
ACD616 =4424610 9EBC16 = 4063610
В-3: 7АС816 =3143210 7АС816 +А0D16 = 257310 -А0D16 ----------------------------- --------------------------
84D516 =3400510 70BB16 =2885910
Урок 16. Тема урока: « УМНОЖЕНИЕ В ШЕСТНАДЦАТИРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Познакомить уч-ся с таблицей умножения16-ричных чисел и закрепить тему решением упражнений
Ход урока
-
Анализ самостоятельной работы
Выполнить задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся
-
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с таблицей умножения 16-х чисел.
Умножение:
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
C
D
E
F
2
2
4
6
8
A
C
E
10
12
14
16
18
1A
1C
1E
3
3
6
9
C
F
12
15
18
1B
1E
21
24
27
2A
2D
4
4
8
C
10
14
18
1C
20
24
28
2C
30
34
38
3C
5
5
A
F
14
19
1E
23
28
2D
32
37
3C
41
46
4B
6
6
C
12
18
1E
24
2A
30
36
3C
42
48
4E
54
5A
7
7
E
15
1C
23
2A
31
38
3F
46
4D
54
5B
62
69
8
8
10
18
20
28
30
38
40
48
50
58
60
68
70
78
9
9
12
1B
24
2D
36
3F
48
51
5A
63
6C
75
7E
87
A
A
14
1E
28
32
3C
46
50
5A
64
6E
78
82
8C
96
16
21
2C
37
42
4D
58
63
6E
79
84
8F
9A
A5
C
C
18
24
30
3C
48
54
60
6C
78
84
90
9C
A8
B4
D
D
1A
27
34
41
4E
5B
68
75
82
8F
9C
A9
B6
C3
E
E
1C
2A
38
46
54
62
70
7E
8C
9A
A8
B6
C4
D2
F
F
1E
2D
3C
4B
5A
69
78
87
96
A5
B4
C3
D2
E1
Пример: FA1216 =6401810 * 91316 =232310 ---------------------------- 2EE36 FA12 8CAA2 ------------------------ 8DD315616 =8*166+13*165+13*164+3*163+1*162+5*161+6*160=14871381410
-
Закрепление
Выполнить умножение 16-х чисел:
-
В1516*1А316= 12235F16
-
FA1216*91316
-
A5C916*70D16
-
Домашнее задание
Выполнить умножение 16-х чисел:
-
В2516*2С316
-
FВ4216*96516
-
AС2516*20В16
Урок 17. Тема урока: « УМНОЖЕНИЕ В ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ СС»
Цель урока: Закрепить тему решением упражнений и проверить усвоение изученного материала
Ход урока
-
Проверка домашнего задания
Выполнить у доски домашний пример
-
Решение упражнений
Выполнить умножение 16-х чисел
-
АВ816 и 3С616
-
23А16 и 65В16
-
Самостоятельная работа
Выполнить умножение 16-х чисел и сделать проверку:
В-1: А9В716 и С0Е16
В-2: А5С916 и 70D16
В-3: 7АС816 и А0D16
Ответы для контроля:
В-1: А9В716 =4344710 * С0Е16 =308610 -------------------------------- 94802 7F494 ------------------------------------- 7FDDC0216 =13407744210
В-2: А5С916 =4244110 *70D16 = 180510 ----------------------------------- 861В35 4887F ---------------------------- 490EA3516 =7660600510
В-3: 7АС816 =3143210 *А0D16 = 257310 -------------------- 63С28 4СВD0 ------------------------------ 4D20C2816 = 8087453610