Преподавание информатики и программирования

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кусаинов Т.К.


Преподавание информатики и программирования


г. Павлодар, Павлодарский инновационный многопрофильный колледж.

Информатика является очень молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Сам термин «информатика» в отечественной литературе используется сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и общепринятым. Это связано с терминологическими и понятийными трудностями введения понятия «информатика» и его производных понятий. Толковый словарь по информатике определяет её так: «Научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники».

Предметом информатики являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане - это общие закономерности конкретных информационных технологий. Структура предметной области информатики включает в себя 4 раздела:

• теоретическая информатика,

• средства информатизации,

• информационные технологии,

• социальная информатика.

Объектом информатики (объект - это часть объективной реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий), т.е. объектом информатики являются информационные процессы в природе и обществе и информационные технологии.

Ученые и методисты тогда считали, что введение курса информатики создаст возможности для изучения школьных предметов на качественно новом уровне за счет повышения наглядности, возможности моделирования на ЭВМ сложных объектов и процессов, сделает усвоение учебного материала более доступным, расширит учебные возможности студентов, активизирует их познавательную деятельность.

В качестве конкретной цели была поставлена компьютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности достаточно быстро стало одним из новых понятий дидактики. Постепенно выделили следующие компоненты, определяющие содержание компьютерной грамотности студентов:

• понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания, понятие о программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;

• основы программирования на одном из языков;

• практические навыки обращения с ЭВМ;

• принцип действия и устройство ЭВМ;

• применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Программирование как новый вид человеческой деятельности появился сравнительно недавно. Для ЭВМ первых поколений это было достаточно сложным и трудоёмким занятием, искусством которого овладевали за многие годы. Прогресс вычислительной техники и развитие программирования привели к тому, что им начало заниматься всё большее число людей, а профессия программиста стала престижной.

В начале изучения темы следует остановиться на определении программирования. Программирование - это раздел информатики, изучающий вопросы разработки программного обеспечения ЭВМ. В узком смысле под программированием понимают процесс создания программы на одном из языков программирования. Разработку средств системного программного обеспечения и систем программирования называют системным программированием. Создание прикладных компьютерных программ принято называть прикладным программированием. По такому же принципу проводят деление программистов на системных и прикладных.

Существует несколько парадигм (образчиков) программирования:

• процедурное;

• логическое;

• функциональное;

• объектно‐ориентированное.

Процедурное программирование является универсальным и наиболее распространённым видом программирования. Для него существует наибольшее количество языков программирования. К ним относятся: Ассемблер,Фортран, Бейсик, Паскаль.

Логическое программирование в основном представлено языком Пролог. Этот язык основан на логических построениях. Логическое программирование предполагает, что компьютер должен уметь работать по логическим построениям, которыми пользуется человек.

Функциональное программирование использует так называемый декларативный язык программирования, который построен на предварительном описании данных и явных указаниях о том, что должно получиться в результате. В этом случае программа представляет собой совокупность определенных функций, которые являются также блоками текста программы. Например, функцией принтера является печатание, функцией текстового редактора подготовка документа. Типичными представителями функциональных языков являются ЛИСП и Лого.

Объектно-ориентированное программирование имеет в своей основе понятие объекта, как элемента программирования, соединяющего в себе данные и действия над ними. Такой подход позволяет упростить программирование и сделать его более естественным для человека. Типичными языками объектно‐ориентированного программирования являются Визуал Бейсик, Дельфи, Си ++.

Наиболее распространённой является процедурная парадигма программирования из‐за её универсальности.

Поэтому она чаще всего изучается в школе и в вузах.

Обучение программированию включает в себя три части:

1) изучение методов построения алгоритмов;

2) изучение языков программирования;

3) изучение и освоение какой‐либо системы программирования.

Первая и вторая части изучаются в базовом курсе информатики, а системы программирования обычно изучаются в профильном обучении.

Системы программирования в базовом курсе информатики изучаются только в ознакомительном плане, однако систематическое изучение их возможно в профильном обучении.

Под системой программирования понимают комплекс инструментальных программных средств, предназначенных для создания и работы с программами на одном из языков программирования. Выбор системы программирования определяется поставленной задачей и предпочтениями пользователя. В состав системы программирования входят:

• трансляторы;

• средства редактирования, компоновки и загрузки программ;

• микроассемблеры;

• отладчики машинных программ;

• библиотека блоков и подпрограмм.

В начале обучения надо лишь кратко охарактеризовать компоненты системы, отметив, что более подробно они будут рассмотрены по ходу темы.

Учащимся следует сообщить, что создание программы складывается из трёх этапов: написание программы, отладка программы, исполнение программы.

Система программирования позволяет это сделать более продуктивным способом за счёт использования специальных средств и готовых наработок частей и блоков программы.

В любой системе программирования можно выделить компоненты: среда, режимы работы, система команд, данные. С ними следует кратко ознакомить учащихся.

Закрепление теоретического материала этой темы рекомендуется проводить на практических занятиях по написанию коротких программ на языке Паскаль или Дельфи.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Кусаинов Темир Канатович

«Павлодарский инновационный многопрофильный колледж»

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Адрес: г.Павлодар, ул.Камзина 37/1 ПИМК «Павлодарский инновационный многопрофильный колледж»

Тел.: 65-14-55

E-mail: [email protected]

© 2010-2022