Рабочая учебная программа по информатике 10 класс

Рабочая учебная программа по информатике  для 10 класса составлена на основании образовательной программы среднего (полного) общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.М: Бином. Лаборатория знаний. 2011   Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики обучающимися 10 класса в течение 35 часов (1 часа в неделю)         Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая систем...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая учебная программа по информатике для 10 класса составлена на основании образовательной программы среднего (полного) общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.М: Бином. Лаборатория знаний. 2011

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики обучающимися 10 класса в течение 35 часов (1 часа в неделю)

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 9 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов, УМК под редакцией Семакина И.Г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. «Введение» (7 часов)

Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Философские проблемы понятия информации. Теория информации. Методы измерения информации. Информационное моделирование. Теория алгоритмов. Системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Средства информатизации: технические и программные. Информационные технологии. Автоматизированное проектирование. Геоинформационные технологии. Информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы России.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать: предмет изучения информатики, структуру предметной области информатика; понятие теоретической информатики и основные рассматриваемые в ней вопросы; иметь представление о средствах информатизации: технических и программных; понятие информационных технологий, информационных ресурсов и их классификацию; рынка информационных ресурсов и принцип его действия; характеристику национальных информационных ресурсов России.

Обучающиеся должны уметь: составлять алгоритмы; характеризовать технические и программные средства; перечислять основные технические устройства, обслуживающие современные системы информатизации и их функции; характеризовать виды информационных ресурсов России. Уметь работать с приложениями Windows, текстовым редактором.

Тема 2. Информационные процессы в системах (11 часов)

Понятие системы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать: понятие системы, как происходят информационные процессы в естественных и искусственных системах, процесс хранения и передачи информации, автоматическую обработку информации, основные понятия WWW: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web - сайт, Web - браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета.

Тема 3. Информационные модели (11 часов)

Компьютерное информационное моделирование: информационные модели, этапы разработки компьютерной информационной модели. Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Типы связи и системы управления: естественные и искусственные системы. Структура ситемы управления. Графы и сети, их свойства. Иерархические структуры и деревья. Табличная организация данных. Решение задач информационного моделирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать: понятие компьютерной информационной модели; основные понятия системологии: система, структура, подсистема, системный эффект; знать понятия естественных и искусственных систем, систем управления, их отличия; определение и свойства графа, понятие иерархической структуры.

Обучающиеся должны уметь: приводить примеры систем и структур, уметь выделять подсистемы в системах; строить графы и сети для решения конкретных информационных задач; выбирать рациональный способ представления информации с помощью различных структур.

Программно-технические системы реализации информационных процессов (6 ч.)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать: этапы развития компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, каналы связи и их характеристики; программные ресурсы интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и IP;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web - сайт, Web - браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами интернета, создавать Web- страницы.

Тема 4. Социальная информатика (6 часов)

Информационные революции. Информационное общество. Изменение структуры экономики и структуры труда. Преодоление информационного кризиса. Свобода доступа к информации и свобода ее распределения. Информационная культура.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать: события и процессы, определившие четыре информационных революции, понятие информационного общества и стадии его формирования; понятие информационной культуры. Знать предпосылки и базовые положения перехода к информационному обществу в России. Понятие информационной безопасности и информационного неравенства. Знать правовые аспекты регулирования проблем, связанных с информацией и компьютерами.

Обучающиеся должны уметь: использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень практических работ в 10 классе

Практическая работа № 1 «Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов.»

Практическая работа № 2 «Создание, редактирование и форматирование документов.»

Практическая работа № 3 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»

Практическая работа № 4 «Создание и запись алгоритмов»

Практическая работа № 5 «Интернет: работа с поисковыми системами»

Практическая работа № 6 «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»

Практическая работа № 7 «Создание собственного сайта»

Практическая работа № 8 «Поиск информации в геоинформационных системах»

Практическая работа № 9 «Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы»

Практическая работа № 10 «Относительные и абсолютные ссылки»

Практическая работа № 11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

Практическая работа № 12 «Встроенные математические и логические функции.»

Практическая работа № 13 «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков»

Практическая работа № 14 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов»

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения данного предмета в 10 классе обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • создавать Web-страницы;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.














п/п

Содержание

Количество

часов

Дата

Примечание

план

факт

Глава 1. Информация.8 ч.





Введение. Структура информатики

1

01.09-05.09



Представление информации, языки, кодирование.

1

08.09-12.09



Представление информации, языки


15.09-19.09



Представление информации, языки, кодирование.


22.09-26.09



Измерение информации. Объемный подход.

1

29.09-03.10



Измерение информации.

1

06.10-10.10



Измерение информации. Содержательный подход.


13.10-17.10



Контрольная работа №1 по теме «Информация»

1

20.10-24.10




Глава 2. Информационные процессы в системах

11 ч.





Понятие системы.

1

27.10-31.10



Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

10.11-14.11



Хранение информации.

1

17.11-21.11



Передача информации.

1

24.11-28.11



Передача информации.


01.12-05.12



Обработка информации и алгоритмы

1

08.12-12.12



Обработка информации и алгоритмы


15.12-19.12



Автоматическая обработка информации

1

22.12-26.12



Поиск данных


1

12.01-16.01



Защита информации.

1

19.01-23.01



Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы в системах»

1

26.01-30.01




Глава 3. Информационные модели

11 ч





Компьютерное информационное моделирование

1

02.02-06.02



Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы

1

09.02-13.02



Относительные и абсолютные ссылки

1

16.02-20.02



Реализация простых запросов с помощью конструктора

1

23.02-27.02



Встроенные математические и логические функции

1

02.03-06.03



Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков

1

09.03-13.03



Структура данных: деревья, сети, графы, таблицы

1

16.03-20.03



Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов


1

01.04-03.04



Контрольная работа № 3 по теме: «Электронные таблицы»

1

06.04-10.04



Модели структуры данных предметной области

1

13.04-17.04



Алгоритм как модель деятельности

1

20.04-24.04




Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов

6 ч.





Компьютер - универсальная техническая система обработки информации

1

27.04-01.05



Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

1

04.05-08.05



Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука

1

11.05-15.05



Развитие архитектуры вычислительных систем

1

18.05-22.05



Контрольная работа №4 по теме: «Программно-технические системы реализации информационных процессов»

1

25.05-29.05











Состав учебно-методического комплекта


I. Основная литература

1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

II. Дополнительная литература

  1. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.









© 2010-2022