Формирование навыка работы с информацией

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с информацией

С введением ФГОС перед школой и учителем ставятся новые задачи. Среди них основной является- научить учиться. Т.е. путем формирования универсальных учебных действий дать ребенку инструменты и мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию. Учитывая то, что человечество вступило в эпоху информационного общества, где информация является главной движущей силой, на учащихся сваливается поток новых знаний, которые нужно запомнить, систематизировать и применять. Память человека небезгранична. Запомнить все просто невозможно. Поэтому, если не научить ребенка приемам работы с информацией, то он вряд ли сможет обучать и развивать себя. Еще одна проблема возникла в последние годы: дети практически перестали читать. Это значит, что большая часть информации им недоступна. Решать задачи, поставленные новыми образовательными стандартами, в такой ситуации невозможно. Поэтому данная тема мне кажется важной и своевременной. Работу с информацией я разделяю на две важные части, а именно: непосредственно поиск информации и отбор и систематизация нужной информации. В данной работе я рассмотрю вопросы поиска информации. Формируя навык работы с информацией развиваем познавательные универсальные учебные действия (УУД). По окончании основной школы эти умения должны быть сформированы на 2-3 уровне. Это значит, что обучающиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, лишь по образцу, подражая действиям учителя или достаточно свободно, но контролируя каждый шаг.

Оказвается все не очень просто. Поиск информации или информационный поиск это наука. По определению, данному Википедией Информацио́нный по́иск (англ. Information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности и наука об этом поиске. Информационный поиск - большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении когнитивной психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики, семиотики, и библиотечного дела. Термин «информационный поиск» был впервые введён Кельвином Муром в 1948 в его докторской диссертации, опубликован и употребляется в литературе с 1950. Поиск информации - процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющих заранее определенному условию поиска или запросу, который представляет из себя набор ключевых слов, характеризующий то, что ищет пользователь.

Я рассматриваю следующие источники информации: учебник, справочники, словари и энциклопедии, СМИ. Для учащихся основной школы главным источником информации является учебник. Как добиться того, что бы учебник стал не просто книгой, которую ученик просто носит в портфеле, но и помощником, и учителем и для ученика, особенно, если ребенок долго и часто болеет, либо не всегда успевает за темпом урока.

Первое, что необходимо, это на первых уроках познакомить учащихся со структурой учебника. Как правило, часть важных сведений выносится на форзацы учебника. Далее необходимо рассказать о делении на главы и пункты. Если спросить сколько в нашем учебнике глав и пунктов, дети поведут себя по-разному: кто-то начнет листать страницы, а кто-то сразу откроет содержание. Важно убедиться, что работая с содержанием тратим меньше времени.. Привычка, давая задание называть страницу, где находится параграф или номер задания, привела к тому, что если страницу не назвать, ученик не знает где искать материал. Поэтому, я считаю, что просто необходимо научить ребенка работать с содержанием. Сейчас, объявляя тему урока, я прошу открыть учебники, не называя при этом страницу, объясняя материал, осталяю что-то для самостоятельной работы, а именно: какие-то сведения ученик должен найти самостоятельно, работая с текстом параграфа, подбираю задания на урок так, что бы они не повторяли друг друга и прошу ребят найти отличия в заданиях. Перед выполнением любой работы всегда нацеливаю учащихся на внимательное чтение задания, вопроса задачи, и объсняю им, что от этого зависит результат выполнения работы. Прошу найти в учебнике задания, аналогичные тем, которые разобраны и объяснены в учебнике. Сейчас, после болезни и пропущенных занятий ученик знает, что он должен принести тетрадь с выполнеными заданиями и если остались вопросы, то выяснить. При выполнении проверочных работ слабоуспевающим ученикам я даю возможность воспользоваться учебником. Все это кажется простым и понятным, однако раньше я не всегда это делала и как результат получила проблему.

В кабинете есть обязательно орфоргафический словарь, в котором учащиеся по очереди находят и выписывают математические термины, которые встречаются в ходе урока. Красиво и правильно написанные они привлекают внимание и способствуют развитию зрительной памяти. Справочники и энциклопедии используются для нахождения дополнительной информации для урока. Если ребенок в первый раз видит эти источники информации, то ему необходимо объяснить, что информация объединяется по темам, расположена по алфавиту, справочники как правило имеют предметный указатель. Все это помогает быстрому поиску информации. Желательно один из классных часов в 5-6 классах провести в библиотеке. В нашей школе там работает замечательный и очень грамотный специалист. Она всегда поможет учащимся быстро найти нужную им информацию по любому предмету, проведет занимательную игру по поиску информации. Самым популярным в наше время источником информации является сеть Интернет. В школьном курсе информатики рассматриваются вопросы поиска информации и учащиеся знают, что поиск информации в сети Интернет осуществляют поисковые системы.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

По данным компании Net Applications, в ноябре 2012 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

  • Google - 83,87 %;

  • Yahoo! - 6,20 %;

  • Baidu - 4,22 %;

  • Bing - 3,69 %;

  • Yandex - 1, 56%

Говоря о системах информационного поиска, употребляют термины запрос и объект запроса.

Запрос - это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системы позволяют вводить запрос на естественном языке. Несмотря на то, что существуют различные способы и методы составления запросов, учащиеся, в основном, используют запросы по ключевым словам. Для экономии времени поиска информации необходимо ключевые слова или фразы брать в кавычки и писать с прописной буквы. Эти простые советы помогут быстро и качественно найти необходимую информацию. Правда, я с некоторой осторожностью отправляю учащихся 6-7-классов на поиск информации в сети Интернет. Это связано с тем, что не все родители устанавливают на домашние компьютеры контент, который закрывает доступ к сайтам нежелательного содержания. Поэтому, я предлагаю детям обратиться за помощью к родителям и вместе с ними найти нужную информацию, если это невозможно, то в компьютерные классы школы или в библиотеку, где им при необходимости помогут.

Существуют и другие источники информации: это средства массовой информации: телевидение, печатные издания и др. Здесь, я считаю, родители должны определять, какя информация полезна и нужна их детям. Таковы основные источники информации для учащихся основной школы. Следующий этап - это отбор и систематизация необходимой информации для решения поставленной задачи.



© 2010-2022