АВТОРСКАЯ ИДЕЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская идея освоения программирования учащимися разного уровня подготовки

Н.В. Одрузова

Государственное бюджетное Калининградской области профессиональная образовательная организация "Прибалтийский судостроительный техникум"


Аннотация

Основой данной идеи является использование известной игры пазлы, в форме которая позволяет посредством ассоциативно-рефлекторной теории обучения легко освоить основы программирования, учащимися независимо от уровня их подготовки.


Одной из главных задач современности является информатизация общества, что предполагает всеобщую компьютерную грамотность. Надо отметить, что уровень пользователя осваивается учащимися достаточно просто, а раздел программирования, к сожалению, далеко не всеми.

Безусловно, для решения задач программирования высокого уровня, кроме элементарных навыков требуется хорошо развитая логика, но это прерогатива не многих, потому моя идея позволяет освоить азы программирования на базовом уровне практически всем учащимся.

Изучая программирование, как правило, учащиеся стараются отгородиться от восприятия данной темы из-за сложности синтаксиса языка программирования и его семантики. Решая эту педагогическую проблему, мне, как практику, пришла идея создания формы представления программ в виде пазл, используя ассоциативно-рефлекторную теорию обучения, теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Результатом применения этой формы стало повышение уровня качества усвоения структурированного программирования учащимися вне зависимости от их стартовой успеваемости.

Пазлы - одна из самых доступных игр, развивающих логическое мышление, внимание, память. По мнению психологов, игра пазлы способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, выделению из общего отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д., в нашем случае по смысловому содержанию учит правильно воспринимать связь между частью и целым.

Задача выполнения упражнения, моей идеи использования пазл, собрать из разрозненных фрагментов единую программу.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения основывается на закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно учению И.М. Павлова, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Даже индивидуальность личности зависит от того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании. Таким образом, на основе учения о физиологии умственной деятельности разработана ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Ее смысл лежит в том, что усвоение знаний, формирование умений и навыков - это процесс образования в сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей - это логическая последовательность, которая включает:

  • восприятие учебного материала;

  • осмысление, понимание внутренних связей и противоречий;

  • запоминание;

  • применение в практической деятельности.

Итак, овладение учебным материалом начинается с восприятия. При использовании пазл привлечены различные органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные, что способствует улучшению восприятия информации. Для слухового восприятия учебной информации проговаривается доказательное обоснование присутствия каждого фрагмента программы, как в данной позиции, так и в теле программы в целом. Важным этапом процесса обучения является мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретической и практической учебных задач. Активизация процесса осмысления учебного материала осуществляется посредством доказательства логической взаимосвязи фрагментов программы, т.е. элементов пазл, в рабочую программу для решения конкретной поставленной задачи.

Моя идея ассоциативного обучения с помощью пазл обусловлена принципом наглядности. По мнению К.Д. Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний, так как наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, что стимулирует интерес учащихся к знаниям, делая процесс обучения более легким. Таким образом, сложные теоретические положения становятся доступными пониманию обучаемых, при выполнении упражнения по составлению программы из готовых фрагментов, каковыми являются пазлы.

Для зрительного восприятия используется цветовая палитра пазл. Она изначально произвольна. После правильной состыковки программы, каждый фрагмент окрашивается условным для него цветом (например: блоки начала и конца - голубой, блоки ввода и вывода - синий, блок действия - зеленым), что сигнализирует о правильности выбора позиции данного пазла как части программы.

АВТОРСКАЯ ИДЕЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

programz_1;

const N = 10;

var a: array[1..N] of integer;

I,S: integer;

begin

for i:=1 to N do begin

write('a[', i,']=');

read ( a[i] );

end;

S:=0;

for i:=1 to N do if a[i] mod 5 =0 then S:=S+a[i];

writeln('S=',S:5)

end.

Двигательное восприятие, как элемент кинестезии заключается в том, что ученик должен выйти к интерактивной доске и самостоятельно установить пазл в соответствующую позицию программы.

Осмысление при приобретении знаний, используя пазлы, происходит согласно основным положениям теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

Составляющие части сложной системы действий:

  • ориентировочная (управляющая) - при получении задания на сборку пазла, происходит определение смыслового значения каждого пазла;

  • исполнительная (рабочая) - скоординированное расположение пазл в порядке необходимом для работы данной программы;

  • контрольно-ориентировочная - запуск самой программы, в случае если ее тело собрано верно или поиск и исправление ошибок в полученной структуре программы.

Поэтапное формирование умственных действий выделяет несколько этапов в процессе обучения принципиально новым знаниям и практическим навыкам:

  1. мотивационный;

  2. предварительного ознакомления с действием;

  3. выполнения материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме;

  4. внешней речи обучаемого (ученик проговаривает вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивает);

  5. беззвучной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивает);

  6. автоматического выполнения обрабатываемых действий.

Безусловно, каждое действие характеризуется определенными параметрами:

  • формой совершения;

  • мерой обобщенности;

  • мерой развернутости;

  • мерой самостоятельности;

  • мерой освоения и др.

В этом методе мною учтена ориентировочная основа деятельности, как текстуально, так и графически оформленная модель изучаемого действия, и система условий его успешного выполнения.

При таком использовании пазл присутствует новизна в представлении учебного материала, что является фактором активизации познавательной деятельности, а также пазлы помогают более наглядно представить блочность программ, что в свою очередь оптимизирует процесс запоминания.

Для достижения наивысшего результата в обучении необходимо соблюдение следующих условий:

  • формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

  • подача учебного материала в определенной последовательности;

  • демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

  • применение знаний в учебных целях.

Все эти условия выполняются при использовании данной идеи.

Закрепление знаний в памяти осуществляется пошаговым методом выполнения данного упражнения:

  1. запись в тетрадь последовательности блоков - пазл,

  2. повторение при проверке результатов работы с решением ученика у доски,

  3. объяснение - логическое обоснование выбора позиции каждого блока - пазла,

  4. практическое применение программы посредством ее загрузки и трассировки после окончательной состыковки пазл.

Таким образом, построение программы, из фрагментов в виде отдельно взятых элементов пазл, становится доступным, логически взаимосвязанным, понятным и при исполнении актуализированным - посредством демонстрации работы, полученной в результате состыковки, программы.

Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. При верном сборе пазл идет автоматический запуск программы, что позволяет видеть сиюминутный результат работы как отдельно взятого ученика, так и совместного коллективного решения.

Цели использования этой формы обучения - это понимание ассоциативного ряда даже слабоуспевающими учащимися, построение и анализ ассоциативных взаимосвязей между операторами языка программирования и блоками программы, поиск закономерностей, формирование прямых и обратных ассоциативных связей.

Приготовление самих упражнений в форме пазл строится по следующему плану:

  1. разработка пазл - это разложение тела программы на блоки, а именно:

  • начала;

  • ввода;

  • вычислений;

  • вывода;

  • конца.

  1. подчеркивание места расположения оператора в отдельном пазле, с помощью последующего выделения цветом.

По виду представления пазлы могут быть представлены как на бумажных носителях (для индивидуальной работы за партой), так и в виде арт объектов на интерактивной доске или на ПК. Проверка результата может быть двух видов, как цветовая, сопряженная с мгновенным запуском программы при полной состыковке блоков - пазл, так и последовательное побуквенное вскрытие зашифрованного подобным образом оператора языка программирования (что дает дополнительную возможность освоения орфографии операторов).

Рассматривая результативность использования пазл при изучении структурированного программирования, надо отметить, что данная форма дает возможность объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала, так как объем решенных задач увеличивается из-за мобильности упражнения и количество опрошенных за урок значительно возрастает. В структуре пазл учтено врожденное стремление мозга к формированию целостного образа, непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления, позволяющее ученику становиться более активным и восприимчивым к новой информации, что является необходимым условием для повышения уровня обучения. Использование моей идеи повышает эффективность учебного процесса в несколько раз.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: педагогика, 1989. - 560 с.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

  3. Факторович А.А. сущность педагогической технологии / А.А. Факторович // Педагогика. - 2008. - № 2.

  4. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. янушкевич; пер. с польск. - М., 1986. - 158 с.

  5. В.П. Белянин. Психолингвистика. - М., 2003.

  6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М., 1975. - 343.

© 2010-2022