РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.


Ивонтьева Т.В. учитель информатики МОУ Школы №174 им. И.П. Зорина г.о. Самара


В последнее время российская система образования, как и системы образования зарубежных стран, претерпевает значительные изменения, связанные с растущими темпами развития вычислительной техники и темпами ее внедрения в образовательный процесс. Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Развитие и внедрение компьютерной техники и информационных технологий дает возможность создавать новые благоприятные условия для проектирования и формирования единой информационно-образовательной среды образовательного пространства и в частности, урока. Важнейшей составляющей современного образовательного процесса признается личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием современных информационных технологий, создание информационно - образовательной среды урока. В центре всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация ее природных потенциалов [6]. Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет преодолеть разрозненность и раздробленность материала, присущую традиционной системе образования, способствует созданию и развитию единого образовательного пространства на различных уровнях. Одним из предметов, при изучении которого активно применяются информационные технологии, является информатика.

  1. Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
    Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, которые определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека.
    1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
    2. Развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного (модульно-рефлексивного) мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
    Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области объективно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритм действий и схемы логического вывода (т.е. то, что происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
    Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся логического мышления и готовность к решению задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.
    Формирование современной информационно-образовательной среды урока информатики и способствует развитию логического мышления, так как учителя информатики по-новому могут выстраивать свою профессиональную деятельность, осуществлять обучение в условиях избытка информации, ориентироваться на формирование у учащихся способности самостоятельно учиться и добывать знания. Это достигается за счет следующего:

- активное использование локальной и глобальной компьютерной сети (до­ступ к сетевым ресурсам, в том числе учебным материалам, размещение своих работ и т.п.);

- разработка (компоновка) специфических наборов электронных учебных материалов для конкретных нужд учащихся;

- развитие и поддержка эффективного многоуровневого взаимодействия участников учебного процесса.

Применение информационных технологий, как части информационно - образовательной среды, позволяет использовать новые ресурсы информации, такие как электронные учебники, виртуальные лаборатории и т.д.; обеспечивать выход в глобальные компьютерные сети; осуществлять разработку и внедрение новой методической и технологической базы, способной учитывать специфику обучения информатике на основе использования компьютерных и телекоммуникационных технологий, психолого-педагогические особенности применения этих технологий в организации учебного процесса.

Таким образом, на современном этапе развития образования разработка общей методологии проектирования информационно-образовательной среды на уроке информатики имеет огромное значение.

Информационная среда образуется отдельной группой людей, в то время как информационное пространство создается в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно по отношению к изменениям.

В формировании информационно-образовательной среды урока участвуют:

- ученик - получает, осмысливает и применяет информацию;

- учитель - определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методов обучения, стиль общения и т.д.;

- государство как общественный институт - определяет материальное обес-печение образования и в целом, и отдельного урока, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов [4].

Таким образом, информационно-образовательная среда представляет собой качественно новый уровень организации обучения (информатике в частности). Технологическую основу проектирования информационно-образовательной среды обеспечивает деятельностный подход, предполагающий активное включение ученика в различные виды деятельности и позволяющий в сочетании с идеями контекстного обучения преодолеть основные противоречия традиционной системы обучения путем перехода от пассивной роли ученика к его активному включению в процесс овладения знаниями и умениями с активным использованием информационных технологий [5].

С развитием информационно-коммуникационных средств и ростом спроса на образовательные услуги актуальным становится вопрос развития информационно-образовательной среды на базе современных информационных технологий, открывающий широкие возможности для применения новейших психолого-педа-гогических методик. Хотелось бы подчеркнуть, что создание и развитие информационно-образовательной среды на основе использования информационных технологий должно основываться на соблюдении общедидактических принципов.

Для реализации эффективного обучения информатике необходимо рассмотреть взаимосвязь информационных процессов на учебном занятии, исследовать организационные вопросы создания информационно-образовательной среды на основе использования современных телекоммуникационных технологий как средства повышения эффективности обучения.




Литература

1. Васильев В.Н., Стафеев С.К., Сухорукова М.В. Концепция построения естественнонаучного образовательного портала // Cб. материалов конференции «Телематика'2002» // ict.edu.ru/vconf/index.php

2. Веряев А.А., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. - 1998. - № 4. - С. 9-14.

3. Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 53-59.

4. Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект. Монография. - Воронеж: Научная книга, 2007.

5. Заславская О.Ю. Внедрение систем и средств новых информационных технологий в образовательный процесс // Cб. научн. трудов математического факультета МГПУ. - 2005. - С. 74-80.

6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.


© 2010-2022